Взгляд из Великобритании 1940 года на французские боевые самолеты. Часть 1 Многоцелевые самолеты Potez 63
Начало цикла небольших, но интересных винтажных статей, которые были опубликованы в выпусках журнала «Flight» (1940 год) и которые, думаю, заинтересуют читателей и коллег.
POTEZ 63
Разведывательная машина номер один Франции: «многоцелевые» характеристики
Содержание:
Для выполнения разведывательных полетов над Германией военно-воздушные силы Франции в основном используют специально изготовленную версию двухмоторного моноплана Potez 63, хотя также на вооружении имеются самолёты типов Bloch 131, Martin 167, Bloch 174 и Lioré 45.
Данный тип (который можно считать французским «Бленхеймом») уже участвовал в боевых действиях против немецких истребителей и с честью зарекомендовал себя. Экспортные версии были поставлены в Швейцарию, Грецию и Румынию.
В своем первоначальном виде (выставленном на Парижском салоне в 1936 году) Potez 63 продемонстрировал возможности «многоцелевого» самолета, который может быть адаптирован для воздушного боя, бомбометания (в том числе и с пикирования), разведки, наблюдения и штурмовых атак. Собственно говоря, машина была создана для участия в конкурсе Министерства авиации Франции на трехместный истребитель, в котором также приняли участие Breguet 690, Hanriot 220, Loire-Nieuport 20 и Romano 110. В конце концов он был принят на вооружение для выполнения задач самолетов категорий C.3 и B.2 (трехместный истребитель и двухместный бомбардировщик), хотя большинство машин, которые в настоящее время состоят на вооружении, оборудованы для ведения разведки.
Несмотря на значительные различия в компоновке и в установленном оборудовании различные версии имеют конструктивное сходство, и в каждом конкретном случае будут применяться следующие примечания:
Низкорасположенное свободнонесущее крыло имеет центроплан с одинаковыми по всему размаху длинами хорд, который изготовлен как единое целое с фюзеляжем. Внешние консоли двухлонжеронного крыла имеют ярко выраженные сужение и положительный угол поперечного V. Верхние и нижние полки крыльевых лонжеронов состоят из двух тупоугольных дюралевых профилей переменного поперечного сечения; профили скреплены болтами встык с помощью пластин в точке, находящейся на расстоянии примерно две трети размаха крыла. Передние кромки и законцовки крыла являются съемными; покрытие силового набора крыла представляет собой гладкую металлическую обшивку с заклепками впотай. Возможно отсоединение нижних поверхностей крыла.
К задней кромке центроплана крыла и внутренних частей внешних консолей крепятся закрылки, а к внешним частям консолей – элероны, имеющие большое удлинение.
Длинный и тонкий фюзеляж также как и крыло изготовлен из трех секций. Центральная секция вмещает экипаж; основу ее силового набора составляют четыре дюралюминиевых лонжерона, к которым крепятся листы работающей обшивки. Передняя и задняя секции имеют монококовую конструкцию и изготавливаются из двух половинок.
Горизонтальное оперение самолета характеризуется ярко выраженным углом поперечного V (для обеспечения необходимого дорожного просвета для шайб двухкилевого вертикального оперения с помощью системы подачи сжатого воздуха). Задний стрелок обычно занимается только своим пулеметом, но третий член экипажа может устранять заедания в малокалиберных автоматических пушках.
Type 633 является двухместным дневным и ночным бомбардировщиком. Место третьего члена экипажа занимает внутренний бомбоотсек, в котором можно вертикально разместить восемь 125-фунтовых (57 кг) бомб. Для бомбометания с пикирования самолеты оснащены подфюзеляжными держателями. Оборонительное вооружение состоит из одного фиксированного пулемета и одного подвижного пулемета.
Новая версия истребителя?
Type 637 представляет собой трехместный самолет-корректировщик и самолет-разведчик с небольшой гондолой, прикрепленной под фюзеляжем для обеспечения наблюдателю лучшего обзора или в качестве альтернативы для размещения фотоаппарата и того же вооружения, что у бомбардировщика.
Type 63-11 представляет собой несколько иной разведывательный вариант, в котором наблюдатель размещается в носовой части фюзеляжа, которая имеет специальную конструкцию и снабжена подходящими прозрачными панелями. В этой версии фонарь кабины экипажа также отличается: оно короче и более округлое, чем в других типах. Пилот вооружен одним или двумя фиксированными пулеметами, а стрелок – одним подвижным пулеметом.
Таким образом, становится очевидным, что Potez 63 является ценным приобретением французских военно-воздушных сил, поскольку самолеты данного типа способны не только вести оборонительные действия против вражеских бомбардировщиков, но и совершать разведывательные полеты, обнаруживать артиллерию и, в экстренных случаях, атаковать наземные цели огнем пулеметов и небольшими бомбами, хотя выполнение последней задачи усложняет отсутствие у нагнетателей второй скорости.
Были разговоры о новой специальной версии истребителя с двумя двигателями Pratt и Whitney Twin Wasp Junior, вооруженной двумя 20-мм или 23-мм автоматическими пушками и шестью пулеметами. С новыми двигателями характеристики самолета должны быть значительно улучшены, хотя, разумеется, они вряд ли будут сопоставимы с характеристиками Messerschmitt Me 110, оснащенного двумя двигателями Daimler-Benz DB 601 мощностью более 1000 л.с. каждый.
Одно время существовал проект истребительной версии «63»-го с крылом уменьшенной площади, но неизвестно, был ли он реализован на практике. Это обеспечило бы самолету большую скорость, , к которой конструкторы истребителей с тяжелым вооружением по-прежнему стремятся с неослабевающей энергией. На первый взгляд представляется, что уменьшение площади крыла может быть достигнуто удалением части внешних консолей в местах их соединения с двигателями. Однако данное техническое решение требует столько модификаций, сколько необходимо для полной переделки крыла.
POTEZ 63
Два двигателя Hispano-Suiza 14-Ab
Назначение | Истребитель | Разведчик | Бомбардировщик |
Размеры: | |||
размах крыла | 52 фута 5 дюймов (16 м) | 52 фута 5 дюймов (16 м) | 52 фута 5 дюймов (16 м) |
длина | 35 футов 3 дюйма (10,75 м) | 35 футов 3 дюйма (10,75 м) | 35 футов 3 дюйма (10,75 м) |
площадь крыла | 355 кв. футов (33 м²) | 355 кв. футов (33 м²) | 355 кв. футов (33 м²) |
Масса: | |||
пустого | 5798 фунтов (2630 кг) | 5798 фунтов (2630 кг) | 5798 фунтов (2630 кг) |
военной нагрузки | 1300 фунтов (590 кг) | 1080 фунтов (490 кг) | 1807 фунтов (820 кг) |
общая | 8024 фунта (3640 кг) | 7804 фунта (3540 кг) | 9038 фунтов (4100 кг) |
Летные характеристики: | |||
максимальная скорость на высоте 13000 футов (3962 м) | 285 миль в час (460 км/ч) | 285 миль в час (460 км/ч) | 285 миль в час (460 км/ч) |
практический потолок | 32800 футов (10000 см) | 32800 футов (10000 см) | 26200 футов (8000 м) |
дальность полета | 590 миль (950 км) | 620 миль (1000 км) | 807 миль (1300 км) |
источник: «Potez 63» «Flight» March 28, 1940, pages 283, 284, 286
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-vzglyad-iz-velikobritanii-1940-na-francuzskie-samolety-01