Юлия Лиморенко. Прости, Медуза, но ты горгона!
Продолжаем погружаться в страшненький мир греческой мифологии 🙂 На повестке дня история горгоны Медузы.
Семья титанов. Сначала разберёмся, кто есть кто. Горгоны — это три сестры, дочки морского титана Форкия и богини (или нимфы? или титаниды?) Кето (корень в этом имени тот же, что в слове «кетос» — кит, ср. лат cetus). Каким-то удивительым образом две из них бессмертные (Сфено и Эвриала), а третья смертная (Медуза). Как им удалось — кто знает?
Примечательно, что у горгон есть симпатичные сестрички — грайи. Сестрички или родные, или единокровные (от Форкия и ещё какой-то неустановленной дамы). По ряду версий дочерьми Форкия оказываются также геспериды (хотя по другой версии их отец — титан Алтант). Про всю эту семейку мы подробно поговорим в статье о Персее, он плотно познакомился со всеми сестрёнками. А вообще Форкий в раннюю эпоху был, видимо, серьёзным богом, аналогом Посейдона. Он сын первородных титанов: Урана и Геи, Понта и Геи, а возможно, Понта и Тетис (Тефии), доброй богини Средиземного моря. Таким образом, кровь горгон — это кровь богов и титанов, они в довольно близком родстве с олимпийцами.
Итак, горгоны — это род. Младшую, сертную горгону зовут Медуза (Медуса), и это забавно, потому что имя это начит «защитница, охранительница». А вовсе не ужас ужасный. «Ужас ужасный» — это, если верить филологам, как раз слово «горгона».
Почему горгон три? То, что горгон и грай по три, может говорить о типичной для архаики троичности женского образа. У индоевропейцей любили утраиваться и мужские боги, но мы не можем быть уверены, что горгоны — божества индоевропейские по происхождению, скорее как раз наоборот. Имена у горгон вовсе не страшные, вполру добрым богиням: Эвриала — «Далеко прыгающая», Сфено — «Могучая», Медуза — «Защитница». Возможно, это вообще три аспекта одного женского божества, причём божества доброго. Триединая богиня могуча, ловка (далеко прыгает) и защищает смертных.
Аналогично богинями могли быть и грайи. Мы привыкли представлять их тремя уродливыми старухами, однако это лишь одна из версий; нередко (особенно в ранних источниках) их описывали как трёх прекрасных женщин, у которых лишь один глаз на всех. И вот эта деталь — один глаз (в поздних версиях ещё и один зуб) — тоже может говорить о том, что это три лика одной богини.
Впрочем, с грайями ещё интереснее: далеко не во всех источниках их три, иногда бывает две. Двуединая женская богиня — тоже нередкий случай. И имена у грай любопытные: Дейно — «Дрожь», Пемфредо — «Тревога» (или Порфредо — «Буря») и Энио — «Злоба, Ужас». В комплекте с горгонами они смотрятся прекрасно: три добрые богини и три не очень добрые 🙂
Медуза и Посейдон. Вернёмся, однако, к Медузе. Самая важная и самая странная часть её истории — это, собственно, история о её чудовищности. Согласно классической «поздней» версии Медузу преследовал Посейдон, она пыталась укрыться в храме Афины (девы, заметим), чтобы избежать насилия, но Посейдон был неостановим и изнасиловал Медузу прямо у алтаря. За это Афина покарала Медузу… ЩИТО?! Ы — Логика.
Давайте думать. Первое: Афине было бы не впервой вступить в конфликт с Посейдоном, они как-то раз Аттику не поделили, да и ваще… Если бы Афина хотела дать Медузе укрытие, она бы так и сделала. Как известно, боги редко нападали друг на друга, выясняя отношения. Для этого привлекались герои, они враждовали друг с другом, а боги переживали. Помните, как Афина надоумила Одиссея (своего любимца) расправиться Полифемом? А Полифем был, на минутку, сыном Посейдона.
Значит, тут история сложнее. Отец Медузы — Форкий, который в доолимпийские времена была богом океана (и где-то примерно смешивался с титаном Океаном). Позднее это место занял олимпиец Посейдон, а прежний бог ушёл в тень. Но когда так происходит, обычно бывает момент неразличения двух сущностей: кого именно считать богом морей — Посейдона или Форкия, — людям на этом этапе изрядно всё равно. Вполне вероятно поэтому, что бог моря (пока возьмём его как целое) и не считался отцом Медузы. Более того, он мог оказаться её потенциальным мужем, потому что Медуза явственно в своём божественном статусе связана с морем. Посейдон, не оставая от Зевса, овладевал всем, что движется и имеет женский пол, но его супруга относилась к этому спокойно: погуляет и вернётся.
И тогда история приобретает странный ракурс: во внутренние семейные проблемы морских божеств Медуза пытается втянуть Афину, ища укрытия у её алтаря. Да прям щас Афина побежала её защищать! Посейдон вообще-то её близкий родственник, хоть они и ругаются. Очень похоже, что Афина не стала защищать Медузу просто потому, что Медуза нарушила какой-то договор с Посейдоном, а потом попыталась спрятаться за Афину, помня, что бог и богиня друг друга не любят. Афина обиделась! Этим обясняется и то, почему она покарала Медузу: богиню обманывать нехорошо.
Что касается защиты от насилия, то вспомним, что в греческой мифологии все женщины, искавшие защиты от домогательств бога, находили защиту. Дафна стала лавром, Астерия стала перепёлкой, Коронида превратилась в ворону… В общем, если женщина реально не хочет с богом, и ради этого готова изменить свою сущность, ей это удаётся. Боги не насилуют. Отсюда вывод: очень возможно, что Медуза пыталась обмануть Посейдона.
Горгоны-драконы. Допустим, что Афина действительно превратила Медузу в страховидло. По одной из версий, сёстры Медузы тоже стали чудовищами из сочувствия К младшей сестре. Но проблема в том, что они… изначально могли быть чудовищами! Некоторые описания горгон ещё до истории с Посейдоном заставляют предположить, что они по природе морские драконы:у них ужасные лица, тело покрыто прочной бронёй/чешуёй. Возможно, они мыслилисль как оборотни или имели зооантропоморфный облик.
О двойной природе Медузы может говорить и ещё один мотив: когда Персей отрубил ей голову, кровь из одной половины её тела была целебна и заживляла раны, а из другой — была натуральной «мёртвой водой», сразу отправляла к Харону. По версии мифа, Афина собрала эту кровь в разные сосуды и подарила Асклепию.
Зачем убивать Медузу. Вопрос своеобразный, потому что Медуза ни на кого не нападала. Спряталась в пещере, общалась только с сёстрами, причём не глядела на них, чтобы не превратить в камень. И вдруг дурак Полидект посылает Персей «истребить чудовище». Понятно, что ему не Медуза мешает, а Персей. Типичный смертельный квест.
А теперь вишенка на торте: Персей не сражался с Медузой. Он убил её спящей, глядя в медный щит и таким образом избегая её взгляда. Поэтому все страшные-ужасные картины битвы, которые нам любят показывать в кин, — просто выдумка. Нам сейчас трудно воспринимать как подвиг историю «подкрался, убил и ушёл».
С другой стороны, так и появляются версии, что бедная Медуза всеми обижена, зазря сделали чудищем, потом босяк Персей зарубил во сне… Как мы видели, всё могло бы не совсем так, и тогда Медуза кое за что заплатила.
Кстати, в отличном (хотя и смешном) фильме «Битва титанов» (старом, 1981 года) есть заклёпка размером с гору Ида. Персей рассекает на Пегасе… опять-таки ЩИТО?! Пегас родился из крови убитой Медузы. Он сын Посейдона, как и его братишка великан Хриасор (тоже из маминой крови возник).
Резюме: Медуза похожа на один из ликов/аспектов триединой очень архаичной богини, одной из горгон, которые несмотря на ужасное название были, видимо, богинями скорее благодетельными (в отличие от грай). С одной стороны, она не очень похожа на обиженнную невинную девочку, с другой, явно не была злобным чудищем — ни за кем не гонялась, никого не истребляла…
И то, что её голова с ужасным взглядом оказалась на эгиде Афины, напоминает о значении её имени: защитница. Ведь эгида — это защитный покров.
Вот такие пирожки с горгонами. Берегите родственников 🙂
В следующей серии — Персей и странности его жизни.
источник: https://author.today/post/393816