Японские «палубники» Mitsubishi Герберта Смита. Разведчик 2MR/C1M; торпедоносец MT1N

0

 

В продолжении темы, открытой палубным истребителем 1MF и по просьбам трудящихся:

Палубный разведчик Тип 10 Mitsubishi 2MR/C1M (一〇式艦上偵察機') 

Второй задачей, которую поставил перед командой английского инженера Герберта Смита руководитель компании Мицубиси – новый президент Koyata Iwasaki, было помимо палубного истребителя 1MF (будущего Тип 10) создание палубного разведчика, получившего впоследствии наименование 2МR.

Японские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита. Разведчик 2MR/C1M; торпедоносец MT1N

2МR1 на палубе авианосца "Хосё"

Самолеты разрабатывались практически параллельно и технические решения, заложенные в проект истребителя, автоматически переносились в проект разведчика. Наиболее заметным отличием двух проектов была двухместная конфигурация 2МR и чуть подросшие габариты. Размах крыла увеличился на 3 метра, а длина на метр. Но при этом масса машины возросла не сильно, что позволило применить такой же двигатель – 300-сильный лицензионный Hispano Suiza 8 – Mitsubishi Type Hi.

Разведчик 2МR представлял собой цельнодеревянный биплан с полотняной обшивкой. В носовой части, как и на истребителе 1МF, располагался двигатель, поверх которого были установлены два 7.7-мм пулемета Vickers-E. Два спаренных турельных пулемета Vickers-F располагались в открытой задней кабине стрелка-наблюдателя. Кроме того, под крыло и фюзеляж можно было подвесить три легкие 30-кг бомбы. 

Японские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита. Разведчик 2MR/C1M; торпедоносец MT1N

2МR1

Первый опытный прототип с обозначением 2МR1, взлетевший 12 января 1922 года с заводского аэродрома в Нагоя, имел автомобильный сотовый радиатор двигателя и отличался характерным тупым носом и фирменным килем фирмы Сопвич, с торчавшим вперед выступом. 

После вполне благополучного комплекса испытаний самолет был принят на вооружение Императорского флота как "Морской разведывательный самолет Тип 10 модель 1".

В апреле 1923 года начались испытания разведчика Тип 10 с борта авианосца "Хосё", которые также прошли вполне успешно.

Вскоре в серию пошла усовершенствованная версия 2MR2 или Тип 10 модель 2, отличавшийся новым округлым носом и спаренным радиатором "Lamblin" под нижним крылом позади стоек шасси и переработанной конструкцией вертикального оперения, фирменный Сопвичевский выступ исчез. Кабина пилота была передвинута вперед под верхнее крыло. Версия 2MR3 отличалась вновь переработанным килем и смещенными вперед блоками радиаторов, которые упокоились между стойками шасси.

Основная и наиболее массовая версия 2MR4 одновременно являлась последней боевой моделью. "Четверка" отличалась округлыми законцовками крыльев, увеличенной площадью киля, место пилота было сдвинуто назад, как на первой версии.

В 1928 году разведчики серии 2MR получили новое обозначение, введенное флотом – С1M — 1; -2; -3; -4 соответственно в зависимости от модели.

Разведчики С1М активно служили 2-е десятилетие 20-го века, входя в состав авиагрупп "Хосё", "Акаги", "Кага"  и, возможно, "Рюдзё". Обычно в составе авиагруппы было 3-4 разведчика 2MR. В 1932 году 2MR (С1М) начали постепенно выводить из состава палубных авиагрупп, однако он еще застал боевые действия 1932 года в Китае.

С 1923 по 1930 год было построено 159 экземпляров палубных разведчиков Тип 10. Но на этом его история не завершилась. Исключительно удачная, прочная и надежная конструкция самолета послужила базой для целого семейства учебных модификаций. Большая часть учебно-тренировочных моделей были переделками выводимых из боевых частей разведчиков.

Японские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита. Разведчик 2MR/C1M; торпедоносец MT1N

Версия 2MR2

Японские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита. Разведчик 2MR/C1M; торпедоносец MT1N

Разведчик 2MR4

Среди них:

2MRT1 – тренировочная версия промежуточной подготовки, переделка модели 2MR1.

2MRT1A – учебно-тренировочная модификация – переделка предыдущей версии с хвостовым оперением, аналогичным 2MR4.

2MRT2 – переделка в учебно-тренировочный модели 2MR2.

2MRT2A – переделка в учебно-тренировочную версию модели 2MR3.

2MRT3 – изготовленный с нуля тренировочный вариант с радиаторами "Lamblin", перенесенными под крылья.

2MRT3A – окончательный и основной вариант учебно-тренировочной модификации, оснащенный аппаратурой для ночных полетов и надувных поплавков под крыльями, сбрасываемым шасси для аварийной посадки на воду, а также двойным управлением.

R-1.2 Trainer – гражданская версия учебного самолета на базе Тип 10 модель 1.

R-2.2 Trainer – гражданская версия учебного самолета на базе Тип 10 модель 2.

Mitsubishi R-4 – гражданская версия модели 2MR4 с закрытой кабиной. Изготовлены 2 штуки.

"Karigane" – гражданский вариант разведчика 2MR4, построенный в единственном экземпляре в 1928 году с несколько переработанным вертикальным оперением.

Японские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита. Разведчик 2MR/C1M; торпедоносец MT1N

Гражданский вариант разведчика 2MR4, построенный в единственном экземпляре в 1928 году и получивший собственное имя  "Karigane"

В начале 30-х годов конструкция весьма удачной машины послужила базой для создания нового поколения боевых машин, но это уже другая история.

ТТХ:

Двигатель: Mitsubishi Type Hi, 8-цилиндровый двигатель водяного охлаждения. 
Мощность: 300 л.с. 
Экипаж: 2 чел.
Размах крыла 12,039 м
Длина: 7,925 м
Высота: 2,895 м
Площадь крыла 37,69 м²
Нагрузка на крыло 35,02 кг/м²
Пустой вес: 960 кг
разрешенная масса: 1320 кг
Максимальная скорость: 221 км/ч на высоте 1000 м
Время набора высоты 3000 м – 17мин 
Потолок 6100 м 
Продолжительность полета 3,5 часа 
Вооружение: два синхронных передних 7,7-мм пулемета Виккерс-Е, и два турельных спаренных Льюиса в задней кабине
Бомбовая нагрузка: три бомбы по 30 кг

Японские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита. Разведчик 2MR/C1M; торпедоносец MT1N


Палубный торпедоносец Mitsubishi 1MT1N (Тип 10)

В рамках задания, выданного фирмой Мицубиси команде английских специалистов из фирмы Сопвич, возглавляемой Гербертом Смитом, помимо палубных истребителя 1МF и разведчика 2MR предусматривалось еще и создание ударной машины, способной выполнять торпедные атаки на корабли потенциального противника. Надо сказать, что практики создания специализированного противокорабельного самолета, да еще и способного базироваться на борту авианосца, не было ни у кого в мире. Сам по себе класс авианосца был новым и революционным, и никто в мире на тот момент не представлял себе ни потенциальные возможности авианосца, ни тактику его применения, не говоря уже о параметрах и характеристиках самолетов его авиагруппы. Во всем этом японцы были первопроходцами. И если истребители и разведчики, разработанные командой Смита, получились на редкость удачными, то ударный торпедоносец 1MT1N не смог разделить их триумфа. Впрочем, если разобраться, в этом нет ничего удивительного. В целом, первые два класса машин особо ничем не отличались от сухопутных аналогов, успешно воевавших на фронтах Первой Мировой. А вот с торпедоносцем все оказалось сложнее. Он должен был быть одновременно и компактным, чтобы просто поместиться на палубе, обладать хорошими взлетно-посадочными характеристиками для взлета с ограниченного пространства полетной палубы корабля и при этом достаточно мощным, чтобы поднять торпеду, масса которой была около 700 кг – весьма серьезная нагрузка для авиации начала 20-х годов. 

Японские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита. Разведчик 2MR/C1M; торпедоносец MT1N

Быть первопроходцами в самой концепции и не ошибившись, учесть все условия было просто не реально.

Наблюдая успех предыдущих двух проектов Смита, Императорский флот Японии желал ускорения работ по бомбардировщику-торпедоносцу, и первый опытный образец был завершен 9 августа 1922 г. Самолет был оснащен 12-цилиндровым двигателем водяного охлаждения Napier Lion мощностью 450 л.с. Носовая часть напоминала первые версии истребителя 1МF и разведчика 2MR с автомобильным сотовым радиатором. А вот дальше начинались отличия. Для обеспечения тяжелой машине взлетно-посадочных характеристик, выражаемых в большой подъемной силе, Смит выбрал для своего проекта схему триплана, хорошо зарекомендовавшую себя в годы прошедшей войны. Вероятно 1MT1N стал едва ли не последним самолетом-трипланом в мире и единственным в Японии. И надо отдать должное – характеристики самолета оказались на высоте.

В целом, самолет был выполнен быстро и соответствовал выдвигаемым требованиям. Шеф-пилот Смита английский летчик William Jordon на заводском аэродроме в Нагоя выполнил весь комплекс испытаний, а вскоре был закончен второй опытный образец. В Касумигаре морские пилоты провели испытания самолета, после чего флот официально принял самолет на вооружение под обозначением "палубный торпедоносец флота тип 10", став первым палубным торпедоносцем в истории японской авиации. 

Японские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита. Разведчик 2MR/C1M; торпедоносец MT1NЯпонские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита. Разведчик 2MR/C1M; торпедоносец MT1NЯпонские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита. Разведчик 2MR/C1M; торпедоносец MT1N

1MT1N уверенно держался в воздухе, обладал хорошими динамическими данными и свойственной трипланам превосходной маневренностью. Уверенно поднимал 700-кг торпеду и испытывался в торпедных атаках на корабли "условного противника". Правда, чтобы уложиться в заданный лимит взлетного веса – 2.5 тонны, конструкторам пришлось пожертвовать вторым членом экипажа и, соответственно, оборонительным вооружением. На торпедоносце 1MT1N единственным вооружением помимо торпеды был револьвер и традиционный меч гунто японского пилота, что, правда, не считалось на тот момент большим недостатком. В торпедной атаке машину должны были сопровождать истребители, а ожидать над морем наличие вражеской авиации на тот период времени никто не мог предвидеть.

Японские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита. Разведчик 2MR/C1M; торпедоносец MT1NЯпонские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита. Разведчик 2MR/C1M; торпедоносец MT1N

Но неудача 1MT1N закралась совсем с другой стороны. Вскоре после вступления в строй первого японского авианосца "Хосё" выяснилось, что новый самолет оказался-таки слишком громоздким. По высоте он не влезал в ангар корабля, а по по размаху крыла не вписывался в габариты лифта. О таких "мелочах" никто не подумал на момент формирования технического задания. Да и складного крыла еще тогда не придумали. Хотя сложно представить себе процесс складывания трипланной коробки!

Неизвестно, летал ли 1MT1N когда либо с палубы корабля. После выпуска партии в 20 штук все торпедоносцы использовались лишь для обучения. Один из двадцати построенных "тип 10" был переделан в гидросамолет в авиационной исследовательской лаборатории Андо, в префектуре Аичи, и эксплуатировался с 1926 г. как пассажирский и экспериментальный учебно-тренировочный самолет.

Японские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита. Разведчик 2MR/C1M; торпедоносец MT1NЯпонские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита. Разведчик 2MR/C1M; торпедоносец MT1NЯпонские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита. Разведчик 2MR/C1M; торпедоносец MT1NЯпонские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита. Разведчик 2MR/C1M; торпедоносец MT1N

Экспериментальная переделка торпедоносца Тип 10 в гидроплан в Андо

Но к концу 20-х годов все они были отправлены на свалку. А место палубного торпедоносца занял более удачный проект Смита, появившийся тремя годами позже — трехместный биплан Тип 13, надолго занявший свое место в палубных эскадрильях под названием В1М.

ТТХ:

Размах крыла, м – 13,26
Длина, м – 9,78
Высота, м – 4,46
Площадь крыла, м² – 43,00
Масса, кг:
    пустого самолета 1368
    нормальная взлетная 2496
Тип двигателя: 1 ПД Napier Lion
Мощность, л.с.: 1×450
Максимальная скорость, км/ч – 210
Крейсерская скорость, км/ч – 130
Практическая дальность, км – н/д
Практический потолок, м – 6000
Экипаж, чел. – 1
Вооружение: одна 18-дюймовая торпеда

Японские "палубники" Mitsubishi Герберта Смита. Разведчик 2MR/C1M; торпедоносец MT1N

Евгений Аранов
Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account