Взгляд из Великобритании 1940 года на французские боевые самолеты. Часть 8 Самолеты-разведчики и бомбардировщики Martin Type 167F Maryland

14

Продолжение цикла небольших, но интересных винтажных статей, которые были опубликованы в выпусках журнала «Flight» (1940 год) и которые, думаю, заинтересуют читателей и коллег.

ФРАНЦУЗСКИЙ MARTIN

Особенности и развитие бомбардировщика Model 167F

Вскоре после начала войны французы отправили в разведывательные полеты над Германией самолеты Martin 167. Неизвестно, сколько «Мартинов» к этому времени было доставлено во Францию, но в прошлом году было подсчитано, что до Рождества должны были прибыть что более сотни машин. Первоначальный заказ был сделан на 215 машин, и компании Glenn L. Martin Company из Балтимора, штат Мэриленд, должны были заплатить по 130000 долларов за каждую, общая сумма заказа составила около 28000000 долларов.

Французская версия бомбардировщика Type 167 известна в Америке по обозначением 167F и в целом она похожа на 167W.

Свободнонесущее крыло самолетов 167-й серии состоит из центроплана, выполненного как единое целое с фюзеляжем и образующего крепления для основных стоек шасси, двигателей и двух съемных внешних консолей. За элеронами расположены съемные законцовки крыла. Основу силового набора крыла представляет собой коробчатая конструкция, изготовленная из двух лонжеронов и гофрированной верхней частью, выступающей наружу из отсека силовой установки. Конструкция выполнена из клепаного алюминиевого сплава с соединительными деталями, изготовленными из термообработанной стали и установленными в точках воздействия максимальных нагрузок. Обшивку крыла образуют гладкие листы легких сплавов. Два встроенных крыльевых бака емкостью по 255 американских галлонов (965 л) размещены между лонжеронами, проходящими от борта фюзеляжа к моторным гондолам.

схема самолета-разведчика и бомбардировщика Martin 167F

схема самолета-разведчика и бомбардировщика Martin 167F

Быстросъемные панели на нижней поверхности крыла позволяют обслуживать внутреннюю часть топливных баков, а также осуществлять осмотр органов управления и внутренней структуры крыла. Другие быстросъемные панели обеспечивают быстрый доступ к крыльевым пулеметам в случае их установки. Закрылки щелевого типа простираются от бортов фюзеляжа до внутренних законцовок элеронов. В кабине пилота индикатор положения закрылков объединен с индикатором положения стоек шасси.

Фюзеляж полумонококовой конструкции с гладкой обшивкой включает в свой силовой набор поперечно установленные шпангоуты швеллерного поперечного сечения и прессованные продольные стрингеры. Как и крыло, фюзеляж состоит из трех секций, соединенных друг с другом болтами. Носовая секция состоит в основном из прозрачных панелей. Средняя секция, изготовленная как единое целое с центропланом крыла, включает в свой состав бомбоотсек. Задняя секция простирается от шпангоута, соединенного с задним лонжероном крыла, до задней оконечности фюзеляжа. Свободнонесущий стабилизатор также состоит из трех секций; рули высоты имеют металлический силовой набор и полотняную обшивку.

внутренний вид фюзеляжа самолета-разведчика и бомбардировщика Martin 167F во время изготовления. Снимок публикуется с любезного разрешения журнала «Fortune»

внутренний вид фюзеляжа самолета-разведчика и бомбардировщика Martin 167F во время изготовления. Снимок публикуется с любезного разрешения журнала «Fortune»

В состав каждой из полностью убирающихся основных стоек шасси входит одиночная опора с масляно-пневматическим амортизатором. Данная опора прикреплена к полувильчатой опоре, что позволяет легко снимать и заменять шины. Уборка основной стойки шасси осуществляется с помощью гидравлического привода, хотя также имеется аварийный ручной насос.

Съемные моторные гондолы

В убранном положении основные стойки шасси полностью размещаются в гондолах, каждая из которых вместе со своим двигателем может быть удалена как единое целое, хотя перед этой операцией должен быть снят капот авиамотора. Моторная рама сварена из стальных хромомолибденовых труб, причем её верхние элементы крепятся непосредственно к крылу, а нижние – к конструкции, поддерживающей основную стойку шасси.

Кабина пилота находится над передней кромкой крыла, а место бомбардира находится немного впереди относительно него. Стрелок размещен позади задней кромки крыла, а в верхней части фюзеляжа имеется частично убирающаяся оборонительная позиция. Также у места нахождения стрелка предусматривается установка второго пулемета в нижней части фюзеляжа, стрельба из которого должна вестись через люк со съемными створками. Радиооборудование устанавливается в этом же отсеке и управляется радистом. Все места членов экипажа имеют остекление из плексигласа; исключением является носовая часть кабины, где используется многослойное листовое стекло.

тонкий фюзеляж и чистые линии характеризуют самолет-разведчик и бомбардировщик Martin 167F

тонкий фюзеляж и чистые линии характеризуют самолет-разведчик и бомбардировщик Martin 167F

верхняя оборонительная позиция самолета-разведчика и бомбардировщика Martin 167F является частично убирающейся. Считается, что силовые приводы для этой оборонительной позиции не предусмотрены

верхняя оборонительная позиция самолета-разведчика и бомбардировщика Martin 167F является частично убирающейся. Считается, что силовые приводы для этой оборонительной позиции не предусмотрены

Управлять машиной может либо пилот, либо бомбардировщик, причем органы управления последнего расположены таким образом, что их можно убрать для обеспечения максимальной свободы при наведении бомб. Однако вспомогательные органы управления ограничены рулями высоты, рулями направления и элеронами, хотя могут быть предусмотрены средства управления шасси и закрылками.

Указано, что может быть установлена любая из трех моделей двигателя Whitney Twin Wasp (серия R-1830). SC3-G является версией, оснащенной односкоростным нагнетателем и работающей на топливе с октановым числом 87. На уровне моря при частоте вращения вала двигателя 2700 оборотах в минуту SC3-G развивает мощность 1050 л.с. и 1000 л.с. на высоте 11500 футов (3500 м) при 2800 оборотах в минуту. С этими двигателями Type 167 развивает максимальную скорость 274 миль в час (441 км/ч) на уровне моря и 304 мили в час (489 км/ч) на расчетной высоте. Практический потолок в этом случае составляет 29000 футов (8840 м), а скороподъемность на уровне моря — 2000 футов в минуту (610 м/мин).

При использовании двигателей S2C4-G с двухскоростными нагнетателями характеристики идентичны за исключением увеличения высоты рабочего потолка на 2000 футов (610 м). В этих двигателях вторая скорость нагнетателя включалась в работу на высоте 20800 футов (6340 м).

Наивысшие значения летных характеристик достигаются с использованием двигателями S3C4-G, работающими на топливе с октановым числом 100. Они развивают мощность 1200 л.с. на уровне моря при частоте вращения вала двигателей 2700 оборотов в минуту и 1050 л.с. при той же частоте на высоте 13100 футов (4000 м). Эти двигатели оснащены двухскоростными нагнетателями и обеспечивают самолёту максимальную скорость 281 миль в час (452 км/ч) на уровне моря и 316 миль в час (508 км/ч) на расчетной высоте. Утверждается, что практический потолок составляет 31000 футов (9450 м), скороподъемность на уровне моря 2400 футов в минуту (732 м/мин), а абсолютный потолок с одним двигателем 14000 футов (4267 м).

характерные особенности поставляемого во Францию самолета-разведчика и бомбардировщика Martin 167F хорошо видны на данном рисунке. Авторские права на рисунок принадлежат журналу «Flight»

характерные особенности поставляемого во Францию самолета-разведчика и бомбардировщика Martin 167F хорошо видны на данном рисунке. Авторские права на рисунок принадлежат журналу «Flight»

В дополнение к двум подвижным пулеметам, расположенным за крылом, в самолете Type 167 предусмотрена возможность установки четырех фиксированных пулеметов винтовочного калибра – по два пулемета в каждой консоли крыла вне зоны ометания воздушных винтов. Можно вести огонь из всех пулеметов или из их отдельных пар с помощью переключателей, установленных на штурвале управления пилота.

Для выполнения бомбометания во внутрифюзеляжном бомбоотсеке могут быть размещены держатели для подвески бомб общей массой не более 1250 фунтов (567 кг) в любом из следующих вариантов: — одна бомба массой 1130 фунтов (513 кг); две бомбы массой по 624 фунта (283 кг); четыре бомбы массой по 308 фунта (140 кг); или восемь бомб массой по 116 фунта (53 кг). На ряде французских машин бомбоотсек занимает топливный бак большой емкости, поскольку данные самолеты предназначены для ведения стратегической разведки. Несомненно, французское правительство принимает собственные меры в отношении группировки бомб. Из бомбоотсека бомбы сбрасываются после раскрытия двух створок в нижней части фюзеляжа.

При выполнении задач по нанесению штурмовых ударов в консолях крыла устанавливаются четыре стреляющих вперед фиксированных пулемета, а из бомбоотсека сбрасываются размещенные в укладках небольшие осколочные бомбы.

Представители компании-производителя утверждают, что машина пригодна и для ведения воздушного боя, но следует иметь в виду, что она сравнительно крупная и тяжелая, а также слабо вооружена по сравнению с другими современными типами двухмоторных истребителей. В журнале «Fortune» опубликована интересная статья, посвященная истории создания самолета Type 167.

В 1938 году г-н Гленн Мартин не получил новых заказов от армии США, но в январе того же года американская армия выпустила спецификацию, требовавшую создания нового штурмовика-бомбардировщика. Данная спецификация представлял собой сочетание европейского опыта в области относительно небольших двухмоторных бомбардировщиков и опыта армии США в области самолетов-штурмовиков. Требовался самолет с массой около 15000 фунтов (6804 кг), способный развивать скорость более 280 миль в час (451 км/ч). Свои проекты представили компании Martin, Douglas, Stearman, а также ряд других компаний. Однако, когда прототипы были готовы примерно наполовину, армейское командование начало менять свое мнение относительно того, чего оно хотело на самом деле. Было объявлено, что конкурс будет проведен в установленном порядке, но также было заявлено, что была разработана новая серия спецификаций для более крупных и тяжелых машин, конкурс по которым будет объявлен в апреле.

В конце 1938 года французское правительство направило в Америку военно-техническую миссию, и в феврале следующего года было объявлено о заказе 115 бомбардировщиков Martin 167. Позднее заказ был увеличен до 215 машин. В марте командование армии США упрямо провело первоначально запланированный конкурс, хотя заказов на производство сделано не было. В следующем месяце были изготовлены и испытано более тяжелые и скоростные машины. По результатам испытаний концерн Douglas получил заказ на сумму 15 миллионов долларов. Как пишет журнал «Fortune»,

«французы получили свои американские самолеты, как этого хотел Президент, в то время как Армия получит более скоростной самолет.»

MARTIN 167

Два двигателя Pratt and Whitney Twin Wasp S3C4-G

Размеры

Размах крыла 61 фут 4 дюйма (18,70 м)
Длина 48 футов 8 дюймов (14,83 м)
Высота 16 футов 3 дюйма (4.95 м)
Площадь крыла 536,5 кв. футов (49,84 м²)

Массы и удельные нагрузки

Масса пустого самолета 10580 фунтов (4799 кг)
Масса нормальной полезной нагрузки 4711 фунтов (2137 кг)
Нормальная общая масса 15297 фунтов (6939 кг)
Масса полезной нагрузки (максимальная дальность полета) 6807 фунтов (3088 кг)
Удельная нагрузка на крыло 28,5 фунтов на кв. фут (139,2 кг/м²)

Летные характеристики

Максимальная скорость (на уровне моря) 281 миля в час (452 км/ч)
Максимальная скорость на расчетной высоте 316 миль в час (508 км/ч)
Практический потолок 31000 футов (9450 м)
Абсолютный потолок при полете с одним работающим двигателем 14000 футов (4267 м)
Скорость набора высоты на уровне моря 2400 футов в минуту (732 м/мин)

источник: «The French Martin» «Flight» May 30, 1940, pages a, b, c

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-vzglyad-iz-velikobritanii-1940-na-francuzskie-samolety-08

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account