Есть много поговорок на этот счет. Например, на Кавказе: «Когда две собаки дерутся, волк крадет овец», в Англии: «Пока двое дерутся, третий обчищает их карманы», есть похожая поговорка и у нас: «Пока двое дерутся — выигрывает третий».
Накануне русско-японской войны европейцы очень неплохо «поднялись» и на гонке вооружений и на самой войне. Очень многие проекты были «реализованы» и с одной и с другой стороны.
Примером могут служить миноносцы типа «Cyclone». Почему «шаг вперед»? Да, эти французские миноносцы для своего времени были передовыми, их «родителем» стал миноносец «Forban».
Этот миноносец был важной вехой в развитии кораблей этого класса, этот корабль одним из первых достиг скорости 30 узлов. Заказанный в 1893 г., он был спроектирован и построен фирмой «Normand» в развитие конструкции миноносцев типа «Filibustier». Обычно, при этом добавляют: «которые показали превосходные мореходные качества и идеально подходили для службы на Ла-Манше». В Ла-Манше. Возможно…
Еще одна цитата: «Крупная серия «30 узловых» истребителей явилась ответом Адмиралтейства на строительство французских миноносцев открытого моря, один из которых — «Forban» — развил на испытаниях скорость свыше 31 уз».
Насчет «открытого моря» весьма и весьма сомнительно. «Forban» имел водоизмещение всего 123 тонны, ну и очень низкобортные обводы. Его «потомки» — «ветра» типа «Cyclone» , построенный во Франции (11 единиц) обладали схожими параметрами. (водоизмещение порожнем/полное 119/165 т, LxBxH 46,6х4,8х1,5 м (1-я серия); 125/183 т, 46,5х5,04х1,6 м (2-я серия). Две паровых машины, 3800 л.с. = 29 уз. (1-я серия), 4200 л.с. = 26 уз. (2-я серия). Экипаж 30 чел. Вооружение 2 – 47 мм, 2 ТА 380 мм. Вошли они в строй в 1900-1902 годах.
1-я серия: “Cyclone” 1899, “Bourrasque” январь 1902, “Rafale” февраль 1902, “Borée” декабрь 1901, март 5.1901 / 1902
2-я серия: “Mistral” август 1901, “Siroco” 1901, “Simoun” сентябрь 1901, “Typhon” декабрь 1902, “Trombe” 1902, “Audacieux” ноябрь 1900.
Обе серии строились одновременно, но, вторая серия имела одну особенность. Пишут о наличии «броневой защиты» в виде своеобразной центральной цитадели – их корпус в районе машинно-котельных отделений выполнялся из никелевой стали толщиной 24 мм на бортах и поперечных переборках и 9 мм на палубе; причем броня опускалась на 40 см ниже ватерлинии.
Как мы видим, это действительно «два шага назад»: небольшое водоизмещение (около 150 тонн), слабое вооружение 2 Гочкиса 47 мм, 2 торпедных аппарата 380 мм, плюс низкая мореходность. Но, и Россия и Япония строили миноносцы этой серии. Ощущение такое, что и Япония и Россия заказывали не «то, что нужно», а, «то, что модно».
Начнем с японцев. Они в принципе строили много «малышей». У них они считались именно миноносцами (в отличие от больших контрминоносцев). В принципе, для береговой обороны Японии, они были более или менее пригодны.
Сначала они заказали верфи «Шихау» одиночный миноносец «Сиратака» (127 тонн), потом пошла серия «Хаябуса» прототипом которой стали как раз «Мистрали» (2-я серия «Циклонов»). Серия имела достаточно интересную (но неудачную) особенность. «Французское» размещение рулей перед винтами сложно признать удачным решением. Рулей было два: в носу и в корме (что усложняло устройство и увеличивало осадку за счет носового руля). При этом, оба руля работали с меньшей эффективностью, чем, если бы они работали в набегающем потоке винта. Котлы (естественно) были системы О.Нормана.
Первые 4 единицы построены во Франции на верфи компании «Норман» в Гавре в 1899—1900 годах. Ещё 11 единиц построили по лицензии в Японии на верфях в Куре и Кобе («Кавасаки») в 1902—1904 годах.
К началу русско-японской войны 4 «птицы» французской постройки входили в 14-й отряд миноносцев в составе:
-«Тидори» ( «Кулик» 1901), флаг капитан-лейтенанта Сакураи
-«Хаябуса», («Сапсан», построен в 1900г.),
-«Касасаги» («Сорока», 1900)
-«Манадзуру» («Журавль»1900)
Четыре миноносца собственной постройки («Аотака», «Хато», «Кари» и «Цубамэ») входили в 9-й отряд (флаг капитана 2-го ранга Ядзима на «Аотака»).
Вошедшие в строй весной-летом 1904 года ещё 7 кораблей были включены в состав 15-го отряда миноносцев («Хибари» (флаг капитана 2-го ранга Кондо), «Хаситака», «Удзура», «Саги») и 19-го («Отори» (флаг капитана 2-го Мацуока), «Кидзи» (в ремонте с 31.3.1904 по 9.5.1905) и «Камомэ»).
Но, в принципе «японцы» отличались от прототипа. Мощность 4200 л. с. — корабли французской постройки 3800 л. с. — японской. Скорость у «французов» 28,5, у «японцев» 28 узлов.
Отличались «японские Циклоны» и вооружением. Они имели 1 шт. 57-мм/40 и две 47-мм Гочкисса торпедные аппараты большего калибра. Чудно, но даже эти «малыши» имели «беспроволочный телеграф (что-то эта ситуация со средствами связи мне напоминает)
Весной 1904 года 9-й и 14-отряды действовали под Порт-Артуром, сопровождали брандеры 23 февраля и 26 марта в ходе попыток заблокировать вход на рейд Порт-Артура. В силу близости к японскому берегу 4 отряда миноносцев этого типа приняли участие в Цусимском сражении, но при этом, все 15 кораблей были исключены из состава флота в 1919-1923 годах в связи с полным моральным устареванием и износом, и позже разобраны на металл.
Русские «Циклоны», хоть и строились на кредиты судостроительной программы 1898 года «для нужд Дальнего Востока», на Дальний Восток не попали (наверное, к лучшему). 1 мая 1898 года правление Невского завода предложило начальнику ГУКиС взять заказ на постройку «десяти или более миноносцев в 150 т» по типу только что построенного миноносца «Циклон» конструкции А. Нормана.
В целях экономии средств от заказа во Франции «образцового» корабля отказались и закупили только документацию.
31 августа 1899 года проект был рассмотрен Минным отделом МТК, который распорядился усилить набор корпуса, для лучшей остойчивости увеличить ширину на 0,16 м, вместо двух минных аппаратов установить один двухтрубный, а также перепланировать кормовые жилые помещения.
Если сравнивать с «японцами», то русские «номерки» были слабее. Мощность 3700 л. с., скорость 26,7 узлов, на 2 узла меньше японских Циклонов, вооружение тоже слабее: 2 × 47-мм, торпедные аппараты (на тот момент) меньшего калибра, дальность плавания вдвое меньше, чем у японцев. Машинное отделение усиленной обшивкой не прикрыто. Почему? Во всем виновата «перепланировка».
В чем она заключалась? Предусмотрели отдельную каюту для командира и каюты для офицеров, унтера и кондукторы получили двухместные каюты. Это же намного важнее, чем какая-то скорость хода или вооружение.
№№ 214 – 218 были построены в Санкт-Петербурге на Невском заводе (строитель — кор. инж. В.А. Усов). №№ 219, 220 построены заводом Крейтона на арендованной верфи в Охте, остальные построили заводы В. Крейтона в Або.
В период Первой мировой войны использовались в качестве тральщиков и посыльных судов (сохранив свои прежние номера). Все они (кроме № 221, погибшего в 1904 г. и № 223, сданного к порту в 1911 г.) были захвачены в Гельсингфорсе 21.04.1918 г. финскими белогвардейцами. В 1922 г. подлежали возврату РСФСР по Юрьевскому договору, но как безнадежно устаревшие и изношенные были проданы финнам на слом.
В принципе, учитывая их небольшую осадку, применить их было можно, но… Это была явно «тупиковая ветка развития», осложненная «котлами Нормана». Пока они были новыми, они служили хорошо. Ремонтопригодность их была низкой. Они явно были ориентированы только на ремонт на «родном» заводе.
Но, у французов они тоже служили недолго. Шаг назад к 150-тонному миноносцу оказался явной ошибкой.
Источник — https://dzen.ru/a/ZIWi3mUmFHqbVoVM