Юлия Лиморенко. Откуда мы столько знаем про мифы?
Содержание:
Внеплановый выпуск «Мифологической библиотеки», который по-хорошему должен был быть первым 🙂
Чтобы понимать, на что мы опираемся, рассуждая о греческой мифологии, сделаем краткий обзор источников, из которых к нам вообще могли попасть сведения о ней.
Источники это неравнозначны по по ценности и достоверности, поэтому не из каждого можно просто «брать сюжеты», иногда приходится интерпретировать и проверять сообщённые там сведения.
Когда и с какой скоростью всё это возникло, точно сказать нельзя, поэтому ниже я просто немножко набросаю временнЫе рамки. Они не абсолютны: до сих пор идут научные споры, что, когда и как возникло в мифологии, и это нормально. Процесс познания идёт вовсю.
Периоды
От времён, когда греческая мифология формировалась и жила, до нас никаких источников не дошло. Времена это были очень, очень далёкие: в периодизации греческой истории их называют среднеэлладским периодом Элладской цивилизации (XX — XVII вв. до н.э.). Две тысячи лет до нашей эры. Бездна времени.
Как считают историки, Элладская цивилизация находилась в тесном контакте с неэлладскими народами, в том числе неиндоевропейского происхождения: древними критянами, пеласгами, ещё какими-то пока не известными этносами. Это объясняет, почему даже в классической греческой мифологии есть общие элементы с негреческими мифологическими системами. Поделились. Им не жалко.
Этап, на котором образовывались базовые представления (прото)греков о мироздании и своём месте в нём, называют хтоническим, от слова хтонос «земля». Логично, что первые мифологические образы связаны не со светлыми небесами (до них человеку ещё пока что дела нет), а с землёй, которая кормит и кочевника, и оседлого труженика, и охотника, и земледельца, и скотовода. В эти времена греки ещё не рассматривали море как универсальную дорогу к новым землям, богатству и рынкам, они были сухопутным народом.
Примерно на стадии Микенской циивилизации, видимо, появляется более-менее знакомый нам костяк мифологии, но в нём ещё нет представлений об Олимпе — обители богов, о троецарствии владык стихий (Зевс — Посейдон — Аид), о музах, харитах и прочих изящных образах.
По мере развития греческой цивилизации, в Гомеровский период (рубеж 1 тысячелетия до н.э.) появляются образы и сюжеты, связанные с героями — потомками богов, и устанавливается некоторый порядок в мире: мелкие сущности — нимфы, сатиры, божества природных объектов, серьёзные боги — обитатели Олимпа или Аида, и люди, сотворённые богами (версии разнятся) и одаренные ими.
Архаический период греческой истории — последний момент, когда мифология была живой, встроенной в повседневную жизнь человека. Уже в раннеклассический период (VI — V вв. до н.э.) мифологическая система умирает как способ мировоззрения и начинает жить как система художественных образов. Всё, с этого момента греки не то чтобы не верят в богов — скорее, воспринимают богов как символы того и сего. Характерный признак такого отношения — появление поэзии, описывающей мифологические сюжеты. Тем, кто реально верит в богов, не надо пересказывать сюжеты мифов: люди погружены в них, воспроизводят их в обрядах, каждое своё действие вписывают в эту систему. Но в это время мифологию не осмысляют и тем более не изучают — изучению доступна только застывшая, неживая система.
Итак, откуда же мы знаем, что греки себе там думали про мифологию?
Поэты
Первые словесные источники, которые нам доступны, — это поэмы. Известно, чт поэзия появилась раньше прозы (с прозой мы встретимся чуть позже), причём проявляться в поэзии мифологические представления могут разными способами.
Например, в поэмах Гомера элементы этих самых представлений просто вплетены в логику повествования: богиня спустилась на поле битвы — это нормально, богини всегда так делают, когда им надо. Автор не задаётся вопросом, откуда ему знать, что Фетида отправилась к Гефесту и попросила сделать оружие и доспех для её сына. Знает — и всё. Все знают. Афродита села в колесницу и понеслась с Олимпа — кто её видел? Никто не видел, но все знают, что так было. Ну просто знают.
Иное дело — «Теогония», поэма Гесиода. Это текст много более молодой, чем гомеровские поэмы, и появился он во времена застывшей мифологической системы. Её надо было привести в порядок, потому что единые представления о ней, жившие в умах людей, уже распадались. «Теогония» — учебная поэма, она знакомит именно с системой представлений. И конечно, показывает эту систему так, как её видел сам Гесиод. Т.е. это источник авторитетный, но не абсолютный.
Могучий источник сведений о мифологи — это греческая драма: трагедии трёх великих драматургов и комедии Аристофана. В драмах мифологические сюжеты могут проявить важные подробности, которых нет в простом поэтическом изложении.
Лирика и гимны эллинистических времён тоже часто сообщают важные подробности сюжетов.Причём сюжеты эти обрабатываются очень-очень долго, вплоть до конца античности, до IV − V веков нашей эры. В те же поздние времена создавались и поэмы, излагающие мифологические сюжеты. Интерес к теме не проходил, по сути, никогда.
Кроме греческих поэтов, мифологией живо интересовались с римляне. Знаменитая поэма «Метаморфозы» Овидия пересказывает (в несколько лирическом ключе) сюжеты мифов о превращениях, которые претерпевали герои мифов.
Прозаики
Первые прозаические источники по мифологии — это сочинения историков и землеописателей, греческих и римских. Геродот, Диодор Сицилийский, Тит Ливий, Страбон, Полибий не упускают возможности изложить подходящий к случаю сюжет мифа, когда ведут речь о связанном с ним месте или событии.
Другой источник — это философские сочинения: там и сюжеты с толкованиями, и целые исследования мотивов и образов. Всё уже очень научно и серьёзно! Плутарх, Плотин, Макробий и ещё куча философов вдумчиво разбирали мифологические сюжеты.
Третий корпус прозаических источников — сочинения мифографов, т. е. боле-менее системное изложение сюжетов с комментариями. Мифографии составляли уже в эллинистические времена, а римляне продолжили дело. Самый, наверно, известный мифограф — Аполлодор Сицилийский, в честь его сочинения «Библиотека» (чаще её называют «Мифологическая библиотека») назван и наш цикл блогов.А завершает большую кучу античных сочинений мифографов «Ватиканская мифография», первая редакция которой составлена в VII в.
Нелитературные источники
Помимо изложения мифологических сюжетов их можно показать. И греки очень это дело любили: изображения таких сюжетов известны с архаических времён. Все видели расписные вазы, греческие статуи, рельефы, мелкую пластику на мифологические темы. Конечно, понять, что там такое нарисовано, было бы сложно, если бы мы не знали словесных изложений сюжета. Но изобразительные искусства способны многое добавить к знанию сюжета.
Например, изображения горгоны Медузы времён архаики разительно отличаются от поздних. Сравните:
В чём дело? Почему древняя Медуза похожа на льва или дракона? Возможно, потому, что она и была звероподобна. Древние изображения представляют её такой, какой её видели люди той эпохи: полузверем с поясом из сплетённых змей, с мужской мускулатурой, без женских грудей, со свирепыми глазами. Но в классический период в образе Медузы на первый план выходят её антропоморфные черты, и на изображениях появляется женщина, а не полузверь. В её лице ещё видны признаки ярости, но это человеческое лицо. Такое же человеческое лицо и на поздних изображениях: от Ренессанса до наших дней.
Греческая мифология важна не только потому, что стала одной из опор художественного мира Нового времени, но и потому, что очень старые источники позволяют проследить изменений представлений о мифах с течением времени. Это полезно, чтобы понимать пути развития мифологий для случаев, когда древних источников мало или совсем нет.
источник: https://author.today/post/468735