Взгляд из Соединенных Штатов 1952 года на недостатки вооружения реактивных истребителей
Интересная винтажная статья из январского выпуска 1952 года журнала «Flying», которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
Проблемы на «Аллее МиГов»
Когда сотни реактивных самолетов вступают в воздушный бой, почему процент «сбитых» так низок? Вот некоторые из ответов
На «Аллее МиГов» неприятности.
Мы берем газету и читаем заголовок:
«250 реактивных самолетов участвуют в крупнейшем сражении, сбито 8 МиГов.»
Статья, следующая за заголовком, гласит примерно следующее:
«Почти 250 самолетов союзников и коммунистов столкнулись во вторник в крупнейшем в истории сражении реактивных самолетов. Пилоты союзников уничтожили или повредили 20 коммунистических самолетов. Восемь МиГов числятся сбитыми, два вероятно уничтоженными и 10 поврежденными. В ВВС Дальнего Востока заявили, что были сбиты три бомбардировщика Superfort и один истребитель Thunderjet.»
Подобные рассказы о захватывающих воздушных боях, когда самолеты ООН и противника проносятся по небу от верхушек деревьев до высоты 40000 футов (12192 м) со скоростью 600 миль в час (965 км/ч), заслуживают внимания, и большинство читателей, вероятно, согласятся с недавним сделанным высокого заявлением, что
«мы (ВВС ООН) сбиваем с них спесь».
Если выражение «сбивать с них спесь» означает, что силы ООН удерживают преимущество по количеству сбитых или поврежденных самолетов, то мы действительно сбиваем с них спесь. Не такое большое преимущество, но вполне достаточно, чтобы у противников ООН был более длинный список потерь.
Но на «Аллее МиГов» по-прежнему неспокойно.
Главный вопрос, занимающий умы многих пристальных наблюдателей за воздушными боями на Дальнем Востоке, заключается в следующем: когда так много реактивных самолетов изо дня в день участвуют в боях, почему процент сбитых или поврежденных самолетов так низок?
Другие вопросы складываются примерно так:
- Если истребители ООН по своим характеристикам не уступают истребителям коммунистов, но если у нас лучшие прицелы, наши пилоты лучше подготовлены и наша тактика ведения воздушного боя лучше, то почему потери противника в боях так малы?
- Являются ли потери противника низкими из-за того, что их пилоты слишком осторожны и слишком часто выходят из воздушного боя?
- Является ли чрезвычайно высокая скорость современного реактивного истребителя скорее недостатком, чем преимуществом в эффективном воздушном бою?
- Являются ли сегодняшние превосходные реактивные истребители, которые поднимаются в воздух, устаревшим или неэффективным вооружением?
- Не слишком ли рано бои в небе Кореи – этой первой в мире практической лаборатории реактивных самолетов – являются окончательной оценкой ограничений высокоскоростных реактивных самолетов и тактики ведения воздушных боев?
Задаются эти и другие вопросы. Ответы? Ответы на них военные эксперты ищут на испытательных полигонах, в лабораториях и в конференц-залах специалистов по планированию, которые определяют концепции ведения боевых действий в воздухе.
Давайте взглянем на некоторые проблемы, с которыми сталкивается пилот, который должен направить свой скоростной реактивный самолет в сторону «Аллеи МиГов» и там попытаться превзойти в пилотировании и победить пилота противника, который сидит за штурвалом столь же скоростного реактивного самолета.
Если он летит на реактивном истребителе Sabre (F-86), он может сближаться с вражеским истребителем на скорости 600 миль в час (965 км/ч) и выше. Его противник может сравниться с ним в скорости. Это означает, что два самолета приближаются друг к другу со скоростью 1200 миль в час (1931 км/ч).
При таком сближении на встречных курсах ни один пилот не может увидеть другого, кроме как мельком, и у каждого есть только доля секунды, чтобы прицелиться и выстрелить. Один проход – это все, что возможно в таких обстоятельствах. Если ни один из самолетов не будет сбит или если повреждения после попаданий будут несущественными, то два пилота в тот день больше никогда не увидят друг друга. После этого одного прохода на скорости 600 миль в час (965 км/ч) два самолета, летящие в противоположных направлениях, вскоре исчезают из поля зрения друг друга. Радиус разворота высокоскоростных самолетов настолько велик, что в конце разворота два самолета окажутся на расстоянии 60 миль (97 км) или более друг от друга.
Даже при атаке с разворота у пилота есть лишь доля секунды, чтобы прицелиться во вражеский самолет. Если пилот промахивается, скорость его самолета такова, что вскоре он оказывается в другой части пространства, где он должен найти другого противника. Если у самолета заканчивается топливо, то пилот должен отправиться на базовый аэродром.
Еще одним важным фактором являются размеры цели. Находясь на нужной для оружия своего истребителя дистанции, пилот ООН видит довольно маленькую цель. На той же дистанции в прицельном вычислительном устройстве цель значительно меньше. Добавьте элемент скорости, будь то атака на встречных, пересекающихся или на догонных курсах, и проблема пилота сбить самолет противника еще более усложнится. Добавьте к этому элемент слабой видимости, который всегда существует на больших высотах, и низкий процент сбитых самолетов предстанет в должном свете.
Также следует сказать, что пилоты ООН действуют в явно невыгодных условиях из-за района, над которым ведется большинство крупных воздушных сражений. Этот район – «Аллея МиГов». Она протянулась он Синыйджу на границе Маньчжурии и реки Ялу до примерно Синанджу, что в 75 милях (121 км) к юго-востоку. Аллея проходит по всей удерживаемой врагом территории. Чтобы добраться до «Аллеи МиГов» и встретиться с истребителями противника, самолеты ООН должны преодолевать большие расстояния. Поскольку большинство наших лучших реактивных истребителей являются пожирателями топлива, то летающие на них пилоты всегда должны следить за показателями расхода топлива. Во многих случаях у пилотов ООН есть время всего лишь на один или два захода, после чего им придется лететь домой или у них закончится топливо.
Это краткое изложение проблем американских, британских и австралийских пилотов, ведущих на истребителях Sabre, Thunderjet и Meteor воздушную войну против МиГов. Несмотря на эти проблемы, количество сбитых самолетов в во многом в нашу пользу благодаря превосходным автоматическим прицелам со счетно-решающими устройствами, нашей тактики, нашим лучше подготовленным пилотам и безупречной лётной дисциплине.
Уровень летной дисциплины американских пилотов был четко продемонстрирован не так давно, когда истребители Republic Thunderjet, летевшие для того, чтобы нанести удары по наземным объектам бомбами и ракетами, были атакованы МиГами, которые с ревом пронеслись под прикрывающими их истребителями сопровождения. Оказавшись в невыгодном положении, пилоты «Тандерджетов» сбросили свои ракеты и бомбы и перешли в набор высоты, чтобы разгромить МиГи. Пилоты без хорошей летной дисциплины, которая является частью военной летной подготовки ВВС США, могли быть деморализованы.
Еще одна проблема, и сейчас она, по-видимому, кажется самой важной, – это вооружение. Как самолеты ООН, так и самолеты противника могут выдержать его воздействие. Американские пилоты неоднократно сообщали о способности МиГов выдерживать попадания и продолжать бой, что является немаловажным фактором относительно низкого процента сбитых самолетов в любом конкретном воздушном бою.
В вопросе вооружений проводится серьезный самокритичный анализ, и кое-что уже делается.
Все американские реактивные истребители, находящиеся сейчас в Корее, оснащены только пулеметами 50-го калибра (12,7 мм). В основном они похожи на пулеметы такого же калибра, установленные на поршневые истребители времен Второй Мировой войны, но с повышенной скорострельностью. Современные пулеметы 50-го калибра имеют скорострельность 1300 выстрелов в минуту. Шесть таких пулеметов придают самолету потрясающую огневую мощь.
МиГ несет две 20- или 23-миллиметровые пушки в одном крыле и одну 30- или 37-миллиметровую пушку в другом крыле. Скорострельность этих пушек намного ниже скорострельности американских пулеметов, что придает нашим пилотам превосходство в огневой мощи. Но и пушки Мигов, и наши пулеметы являются эффективным оружием, если они могут попасть в цель. Проблема на «Аллее МиГов» заключается в том, что только в редких случаях, учитывая огромное количество самолетов, отправляемых в воздух каждой стороной, вражеские самолеты и самолеты ООН получают результативные, продолжительные очереди из бортового оружия.
Десятки американских истребителей Sabre и Thunderjet вернулись на свои базы с зияющими дырами в фюзеляжах, крыльях и хвостовых оперениях, что свидетельствует о поражающей мощи пушек МиГов. Но большое количество достоверно поврежденных или вероятно поврежденных МиГов также показывает, что пилоты ООН стреляют очередями, которые являются недостаточными для гарантированного уничтожения самолета противника. Превосходящая огневая мощь истребителей ООН недостаточно велика, чтобы увеличить общее количество уничтоженных вражеских самолетов в тех боевых условиях, которые существуют в небе Кореи.
Ставить под сомнение целесообразность использования в современных истребителях пулеметов 50-го калибра вместо пушек – значит подвергать сомнению работу военных экспертов. Однако из опубликованных отчетов и бесед с летчиками ВВС видно, что пулеметы 50-го калибра не дают желаемых результатов. Чтобы сбить МиГ, требуется невероятное количество попаданий 50-го калибра, а в боях за один заход количество попаданий крайне ограничено. Ситуация выглядит еще хуже, когда стало известно, что русские строят самолеты с толстой обшивкой и «подкрепленной» внутренней конструкцией, способной выдержать шквальный огонь пулеметов 50-го калибра.
В настоящий момент очень остро стоит вопрос нового вооружения, и известно, что для ВВС США разрабатывают реактивные истребители, предназначенные для установки 20-миллиметровых пушек. Решит ли это изменение, влекущее за собой снижение огневой мощи, но увеличение повреждений при единичном попадании, проблему – остается предметом предположений. Также есть неподтвержденное военными кругами сообщение, что испытания будут проводиться на самолете с комбинированным вооружением – возможно и с пушками, и с пулеметами.
Другое решение проблемы вооружения истребителей связано с ракетной техникой. В настоящий момент ведутся работы над высокоскоростными ракетами одноразового включения и над неуправляемыми ракетными снарядами в качестве возможной замены или дополнения к пулемётам и пушкам, являющимся стандартным вооружением реактивных истребителей.
Самая многообещающая ракета для реактивных самолетов, которая имеет необходимую скорость, это 2,75-дюймовый (70 мм) неуправляемый реактивный снаряд Mighty Mouse, разработанный ВМС США и адаптированный для самолетов военно-воздушных сил. На стандартный реактивный истребитель ВВС США можно установить до 24 ракет Mighty Mouse, которые все могут быть выпущены залпом.
На корейском театре военных действий еще не появилось никаких ракет со скоростями, приближающимися к скоростям пуль пулеметов 50-калибра и снарядов 20-миллиметровых пушек (которая имеет дульную скорость 2900 футов в секунду [884 м/с]). 11,75-дюймовые неуправляемые ракетные снаряды Tiny Tim и 5-дюймовые неуправляемые ракетные снаряды Holy Moses эффективно использовались в тактических операциях против наземных сооружений, танков и грузовиков, но они не пригодны для воздушных боев.
При решении проблемы вооружения необходимо учитывать многие факторы. К ним относятся уязвимость цели, конструктивные ограничения самолетов, погодные условия, способности пилотов и общая стратегия. Но все проблемы с вооружением, с которыми сталкивались в воздухе, были успешно решены, и нет никаких оснований полагать, что нынешняя проблема также не будет решена.
По своей сути Корея является лабораторией, где военные специалисты имеют полную возможность испытать новые самолеты и новое оружие против противника, самолеты которого по своим качествам не уступают, а порой и превосходят наши. Это период опробования новой тактики и оружия в воздушной войне нового типа, и, хотя количество уничтоженных самолетов составляет лишь небольшой процент от общего числа задействованных самолетов, силы ООН с самого начала имели преимущество. Считается, что превосходные технические знания союзников и их применение при разрешении уже существующих проблем сохранят завоеванное нами преимущество.
источник: «Trouble in MiG ALLEY» «Flying» January 1952, pages 12-14, 54
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-vzglyad-iz-soedinennyh-shtatov-1952-goda-na-nedostatki-vooru