Японские эсминцы 30-х. Последние и лучшие

2

Другие части цикла

Японские эсминцы 30-х. Последние и лучшие

Последним предвоенным типом эсминцев стала серия кораблей типа Кагеро (18 единиц), строившаяся с 1937 по 1941 год. При незначительно увеличившихся водоизмещении (2033 тонны) и мощности машин они имели точно такие же скорость и вооружение — новыми были только башни типа С-2 с частичной стабилизацией. Дальнейшим развитием Кагеро стали 20 эсминцев типа Югумо, строившиеся уже в годы войны (1941–1944), при некотором увеличении водоизмещения (до 2077 тонн) сохранившие те же характеристики (лишь получили еще более новые и тяжелые башни модели D с полноценным устройством стабилизации и углом возвышения в 75 градусов).

IJN Yukikaze (Kagero-class), 12.1939 г., ходовые испытания

IJN Yukikaze (Kagero-class), 12.1939 г., ходовые испытания

Содержание:

Тип Kagero:

  • Водоизмещение стандартное 2033 т, полное 2490 т.
  • Длина 118,5 м (116,2 м по в/л). Ширина 10,8 м. Осадка 3,76 м.
  • Механизмы: три котла Кампон, 2 ТЗА.
  • Мощность и скорость: 52000 л.с., 35 узлов.
  • Дальность плавания 5000 миль (18 узлов).
  • Артиллерия: шесть 127-мм (3×2), четыре 25-мм.
  • Торпеды: восемь 610-мм (2×4).
  • Противолодочное вооружение: 16 глубинных бомб.
  • Экипаж 240 человек.

Японские эсминцы 30-х. Последние и лучшие

IJN Amatsukaze, 17.10.1940


IJN Amatsukaze, 17.10.1940

После отказа в 1937 году от соблюдения условий Лондонского морского договора, в Японии обобщили опыт постройки эскадренных миноносцев, начиная со «специального типа» и кончая самым современным типом Асасио, чтобы вобрать все лучшее из них в новый проект, наиболее отвечающий стратегическим и тактическим задачам, стоявшим перед Императорским японским флотом. Теперь разработка могла вестись без внимания на ограничение тоннажа и, благодаря благоприятной политической обстановке в стране, безо всяких финансовых затруднений.
Выдавая задание на проектирование нового «крейсерского» эсминца, Морской Генеральный штаб выдвигал следующие требования: скорость, превышающая 36 узлов, дальность плавания 5000 миль 18-узловым ходом, вооружение, как у «специального типа», размеры корпуса, не превышающие аналогичные у «специального типа». В итоге все же пришлось пойти на компромисс, ограничившись скоростью 35 узлов. Большое внимание уделялось остойчивости, поэтому на 0,45 м увеличили ширину и немного осадку. Несколько уменьшились размеры надстроек, широко применялась сварка, но обшивка была клепаной, так как Морской технический департамент после «инцидента с Четвертым флотом» запретил применение сварки при сборке корпуса.
Форма корпуса была несколько модифицирована, особенно в кормовой части, что позволило повысить пропульсивный коэффициент и установить улучшенную и облегченную силовую установку мощностью около 52 000 л.с. Три паровых котла с предварительным подогревом поступающего воздуха размещались в отдельных отсеках, дымоходы котлов №1 и №2 выводились в носовую трубу. Амацукадзе получил котлы новейшего облегченного типа, имевшие большую температуру пара и давление, чем стандартные (того же типа, что позже устанавливались на Симакадзе). Турбины располагались друг за другом в едином отсеке. Топливо размещалось в между донном пространстве и в большом отсеке перед первым котельным отделением.

Вооружение повторяло предыдущий тип и состояло из 127-мм 50-калиберных орудий в спаренных установках типа С с углом возвышения 55 градусов. Торпедное вооружение по-прежнему состояло из двух четырехтрубных 610-мм аппаратов, но запасные торпеды еще раз сменили свое расположение. Теперь запасные торпеды носового аппарата располагались перед ним симметрично по бокам от первой трубы. Зенитное и противолодочное вооружение не усиливалось.
Пятнадцать кораблей заказали по программе 1937 г., три последних (Араси, Хагикадзе, Таникадзе) по программе 1939 г.
К середине 1943 года зенитное вооружение было усилено установкой спаренного 25-мм автомата перед мостиком и заменой на уцелевших к тому времени кораблях автоматов, стоявших у второй трубы, строенными установками. Ближе к концу 1943 года кормовую возвышенную башню сняли и заменили ее двумя строенными 25 мм автоматами, общее число которых достигло четырнадцати. Тогда же установили 4 бомбомета, а число глубинных бомб довели до 36.
Хамакадзе стал первым японским эскадренным миноносцем, оснащенным радаром. Начиная с этого времени радары типов 13 и 22 стали устанавливать практически на все эсминцы.
В середине 1944 года зенитное вооружение подверглось дальнейшему усилению за счет добавления на верхнюю палубу и полубак 14 одиночных 25-мм автоматов. «Тань Янь» (бывший Юкикадзе), доставшийся по репарациям Китаю, был вооружен спаренной 127-мм установкой на носу, двумя спаренными 127-мм 40-калиберными универсальными пушками на корме, нес двадцать четыре 25-мм автомата, 4 зенитных пулемета, но не имел торпедных аппаратов.
К началу войны на Тихом океане восемнадцать единиц этого типа были расписаны по соединениям следующим образом: 1-я эскадра эсминцев: 17-й дивизион (Хамакадзе, Исокадзе, Таникадзе, Уракадзе), 18-й дивизион (Кагеро, Сирануи, Ариаке, Югуре). 2-я эскадра эсминцев: 15-й дивизион (Хаясио, Куросио, Нацусио, Оясио); 16-й дивизион (Амацукадзе, Хацукадзе, Токицукадзе, Юкикадзе). 3-я эскадра эсминцев: 4-й дивизион (Араси, Хагикадзе, Маикадзе, Новаки).
Корабли 1-й эскадры эсминцев прикрывали японский флот при атаке на Перл-Харбор. Многие из них принимали участие в оккупации Филиппин, Рабаула и Голландской Ост-Индии. 16-й дивизион участвовал в битве в Яванском море 26-28 февраля 1942 года, но торпеды, выпускаемые с максимальной дальности, не настигли целей. Юкикадзе 3 марта севернее Сурабайи потопил артиллерийским огнем американскую подлодку USS Perch но субмарина S-37 открыла счет потерям этого типа, торпедировав Нацусио у Восточного Борнео 8 февраля. На следующее утро корабль затонул (8 убитых, 2 раненых).
2 марта Араси и Новаки совместно с тяжелым крейсером «Майя» потопили у побережья Явы старый британский эсминец HMS Stronghold. Сирануи лишился носовой части, получив торпеду с подлодки USS Growler у острова Кыска 5 июля 1942 года, и провел остаток года на ремонте в Майдзуру.
4-й и 17-й дивизионы были частью группы эскадренных миноносцев в сражении у атолла Мидуэй в июле 1942-го, причем Таникадзе остался невредимым после массированного налета американских пикировщиков.
В августе 1942 года американские войска высадились на Гуадалканале и в Тулаги, чтобы воспрепятствовать японскому наступлению на Порт-Морсби. Это послужило началу серии местных стычек на Соломоновых островах, когда японцы пытались проводить контратаки, а также доставлять подкрепления и снабжение островным гарнизонам. Юкикадзе и Амацукадзе принимали участие в бою у Гуадалканала 13 ноября, во время которого Амацукадзе потопил двумя торпедами американский эсминец USS DD-599 Barton (типа Benson) и поразил торпедой крейсер USS Juneau, позже потопленный подводной лодкой I-26. Но и сам Амацукадзе был поврежден, а Юкикадзе пришлось выполнять неприятную миссию – добивать торпедами поврежденный линкор «Хией». В бою у Тассафаронга 1 ноября 1942 года Оясио потопил американский крейсер USS Northampton. Первой потерей в этом районе стал Хаясио, 24 ноября его атаковали и потопили бомбардировщики 5-й воздушной армии, когда он оказывал поддержку сухопутным войскам в заливе Хьюон.
В марте следующего года та же участь постигла Токицукадзе, когда американские топмачтовики В-25 атаковали транспортное соединение юго-восточнее Финшхафена. Участие в рейдах через пролив Слот, получавших у американцев название «Токийский экспресс», было чрезвычайно опасно для японских эсминцев, и три корабля данного типа были потеряны 8 мая. В предыдущий день американские эсминцы-заградители установили минное заграждение в проливе Блэкетт между островами Арундель и Коломбангара на пути следования японских «экспрессов». Оясио и Кагеро подорвались и получили серьезные повреждения, а Куросио моментально затонул. Лишь Митисио остался невредимым. Два «подранка» днем были потоплены «Донтлессами» КМП США. Таникадзе и Судзукадзе (типа Сирацую) участвовали в бою в заливе Кула в ночь на 6 июля 1943 года, когда их торпеды потопили крейсер USS Helena. Оба они получили легкие повреждения. Юкикадзе и Хамакадзе сражались 13 июля у Коломбангара, когда торпедами был поврежден крейсер HMNZS Leander (к тому времени переданный Новой Зеландии) и потоплен американский эсминец USS DD-436 Gwin (типа Benson/Gleaves).
Перевозившие подкрепления с Бугенвилля на Коломбангара Араси и Хагикадзе в ночь на 6 августа атаковали американские эсминцы 12-го и 15-го дивизионов, и оба были потоплены: первый – торпедой и артиллерийским огнем, второй – торпедами USS DD-382 Craven, DD-384 Dunlap и DD-401 Maury (типов Gridley и Mahan/Dunlap). Хацукадзе присутствовал при битве в Велья-Лавелья, а 2 ноября в составе крейсерско-миноносных сил контр-адмирала Омори его направили для обстрела Бугенвилля. В бою с американскими кораблями в заливе Императрицы Августы его протаранил японский тяжелый крейсер «Миоко». Хацукадзе потерял нос и позже был потоплен артиллерией эсминцев USS DD-509 Converse, DD-512 Spence и DD-514 Thatcher (типа Fletcher).
Когда 4 февраля 1944 года эвакуировался Трук, Маикадзе был поврежден авиацией и затем потоплен линкорами  USS Iowa, New Jersey и эсминцами USS DD-446 Radford и DD-588 Burns в 40 милях северо-западнее острова.
К моменту начала сражения в заливе Лейте из восемнадцати кораблей типа Кагеро в строю оставалось только шесть. Уцелевший в этой битве Сирануи погиб 27 октября от налета самолетов с авианосца USS Essex западнее Пенея. Не прошло и месяца, как подводная лодка USS Sealion торпедировала и потопила Уракадзе неподалеку от Формозы. Так что, к концу 1944 года оставались в строю только Амацукадзе, Исокадзе, Хамакадзе и Юкикадзе. Теперь они действовали в районе Южно-Китайского моря. Амацукадзе был потоплен американской авиацией восточнее Амоя 6 апреля, а на следующий день три оставшихся эсминца прикрывали линейный корабль «Ямато» в его последней атаке против американских сил на Тихом океане. В 13 часов авианосные самолеты TF 58 потопили Хамакадзе. Тяжело поврежденный Исокадзе затонул незадолго до полуночи. Участвовавший в этой операции Юкикадзе остался цел и вернулся в Японию, где в августе его захватили. По репарациям он достался Китаю и был переименован в «Тань Янь». Корабль находился в строю три десятилетия, в 1970 году он получил тяжелые повреждения в результате посадки на мель и был сдан на слом.

IJN Nowaki, 19.04.1941

IJN Nowaki, 19.04.1941

Тип Yugumo:

  • Водоизмещение стандартное 2077 т, полное 2520 т.
  • Длина 119,17 м (117 м по в/л). Ширина 10,8 м. Осадка 3,76 м.
  • Механизмы: три котла Кампон, 2 ТЗА.
  • Мощность и скорость: 52000 л.с., 35 узлов.
  • Дальность плавания 5000 миль (18 узлов).
  • Артиллерия: шесть 127-мм (3×2), четыре 25-мм.
  • Торпеды: восемь 610-мм (2×4).
  • Противолодочное вооружение: 36 глубинных бомб.
  • Экипаж 228 человек.

Японские эсминцы 30-х. Последние и лучшие

Японские эсминцы 30-х. Последние и лучшие

Тип Югумо в целом повторял тип Кагеро, отличаясь увеличенными размерами корпуса. Вооружение не изменилось по сравнению с предшественниками, но орудийные установки типа D имели угол возвышения 75 градусов. Заказывались по программам 1939 и 1941 гг., но только один эсминец успел вступить в строй до начала военных действий. От постройки последних восьми единиц отказались.
Первые корабли имели дополнительный 25-мм спаренный автомат перед мостиком, а последние несли два строенных автомата вместо башни №2, общее их число достигло четырнадцати. В 1944 г. добавилось еще 14 автоматов (всего стало 28 стволов). Предполагалось демонтировать два 127-мм орудия на некоторых кораблях, но эсминцы, вступавшие в строй в 1943-44 годах, продолжали нести все шесть, вероятно, потому, что установка двух строенных 25-мм автоматов на платформе у второй трубы избавила от необходимости снимать вторую башню. Однако некоторые корабли все же лишились одной кормовой установки типа D, которая была заменена спаренной 127-мм 40-калиберной зенитной типа 8. Причиной тому послужила низкая скорость подачи боезапаса стандартной пушки и наличие угла возвышения 90 градусов у 40-калиберного орудия. С 1943 года на них устанавливался радар типа 22, а последние корабли вступали в строй уже с ним.
Когда Япония начала военные действия против Великобритании и США, только Акигумо был полностью готов к службе. Он принял участие в атаке на Перл-Харбор в составе сил прикрытия авианосного ударного соединения адмирала Нагумо. Позже его перевели на Трук в составе 1-й эскадры эскадренных миноносцев. В январе 1942-го он прикрывал высадку в Рабаул, в феврале участвовал в авианосном рейде против Дарвина, а в марте-апреле в походе в Индийский океан. Ко времени операции у атолла Мидуэй он и Макигумо, Кадзегумо и Югумо образовали 10 й дивизион эсминцев. После реорганизации флота дивизион вошел в состав 10-й эскадры эсминцев 3-го флота. Он принимал участие в высадке японского отряда на Гуадалканал и в последующих операциях по его поддержке. В октябре к нему при соединился 31-й дивизион, сформированный из вступивших в строй Наганами, Таканами и Макинами. Эти семь эсминцев играли активную роль в кампании на Соломоновых островах – эскортировали крупные корабли во время обстрелов побережья, перевозили войска и снабжение. Они принимали участие в сражении у островов Санта-Круз, причем Акигумо и Макигумо в ночь на 27 октября добили поврежденный американский авианосец USS Hornet.
В ноябре во время транспортного рейса на Гуадалканал Таканами и Наганами были повреждены американскими пикирующими бомбардировщиками. 30 ноября корабли 31-го дивизиона стали одними из восьми эскадренных миноносцев, направленных с грузом к Гуадалканалу и натолкнувшихся на группу американских крейсеров и эсминцев. В последующем бою, названном сражением у Тассафаронга, Таканами тяжело повредили, и на следующий день он затонул. Время его нахождения в боевом строю исчислялось всего тремя месяцами.
В начале следующего года японцам пришлось эвакуировать гарнизон Гуадалканала, и во время последнего рейса в начале февраля Макинами был поврежден авиацией, а Макигумо погиб, подорвавшись на мине у острова Саво. Киенами участвовал в бою у Коломбангара в июле 1943 года, а Акигумо, Наганами, Югумо и Кадзегумо были переброшены в северные воды прикрывать эвакуацию острова Кыска. Киенами стал следующей потерей, 20 июля его потопили бомбардировщики В-25 из состава 5-й воздушной армии у острова Шуазель на пути в Вила. Эвакуация многочисленных гарнизонов Соломоновых островов продолжалась. В ночь на 6 октября 3 я флотилия эсминцев контр-адмирала Идзюина, в которую входил 10-й дивизион (Югумо, Кадзегумо и Акигумо) приняла бой с американскими эсминцами у острова Велья-Лавелья. Югумо был потоплен USS DD-451 Chevalier и DD-357 Selfridge (типов Fletcher и Porter), но успел торпедировать первого, так что тот тоже затонул.
Осенью 1943 года большинство кораблей данного типа прикрывало авианосные силы в районе Рабаула. Вступивший в строй Онами заменил в составе 31 -го дивизиона погибший Таканами. Был сформирован новый 32-й дивизион в составе Таманами, Судзунами, Фудзинами и Хаянами, а Акигумо и Кадзегумо присоединились к 10-му дивизиону. В начале ноября Наганами участвовал в бою в заливе Им ператрицы Августы. Днем позже он был торпедирован самолетами TF 58.3, но остался на плаву. Однако Судзунами оказался не столь удачливым, SBD Dauntless с авианосца USS Essex послали его на дно у входа в гавань Рабаула. Пораженный тогда же торпедой Фудзинами уцелел, так как она не взорвалась.
В конце ноября пять американских эсминцев 45-го (USS DD-570 Charles Ausburne, DD-572 Dyson, DD-571 Claxton) и 46-го (DD-509 Converse, DD-512 Spence, все типа Fletcher) дивизионов 23-й эскадры («Little Beavers 23-th Destroyer’s squadron») атаковали группу из шести японских эсминцев, эвакуировавших солдат с Бука в Рабаул. Среди них были Онами и Макинами. Испытав на себе эффективность американских торпед и артиллерии, они оба остались на дне у мыса Сент Джордж.
1944 год принес первую потерю от атак подводных лодок, Акигумо был торпедирован и потоплен USS Redfin у архипелага Сулу.
В оборонительных операциях на Марианских островах в начале лета 1944 г. принимали участие три дивизиона, в составе которых были эсминцы данного типа: 31-й (Окинами, Кисинами, Наганами, Асасимо), 32-й (Таманами, Хаманами, Фудзинами, Хаянами) и 10-й (Кадзегумо). Туда же прибыл и Акисимо. В начале июня Кадзегумо был потоплен подводной лодкой USS Hake у залива Давао, Хаянами потоплен USS Harder в море Сулавеси восточнее Борнео, а в следующем месяце около Манилы подводная лодка USS Mingo потопила Таманами.
Все уцелевшие корабли принимали участие в сражении у Лейте, во время которого Хаясимо сел на мель юго-восточнее Миндоро, где позже его потопила американская авиация. На следующий день Фудзинами был атакован пикировщиками с USS Essex TF 38.3 севернее Илоило. От близкого разрыва в корпус начала поступать вода, и корабль затонул.
Операции на Филиппинах в ноябре принесли новые потери от воздушных налетов. 11 ноября самолеты оперативного соединения TF 38 потопили Хаманами и Наганами западнее острова Лейте, а двумя днями позже они же пустили на дно Акисимо и Окинами в 8 милях западнее Манилы.
После гибели Кисинами, торпедированного подлодкой USS Flasher в проливе Лусон, в строю оставались лишь Киесимо и Асасимо. Первый из них, отправленный из залива Камрань, во время последнего похода в Филиппинские воды нашел торпеду с торпедного катера РТ-223 южнее Манилы. Асасимо вернулся в родные воды, а в апреле 1945 года, с трудом снабженный топливом, отправился вместе с «Ямато» в его последнее самоубийственное плавание и погиб от атаки самолетов TF 58 в 150 милях юго-западнее Нагасаки.

Таким образом, сочетание агрессивного духа, слабого зенитного и противолодочного вооружения, а также отсутствие хороших радиолокационных средств привело к полному истреблению всех двадцати современных эскадренных миноносцев. Но это была типичная ситуация для Японского Императорского флота периода Второй мировой войны.

Завершением линии японских эскадренных миноносцев 1-го класса стали корабли двух совершенно различных типов, значительно отличавшиеся как друг от друга, так и от предшественников. Во-первых, это был экспериментальный эсминец Симакадзе, вступивший в строй весной 1943 года. Увеличив стандартное водоизмещение сразу до 2567 тонн и использовав турбины высокого давления (с использованием германского опыта), проектировщикам удалось добиться резкого увеличения скорости — до 39 узлов при 75 000 л.с. (на испытаниях — 41 узел при 80 000 л.с.). Артиллерийское вооружение осталось прежним (башни модели D), а вот торпедное было значительно усилено: три пятитрубных 610-мм торпедных аппарата, правда, без возможности быстрой перезарядки в бою, ибо для устройства её места совсем не осталось.

Японские эсминцы 30-х. Последние и лучшие

Вторым типом стал Акицуки – наверное, самый знаменитый после типа Фубуки, строившийся с 1940 года. Было заказано 16 единиц, достроено 12 кораблей, головной вступил в строй в июне 1942 года, последний, Нацуцуки – за неделю до принятия Японией Потсдамской декларации. Эти корабли стандартным водоизмещением в 2700 тонн (чуть больше, чем у Симакадзе) представляли собой неожиданный, но весьма логичный для Японского флота гибрид «крейсерского» эсминца сопровождения быстроходных соединений и крейсера ПВО для прикрытия тех же самых соединений. Они несли всего один четырехтрубный ТА (с устройством перезарядки), но восемь новых 100/65-мм универсальных орудий в четырех стабилизированных башнях. Та же силовая установка, что и на эсминцах типа Кагеро, позволяла им развивать скорость в 33 узла – для эсминца маловато, но для крейсера вполне достаточно. Фактически Акицуки стали японским аналогом английских крейсеров ПВО типа «С» – при сходном составе вооружения (8 четырехдюймовых орудий) они были значительно меньше, не несли брони, зато имели на 3,5 узла большую скорость, современные стабилизированные башни, а в дополнение ко всему могли осуществлять торпедные атаки, то есть действовать как эсминцы.

Японские эсминцы 30-х. Последние и лучшие

Тип Shimakaze:

  • Водоизмещение стандартное 2567 т, полное 3048 т.
  • Длина 125 м (по в/л). Ширина 11,2 м. Осадка 4,14 м.
  • Механизмы: три котла Кампон, 2 ТЗА.
  • Мощность и скорость: 75000 л.с., 39 узлов.
  • Дальность плавания 1400 миль (30 узлов).
  • Артиллерия: шесть 127-мм (3×2), шесть 25-мм.
  • Противолодочное вооружение: 2 бомбомета, 18 глубинных бомб.
  • Торпеды: пятнадцать 610-мм (3×5).

Японские эсминцы 30-х. Последние и лучшие

Данный экспериментальный проект создавался в качестве прототипа «крейсерского» эсминца с высоконапорными котлами нового типа, разработанными под германским влиянием. Головной корабль (строительный номер 125) заказан по программе 1939 г. Заложен 8 августа 1941 г, спущен на воду 18 июля 1942 г введен в строй 10 мая 1943 г. По сравнению с типом Кагеро, водоизмещение Симакадзе увеличилось на 410 тонн, а корпус стал длиннее и шире. Увеличение ширины позволило довести состав торпедной батареи до пятнадцати труб. Это был первый и единственный корабль Императорского Японского флота с пятитрубными торпедными аппаратами.
Планировалось снабдить его пятью запасными торпедами, но реальные боевые действия выявили трудности с перезарядкой, поэтому от их применения отказались. В остальном вооружение повторяло тип Кагеро, только перед мостиком установили дополнительный 25-мм автомат, а 127-мм орудийные башни типа D имели угол возвышения 75 градусов. Симакадзе оснащался турбинами нового образца, развивавшими на 50 % большую мощность, чем стандартные турбины эскадренных миноносцев, а его котлы вырабатывали пар рабочим давлением 35 атмосфер и температурой 400°С. На испытаниях корабль достиг мощности 79240 л.с. и развил скорость 40,9 узлов.
Постройка шла довольно медленно, поэтому заказ на 16 однотипных кораблей, которые собирались построить по программе 1942 года (№№ 733-748), так и не был размещен.
Уже в процессе службы носовой 25-мм автомат в начале 1944 г. заменили спаренным, а орудийную установку №2 сняли и заменили двумя строенными автоматами. Автоматы у второй трубы также были заменены на строенные, и общее количество 25-мм автоматов достигло четырнадцати. К середине 1944 года на верхней и главной палубах установили 14 одиночных автоматов (всего 28 стволов). На фок-мачту установили радар типа 22.
После вступления в строй Симакадзе не включался в состав какого-либо дивизиона, продолжая считаться экспериментальным, а в конце 1944 г. его приписали к 1-му диверсионно-ударному соединению (1-YB). Эсминец участвовал в эвакуации войск с Алеутских островов в июле 1943 года, а затем присоединился к Объединенному флоту на Труке. В 1944 году принимал участие в обороне Марианских островов, в битвах в Филиппинском море и в заливе Лейте. Потоплен авианосными самолетами TF 38 северо-восточнее Себу, когда шел на помощь гарнизону Ормока.

IJN Akizuki, 1941

IJN Akizuki, 1941

Тип Akizuki:

  • Водоизмещение стандартное 2701 т, полное 3700 т.
  • Длина 134,2 м (132 м по в/л). Ширина 11,6 м. Осадка 4,15 м.
  • Механизмы: три котла Кампон, 2 ТЗА.
  • Мощность и скорость: 52000 л.с., 33 узла.
  • Запас топлива 1097 т. Дальность плавания 8300 миль (18 узлов).
  • Артиллерия: восемь 100-мм (4×2), четыре 25-мм.
  • Торпеды: четыре 610-мм (1×4).
  • Противолодочное вооружение: 72 глубинные бомбы.
  • Экипаж 300 человек.

Японские эсминцы 30-х. Последние и лучшие

Корабли данного типа показали себя наиболее совершенными эсминцами, построенными на японских верфях, и наиболее ценимыми на флоте. Они задумывались как корабли противовоздушного прикрытия быстроходных авианосных групп (крейсера ПВО, затем эскортные эсминцы), но в итоге проект был изменен, чтобы получить более широкопрофильный эсминец.
Главным достоинством проекта была артиллерия. Новое 100-мм универсальное орудие типа 98 с длиной ствола 65 калибров вело огонь 13,2-кг снарядами. Общий вес унитарного патрона увеличили, что позволяло достигать цели на высоте до 12800 м. Орудия размещались в спаренных установках с электрогидравлическим приводом. Впервые в японской практике на эсминцах стояло четыре таких башни – по две на носу и корме. 90-градусный угол возвышения и скорострельность 15-20 выстрелов в минуту делали эти орудия весьма эффективным вооружением двойного назначения. Главный калибр обслуживался системой управления огнем типа 94, имевшей по одному центральному автоматическому прибору выработки данных для стрельбы для каждой группы на носовой и кормовой надстройках. Каждая башня оборудовалась собственным дальномером и баллистическим вычислителем, но позже они были заменены простым визиром. На этапе проектирования легкое зенитное вооружение ограничивалось двумя спаренными 25-мм автоматами, установленными на платформе между трубой и торпедным аппаратом.
Хотя первоначально эсминцы задумывались как чисто артиллерийские, переориентация на корабль широкого профиля привела к установке четырехтрубного 610-мм торпедного аппарата и системы быстрой перезарядки торпед. Также установили шесть бомбометов с суммарным запасом в 72 глубинные бомбы.
Размеры кораблей значительно увеличились, так как новые башни оказались тяжелее, чем стандартные 127-миллиметровые. Вследствие возросшего водоизмещения (у Судзуцуки на испытаниях 3478 тонн) упала скорость, так как сохранилась стандартная силовая установка мощностью 52 000 л.с.
Шесть кораблей (Акидзуки, Терудзуки, Судзуцуки, Хацуцуки, Ниидзуки, Вакацуки) были заказаны по программе 1939 г., а остальные (группа Симоцуки) по программе 1941 года. По программе 1942 года заказали группу из 16 единиц во главе с Арасикари (№№ 777-785), а по дополнительной военной программе 1942 г. 22 единицы во главе с Ямацуки (№№ 5061-5083). Но постройка всех кораблей последних программ была отменена из-за недостатка материальных ресурсов. По той же причине отказались от постройки последних четырех единиц программы 1941 г. Один из них, Мотидзуки, уже заложили, но в марте 1945 г. его строительство прекратили, и корпус остался на стапеле вплоть до его разборки после войны.
Первые корабли вступали в строй с проектным легким вооружением, треногой фок-мачтой и без радара. С 1943 года стали устанавливать радары типа 21, для размещения антенн которых была изменена конструкция фок-мачты. Некоторые эсминцы имели дополнительные строенные 25-мм автоматы, стоявшие побортно у трубы.
В 1944 году кормовой автоматический прибор выработки данных для стрельбы сняли и заменили строенным автоматом, а два других устанавливались рядом с прожекторной платформой. На палубе дополнительно разместили двенадцать одиночных 25-мм автоматов, и (например, на Хаюцуки) общее их число достигло двадцати семи. Усиление зенитного вооружения на оставшихся в строю единицах было продолжено в 1945 году. Так, Судзуцуки имел шесть строенных (перед торпедным аппаратом, по бокам от трубы и мостика) и тридцать одиночных установок (всего 48 стволов) без ослабления основного вооружения. Максимально устанавливалось до 51 ствола. На кораблях установили радары типов 13 и 22.
Акидзуки, головной корабль серии, вступил в строй только летом 1942 года, и до конца года к нему присоединились всего три корабля этой серии. Осенью Терудзуки и Акидзуки прошли через сражения у Гуадалканала, причем первый в октябре получил повреждения от попадания авиационной торпеды, а уже в следующем месяце был включен в состав 10-й эскадры эсминцев 3-го флота. 13 ноября во время боя у Гуадалканала Теруцуки потопил торпедой эсминец USS DD-459 Laffey, но во время очередного транспортного рейса на Гуадалканал его самого потопила торпеда с американского торпедного катера РТ-45, при участии РТ-37 и РТ-40.
Акидзуки принимал участие в заключительных боях за Гуадалканал и в эвакуации его гарнизона, но 19 января 1943 года во время противолодочного патрулирования он подорвался на мине, были затоплены одно котельное отделение и носовые отсеки. После продолжительного ремонта на Труке его направили на Сайпан. При выходе в море заплата на пробоине разошлась, и ему пришлось вернуться. После того, как отрезали носовую часть до мостика, корабль отбуксировали в Сасебо, и до июля 43-го он проходил ремонт на верфи Мицубиси в Нагасаки.
В ходе боя в заливе Кула 5 июля 1943 г. Мотидзуки вместе с Минадзуки и Хамакадзе потопил торпедой эсминец USS DD-467 Strong (типа Fletcher), но на следующий день у Коломбангара артиллерией американских крейсеров USS Helena, Honolulu и St. Louis был потоплен Ниидзуки.
Судзуцуки, входивший в состав 2-го диверсионно-ударного соединения адмирала Сима, был тяжело поврежден 16 января 1944 года двумя торпедами с подводной лодки USS Sturgeon в Южно-Китайском море (оторвало нос и корму), не восстанавливался.
Грандиозное сражение в заливе Лейте стало роковым для Акидзуки и Хацуцуки. Оба погибли 25 октября 1944 г. северо-восточнее мыса Энганьо. Даже мощная зенитная артиллерия не позволила первому отразить налет палубных бомбардировщиков TF 38, а Хацуцуки был потоплен артиллерией и торпедами крейсеров USS Mobile, New Orleans, Santa Fe, Wichita и двенадцати эсминцев.
Вакацуки стал очередной жертвой самолетов TF 38, которые настигли его севернее Себу во время транспортного рейса в Ормок. Спустя две недели торпеда американской под лодки USS Cavalla поставила точку в карьере Симоцуки неподалеку от Сингапура. 2-я эскадра эсминцев, в состав которой входили Фуюцуки и Судзуцуки, сопровождала «Ямато» в его последнем походе, причем Судзуцуки был серьезно поврежден и чуть не погиб. До конца войны он простоял в Сасебо, но так и не был отремонтирован.
Последние корабли вступили в строй слишком поздно, чтобы принять участие в серьезных операциях. Нацудзуки, подорвавшийся на мине во время сдаточных испытаний 16 июня 1945 г., был укомплектован перед самой капитуляцией Японии и достался союзникам почти новым. Судзуцуки и Фуюцуки затопили в качестве брекватеров в гавани Такамацу, но затем их разобрали на металл. По репарациям Ханацуки достался Соединенным Штатам, получил номер DD-934, но после испытаний его сдали на слом в 1948 году. Та же участь постигла Нацудзуки, разоруженный и переданный Великобритании. Оба даже не покидали японские воды. Харуцуки под названием «Внезапный» 28 августа 1947 г. вошел в состав Тихоокеанского флота СССР. В 1949 г. он стал учебным судном «Оскол», затем плавказармой, а в 1959 г. разобран. Самой продолжительной была карьера Еидзуки, переданного Китаю. Под названием «Фен Янь» он находился в строю гоминьдановких ВМС до 1963 года.

IJN Fuyutsuki

IJN Fuyutsuki

Но на этих кораблях история японских эсминцев Второй мировой не заканчивается…

Источники:

https://pikabu.ru/story/yesmintsyi_yaponii_chast_chetvertaya_poslednie_i_luchshie_nachalo_11656232

https://pikabu.ru/story/yesmintsyi_yaponii_chast_chetvertaya_poslednie_i_luchshie_okonchanie_11656378

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account