Взгляд из США 1942 года на гражданские и боевые самолеты будущего

15

Взгляд из США 1942 года на гражданские и боевые самолеты будущего

Винтажная статья президента компании Glenn L Martin Company Гленна Мартина (выпуск журнала «Popular Mechanics Magazine» от сентября 1942 года), которая, думаю, заинтересует коллег.

Самолеты будущего

Гленн Л. Мартин, президент компании Glenn L. Martin Company

Что ждет самолеты в мирное и военное время?

Я не военный эксперт. Но я всю жизнь занимался проектированием и производством боевых самолетов. В 1913 году мне выпала честь принять участие в проведении первых экспериментов по бомбардировке, которые Армия проводила в Сан-Диего. Я был настолько очарован разрушительными возможностями самолетов, что после прочтения газет от 7 августа 1914 года, в заголовках которых говорилось о начале Первой Мировой войны, сделал следующее заявление:

«Самолет практически решит исход войны в Европе. Настоящая летающая смерть сокрушит армии, сокрушит гигантские линкоры и приведет весь мир к яркому осознанию ужасных возможностей и нескольких людей и нескольких стремительных воздушных демонов. Ибо прежней военной тактики больше нет. Генералы, которые быстрее всех поймут это и первыми сразятся с летающей смертью, победят.»

Для той войны мое заявление было слишком ранним. Но сегодня мы видим, что военно-воздушные силы оказывают самое сильное влияние на достижение победы; их отсутствие является главной причиной поражений. Ни одни вооруженные силы не могут добиться успеха в любом крупном начинании без превосходства в воздухе на театре военных действий.

Мало кто задумывается над универсальностью самолетов в этой войне. В дополнение к своим более впечатляющим возможностям по бомбардировке и защите самолет является незаменимым помощником для вооруженных сил. Он выполняет дальнюю разведку, патрулирование и рекогносцировку в интересах Армии и Флота. Он с высокой скоростью перевозит солдат и предметы снабжения. Это подвижное и неуловимое пулеметное гнездо. В некоторых ситуациях он является основным источником снабжения для солдат.

Слишком немногие осознают силу самолета – точнее флота самолетов – как артиллерии дальнего действия. Позвольте мне поразить ваше воображение гипотетическим боевым вылетом. На пункт базирования линкора поступило сообщение, что вражеские силы были замечены на расстоянии 1000 миль. Линкор снабжен припасами и готов к бою. Через 38 часов, если цель не отошла слишком далеко, по ней будет произведен первый залп из девяти тонн взрывчатки.

Теперь флот из 150 бомбардировщиков стоимостью примерно столько же, сколько линкор, получает известие о силах противника на расстоянии 1000 миль. Через шесть с половиной часов эти самолеты сбросили на цель 750 тонн взрывчатки; за 38 часов на цель упадет 2250 тонн бомб. Даже непрерывная канонада орудий линкора не может сравниться с разрушительной мощью, сброшенной воздушным флотом.

Опять же, чрезвычайная мобильность крупных авиации военно-морских сил в значительной степени отчаянной потребности в военно-морском флоте, способном действовать в двух океанах. Мощные военно-воздушные силы могут в кратчайшие сроки в полном составе перебазироваться и действовать в том или другом океане, не беспокоясь о Панамском канале.

Я без колебаний предсказываю, что, когда наступит мир, каждая страна, которая сохранит свою целостность, увидит, что сильные военно-воздушные силы станут важной частью ее постоянных вооруженных сил. Теперь ни одна страна больше никогда не рискнет нанести стремительный удар в стиле блицкрига.

Давайте теперь обратимся к очень большому самолету – теме, которая мне дорога, потому что моя компания создала первые трансокеанские летающие лодки Clipper (Клипер), которые до сих пор пользуются успехом и имеют рекорды эксплуатации, недоступные ни одному другому самолету. Прямо сейчас мы испытываем самую большую в мире летающую лодку Mars массой 140000 фунтов (63504 кг) – в три раза больше летающей лодки China Clipper. Таким воздушным кораблям отведено определенное место в планах командования Армии и Флота; они несут чрезвычайно большую бомбовую нагрузку, могут патрулировать обширные районы океана на высокой скорости, перевозить большое количество людей или грузов и, что никто не может оспорить, имеют практически неограниченные длины разбега и пробега. Вы не можете бомбами сделать дыры в воде.

В коммерческом плане у чрезвычайно крупных воздушных судов большое будущее. Какой бы ужасной ни была война, она вносит свой вклад в великое будущее мирового воздушного транспорта. Эта война уже дала всему миру океанский воздушный транспорт. Сегодня люди – те, кто может приобрести билет, – поднимаются на борт «Клипера» с абсолютным чувством безопасности. Они поднимаются на борт надводных кораблей со страхом и трепетом перед крадущимися подводными лодками. С начала войны регулярные авиаперелеты были не только самым безопасным видом транспорта, но и были безопаснее в течение нескольких лет до войны. В будущем воздушный транспорт будет еще безопаснее – во многом благодаря событиям, произошедшим во время войны.

Мы движемся к созданию крылатых кораблей, размеры которых будут больше, чем размеры, о которых мы могли когда-либо мечтать. В настоящее время трансокеанские перевозки осуществляются на самолетах общей массой от 82000 до 84000 фунтов (от 37195 до 38102 кг). Эти летающие лодки могут нести полезную нагрузку массой около 4000 фунтов (1814 кг) на расстояние 3000 или 4000 миль (4827 или 6436 км), в зависимости от встречного ветра и необходимого запаса топлива – техническое достижение, которое еще несколько лет назад считалось невозможным.

Но эти самолеты незначительны по сравнению с летающими кораблями, которые мы уже проектируем. У моей компании есть планы по созданию коммерческого воздушного судна массой 250000 фунтов (113400 кг), которые недавно были отмечены Американской Премией в области проектирования (American Design Award). На самом деле технических ограничений на размеры самолетов не существует; единственным ограничением является количество доступной полезной нагрузки. Через несколько лет мы сможем построить самолеты массой 500000 фунтов (226800 кг).

Давайте посмотрим на экономику авиаперелетов на примере одного из таких летающих кораблей, совершающих беспосадочный перелет между Нью-Йорком и Лондоном, расстояние между которыми составляет около 3500 миль (5632 км). На маршруте перелета преобладают дующие в восточном направлении ветры, средняя скорость которых на малых высотах составляет около 20 миль в час (32 км/ч). Разумной коммерческой практикой является обеспечение достаточного запаса топлива для полета при прогнозируемом для данного рейса встречном ветре плюс четырехчасовой запас топлива. На маршруте Лондон – Нью-Йорк, когда дуют встречные ветры, нам понадобится топливо на 4700 миль (7562 км) полета в условиях невозмущенной атмосферы, чтобы преодолеть 3500 миль (5632 км) с резервным запасом топлива на четыре часа полета.

В соответствии с предполагаемыми условиями самолет массой 250000 фунтов (113400 кг) будет нести полезную нагрузку в 50000 фунтов (22680 кг), что эквивалентно 100 пассажирам с 80 фунтами (36 кг) багажа на каждого, плюс 25000 фунтов (11340 кг) почты, обычных грузов и грузов срочной доставки. Этот полет должен был проходить с крейсерской скоростью 200 миль в час (322 км/ч) на уровне моря, чтобы избежать более сильного встречного ветра на больших высотах. В полете курсом на восток полет будет проходить на высоте 10000 футов (3048 м), используя преимущество попутного ветра в 30-40 миль в час (48-64 км/ч). Экономия топлива позволит воздушному кораблю лететь на скорости 230 миль в час (370 км/ч) с полезной нагрузкой 60000 фунтов (27216 кг). В восточном направлении время полета составит 13 часов, в западном – 19 часов. Мы сможет долететь из Нью-Йорка в Лондон быстрее, чем на поезде доехать из Нью-Йорка в Чикаго. Если самолет перевозит 75 процентов максимально допустимой полезной нагрузки, то операционную прибыль можно получить, если пассажир заплатит 225 долларов за полет в одну сторону и 400 долларов за полет туда и обратно.

разработанный компанией Martin проект 125-тонного самолета будущего. Рисунки и фотографии компании Glenn L. Martin Co

разработанный компанией Martin проект 125-тонного самолета будущего. Рисунки и фотографии компании Glenn L. Martin Co

на данном рисунке показан чертеж в разрезе шестимоторного трансокеанского отеля, который долетит из Нью-Йорка в Лондон за меньшее время, чем вы едете на поезде из Чикаго в Нью-Йорк. Слева на вынесенном рисунке показана огромная кабина экипажа. Во время перелета через океан из смотровых комнат (вынесенный рисунок справа) будет открываться захватывающий вид. За исключением плавательных бассейнов и прогулочных палуб под открытым небом, мы будем очень выгодно конкурировать с удобствами роскошного лайнера

на данном рисунке показан чертеж в разрезе шестимоторного трансокеанского отеля, который долетит из Нью-Йорка в Лондон за меньшее время, чем вы едете на поезде из Чикаго в Нью-Йорк. Слева на вынесенном рисунке показана огромная кабина экипажа. Во время перелета через океан из смотровых комнат (вынесенный рисунок справа) будет открываться захватывающий вид. За исключением плавательных бассейнов и прогулочных палуб под открытым небом, мы будем очень выгодно конкурировать с удобствами роскошного лайнера

обложка выпуска журнала «Popular Mechanics Magazine» за сентябрь 1942 года, на которой изображен шестимоторный трансокеанский отель

обложка выпуска журнала «Popular Mechanics Magazine» за сентябрь 1942 года, на которой изображен шестимоторный трансокеанский отель

Помещения для пассажиров будут поистине роскошными. В санузеле будут установлены ванна и душевые. В гостиной будет достаточно места для таких развлечений, как настольный теннис. Из смотровых комнат будет открываться потрясающий вид. За исключением плавательных бассейнов и прогулочных палуб под открытым небом, мы будем очень выгодно конкурировать с удобствами роскошного лайнера.

в гостиной у воздушных путешественников будет достаточно места для таких развлечений, как настольный теннис. Запланированы душевые и ванны

в гостиной у воздушных путешественников будет достаточно места для таких развлечений, как настольный теннис. Запланированы душевые и ванны

авиалайнеры будущего будут предлагать не только такую роскошь, как представленный на данном рисунке салон, но и уровень безопасности, достигнутый авиаконструкторами, создававшими военные самолеты

авиалайнеры будущего будут предлагать не только такую роскошь, как представленный на данном рисунке салон, но и уровень безопасности, достигнутый авиаконструкторами, создававшими военные самолеты

Навигационное оборудование и средства безопасности, необходимые для самолета массой 25000 фунтов (11340 кг), могут быть удвоены на нашем воздушном корабле массой 250000 фунтов (113400 кг). Старый стандарт в виде четырехмоторной силовой установки будет изменен в пользу шестимоторной силовой установки (и с большим количеством двигателей) с резервным оборудованием на случай неисправности без существенного увеличения обще массы.

Как это ни парадоксально, но опасности этой войны приводят к безопасности послевоенных авиаперелетов. Те самые приборы, с помощью которых мы обнаруживаем вражеские самолеты и атакуем их, обеспечат как воздушным кораблями, так и морским судам безопасный проход в любую погоду. Мы все читали о солдате, несшем вахту в Перл-Харборе утром 7 декабря, который напрасно кричал в глухие уши, что в 150 милях от его поста находятся самолеты. Представьте себе такую мощь, которую самолеты и корабли могут использовать для обнаружения навигационных опасностей на расстоянии многих миль без применения визуальных или звуковых предупреждающих сигналов.

Или рассмотрим другое устройство, с помощью которого мы видим сквозь туман. Это достаточно мрачно, когда пилот использует такое устройство используют боевые пилоты, касающиеся своими пальцами гашеток в ожидании обнаружения вражеских самолетов. Но каким благословением это устройство является для пилотов гражданской авиации, заходящих на посадку со своим драгоценным грузом в виде человеческих жизней.

Я не готов сказать какую роль сыграет в этой войне очень большой самолет. Наша большая летающая лодка Martin Mars должна выполнять задачи патрульного бомбардировщика. Она хорошо защищена пулеметами. Но я легко могу представить, какую роль воздушный корабль массой 140000 фунтов (63504 кг) может сыграть в качестве вспомогательного средства военно-морских сил, обслуживающего надводные силы и их базы.

требуется 11500 деталей, чтобы собрать центральную секцию и носовую оконечность фюзеляжа среднего бомбардировщика Martin – игрушки по сравнению с 125-тонным воздушным кораблем

требуется 11500 деталей, чтобы собрать центральную секцию и носовую оконечность фюзеляжа среднего бомбардировщика Martin – игрушки по сравнению с 125-тонным воздушным кораблем

снимок одного из цехов завода компании Glenn L. Martin, которая в гигантских масштабах выпускает бомбардировщики для Объединенных Наций (стран антигитлеровской коалиции)

снимок одного из цехов завода компании Glenn L. Martin, которая в гигантских масштабах выпускает бомбардировщики для Объединенных Наций (стран антигитлеровской коалиции)

Даже сейчас, когда мы смотрим на чертежи воздушного корабля с массой 250000 фунтов (113400 кг) и с размерами почти в два раза превышающими размеры летающей лодки Mars – они все еще поражают нас. Кабина экипажа этого «летающего линкора» ВМС США фактически больше, чем пассажирский салон 21-местного авиалайнера. Для управления летающей лодкой Mars требуется экипаж из 11 человек. Наверху, где сидят первый пилот и второй пилот, кабина очень похожа на кабину любого обычного авиалайнера. Но когда они поворачиваются, то оказываются перед огромным «мостиком», занимающим 2175 кубических футов (61,6 м³) и рубки капитана, штурмана и механика. Однако это лишь малая часть огромного воздушного корабля. Через окна пилот мельком видит консоли крыла и их огромные двигатели, и кажется, что они находятся на каком-то другом воздушном корабле. Лестница ведет с мостика на нижнюю палубу и в просторную кают-компанию. Высоко над ними находятся проходы в помещения за двигателями, где механики обслуживают авиамоторы в полете. В помещении на верхней палубе вспомогательные двигатели приводят в действие восемь генераторов, вырабатывающих электроэнергию. Летающая лодка Mars оснащена 24 телефонными станциями. Плоскости управления воздушного корабля огромны; каждый из двух рулей направления в два раза больше человеческого роста; между ними расположены 30-футовые (9,1 м) рули высоты, а длина каждого элерона превышает весь размах крыла среднего самолета-истребителя.

кабина экипажа летающей лодки Mars – этого «летающего линкора» ВМС США – фактически больше, чем пассажирский салон 21-местного авиалайнера

кабина экипажа летающей лодки Mars – этого «летающего линкора» ВМС США – фактически больше, чем пассажирский салон 21-местного авиалайнера

Когда война закончится, воздушные перевозки, внутренние и зарубежные, станут очень важной частью нашей торговли. Армия сделала больше для развития авиаперевозок, чем любой другой эксплуатант – и некоторые люди мс большим удивлением обнаруживают, что за последние несколько лет армия перевезла по воздуху больше грузов, чем все авиалайнеры Соединенных Штатов вместе взятые. То, что в будущем вся почта первого класса будет перевозиться воздушным транспортом, является уже решенным делом. Еще одним разумным выводом является тот факт, что после войны будет бум внутренних авиаперевозок. Великолепные показатели безопасности, достигнутые авиакомпаниями за последние несколько лет, сохранятся. Авиационные путешественники занимают все места в салонах, и людей раздражает, когда в кассах им дают отказ. Такова природа человека – желать того, в чем ему отказывают. Кроме того, сотни тысяч людей, приученных войной к авиаперелетам, после возвращения к мирной жизни не будут воспринимать в качестве средства передвижения только воздушный транспорт.

Однако самое впечатляющее развитие произойдет в области морской авиации – в области летающих в области летающих кораблей, которые будут становиться все больше и больше. С их помощью мы восстановим уставший мир, сделаем его части ближе друг другу, восстановим разорванные торговые связи и разорвем последние границы изоляции.

источник: Glenn L. Martin President, The Glenn L Martin Company «Planes of tomorrow» «Popular Mechanics Magazine» 1942-09, pages 1-5, 178-180

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-glenn-l-martin-samolety-budushhego

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account