Выстрел наугад. Как погиб авианосец «Арк Ройал»
Статья, посвящённая годовщине гибели английского авианосца «Арк Ройал» была опубликована в ноябре 2022 года.
Ну кто не слышал про «Арк Ройал» — одного из самых известных кораблей Второй Мировой. Он совершил немало славных дел, но 13 ноября 1941-го его карьеру прервала торпеда немецкой подводной лодки. Об этом славном авианосце, горькой усмешке судьбы над ним, комедии с командирами немецких подлодок и коте «Непотопляемый Сэм» в этой публикации.
Британский авианосец «Арк Ройал» является одним из самых известных кораблей Второй мировой. Но 13 ноября 1941-го его карьеру прервала торпеда немецкой подлодки. В историю войны авианосец вошел не только славными делами, но и нелепостью своей гибели, которая в дальнейшем сделала его героем известного мифа.
Содержание:
Второй, но первый
Хотя Великобритания разработала концепцию авианосца еще во время Первой мировой, «Арк Ройал» был лишь вторым ее кораблем, спроектированным таковым, уступив первенство «Гермесу». Но при этом он являлся первым крупным авианосцем специальной постройки британских ВМС, превосходившим размерами и возможностями предшественника. Его конструкция включала в себя ряд нововведений, которые должны были стать стандартом в строительстве британских авианосцев, в том числе закрытые ангары на двух уровнях, являющиеся частью конструкции корпуса, закрытый «ураганный» нос и ярко выраженный выступ на корме, добавлявший почти 25 м к длине корабля. Также «Арк Ройал» стал первым крупным кораблем британского флота, в строительстве которого широко использовалась сварка.
Авианосец вступил в строй в конце 1938-го. Прежде чем включить его в состав флота метрополии, «Арк Ройал» отправили в Средиземное море для подготовки. С началом войны он и «Корейджес» стали ядрами групп ПЛО, сформированных для поиска и уничтожения подлодок в Атлантике. Первый признак того, что эта тактика может завершиться катастрофой, появился, когда 14 сентября 1939-го «Арк Ройал» подвергся неудачному нападению U-39. Последующее уничтожение лодки эсминцами сопровождения сохранило веру Адмиралтейства в непогрешимость тактики, и только после того как «Корейджес» был потоплен через три дня, авианосцам нашли другое применение.
26 сентября «Арк Ройал» впервые попал под удар люфтваффе в Северном море. Но уцелел, так как бомбы разорвались рядом с кораблем. Впрочем, это не помешало Берлину объявить его потопленным. С октября 1939-го по февраль 1940-го авианосец вместе с линейным крейсером «Ринаун» действовал против немецких рейдеров в Южной Атлантике. В апреле началась Норвежская кампания, во время которой он принял участие в противодействии немецкому вторжению в Скандинавию. 10 апреля его пикировщики, правда, взлетевшие с наземного аэродрома, потопили в Бергене немецкий легкий крейсер «Кенигсберг», что стало первым случаем в истории уничтожения авиацией крупного военного корабля.
После эвакуации союзников из Норвегии «Арк Ройал» отбыл на юг, в Гибралтар, где присоединился к «соединению H» адмирала Сомервилла. В его составе он участвовал в нападении на французский флот в Мерс-эль-Кебире 3 июля 1940-го. В течение следующих нескольких месяцев авианосец совершал рейды в Западное Средиземноморье, нанося удары по итальянским авиабазам и прикрывая конвои на Мальту и в Александрию. 9 февраля 1941-го корабли Сомервилла провели дерзкую воздушную и артиллерийскую бомбардировку Генуи, Специи и Ливорно, нанеся их береговым сооружениям серьезный ущерб.
Деятельность «Арк Ройала» не ограничивалась Средиземноморьем. Уже в сентябре 1940 года он участвовал в неудачной атаке на вишистский Дакар, а в марте 1941-го его самолет-разведчик заметил немецкие линейные крейсеры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» адмирала Лютьенса в Атлантике. Тем не менее они успели достигнуть французского Бреста, прежде чем британцы их перехватили. Через два месяца «Арк Ройал» снова встретился с Лютьенсом уже на линкоре «Бисмарк». 26 мая его торпедоносцы смогли добиться двух попаданий в стального гиганта, сделав того неуправляемым. Когда на следующее утро «Бисмарк» погиб в бою с британской эскадрой, флот метрополии должен был благодарить именно «Арк Ройал» за то, что тот передал «немца» в его руки.
Летом и осенью 1941 года авианосец вернулся в Средиземное море, где продолжил прикрывать конвои и доставлять самолеты на Мальту. Никто тогда не знал, что карьера этого замечательного корабля уже подошла к концу.
Две атаки
В сентябре 1941-го Гитлер принял решение об отправке своих подлодок в Средиземное море в помощь итальянцам. Первые субмарины прошли Гибралтарский пролив в конце сентября – начале октября. В ноябре за ними последовала вторая волна «серых волков», первыми из которых были Франц-Георг Решке на U-205 и Фридрих Гуггенбергер на U-81. В период новолуния 11–12 ноября обе лодки прошли через пролив незамеченными.
Днем ранее «соединение Н» в составе линкора «Малайя», авианосцев «Арк Ройал» и «Аргус» с эсминцами вышло из Гибралтара для переброски самолетов на Мальту. Выполнив эту задачу, 12 ноября Сомервилл повернул обратно, «сопровождаемый» итальянскими воздушными разведчиками. Узнав об этом, командующий подводными силами Карл Дениц приказал U-81 и U-205 перехватить британскую эскадру к востоку от Гибралтара.
U-205 первой заметила британские корабли рано утром 13 ноября. Сначала расстояние до целей было запредельным для хода торпед. Но в 05:06 эскадра временно легла на выгодный курс, сократив дистанцию стрельбы до 6 км. Хотя этот маневр не намного увеличил шансы на успех, Решке выпустил три торпеды, после чего вдалеке увидел «яркую вспышку», а затем услышал «два металлических удара». Так как о результате нападения можно было лишь гадать, он не стал спешить с победной реляцией.
U-81 обнаружила «соединение Н» лишь в 16:00. Условия для атаки были сложными: до целей было далеко, и над ними кружили самолеты. Но Гуггенбергер смог занять позицию для стрельбы, в 16:36 выпустив по линкору четыре торпеды с дистанции 3–4 км. Результат залпа он не видел, так как сразу ушел глубину. Спустя шесть минут немцы услышали сильный взрыв, который приняли за попадание в «Малайю». А через почти восемь минут взорвалась еще одна торпеда. Так как ее проход составил более 6 км, то Гуггенбергер предположил, что постепенно замедлявшийся «угорь» попал или в эсминец, или в один из авианосцев.
Далее сложилась комичная ситуация. Не будучи уверенными в результатах своих атак, командиры U-81 и U-205 не спешили докладывать о них в штаб. Каждый из них ждал, что доложит другой. Молчанку прервал Дениц. Он сообщил на лодки, что, по данным агентства «Рейтер», «Арк Ройал» потоплен, и желал узнать, кто это сделал. Тогда Решке сообщил о трех попаданиях в «авианосец и эсминец», а Гуггенбергер доложил, что торпедировал линкор и, возможно, поразил еще одну цель. В итоге Дениц отложил разбор атак до возвращения лодок.
Когда месяц спустя U-81 и U-205 вернулись на базу, командующий проанализировал записи их вахтенных журналов и пришел к выводу, что авианосец потопил Гуггенбергер. 10 декабря 1941-го его наградили Рыцарским крестом. Но справедливо ли было это награждение?
Гибель «Арк Ройяла»
Как оказалось, для Сомервилла атака U-205 стала неприятным сюрпризом. Из-за непогоды скорость эскадры менялась. В 5:14 британцы услышали подводный взрыв за эсминцем «Легион». Это сработала одна из торпед Решке. С рассветом «Арк Ройял» поднял в воздух самолеты для защиты от лодок. А вскоре «соединение Н» получило предупреждение по радио о субмарине, находящейся рядом с ним. Тогда Сомервилл решил изменить курс и идти на базу новым путем.
Обычно «соединение Н» возвращалось в Гибралтар, двигаясь вдоль испанского или марокканского побережья. Но, получив предупреждение, оно изменило курс, чтобы приблизиться к Гибралтару непосредственно с востока. Это решение стало роковым, поскольку британские корабли пошли прямо на позицию Гуггенбергера.
В 16:41 «Арк Ройял» был поражен в правый борт. По хронометражу торпеда прошла более пяти километров, что говорит о промахе U-81 в линкор и случайном попадании в авианосец. Причем торпеда Гуггенбергера нанесла достаточно повреждений, чтобы потопить корабль.
В момент торпедирования «Арк Ройял» накренился, совершая быстрый поворот влево. В результате торпеда попала (а не прошла под днищем) в скуловой киль и взорвалась фактически внутри противоторпедной защиты, выведя из строя правую котельную и главный распределительный щит. Выправить крен не получилось. К 18:00 центральная котельная была затоплена, что в свою очередь лишило корабль электроэнергии для насосов, вентиляции и вспомогательного освещения. Командир авианосца кэптэн Маунд приказал большей части команды перейти на эсминцы, оставив на «Арк Ройяле» лишь специалистов для ремонта.
Королевский флот попытался спасти авианосец. На помощь «Арк Ройялу» из Гибралтара вышли корабли с запчастями. Кроме того, на место инцидента прибыли два буксира, попытавшиеся доставить подбитый авианосец в порт. Возможно, «Арк Ройял» удалось бы спасти, если бы своевременно была затоплена котельная левого борта. Это позволило бы кораблю восстановить нормальное положение и его бы получилось отбуксировать к Гибралтару. Но к тому моменту, когда стали обсуждать эту меру, авианосец уже так «нахлебался воды», что реализация этого плана привела бы к его немедленному затоплению.
Аварийная команда работала всю ночь, стараясь обеспечить «Арк Ройял» электроэнергией и запустить насосы. Но к пяти утра стало ясно, что авианосец спасти не получится. Его крен продолжал расти. Тогда Маунд приказал ремонтникам покинуть корабль. В семь утра буксиры сбросили тросы. Спустя 13 минут гордость британского флота перевернулась и ушла под воду.
Потери экипажа «Арк Ройяла» были минимальны – погиб только один моряк. Плохо было другое: королевскому флоту нечем было заменить «Арк Ройял» и британские средиземноморские ВМС остались без прикрытия с воздуха на море. Одним ударом U-81 нанесла им больший ущерб, чем весь итальянский флот за 17 месяцев боевых действий.
Автор — Владимир Нагирняк
Источник — https://dzen.ru/a/Y3DrIl0bsQPuWiwk