Вячеслав Шпаковский. Наш танковый паноптикум: Т-34, которые были и которые могли быть

14

Вячеслав Шпаковский. Наш танковый паноптикум: Т-34, которые были и которые могли быть

О танках с любовью. Сегодня мы опять отправляемся в наш танковый паноптикум, но целью нашей «поездки» будет всего лишь один танк. Зато какой! Наш Т-34 – танк о котором слышали, наверное, все, и без упоминаний о котором не обходится на одна книга о Второй мировой войне ни у нас, ни на Западе. «Их Т-34 был лучшим в мире!» Это сказал не кто-нибудь, а немецкий генерал. И это, наверное, самая серьезная похвала танку.

Вячеслав Шпаковский. Наш танковый паноптикум: Т-34, которые были и которые могли быть

 

А вот так он выглядел со всех сторон. Рис. М. Шмитова

 

Вячеслав Шпаковский. Наш танковый паноптикум: Т-34, которые были и которые могли быть
Несмотря на войну, в СССР издавались очень интересные книги. В частности, книга Дрожжина «Сухопутные крейсера». Чем она хороша? Ведь вроде бы тогда о многом не писали… Хороша тем, что написана была, как и многие советские книги для молодежи, прекрасным, понятным и доступным языком. Так что были эти книги понятны школьнику и интересны академику! Поэтому дам совет тем, кто сегодня надумает писать о танках: начните с чтения книг своих предшественников, причем с этой обязательно!
Вячеслав Шпаковский. Наш танковый паноптикум: Т-34, которые были и которые могли быть
А вот это книга Бескурникова. Есть там один забавный ляп, но о нем мы как-нибудь расскажем в другом материале
Книга «Рыцари брони» интересна тем, что в ней рассказывается о профессии испытателя танков

Книга «Рыцари брони» интересна тем, что в ней рассказывается о профессии испытателя танков

Узнал я про этот танк очень давно. В советское время его изображения и сечения были и в журнале «Юный техник», и «Моделист-конструктор», и «Наука и жизнь», и даже… в журнале «Мурзилка». Рассказывалось о нем и в книге О. Дрожжина «Сухопутные крейсера» (1942 г.), и в книге А. Бескурникова «Удар и защита» (1974 г.), и в книге Н. Ермоловича «Рыцари брони» (1976 г.), и у И. Шмелева «Танки в бою» (1984 г.), ну и, конечно, в его же «Истории танка (1916—1996)» (1996 г.). И это только самые, так сказать, популярные издания. А были ведь специальные монографии (прекрасно изданные) ряда других, весьма компетентных авторов, таких, как М. Коломиец, автор книги «Т-34. Первая полная энциклопедия» (2013 г.).

Вячеслав Шпаковский. Наш танковый паноптикум: Т-34, которые были и которые могли быть
Очень современная и прекрасно оформленная книга М. Коломийца
Вячеслав Шпаковский. Наш танковый паноптикум: Т-34, которые были и которые могли быть

 

Эта книга тоже оформлена и фотографиями, и рисунками, многие из которых взяты из нашего «танкового паноптикума». Издание 2017 г.

 

Вячеслав Шпаковский. Наш танковый паноптикум: Т-34, которые были и которые могли быть

 

Ну а это пример того, как не надо переиздавать книги. То же издательство, но год 2019-й… Посмотрите внимательно на имя автора. Причем внутри книги, в аннотации все верно. А теперь мы еще удивляемся, почему на наших плакатах, посвященных 75-летию Победы, красуются гитлеровские солдаты! Со временем многие проявляют наплевательское отношение… Отсюда и фотографии не те, и имена тоже
Вячеслав Шпаковский. Наш танковый паноптикум: Т-34, которые были и которые могли быть
Выходили о нем и книги за рубежом. Так, например, известный американский специалист в области БТТ Стивен Залога в 1994 году в издательстве «Оспрей паблишинг» опубликовал книгу в серии «Новый авангард»: «T-34/76 Medium Tank 1941–45 (New Vanguatd 9), вслед за которой последовало продолжение: «T-34-85 Medium Tank» ( New Vanguatd 20)

Одним словом, книг о Т-34 так много, включая даже его участие в войне в Корее и в конфликте в Хорватии, что впору о них писать полноценный историографический обзор, вот только вряд ли сегодня он будет кому-нибудь нужен.

Модель фирмы «Ревелл» 1:76

Модель фирмы «Ревелл» 1:76

Для моделистов модели Т-34 выпускают самые известные модельные фирмы, включая «Тамия», «Ревелл» и нашу «Звезду», разумеется. Причем в самых разных масштабах. От 1:100 и до 1:10 и 1:6! То есть информации по этому танку очень много, причем самой разнообразной.

Модель фирмы «Тамия» 1:35

Модель фирмы «Тамия» 1:35

Вячеслав Шпаковский. Наш танковый паноптикум: Т-34, которые были и которые могли быть
В 1942 году многие танки получали не только дополнительное бронирование башни, в которую, как выяснилось, чаще всего попадали германские снаряды, но и колеса без резинового покрытия, так как резины в СССР катастрофически не хватало. Грохот, который производили эти танки, был слышан издалека… Однако и они воевали! Рис. Шмитова

Но среди всего этого несомненного богатства найдется местечко и для нашей коллекции.

Вячеслав Шпаковский. Наш танковый паноптикум: Т-34, которые были и которые могли быть

 

Отметим, что в годы войны техника совершенствуется очень быстро. Сравните танк Т-34 обр. 40 года и вот этот – 1942-го. Корпус практически не изменился, но на танке появилась новая шестигранная башня, прозванная «гайкой» (был вариант литой и сварной, ну а о сварке танковой брони на «ВО» недавно была отличная серия статей!). За два круглых люка на крыше немцы прозвали его «Микки-Маус»
Модель 43 года получила командирскую башенку, хотя в башне по-прежнему находилось два человека. Но зато хотя бы на марше командир машины теперь мог иметь круговой обзор

 

Вячеслав Шпаковский. Наш танковый паноптикум: Т-34, которые были и которые могли быть
Уже в самом начале войны выяснилось, что броня Т-34 все-таки тонковата и неплохо бы ее толщину увеличить. В соответствующие органы хлынул прямо-таки поток писем с предложениями, как это лучше сделать. Работу над дополнительным бронированием начали и на заводах. Было замечено, что броня, что находится на некотором расстоянии от основной брони, защищает лучше. Вот один из таких проектов танка с разнесенной броней
Вячеслав Шпаковский. Наш танковый паноптикум: Т-34, которые были и которые могли быть
Немцы, которые захватили немало танков Т-34, тоже их использовали и тоже усиливали их бронирование путем экранирования
Вячеслав Шпаковский. Наш танковый паноптикум: Т-34, которые были и которые могли быть
На некоторые танки они устанавливали командирские башенки от танков Т-III и T-IV. Рис. М. Шмитова
Варианты раскроя броневых листов дополнительного бронирования танков Т-34 в 1941—1942 гг.

Варианты раскроя броневых листов дополнительного бронирования танков Т-34 в 1941—1942 гг.

Однако в итоге победила более простая схема дополнительного бронирования танка посредством наваривания на лобовую бронировку корпуса дополнительных плит брони. Известно, что толщина брони на лобовой проекции составляла 45 мм. Таким образом, наварив лист толщиной всего 10 мм, мы получаем суммарную толщину 55 мм, а если 15, то в итоге будут все 60 (бронирование опытного танка Т-46-5). Ну а 20-мм плита и вовсе в сумме давала 75 мм, то есть бронирование Т-34 по этому показателю соотносилось с бронированием танка КВ. Не всегда, однако, заводы имели броневые листы нужной толщины и тогда изобреталась броня «сэндвич»: 10 + 5 + 5 + 45 – вот и набралось 75 мм. Ставились даже листы брони толщиной 35 мм, то есть такой танк получал 80-мм лобовую броню! Правда, такое бронирование увеличивало вес, давление на передние катки и пружины подвески, но, тем не менее, с этим мирились. Да и срок жизни наших танков на поле боя был настолько мал, что подвеска не успевала износиться!

Т-34 с люками по бортам

Т-34 с люками по бортам

А вот на этом рисунке мы видим четыре проекции Т-34 не совсем обычного вида. Вроде бы танк образца 1941 года, но какой-то не такой. А это, так сказать, танк марки «IF» («Если бы…»), представляющий фантазию автора на тему улучшения исходного образца. Многие танкисты жаловались, что люк на переднем броневом листе — неудачное решение. Нередко танк поражался снарядами именно через люк, особенно крупного калибра. Одним из возможных вариантов решения этой проблемы могло быть использование цельного броневого листа без выреза под люк, а только с двумя узкими щелями (традиция тех лет!) для наблюдения и с тремя перископами на крыше корпуса. А вот люки вполне можно было бы разместить по бортам корпуса, как это сделали англичане на многих своих танках, в частности, на танке «Валентайн».

Т-34 модели 1941 г. с люками на крыше корпуса

Т-34 модели 1941 г. с люками на крыше корпуса

А вот танк Т-34ИФ с измененным наклоном лобовой брони и увеличенной шириной корпуса с обратным наклоном бортовых листов брони корпуса, прикрытых еще одним слоем более тонкой брони с люками для инвентаря в районе надгусеничных полок. Такая схема позволила бы переместить башню немного назад и разместить люки, водителя и стрелка-радиста на крыше корпуса слева и справа. Что, в принципе, и было затем сделано на танке Т-44, хотя листы бортовой брони у него наклона не имели

Т-34 модели 1942 г. с люками на крыше корпуса

Т-34 модели 1942 г. с люками на крыше корпуса

На этом рисунке ширина корпуса танка оставлена прежней, но изменен наклон передней бронеплиты корпуса. Соответственно, это позволило бы разметить оба люка на крыше корпуса, то есть каждого члена экипажа обеспечить собственным люком. Поскольку наклон брони при этом бы уменьшился, компенсировать этот недостаток можно было бы увеличением толщины броневого листа до 52 мм. Именно такой наклон лобовой брони был и на американских танках «Шерман» (51 / 56°). То есть американцы посчитали такую броню для своего среднего танка вполне достаточной. Ничуть не хуже она защищала бы и наш танк, зато удобство работы водителя и стрелка на нем при этом возросло бы весьма заметным образом.

Тут надо учитывать, что анализ повреждений лобовой брони показал, что ее наклон приводит к рикошету снарядов только лишь в случае, если калибр снаряда не больше толщины брони, то есть для германских орудий это калибры 37 и 50 мм максимум. А вот с увеличением калибра вероятность рикошета снаряда от наклонного листа снижается очень быстро. Для снарядов калибра 88 мм наклонная броня корпуса Т-34 уже не оказывала практически никакого влияния на ее бронестойкость. С другой стороны, лист брони, расположенный к вертикали под углом 60°, практически равен листу брони удвоенной толщины: 1/cos(60°)=2, что дает возможность рациональным образом закрыть броней внутренний объем и уменьшить общий вес брони на танке. То есть чем меньше наклонена броня, тем, в принципе, лучше, но наклон в 52° при толщине 52 мм может считаться едва ли не оптимальным. И к тому же люки сверху!

Т-34-85 с пушкой Д5Т

Т-34-85 с пушкой Д5Т

Известно, что в годы войны выпускались две модификации танка Т-34/85: с 85-мм пушкой Д-5Т (ранняя версия) и такой же по калибру пушкой ЗИС-С-53, которая считалась более удобной в использовании и технологичной в производстве. Но так как Д-5Т была готова раньше, на танки начали сначала ставить именно ее.

Т-34-85 с разнесенным бронированием

Т-34-85 с разнесенным бронированием

Применение немцами в конце войны кумулятивных боеприпасов вновь привело к необходимости оснащения танков разнесенной броней. Вот один из проектов такого дополнительного бронирования. Но, как всегда, проекты были в одном месте, а танки — в другом, так что нашим танкистам пришлось «бронировать» свои танки кроватными сетками и решетками от садовых оград. Есть фото, на которых такие танки можно увидеть, но в нашем паноптикуме их рисунки, к сожалению, отсутствуют.

P. S. Администрация сайта и автор выражают искреннюю признательность А. Шепсу, автору иллюстраций «Паноптикума», а также М. Шмитову за рисунки БТТ.

Источник — https://topwar.ru/171765-nash-tankovyj-panoptikum-t-34-kotorye-byli-i-kotorye-mogli-byt.html

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account