Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.
Содержание:
Сражение в устье реки Ялу стало первым за три десятилетия столкновением броненосных флотов и считается одним из поворотных событий военно-морской истории. Боевой состав обеих эскадр был весьма своеобразен, и 17 сентября 1894 года произошёл бой между совершенно разными кораблями, не предназначенными к схватке друг с другом, — крейсерами и броненосцами береговой обороны.
Действия флотов и сухопутных сил в начале войны
Официально Япония объявила войну Китаю лишь 1 августа 1894 года. Оба флота действовали нерешительно — так, китайцы дважды вели поиск в море, но противника не нашли. Вдобавок 3 августа министерство иностранных дел империи Цин приказало командующему Северным (Бэйянским) флотом адмиралу Дин Жучану воздержаться от наступательных действий, чтобы сохранить силы для обороны западной части Жёлтого моря.
В свою очередь командующий японским флотом вице-адмирал Ито Сукэюки 10 августа вывел свои корабли к главной китайской базе Вэй-хай-Вэю, но воздержался от атаки под предлогом того, что китайцы оказались предупреждены о появлении противника. Теоретически бездействие на море было выгодно Японии, имевшей большой транспортный флот и заинтересованной в беспрепятственной перевозке своих войск в Корею. Практически же китайцы, чей флот предназначался для береговой обороны и не имел полноценных крейсеров, не могли угрожать транспортным судам в Японском море.
Тем не менее японцы, заняв Вонсан на восточном побережье Кореи, не стали направлять свои войска туда, а предпочли перебрасывать 1-ю армию маршала Ямагаты Аритомо через Чемульпо (Инчхон) на западном берегу Корейского полуострова. Это позволяло избежать сухопутного марша через горы севера Кореи, но подвергало транспорты опасности со стороны китайского флота (хотя бы теоретической). Кроме того, в этом случае японцам приходилось в лоб штурмовать китайские позиции на реке Тэдонган, тогда как движение от Вонсана позволяло обойти их с тыла, сразу выйдя на китайскую границу по нижнему течению реки Ялу.
Так или иначе, эскадра адмирала Ито отправилась в Японское море для конвоирования транспортов и лишь 12 сентября вместе с ними вернулась к Чемульпо, где началась выгрузка войск. Затем Ито двинулся к устью реки Тэдонган, намереваясь поддержать сухопутные силы при планирующейся атаке Пхеньяна. Однако передовой отряд генерала Нодзу Митицуры (5-я столичная дивизия и присоединившиеся к ней части) обошёлся без поддержки с моря. 15 сентября он атаковал крепость Пхеньян, переправился через Тэдонган и, пользуясь как минимум полуторным превосходством в силах, разгромил 18-тысячную китайскую армию. Потеряв 3000 человек, китайский командующий Е Чжичао предпочёл отвести свои войска за реку Ялу и там ожидать подкреплений из Маньчжурии.
Северный флот выходит в море
Тем временем 12 сентября, ещё до сражения у Пхеньяна, адмирал Дин в Вэй-хай-Вэе получил приказ обеспечить проводку транспортов с подкреплениями из бухты Далянь к устью реки Ялу.
В ночь на 16 сентября китайские корабли и суда вышли из Даляня и во второй половине того же дня прибыли в назначенное место, не замеченные японцами. Шесть транспортов в сопровождении броненосного крейсера «Пин-Юань», минного крейсера «Гуан-Бин», четырёх канонерок и нескольких миноносцев вошли в устье Ялу и начали выгрузку войск (5000 человек), а основная часть эскадры расположилась мористее.
Вечером 16 сентября адмирал Ито получил сведения о выгрузке китайских войск и тут же направил свои корабли на север. 17 сентября около половины десятого утра с китайских кораблей заметили противника, и в 10 часов эскадра Дин Жучана, подняв пары, двинулась ему навстречу.
Состав и подготовка китайской эскадры
Ядро китайской эскадры составляли цитадельные броненосцы «Дин-Юань» и «Чжень-Юань», вступившие в строй в 1883–1884 годах — на последнем держал свой флаг адмирал Дин. Эти корабли имели нормальное водоизмещение около 7300 т, несли по четыре 305-мм орудия и мощное бронирование: пояс по цитадели толщиной до 356 мм и 76-мм палубу. Их скорость достигала 14,5 узла.
Кроме того, в состав эскадры входили броненосные крейсера «Цзин-Юань», «Лай-Юань» и «Бин-Юань». Первые два строились в Германии, имели водоизмещение 2850 т и скорость 16,5 узла. Они имели 230-мм пояс и 37-мм палубу, вооружение каждого из них составляло два 210-мм орудия в носовом барбете и два 150-мм орудия в щитовых установках побортно. Некоторые специалисты считают «Бин-Юань» бронированной канонерской лодкой: при водоизмещении 2150 т и бортовой броне до 203 мм он имел скорость всего 12,5 узлов; вооружение корабля состояло из одного 260-мм и двух 152-мм орудий.
Кроме того, у Дина имелось три бронепалубных крейсера: однотипные «Чжи-Юань» и «Чжин-Юань» английской постройки (2300 т, 18,5 узла, три 210-мм и два 152-мм орудия, 50-мм палуба), а также «герой» боя при Асане «Цзы-Юань» (2300 т, 15 узлов, два 210-мм и одно 150-мм орудие, 76-мм палуба). Не имевшие брони «Чао-Юн» и «Ян-Вэй» формально также числились крейсерами, но фактически были большими канонерскими лодками нормальным водоизмещением 1350 т, вооружённые двумя тяжёлыми 254-мм орудиями и четырьмя 102-мм пушками каждый. Кроме того, имелся композитный авизо китайской постройки «Гуан-Цзя» (1300 т, 14,7 узлов, одно 150-мм и четыре 120-мм орудия), переведённый из Кантонской флотилии.
Две тихоходные канонерки «ренделовского» типа («Чжень-Нан» и «Чжень-Дун», по 440 т), построенные в Англии в 1879 году, несли по одному дульнозарядному 280-мм орудию и военного значения уже не имели. А вот 1350-тонная торпедная канонерка китайской постройки «Гуан-Бин» была, видимо, самым современным кораблём китайского флота — при скорости 17 узлов она несла 25-мм палубу, два 380-мм торпедных аппарата и единственная среди китайских кораблей имела скорострельную артиллерию (три 120-мм орудия). Кроме того, с эскадрой находились несколько миноносцев — известно, что среди них были «Фу-Лун», «Цзо-Чен» и «Цзо-И».
На флагманском броненосце Дина находился его советник артиллерийский майор Константин фон Геннекен; кроме того, на эскадре имелось ещё 12 немцев и англичан — они выполняли функции артиллерийских офицеров и судовых механиков, а также помощников командиров обоих броненосцев.
Китайская эскадра была заранее подготовлена к бою: с кораблей сняли всё лишнее дерево вплоть до шлюпок, деревянные поручни заменили леерами, а трапы везде, где возможно — шторм-трапами. Небронированные надстройки обкладывались мешками с песком, барбеты — мешками с углём, малокалиберные орудия — свёрнутыми пробковыми койками. Были сняты тонкие броневые колпаки, прикрывавшие барбеты, — выяснилось, что они не удерживают снаряды, зато прекрасно улавливают осколки, направляя их на прислугу.
Зная низкий уровень подготовки своих офицеров и их неспособность чётко следовать сигналам, перед боем Дин Жучан отдал приказ всем судам держаться носом к противнику, однотипным судам стремиться действовать в паре, после открытия огня следовать движению флагмана. Это был ограниченный, но весьма разумный набор правил — то, что у большинства китайских кораблей носовой залп был мощнее бортового, диктовало неизбежность строя фронта.
Важным фактором боя стало почти полное отсутствие на китайских кораблях фугасных снарядов — имелись в основном бронебойные. Возможно, это было связано с тем, что снаряды производились на китайских заводах, бронебойные были дешевле, а для фугасных не хватало качественной взрывчатки. Частыми были жалобы на то, что китайские снаряды не взрываются, однако эта беда преследовала и японскую эскадру.
Состав и подготовка японской эскадры
Японская эскадра была разделена на две части: «Летучий отряд» вице-адмирала Цубои Кодзо и основные силы под командованием вице-адмирала Ито. Первый из них сыграл в сражении решающую роль и заслуживает особого внимания. В его состав вошли четыре самых быстроходных крейсера — «Ёсино» (флагман), «Нанива», «Такатихо» и «Акицусима».
Первый из этих кораблей, вступивший в строй в сентябре 1893 года, являлся лучшим и новейшим представителем класса «эльсвикских» крейсеров. При нормальном водоизмещении 4150 т он развивал скорость до 23 узлов, нёс четыре 152-мм и восемь 120-мм орудий, имел 51-мм палубу и 114-мм скосы — то есть по защите приближался к броненосному крейсеру. Однотипные «Нанива» и «Такатихо» при водоизмещении 3650 т имели такую же палубу и скосы толщиной до 76 мм, развивая скорость 18 узлов. Их главным недостатком была нескорострельная, хотя и мощная артиллерия: два 260-мм и шесть 150-мм орудий. «Акицусима», построенный в Японии почти на десять лет позже, считался неудачным и маломореходным кораблём, но даже он при водоизмещении 3100 т развивал скорость до 19 узлов, имел 25-мм палубу с 76-мм скосами и нёс скорострельную артиллерию: четыре 152-мм и шесть 120-мм орудий.
Главные силы вице-адмирала Ито включали три однотипных бронепалубных крейсера «Мацусима» (флагман), «Исукусима» и «Хасидатэ», при водоизмещении 4217 т и скорости 16,5 узла имевшие 37-мм палубу, вооружённые одним 320-мм орудием в открытом барбете, а также одиннадцатью 120-мм скорострельными пушками. Четвёртым крейсером был «Тиёда», формально считавшийся броненосным: он имел водоизмещение 2400 т, 25-мм палубу и узкий 114-мм броневой пояс по ватерлинии. Корабль нёс десять 120-мм скорострельных орудий и развивал скорость 19 узлов.
Кроме того, в колонну главных кораблей входили старый казематный броненосец «Фусо» (3700 т, 13 узлов, восемь новых 152-мм скорострельных орудий и пояс до 229 мм), броненосный корвет «Хиэй» (2250 т, 14 узлов, три 170-мм и шесть 150-мм короткоствольных орудий, пояс до 114 мм), а также канонерка «Акаги» (612 т, 12 узлов, два 150-мм орудия). Здесь же находился вспомогательный крейсер «Сайкио-мару» (2900 т, 14 узлов, одно 120-мм орудие), переоборудованный из коммерческого парохода и выполнявший функции штабного корабля.
Приказы адмирала Ито точно неизвестны, в источниках чётко перечисляется лишь набор пожеланий: стремиться к тесному взаимодействию друг с другом и окружению противника как можно большими силами, при этом стараясь держаться подальше от огня мощных китайских броненосцев. Сразу бросается в глаза противоречивость последнего требования — возможно, оно является фантазией историков. Важнейшим же шагом японского командующего стало отдельное использование «Летучего отряда» в качестве манёвренного крыла, очевидно, следовавшее из структуры его эскадры.
Первая фаза боя
Двинувшись навстречу врагу, адмирал Дин попытался выстроить свои корабли строем двойного фронта, в шахматном порядке. Однако из-за плохого маневрирования у него получился неровный полумесяц, концы которого загибались назад. В центре находились оба броненосца, на флангах разместились самые слабые корабли: справа — безбронные крейсера «Чао-Юн» и «Ян-Вэй», слева — авизо «Гуан-Цзя» и бронепалубный крейсер «Цзы-Юань». Характерно, что пары кораблей были разорваны: «Чжи-Юань» находился на правом фланге, а «Чжин-Юань» на левом, броненосные крейсера «Цзин-Юань» и «Лай-Юань» тоже шли по разные стороны ядра эскадры, вплотную примыкая к броненосцам.
В целом, очевидно, что Дин стремился держать в центре сильнейшие корабли, оставляя на флангах слабейшие. Принято критиковать его за такое построение, указывая, что для охвата и окружения противника сильнейшие корабли следовало ставить именно на флангах. Однако китайцы с их неуклюжестью и не пытались никого окружить — для них было важно держать свои сильнейшие корабли в едином броненосном ядре, чего и боялись японцы.
Адмирал Ито шёл строем кильватера со скоростью 13 узлов, имея впереди «Летучий отряд» под командованием адмирала Цубои. Японцы обнаружили противника лишь около 11:30, когда он уже двигался им навстречу. В 12:20 китайские корабли с дистанции в 30 каб первыми открыли огонь, но из-за большой дистанции попаданий поначалу не добились. Японский «Летучий отряд» увеличил ход, повернул влево и двинулся вдоль правого крыла китайской эскадры.
Лишь сблизившись к 12:50 на расстояние 20 каб, японские крейсера открыли огонь фугасными снарядами, сосредоточив его на самых слабых и малоценных китайских кораблях — безбронных крейсерах «Чао-Юн» и «Ян-Вэй», постепенно сблизившись с ними на 10 каб. В шахматах такой приём называется «пешкоедством» и всячески порицается: при опытном противнике отвлечение сил и внимания на заведомо третьестепенную цель может привести к поражению на главном направлении. Видимо, Ито был озабочен моральным состоянием своих моряков, и ему требовался хоть и легковесный, но быстрый и заметный успех. Японцы этого добились: под градом 152- и 120-мм снарядов оба китайских крейсера загорелись и повернули назад, стремясь уйти на мелководье.
Вторая фаза боя
Тем временем, сблизившись с основными силами противника, основная колонна Ито также повернула влево и пошла вдоль китайского строя. Это был крайне опасный и неудачный манёвр — уворачиваясь головой своей колонны от китайского броненосного ядра, Ито неизбежно подставлял под удар противника слабейшие корабли, поставленные в хвосте. Ему следовало увести концевые канонерки в сторону и развернуть их на обратный курс; тот факт, что это не было сделано, заставляет подозревать, что японский командующий также сомневался в способности своих командиров выполнять самостоятельные манёвры и побоялся разрывать колонну.
В то же время левофланговые китайские корабли (крейсер «Цзы-Юань» и авизо «Гуан-Цзя»), уже шедшие с большим отставанием, отвернули вправо и укрылись в тылу основной линии. Для авизо этот манёвр был вполне осмысленным; действия «Цзы-Юаня» обычно объясняют трусостью его командира Фан Боцяна, деморализованного ещё боем в Асане. Однако формально он действовал в рамках приказа адмирала Дина, предписывавшего действовать в паре и прикрывать слабейшего.
Примерно в это же время на флагманском броненосце «Чжень-Юань» был сбит сигнальный марс, а сам корабль на некоторое время потерял управление. Однако в целом, несмотря на ураганный огонь японских скорострельных орудий среднего калибра, основная часть китайских кораблей пока понесла минимальный ущерб: сказалась хорошая броневая защита и предбоевые приготовления, позволившие уменьшить эффект от огня вражеских фугасных орудий.
Более того, теперь в тяжёлом положении оказались концевые японские корабли — отставший из-за плохого хода броненосный корвет «Хиэй», канонерка «Акаги» и вспомогательный крейсер «Сайкио-мару». На последнем находился вице-адмирал виконт Кабаяма Сукэнори — бывший морской министр, вызванный из отставки, назначенный начальником Морского генерального штаба и находившийся на эскадре с инспекцией.
Теперь на эти корабли обрушился огонь броненосного крейсера «Чжи-Юань» и бронепалубного крейсера «Цзин-Юань». На счастье японцев, в этот момент ядро китайского флота предпочло вести огонь по главным, а не по второстепенным кораблям противника.
От отчаяния командир корвета «Хиэй» совершил храбрый манёвр — повернул вправо и прошёл между китайскими броненосцами, оказавшись у них в тылу. При этом корвет получил как минимум два 305-мм снаряда: один попал в лазарет, убив обоих врачей и множество раненых, другой вызвал сильный пожар, который с трудом удалось потушить. Корвет спасла хорошая защита, но если бы на китайских кораблях имелась в достаточном количестве артиллерия среднего калибра, он бы не уцелел.
«Сайкио-мару» последовал за «Хиэй» и, пользуясь высокой скоростью, тоже прорвался через китайский фронт. В него попал лишь один 305-мм снаряд, повредивший машину и рулевое управление, но команде удалось перейти на ручное управление рулём.
Хуже всего пришлось канонерке «Акаги»: брошенная товарищами, она на некоторое время оказалась посреди всего китайского флота. На ней были убиты командир и два офицера, сбита грот-мачта, оба носовых 120-мм орудия прекратили огонь. Однако удачным выстрелом одного из кормовых орудий канонерке удалось вызывать пожар на преследовавшем её крейсере «Лай-Юань», после чего тот отвернул.
Так или иначе, все три концевых японских корабля получили тяжёлые повреждения и были вынуждены выйти из боя. Таким образом, до этого момента японский флот понёс даже больший ущерб, чем китайский: общее водоизмещение трёх повреждённых японских кораблей вдвое превышало общее водоизмещение двух маленьких китайских крейсеров.
Третья фаза боя
Адмирал Ито был обеспокоен судьбой «Сайкио-мару», на котором находился сам начальник Морского генерального штаба. Он флажным сигналом приказал «Летучему отряду» вернуться к основным силам и оказать помощь пострадавшим судам. Адмирал Цубои в это время собирался атаковать выходивший из устья Ялу отряд сопровождения транспортов — броненосный крейсер «Бин-Юань», минный крейсер «Гуан-Бин» и миноносцы. Теперь же «Летучему отряду» пришлось отвернуть от противника, сделав крутой разворот влево. В то же время колонна главных сил Ито развернулась вправо, и ядро китайской эскадры оказалось между ними.
Примерно тогда же флагманский «Мацусима» получил попадание 260-мм снаряда с «Бин-Юаня»: снаряд прошил небронированную часть корпуса, ударился в барбет 320-мм орудия и не взорвался, но всё же убил четырёх человек.
Приближавшиеся с севера китайские миноносцы, увидев большой силуэт «Сайкио-мару», бросились на него в атаку. «Фу-Лун» с дистанции 2,5 каб выпустил две торпеды, «Цзо-И» — ещё одну. Но две из них прошли мимо, а одна под килем крейсера. Далее китайские миноносцы занялись спасением своих моряков с потопленных кораблей. Обращает на себя внимание бездействие «Гуан-Бина», одного из лучших и самых современных китайских кораблей: он лишь обстрелял «Сайкио-мару», а затем ушёл на запад, не приближаясь к месту основного боя. В целом из китайских минных судов активно действовала только часть — при том, что японцы, вовсе не имевшие при себе миноносцев, очень их опасались.
Чуть позже уходивший на север крейсер «Цзы-Юань» столкнулся с остановившимся «Чао-Юном» и сделал ему пробоину, от которой тот затонул уже на мелководье. Это была первая потеря китайцев.
Схватка крейсеров
Броненосцы «Дин-Юань» и «Чжень-Юань» развернулись вправо, чтобы лечь на контркурс колонне основных сил Ито. В то же время остальные китайские крейсера продолжали двигаться вперёд, навстречу «Летучему отряду». Бой распался на два очага, причём расстояние между ними постепенно увеличивалось. Теперь против четырёх крейсеров Цубои оказались четыре китайских крейсера: «Лай-Юань» и «Чжин-Юань» из правого крыла; «Чжи-Юань» и «Цзин-Юань» из левого крыла. По общему водоизмещению китайские крейсера уступали противнику почти в полтора раза, по весу минутного залпа — втрое.
Бронепалубный крейсер «Чжи-Юань» бросился на флагманский «Ёсино», пытаясь таранить или торпедировать противника. Но от попадания вражеского снаряда у него взорвалась торпеда в носовом надводном аппарате: корабль погрузился носом в воду и быстро пошёл ко дну, спаслось лишь 7 человек. Это произошло около 15:50, версия о взрыве торпеды подтверждена в наше время результатами подводного обследования корпуса. Командир крейсера младший флагман Дэн Шичан погиб вместе со своим кораблём и позднее был объявлен национальным героем.
Следующей жертвой «Летучего отряда» стал броненосный крейсер «Цзин-Юань». Около 16 часов «Ёсино» и «Такатихо» с дистанции в 12–15 каб сосредоточили на нём огонь, под градом снарядов крейсер загорелся и потерял управление, а после 16:48 перевернулся и затонул. Однотипному «Лай-Юаню» повезло больше: на нём вспыхнул пожар такой силы, что бимсы деформировались и вдавились в борта. На крейсере пришлось затопить погреба, но он сохранил ход и управление. На корабле погибло 17 человек, он получил около двухсот попаданий, однако вернулся в Вэй-хай-Вэй своим ходом.
Бой главных сил
Таким образом, «Летучий отряд», несмотря на противоречивые приказания командира эскадры, полностью выполнил свою задачу и нанёс поражение китайским крейсерам. А вот основные силы Ито показали себя гораздо хуже. Окружив два китайских броненосца, четыре японских крейсера и старый броненосец ничего не смогли с ними поделать, хотя в сумме превосходили противника по водоизмещению, не говоря о весе минутного залпа. Огромные 320-мм орудия японцев оказались бесполезны (за весь бой они произвели по 4–5 выстрелов, никуда не попав), а скорострельные 120-мм орудия против броненосцев были бессильны. Их огнём на обоих китайских кораблях были снесены мачты и надстройки, на «Чжень-Юане» временно возник пожар, но жизненно важные механизмы китайских кораблей затронуты не были — они сохраняли ход и управление, продолжая стрельбу.
Самому отряду Ито пришлось гораздо хуже. Во флагманский крейсер «Мацусима» попало как минимум четыре 305-мм снаряда с броненосца «Чжэнь-Юань» и 13 снарядов других калибров. Они вывели из строя главное орудие, а затем 120-мм орудие №4, вызвав взрыв его снарядов. От взрыва были повреждены конструкции корабля, лопнула броневая палуба, возник сильный пожар, чуть было не перекинувшийся на пороховые погреба. Погибло 57 человек (в том числе 3 офицера), крейсер вышел из боя, а Ито перенёс свой флаг на «Хасидатэ».
«Ицукусима» получил восемь попаданий снарядами разных калибров, в том числе в носовое торпедное отделение, машинное отделение и мачту, на нём погибло 14 человек (в том числе 1 офицер). «Хасидатэ» пострадал меньше всех: в него попало лишь три 150-мм снаряда, было убито 3 человека (из них 2 офицера).
Итоги боя
Около 17:30 адмирал Ито вышел из боя. В своём отчёте он писал: «Видя, что солнце приближается к закату, я прекратил бой и отозвал Летучую эскадру». Японские корабли перестали стрелять и отошли на юг, эскадра Дин Жучана направилась к Порт-Артуру. Ни один из адмиралов не стал следить за противником; более того, японцы даже не попытались уничтожить китайские транспорты, разгружавшиеся в устье Ялу. Правда, на следующий день крейсер «Тиёда» вернулся на место сражения, и паровой баркас с него взорвал шестовой миной лежавший на грунте крейсер «Чао-Юн». Кроме него китайцы потеряли потопленными только два корабля: броненосный крейсер «Цзин-Юань» и бронепалубный крейсер «Чжи-Юань». Броненосный крейсер «Лай-Юань» был выведен из строя и требовал ремонта. У японцев не погибло ни одного корабля, но были полностью выведены из строя флагманский крейсер «Мацусима» и броненосный корвет «Хиэй», которые отправились на ремонт в Сасебо, туда же ушли не имевшие боевого значения «Акаги» и «Сайкио-мару».
В целом тоннаж выбывших из строя кораблей оказался примерно равен, то есть формально сражение одинаково сказалось на боеспособности противостоявших эскадр. Более того, адмирал Дин Жучан выполнил свою задачу, доставив в устье Ялу транспорты с войсками, а японский флот не смог ему помешать. Напротив, адмирал Ито показал себя плохим командиром; все достижения японцев в этом бою явились заслугой адмирала Цубои и его «Летучего отряда».
Большие потери в людях и гибель кораблей сильно ударили по боевому духу китайских моряков, парализовав их дальнейшую активность и инициативу. При возвращении в Порт-Артур авизо «Гуан-Цзя» выскочило на камни у бухты Далянь, и через две недели было взорвано командой при приближении японских кораблей. Впрочем, дух японских моряков поначалу тоже был не очень высок: «Хиэй» и «Акаги», ушедшие к устью реки Тэдонган, поначалу считались погибшими, и лишь через несколько дней, узнав, что они уцелели, японцы почувствовали себя победителями. Но настоящую победу в войне им ещё предстояло одержать — теперь она зависела от успеха сухопутной армии.
Литература
-
-
- Xерберт Вильсон. Броненосцы в бою. М.: Изографус, Эксмо, 2003
- Н. Л. Кладо. Военные действия на море во время японо-китайской войны. СПб., Типография Морского министерства, 1896
- М. А. Петров. Обзор главнейших кампаний и сражений парового флота. Л, 1927
- С. Сулига. Корабли русско-японской войны. Выпуск 2. Японский флот. Якутск, 1995
- А. С. Павлов. Корабли китайского флота. Якутск, 1996
- Морской атлас. Том III. Военно-исторический. Часть первая. ГШ ВМФ, 1958-59
- В. К. Витгефт. Японские и китайские флоты в последнюю китайско-японскую войну / «Бриз» 1995, №6
- H. Jentschura, D. Yung, P. Mickel. Warships of the Imperial Japanese Navy, 1869-1945. Annapolis, Naval Institute Press, 1977
-
источник: https://warspot.ru/12022-yapono-kitayskaya-voyna-na-more-srazhenie-pri-yalu