В продолжение темы поднятой в статье «Битва при Гастингсе. Последняя битва Тёмных Веков. Пехота против кавалерии» предлагаю вашему вниманию подробный разбор Гобелена из Байё иллюстрировавшего это сражение, сделанный Вячеславом Шпаковским и размещённым на сайте ТопВар.
Слетается воронов боле:
«Откуда летишь ты?» — «Я, кровию пьян,
Лечу от Гастингского поля!
Не стало у саксов вчера короля,
Лежит меж своих он, убитый,
Пирует норманн, его землю деля,
И мы пировали там сыто.
Победно от Йорка шла сакская рать,
Теперь они смирны и тихи,
И труп их Гаральда не могут сыскать
Меж трупов бродящие мнихи…
«Три побоища» Алексей Толстой
Раритеты истории. Сегодня мы вновь возвращаемся к теме легендарного «гобелена из Байё» и продолжаем наш рассказ о изображенных на нём событиях. Остановились мы на том, что битва англичан и нормандцев должна была вот-вот начаться. Сегодня наш рассказ будет посвящён ходу этого сражения, а затем мы расскажем и о его последствиях.
Итак, начнём с того, что очень многие британские историки считают, что, хотя, судя по результатам последних исследований, гобелен вышивали всего два человека, причём это, скорее всего, были мужчины, точно выяснить по нему, что же реально происходило в битве при Гастингсе, невозможно. Вернее, между тем, что вышито на гобелене, и реальным ходом сражения существует довольно большая разница.
Например, на нём хорошо видно, что со стороны Вильгельма в битве действует только одна конница и некоторое количество пеших лучников. Однако другие дошедшие до нас источники повествуют о том, что в ней действовали крупные силы пехоты. Причём нормандские всадники в самом начале битвы стояли в тылу, и лишь под конец выдвинулись вперёд. Хотя, если посмотреть на гобелен, мы там этого не увидим. Кстати, на Байёском гобелене лучников много: 29 фигур. Но 23 из них находятся на кайме, а не на основном поле, что с очевидностью указывает на второстепенную их роль в сражении, и это при том, что многие всадники и пехотинцы-саксы на главном поле прямо-таки утыканы стрелами. В защитном вооружении и с луками в руках на гобелене изображены четыре нормандца, а вот один единственный лучник-сакс одет в обычную одежду. Конный лучник и вовсе всего лишь один, без защитного вооружения и изображён среди нормандских рыцарей, преследующих саксов. И раз все детали вооружения показаны на вышивке очень подробно и со знанием дела, то это даёт основание для вывода о том, что подобное изображение явно имело какую-то вполне конкретную цель. Но какую? Переписать историю, как об этом сейчас модно говорить у нас в России? Но в чём смысл этого переписывания? Ведь победили нормандцы, а не саксы. И это известно по множеству рукописных документов, а не только из одного гобелена.
Как бы там ни было, но в школьном учебнике истории (и, кстати говоря, не только в школьном, но и в вузовском!) написано, что главная роль в этой битве принадлежала коннице Завоевателя. Что она несколько раз атаковала англичан, укрывавшихся на холме за «стеной из щитов», а затем притворным отступлением выманила их на равнину, где окружила и уничтожила. То есть пешие англичане бросились преследовать убегавших всадников (?) и, конечно же, совершенно расстроили свои порядки, и вот тут-то нормандская конница на них напала и уничтожила.
Как-то нелепо всё это выглядит. А ведь Гарольд, предводительствовавший англичанами, в военном деле не являлся новичком. Он только что одержал решительную победу над норвежцами. Быстро перебросил свои силы с места битвы у Стамфорд-Бридж к Гастингсу и почему-то как ребёнок попался на такую простейшую уловку, как ложное отступление. Непонятно и то, почему его войско на гобелене состоит исключительно из пехоты, хотя щиты у его воинов не отличаются от всаднических щитов воинов-норманнов! Не ясно, и как погиб Гарольд.
Считается, что он сначала был ранен стрелой в глаз, а затем зарублен мечами всадников Завоевателя. Может быть, тайна гобелена как раз и заключается в том, что при Гастингсе в день битвы победили как раз не конники герцога Вильгельма, а пехота и лучники графа Евстахия (Юстаса) Булонского, которые буквально засыпали англичан своими меткими стрелами. И только в самом конце боя в атаку на англичан пошла рыцарская конница герцога Вильгельма, да и то действовала неудачно. Ведь всадникам, чтобы добраться до «стены щитов», нужно было одолеть крутой подъём на холм. Сам холм очень узкий, похожий на выгнутое лезвие топора, и поместиться на нём ещё кому-то кроме занявшей его пехоты просто негде.
Но дело в том, что добравшиеся до вершины холма рыцари-норманны не могли бы скакать быстро, и оказались бы совершенно беспомощны. Можно подумать, что так оно и случилось и что они именно тогда и подверглись ответной атаке воинов-хускерлов Гарольда. Тогда-то и распространился слух, что герцога Вильгельма убили. После этого началась паника, и тогда именно граф Евстахий организовал атаку на англичан с фланга, поскакал со знаменем в руках впереди своих людей и закричал: «Вон он, Вильям!» А Вильгельм как раз в этот момент откинул на затылок свой шлем. Воины сразу его узнали и вновь ринулись в битву. Вот только посылать конницу в гору на стену щитов… Ну не мог Вильгельм так поступить. Ни один человек в здравом уме не стал бы так делать.
Что же касается воинов Гарольда, то его дружинники были точно такими же конниками, как и дружинники Вильгельма, кроме разве что тех самых знаменитых хускерлов, вот только было их совсем не много. Возможно Гарольд не доверял своим воинам и потому, опасаясь предательства, отдал им приказ сражаться пешими, а лошади находились в ближайшем лесу позади холма. Потому что именно верхом на лошадях они бежали после поражения, что нам показывает 58-й эпизод гобелена.
Тогда и персонажи из басен Эзопа на его кайме появились отнюдь не случайно. Они явно говорят: «Здесь всё так же, как и у Эзопа, обладает двойным смыслом. Помни об этом!» Вот только так ли это в реальности, мы, к сожалению, можем только гадать.
А вот так могло происходить сражение при Гастингсе – современная реконструкция.
Источник — https://topwar.ru/191120-tajna-gobelena-iz-baje-i-grjanul-boj.html