Вячеслав Шпаковский. Наш танковый паноптикум: Т-34, которые были и которые могли быть
О танках с любовью. Сегодня мы опять отправляемся в наш танковый паноптикум, но целью нашей «поездки» будет всего лишь один танк. Зато какой! Наш Т-34 – танк о котором слышали, наверное, все, и без упоминаний о котором не обходится на одна книга о Второй мировой войне ни у нас, ни на Западе. «Их Т-34 был лучшим в мире!» Это сказал не кто-нибудь, а немецкий генерал. И это, наверное, самая серьезная похвала танку.
Одним словом, книг о Т-34 так много, включая даже его участие в войне в Корее и в конфликте в Хорватии, что впору о них писать полноценный историографический обзор, вот только вряд ли сегодня он будет кому-нибудь нужен.
Для моделистов модели Т-34 выпускают самые известные модельные фирмы, включая «Тамия», «Ревелл» и нашу «Звезду», разумеется. Причем в самых разных масштабах. От 1:100 и до 1:10 и 1:6! То есть информации по этому танку очень много, причем самой разнообразной.
Но среди всего этого несомненного богатства найдется местечко и для нашей коллекции.
Однако в итоге победила более простая схема дополнительного бронирования танка посредством наваривания на лобовую бронировку корпуса дополнительных плит брони. Известно, что толщина брони на лобовой проекции составляла 45 мм. Таким образом, наварив лист толщиной всего 10 мм, мы получаем суммарную толщину 55 мм, а если 15, то в итоге будут все 60 (бронирование опытного танка Т-46-5). Ну а 20-мм плита и вовсе в сумме давала 75 мм, то есть бронирование Т-34 по этому показателю соотносилось с бронированием танка КВ. Не всегда, однако, заводы имели броневые листы нужной толщины и тогда изобреталась броня «сэндвич»: 10 + 5 + 5 + 45 – вот и набралось 75 мм. Ставились даже листы брони толщиной 35 мм, то есть такой танк получал 80-мм лобовую броню! Правда, такое бронирование увеличивало вес, давление на передние катки и пружины подвески, но, тем не менее, с этим мирились. Да и срок жизни наших танков на поле боя был настолько мал, что подвеска не успевала износиться!
А вот на этом рисунке мы видим четыре проекции Т-34 не совсем обычного вида. Вроде бы танк образца 1941 года, но какой-то не такой. А это, так сказать, танк марки «IF» («Если бы…»), представляющий фантазию автора на тему улучшения исходного образца. Многие танкисты жаловались, что люк на переднем броневом листе — неудачное решение. Нередко танк поражался снарядами именно через люк, особенно крупного калибра. Одним из возможных вариантов решения этой проблемы могло быть использование цельного броневого листа без выреза под люк, а только с двумя узкими щелями (традиция тех лет!) для наблюдения и с тремя перископами на крыше корпуса. А вот люки вполне можно было бы разместить по бортам корпуса, как это сделали англичане на многих своих танках, в частности, на танке «Валентайн».
А вот танк Т-34ИФ с измененным наклоном лобовой брони и увеличенной шириной корпуса с обратным наклоном бортовых листов брони корпуса, прикрытых еще одним слоем более тонкой брони с люками для инвентаря в районе надгусеничных полок. Такая схема позволила бы переместить башню немного назад и разместить люки, водителя и стрелка-радиста на крыше корпуса слева и справа. Что, в принципе, и было затем сделано на танке Т-44, хотя листы бортовой брони у него наклона не имели
На этом рисунке ширина корпуса танка оставлена прежней, но изменен наклон передней бронеплиты корпуса. Соответственно, это позволило бы разметить оба люка на крыше корпуса, то есть каждого члена экипажа обеспечить собственным люком. Поскольку наклон брони при этом бы уменьшился, компенсировать этот недостаток можно было бы увеличением толщины броневого листа до 52 мм. Именно такой наклон лобовой брони был и на американских танках «Шерман» (51 / 56°). То есть американцы посчитали такую броню для своего среднего танка вполне достаточной. Ничуть не хуже она защищала бы и наш танк, зато удобство работы водителя и стрелка на нем при этом возросло бы весьма заметным образом.
Тут надо учитывать, что анализ повреждений лобовой брони показал, что ее наклон приводит к рикошету снарядов только лишь в случае, если калибр снаряда не больше толщины брони, то есть для германских орудий это калибры 37 и 50 мм максимум. А вот с увеличением калибра вероятность рикошета снаряда от наклонного листа снижается очень быстро. Для снарядов калибра 88 мм наклонная броня корпуса Т-34 уже не оказывала практически никакого влияния на ее бронестойкость. С другой стороны, лист брони, расположенный к вертикали под углом 60°, практически равен листу брони удвоенной толщины: 1/cos(60°)=2, что дает возможность рациональным образом закрыть броней внутренний объем и уменьшить общий вес брони на танке. То есть чем меньше наклонена броня, тем, в принципе, лучше, но наклон в 52° при толщине 52 мм может считаться едва ли не оптимальным. И к тому же люки сверху!
Известно, что в годы войны выпускались две модификации танка Т-34/85: с 85-мм пушкой Д-5Т (ранняя версия) и такой же по калибру пушкой ЗИС-С-53, которая считалась более удобной в использовании и технологичной в производстве. Но так как Д-5Т была готова раньше, на танки начали сначала ставить именно ее.
Применение немцами в конце войны кумулятивных боеприпасов вновь привело к необходимости оснащения танков разнесенной броней. Вот один из проектов такого дополнительного бронирования. Но, как всегда, проекты были в одном месте, а танки — в другом, так что нашим танкистам пришлось «бронировать» свои танки кроватными сетками и решетками от садовых оград. Есть фото, на которых такие танки можно увидеть, но в нашем паноптикуме их рисунки, к сожалению, отсутствуют.
P. S. Администрация сайта и автор выражают искреннюю признательность А. Шепсу, автору иллюстраций «Паноптикума», а также М. Шмитову за рисунки БТТ.
Источник — https://topwar.ru/171765-nash-tankovyj-panoptikum-t-34-kotorye-byli-i-kotorye-mogli-byt.html