ВВС Северной Кореи: из кизяка и жердей, а летает

18

ВВС Северной Кореи: из кизяка и жердей, а летает

Чтиво выходного дня, вновь вернёмся к маленькой, но очень гордой стране «идей чучхе», демонстрирующей в международной изоляции очень любопытные и (не побоюсь этого слова) выдающиеся результаты в строительстве собственной национальной безопасности. Говорить сегодня будем о достаточно рудиментарных Военно-Воздушных силах Народной Корейской Армии (КНА). Но встроенных в оборонительную концепцию настолько органично, не грех и нам … да-да, поучиться.

От собственного авиапрома замкнутого цикла КНДР может похвалиться лишь одним самолётом, учебно-тренировочным а-ля советский Як-18, талантливо переработанным и долгое время производимом для подготовки пилотов. Несколько сотен этих машин являются стратегическим резервом КНА, находятся в распоряжении Рабоче-крестьянского Красного Ополчения (РККО) , где в год тренировки проходят сотни добровольцев резерва ВВС. Японские источники сообщают, что ключевые предприятия северокорейского авиапрома (укрыты в провинции Пхёнан-Пукто у авиабазы Пангьён) имеют целые авиаполки из «ополченцев», готовых на корейских штурмовых «Яках» пойти в бой.

Если смотреть на численные показатели, ВВС КНА смотрятся внушительно, хотя техника давно и безнадёжно устарела. В основном бал правят китайские копии советской авиации: бомбардировщики, торпедоносцы, истребители и перехватчики. Чего тут только нет: антикварные МиГ-15бис, реплики Ил-28, МиГ-17Ф, МиГ-19, МиГ-21 и МиГ-23 в нескольких модификациях, штурмовики Су-25К и переделки в ударную версию МиГ-19, истребители-бомбардировщики Су-7Б. Каждый тип техники исчисляется сотнями, реже – десятками. Очень много тренировочных машин, чрезмерно много, но об этом казусе подумаем ниже.

ВВС Северной Кореи: из кизяка и жердей, а летает

Разговоры, что самолёты стоят линеечкой на аэродромах в полуразрушенном состоянии – ложь и провокация, северокорейский авиапром существует только для одной цели, он обеспечивает запчастями имеющийся парк. Особенно это касается «личной воздушной армии Великого Вождя», сформированной на базе самых ценных машин, с которыми обращаются с наибольшим пиететом: МиГ-21бис, МиГ-23, МиГ-29 и Су-25. С арьергардом на раритетных МиГ-15бис, переделанных в «камикадзе» и пилотируемых девушками. С пугающим лозунгом на бортах «отдавать Родине всё, быть пулей и бомбой».

ВВС Северной Кореи: из кизяка и жердей, а летает

Архаичность ВВС КНА обманчива, если говорить об оборонительных воздушных операциях, а не стратегических наступательных. Пусть носители технически и морально устарели, но ракетное вооружение для них подбирается вполне себе конкурентоспособное. Туман военной тайны здесь стоит непроницаемый, но знающие люди говорят об избыточном количестве типов советских «воздух-воздух» с инфракрасным наведением, китайских копиях наших Р-3, американских AIM-9 «Sidewinder», французских «Magic R.550». Все типы этого вооружения из 70-х годов прошлого века освоено оборонкой КНДР, выпускается замкнутым циклом и постоянно модернизируется.

Как и производство неуправляемых ракет семи калибров (от 57 мм – до 340 мм) и корректируемых планирующих авиабомб (до трёх тонн), а последняя информация, очень напрягающая южнокорейцев и японцев говорит: северокорейские Ил-28 получили высокоточное вооружение в виде противокорабельных ракет «Кымсон-3» (полный аналог наших современных Х-35). А стареньких управляемых изделий «воздух–земля» советского ракетостроения типа X-25 и X-29 – в стране «чучхе» полным полно, на учениях их расстреливают десятками штук. По всей видимости, китайские товарищи очень выгодно пристроили свои арсеналы.

Попутно вооружив морскую авиацию КНА своими реактивными авиационными торпедами Yu-2, глубокими модернизациями советской РАТ-52М из начала 50-х годов. Насколько они эффективны против современных флотов – сказать трудно, но Китай с вооружения эти изделия не снимает, а только расширяет линейку самолётов, способные нести гениальные изобретения советского НИИ-2 конструктора Диллона. По информации нервных японцев, многие борта гражданской авиакомпании КНДР под названием «Эйр Корё» в течении месяца могут быть переоборудованы под носители Yu-2, формируя отдельный авиаполк специального назначения. Сомнительно, но пусть будет так.

ВВС Северной Кореи: из кизяка и жердей, а летает

Особая путаница (и страх супостата) царит в вопросах численности вертолётного парка ВВС КНА, тут столько конспирологии, что не знаешь чему верить. Например, японские рыбаки разглядели в 2010-м у побережья КНДР армаду из почти пятидесяти … транспортно-боевых «Крокодилов» Ми-24Д, как потом определили по зарисовкам со слов военные. С раздельными кабинами, носовой пулеметной установкой УСПУ-24, всё честь по чести. Но поскольку ни на парадах, ни на авиабазах они не фиксировались, то американцы от данной информации отмахнулись. Может быть, а может и иначе.

ВВС Северной Кореи: из кизяка и жердей, а летает

Ми-24Д (иллюстрация из открытых источников)

Вообще, ВВС КНА любят козырнуть своими вертолётами, предметом особой гордости являются машины собственной сборки «Хьёксин-2» (копии советско-польского Ми-2), полученные контрабандным путём многоцелевые юркие «яйца» Хьюз-500D/500E. Так же есть в штучном количестве транспортные Ми-26, средние многоцелевые Ми-8 и Ми-17, и два авиаполка на китайских Z-5 «Сянфэн» (копии Ми-4А). Запчасти изготавливаются самостоятельно, как и вся линейка вооружений.

ВВС Северной Кореи: из кизяка и жердей, а летает

Z-5 «Сянфэн» (иллюстрация из открытых источников)

Например, американские юркие «Хьюзы», доморощенные «Хьёксины» и китайские «Сянфэны» являются противотанковым «летающим корпусом», оснащены северокорейскими репликами наших противотанковых комплексов с управляемыми ракетами (ПТУР «Малютка» и «Фагот»). Большой военной тайной являются амфибийные противолодочные вертолеты берегового базирования Ми-14ПЛЭ и приобретённые у кубинцев экспортные версии корабельного советского вертолета Ка-27.

ВВС Северной Кореи: из кизяка и жердей, а летает

 

Пару раз их демонстрировали на парадах, какие оперативные задачи возложены на эти три десятка машин, к каким группировкам они приписаны – неизвестно. Как и места базирования. Не исключено, это стратегический резерв ВВС наряду с тремя десятками МиГ-29 двух модификаций, которые СССР в мае 1989-го неожиданно поставил в КНДР с лицензионным разрешением на производство. История получилась смешная, поскольку в обмен на такой щедрый дар КНДР завалил московские магазины южнокорейскими и японскими (контрабандными, само собой) телевизорами, «видаками» и магнитофонами.ВВС Северной Кореи: из кизяка и жердей, а летает

Коль о контрабанде зашла речь, но самые прожжённые персы и евреи плачут, если речь заходит о пронырах страны «идей чучхе». Нужны лицензионные французские многоцелевые вертолёты румынской сборки – нет проблем, три десятка штук убыли через Африку, да ещё с запасными двигателями от «Роллс-Ройса». Американские не то «капли», не то «летающие яйца» линейки «Хьюз»? Нет проблем, создаётся в Германии подставная экспортная фирма, закупает в Южной Корее лицензионные комплектующие и с особым цинизмом доставляет их … в США, где патриотичные Майклы и Джоны для «диктаторского режима» собирают вроде гражданские вертолёты, после появления в КНДР становящиеся летающими противотанковыми кошмарами Южной Кореи.

ВВС Северной Кореи: из кизяка и жердей, а летает

Нужны боевые самолёты? Тоже не вопрос, через чешского посредника закупаются истребители МиГ-21бис в Казахстане якобы на запчасти, часть успевает попасть в КНДР, часть становится грандиозным скандалом в 1998-ом, когда Астана едва не угодила под американские санкции, публично покаявшись в преступлении. Чтобы через год быть вновь пойманной уже в Азербайджане, где на борту транспортника Ан-124 «Руслан» бакинские таможенники находят шесть МиГ-21бис с полным комплектом запчастей. Как потом казахи признались, именно «Русланами» они переправили Пхеньяну … четыре десятка новёхоньких истребителей с консервации.

ВВС Северной Кореи: из кизяка и жердей, а летает

А в личном подчинении северокорейских лидеров находятся неизбывная боль янки – трофейные тактические истребители F-5A «Фридом Файтер», F-5E «Тайгер» и F-4 «Фантом», легкие штурмовики A-37 «Дрэгонфлай». Они сведены в секретное авиакрыло, а получены КНДР из стран Ближнего Востока, Вьетнама и Ирана. Бодро летают по сей день, кстати, что говорит о наличии запчастей. Другой загадкой для Пентагона являются американские беспилотные самолеты-мишени MQM-107D «Стрикер», северокорейцами они переоборудованы в ракеты класса «земля-земля», запускаются с грузовиков ЗиЛ-130 или стационарных платформ. Судя по количеству расстреливаемых на учениях «Стрикеров», их производство освоено.

ВВС Северной Кореи: из кизяка и жердей, а летает

ракетный MQM-107D «Стрикер»

А о количестве поршневых самолётов, «кукурузников» Ан-2 и легких многоцелевых американских Cessna 172 «Skyhawk» можно только гадать, они массово производятся в КНДР, откуда берутся некоторые уникальные комплектующие для «Скайкхоуков» – тайна великая есть. Может, сами освоили штамповку, может китайские товарищи помогают.

ВВС Северной Кореи: из кизяка и жердей, а летает

Cessna 172 «Skyhawk»

Но факт остаётся фактом, эти незаметные для большинства систем ПВО Южной Кореи машинки, равно как и переделанные в лёгкие штурмовики/бомбардировщики учебно-тренировочные Як-18 – являются отличными ночными охотниками за наземными целями, несут по две 100-кг авиабомбы или блоки неуправляемых 57-мм ракет.

ВВС Северной Кореи: из кизяка и жердей, а летает

Як-18 (иллюстрация из открытых источников)

Оснащены радиолокационными станциями «привязки к рельефу местности», весьма современными средствами навигации и связи, а недавно появилась информация о создании эскадрилий-охотников за БпЛА, чем они вооружены – неизвестно (дробовиками особой конструкции, бают), но наводятся на цели переоборудованными в летающие радары пассажирскими Ан-24.

ВВС Северной Кореи: из кизяка и жердей, а летает

И сетью аэростатов с размещёнными там РЛС самолётного типа. Это к вопросу защиты наших границ от БпЛА и средств малой авиации. Как трудолюбием, минимумом усилий и смекалкой можно решать проблемы, с трудом одолеваемые даже технологически развитыми державами. Так что меткое высказывание «голь выдумку хитра» и цитата одного китайского генерала «у северных корейцев даже курицы летают» – другим наука.

Выводы накоротке будут: военный авиапром КНДР с самого начала 70-ых годов являлся единственным в мире, где занимались созданием «лёгких штурмовиков». Дешёвых и практичных машин с огромным ресурсом двигателей на керосине, не зависящих от сложной аэродромной инфраструктуры, бетонных взлётно-посадочных полос. Способных и отбомбиться, и ракеты запустить, и вести охоту бортовыми пулемётами/авиационными пушками. Даже новая Россия себе зубы обломала на этом вопросе, создав проект Як-58, чтобы потом сконцентрироваться на ударных вертолётах. Но Пхеньян тему не забросил.

ВВС Северной Кореи: из кизяка и жердей, а летает

прототип лёгкого штурмовика Як-58

До сих пор летают (с учебно-историческими целями реконструкции сражений Корейской войны) первые произведения «авиапрома чучхе»: похожие на наши Ил-10 двухместные штурмовики, собранные в КНДР на излёте 70-х годов прошлого века. Не бог весть что вышло, тем более на технологиях производства Як-18, но платформой сегодня неожиданно заинтересовались китайцы. Только не в формате штурмовика, а патрульного истребителя. Какие цели он должен атаковать – гадать не нужно, именно беспилотники.

ВВС Северной Кореи: из кизяка и жердей, а летает

Захваченный Ил-10 КНДР в Корейской Войне

Прошу извинить, запамятовал имя Читателя, намедни попросившего рассмотреть идею поршневых самолётов, как средства борьбы с БпЛА. Она витает в воздухе уже, к ней придут многие в самом скором времени. На такие патрульные истребители и легкие штурмовики можно ставить множество современных и небольших ракет близкого радиуса действия, монтировать встроенные или подвесные РЛС, не особо заморачиваться с продолжительностью полёта путём подвеса дополнительных баков.

Воевать с авиацией противника этим охотникам не нужно, поэтому именно поршневые самолёты хоть гражданской авиации, хоть сельхозназначения вполне уместны будут в контурах ПВО. Получать целеуказания с РЛС наземного и воздушного базирования, до-наводиться собственными средствами обнаружения в указанном районе и уничтожать самые малозаметные и тихоходные БпЛА, что не под силу реактивным стремительным машинам, не способным «свалиться на крыло» в погоне за малоразмерными целями.

Вот почему в последние годы КНДР странным образом ударилась в малую авиацию, штампует и добывает везде учебные, связные и штабные самолеты с поршневыми двигателями советских серий Як-18/12 и Ан-2/14, их китайские реплики, последние модификации военного назначения (анти-повстанческие) «Cessna AC-208 Combat Caravan» на Ближнем Востоке. Рискну предположить, именно Пхеньян предложит самую бюджетную и оригинальную конструкцию истребителя беспилотников и очень бы хотелось надеяться, что боевые испытания проведёт в наших богоспасаемых широтах. Целей тут с избытком.

Источник: https://dzen.ru/a/ZIzgBNcpHwHpWNbn?utm_referer=dzen.ru&sso_failed=blocked&uuid=56c2bb6d-0fd2-436b-afbd-f76bc141ed55

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account