Юлия Лиморенко. Атрей, Фиест и Тиндарей …или откуда началась Троянская война
В прошлой серии мы познакомились с прелестной семейкой потомков Тантала. Внук его Пелопс, как мы помним, обманом получил царство и царевну, и жили они не тужили… бы. Если бы Пелопс по молодости не загулял с нимфой. А нимфа родила ему сына и назвала его Хрисипп.
Сына Пелопс принял и признал, и это беспокоило Гипподамию, особенно когда она сама родила мужу близнецов Атрея и Фиеста. Она боялась, что муж передаст трон сыну нимфы, а её дети окажутся не у дел. И дама взяла дело в свои руки: подговорила деточек убить единокровного брата.
Близнецы, видимо, были сами по себе не промах (дальше мы увидим, чего они творили на голубом глазу) и Хрисиппа пристукнули. Но Пелопс всепрощением не отличался: выгнал всех троих нахрен, а сыновей ещё и проклял.
Гипподамия отправилась куда глаза глядят и в итоге умерла в Арголиде, но её тело было перенесено в Олимпию и там похоронено. Как мы помним, гробница её стала святилищем. Имя Гипподамия означает «владычица лошадей» или «укротительница лошадей», так что участникам гонок на колесницах помолиться ей перед стартом было самое то!
Так вот, пошли Атрей с Фиестом в неожиданном направлении… и пришли в Микены, откуда как раз собирался в поход царь микенский Эврисфей. Поход предполагался долгим, и Эврисфей отдал власть в Микенах Атрею на условиях, что, если Атрей умрёт, пока его дети маленькие, царство получит Фиест, но уступит его сыну Атрея Агамемнону, когда он подрастёт. Братьям идти было особенно некуда, почему бы и не Микены…
И что? А и всё! В ранней версии мифа на этом месте пелопиды, прожив сколь положено, мирно померли, Агамемнон унаследовал власть в Микенах, а брат его Менелай… Так, стоп, а как же проклятие Пелопидов? Вообще где трагедия?! Это же греческий миф о тёплых семейных отношениях, там обязательно реки кровищи!
Ладно, держите киклическую версию: она поздняя, но оттого не менее ужасна. Тогда греки уже имели вкус к ужасам…
Вскоре после воцарения Атрея Фиест начал ему завидовать: чё это он царь, а я нет? Я чем хуже? И братья поссорились. Атрей задумался, как бы так получить божественный знак, что это ему на роду написано править? А то он какой-то не совсем правильный царь. И тут в его стадах нашёлся златорунный ягнёнок, и Атрей придумал: надо объявить, что кто предъявит народу золотого барана, тот и царь, и вот вам знак небес.
Отличная мысль… вот только он поделился ею с женой. А жену царскую тем временем совратил Фиест. Надо же было искать подходы к трону… И царица выболтала ему про барашка, Фиест украл его и предъявил микенцам: я царь, кто против? Кто воздержался?
Ах ты ж зараза, кричит Атрей и обращается к Зевсу: ты Законодатель или где? И вообще я твой правнук, между прочим! Фиест, правда, тоже правнук… но не будем о грустном. И Зевс посылает знак: изменяет ход солнца и светил. По ряду версий солнце начало вставать на западе, и все светила за ним подтянулись, по другим версиям, наоборот, до тех пор солнце вставало на западе, а тут пошло с востока. Зря он, что ли, востоком называется.
Короче, небеса всем всё показали, Атрей остался царём — и тут узнал, что Фиест ещё и жену его соблазнил! Царь впал в ярость и задумал ужасную месть. Он решил якобы примириться с братом, позвал его на пир и подал Фиесту мясо его же детей.
Есть версия, что сперва Атрей брата всё же изгнал, а потом позвал якобы мириться со всей семьёй и тогда уже приготовил такой вот пир. Ну да это не так важно.
Фиест теперь уже не хотел царства — он хотел мести. У него осталась единственная дочь Пелопия, которая была отдана на воспитание в далёкие земли. В ярости Фиест отправился в Дельфы спросить оракул, как ему отомстить брату. И оракул дал отменный рецепт: надо ему сойтись с Пелопией, его сын-внук отомстит за него. Что Фиест и сделал.
Версия эти поздняя, зато понятия тут самые что ни есть архаичные. Чем ужаснее обстоятельства рождения мстителя, тем страшнее месть. Конечно, даже в самые разархаические времена спать с дочкой не было в обычае, но именно это попрание законов и должно было вызвать к жизни самую ужасную месть, ту самую кровищу.
Впрочем, более цивилизованная версия гласит, что Фиест не узнал Пелопию при встрече и просто её изнасиловал. Ну просто шёл мимо и опа! Нормально так тоже, вполне милый сюжетец… Так или иначе, Пелопия забеременела, а ей достался меч Фиеста: то ли отобрала, сопротивляясь насилию, то ли он ей просто его отдал.
Дальше — больше, трагедия только началась. Уже беременную Пелопию выдают замуж за Атрея. Да, племянницу за дядю. Вот этот обычай, в отличие от соитий с дочерьми, в архаике был, причём у разных народов подходящим женихом считался то дядя по отцу, то дядя по матери. Но если не учитывать таких обычаев, а держаться версии, что Пелопию просто никто не узнал, то всё становится на места: благородная воспитанница приличного царя (а не вот это ваше всё), почему бы не жениться.
Уже будучи женой Атрея и царицей Микен, Пелопия родила сына и тут же велела выбросить его в лесу/подбросить кому-нибудь. Не хотела она это воспитывать. Пацана нашли пастухи, назвали Эгисф, вырастили, однажды он встретился Атрею, и тот… усыновил его. Мало ему было истории папаши и братца Хрисиппа. Ничему чужой пример не учит. Агамемнон с Менелаем, однако, ухитрились Эгисфа не пришибить — добрые души…
Дальше сложно, следите за руками. Атрей, понятно, не знал, кто такой Эгисф, и поэтому решил доверить ему крайне важное тайное дело: убить Фиеста. А для этого дал ему не что иное как меч, валявшийся у царицы. Почему? Другого оружия не было, что ли? В общем, тут возможны варианты, миф об этом ничего не говорит.
А Фиест в это время сидел в тюрячке у Атрея. Когда успел? — непонятно, но сидел. И вот Эгисф приходит к нему с мечом, и Фиест такой: о, сынуля! Ты чего на меня хорьком глядишь?
Слово за слово, Эгисф понял, как обстоят дела, и привёл в тюрячку царицу. Сцена единения всей семейки, титры… А, нет, это еще не конец! Эгисф проникся трагедью родителей, а Пелопия для солидности тут же самоубилась мечом отца. Эгисф разволновалося окончательно, пошёл и зарубил Атрея. А Фиеста выпустил.
Фиест стал наконец царём Микен, но просидел на троне недолго: его выпнул царь Спарты Тиндарей, к которому прибежали сыновья Атрея. Микены достались Агамемному, а куда делся Менелай — об этом позже.
Эгисфу, понятно, пришлось бежать, и он скрывался, пока Агамемнон вместе с братом не укатили за море Трою воевать. Тогда Эгисф вернулся, тут его уже никто не помнил. Пристроился возле царицы Клитемнестры и потихоньку-полегоньку склонил к сожительству на жилплощади мужа. Умели папа с сыном женщин очаровывать! Особенно цариц.
Чем дело кончилось — об этом потом, пока остановимся на том, что в Микенах правит Агамемнон, в Спарте — Тиндарей, а Эгисф где-то прячется.
Вот такие пироги с мечами. Не бросайте детей в лесу!
источник: https://author.today/post/472559