Всё по-честному. (Часть-4). Т-35А.
Это будет, наверное, самая короткая глава. В РИ, после начала серийного производства нового тяжёлого танка КВ, было решено в течении 1940-го года все тяжёлые танки Т-35А постепенно вывести из боевых частей и отправить на переплавку. С этим решением очень сложно не согласиться. Хотя, я бы конечно предложил поступить с Т-35А менее жестко – отправить по максимуму этих уникальных монстров в различные музеи и даже в военные училища по примеру немцев, рассовавших свои «Гросстрактора» в виде памятников для повышения боевого духа, по танковым училищам.
Т-35А на постаментах, выглядели бы, несомненно, намного более «монументально»!
Но, такое «гуманное» решение не соответствует концепции АИ, о решительном (на много решительнее чем в РИ!) курсе на модернизацию устаревшей техники в соответствии с опытом войны в Испании. И вообще, понятием о том, что имеющая техника в принципе уже устарела, и чтоб продлить её жизнь (во всех смыслах!), её надо обязательно «апгрейдить», параллельно с разработкой техники нового поколения – ведь как раз с последним, можно и (не дай Бог!) не успеть!
Итак. Получив в 1937 году чёткое понимание, что броня танка (тем более тяжёлого танка прорыва) должна быть сугубо и даже очень противоснарядной, АБТУ выдало 183-му танковому з-ду (бывш. ГХПЗ) ТТЗ на усиление бронезащиты Т-35А. В данной АИ, руководство и ХПЗ, и АБТУ ПОНИМАЮТ, что перейти на требуемый уровень бронезащиты и без того чудовищно перетяжелённому Т-35А, невозможно в принципе.
Поэтому задание корректируется – если мы не можем получить из Т-35А адекватный изменившимся боевым условиям танк, и вообще тратиться на его содержание в РККА как танка уже совершенно бессмысленно, надо попытаться сделать из него САУ. Тем более что до сих пор НИКАКИХ тяжёлых САУ РККА не имеет, а шасси Т-35А хорошо отработано и снимать его с производства, ДО разработки и принятия на вооружение нового тяжёлого танка, никто не собирался! Т. е. какое бы решение о переделке в САУ мы не приняли, закрывать производство, пока никаких причин нет.
Но, специальная штурмовая САУ – это долго, и при существующих объёмах выпуска, в общем-то, бессмысленно. Даже в случае полного «успеха мероприятия», считанные машины погоду точно нигде не сделают. Овчинка банально не стоит выделки. Да и некогда конструкторам ХПЗ возиться с разработкой серьёзной штурмовой САУ на шасси Т-35А – у них скоро начнётся та самая «запара» (ради которой с ХПЗ снимут задание на проектирование нового тяжёлого танка в 1938 году), итогом которой будет знаменитый Т-34.
Так что будем делать, учитывая, что Т-35А действительно уже никуда не годится, а что-то полезное из него надо сделать срочно (буквально за несколько месяцев) и притом «дёшево и сердито»? Само собой, САУ. Но ничего ни разрабатывать специально, ни вносить в ходовую часть какие-то изменения, не будем в принципе.
Просто берём конструкцию Т-35А и срезаем на хер с него и подбашенную коробку главной башни и 4 из пяти его башен (оставляем лишь одну малую пулемётную впереди). Полученную таким образом «пустоту» бывших боевых отделений закрываем общей бронекрышей.
Вместо всей той роскоши, в качестве вооружения, монтируем старую добрую 107 мм корпусную пушку обр. 10/30 г. на простейшей тумбовой установке. Для защиты казённой части орудия и расчёта, используется щитовое прикрытие коробчатой формы с толщиной «противопульно-противоосколочной» брони 10 мм.
Почему именно корпусная пушка 10/30? Потому что:
- Всё что её слабее – такого шасси просто не достойно.
- У этой пушки отличная баллистика – т. е. при сопоставимой с гаубицами дальнобойности (могло быть и больше, но тумбовая установка, высоко задирать ствол для достижения максимальной дальнобойности, не позволит), дальность прямого выстрела, как и точность, намного выше, чем у любой гаубицы.
- Отдача при выстреле этого орудия, к тому же дооснащённого дульным тормозом, вполне приемлема для шасси Т-35А. В крайнем случае, можно исключить стрельбу полными зарядами (в полевой корпусной пушке 10/30 этот запрет касался стрельбы полными зарядами при отсутствии/повреждении дульного тормоза).
- Снаряд массой от 16,4 до 18,7 кг (в зависимости от типа) не так уж фатально уступает 21-25 кг снаряду 122 мм пушки, но при этом, качалка 107 мм пушки почти ВДВОЕ легче, чем у 122 или тем более 152 мм пушки.
- Поставив эту, достаточно мощную и дальнобойную, но при этом относительно лёгкую пушку, в корпусе ещё останется места и для расчёта и для большого боекомплекта – вплоть до стандартного зарядного ящика этой пушки на гужевой тяге (буксировался аж шестёркой лошадей и вмещал 42 выстрела).
- У нас уже есть большой опыт установки качалки этой пушки на тумбах и в башнях тяжёлых бронепоездов. В состав вооружения стандартного советского тяжёлого бронепоезда, входила тяжёлая бронеплощадка (ПТ-33/35/36) со 107 мм пушкой в большой башне (с 41 года, её новая модификация ПТ-38).
Теоретически, можно, конечно, попробовать «осчастливить» САУ башней, конструктивно подобной башне БП, но… нет. Громоздко, тяжело, долго и бессмысленно. Гарантированной противоснарядной (ради штурмовых свойств машины) башня всё равно не будет, а для «самодвижущегося орудия», башня вообще не нужна.
В общем, берём исключительно пушку и опыт ГВ по её установке на тумбах тяжёлых БП (башенные установки появились уже после ГВ). Это хорошая, достаточно мощная и дальнобойная пушка. С шасси проблем не предвидится. С установкой – тем более. Да и для АБТВ она уже давно привычная – хоть и использовалась только на тяжёлых бронепоездах.
Такие САУ на шасси Т-35А могут выпускаться гораздо быстрее и в большем объёме, чем уже устаревшие, но по-прежнему сложные и очень дорогие танки с их нагромождением башен и «солянкой» из вооружения. В этот же вид, не так уж сложно трансформировать часть (сколько нужно) Т-35А прежних лет выпуска.
Теперь, что получается по годам и объёмам выпуска:
До 1937 года, было выпущено 32 танка Т-35А. В 37-ом – ровно 10. В 38-ом и 39-ом – ещё 17 (причём уже с коническими башнями, 25 мм бортовой и 70 мм лобовой бронёй).
Нам всякие эксперименты с бронёй ни к чему. А вот существенное улучшение работы трансмиссии и замена двигателей на форсированные по мощности – абсолютно «в цвет». Именно те 17 танков Т-35А последних двух лет выпуска имели ходовой ресурс (при регламентном ТО), БОЛЬШЕ, чем у Т-34 довоенного выпуска.
В случае разработки в 1937 году САУ, в том же году, все заказанные танки (10 штук) выпускаются уже как САУ. В 38-ом и 39-ом, этих САУ строится по 12 машин каждый год. Чтоб получить 5 дивизионов по 9 САУ (три батареи по три самоходки в каждом) – а это в сумме 45 машин (плюс три САУ в резерв, для оснащения учебной батареи), надо ещё переделать в САУ 14 Т-35А выпущенных до 37 года (из 32). Что не так уж невыполнимо. В том же 37-ом, в производстве БТ-7 на ХПЗ был очень сильный спад – с более чем 1000 машин в год, выпуск упад до 600 из-за проблем связанных с т. н. «танковым делом». Т. е. ресурсы («внутренние резервы») для «левых» работ по переделке старых Т-35А в САУ – завод имел.
Из оставшихся 18 Т-35А, ещё 11 танков разоружаем и частично разбронировав, переделываем в эвакуаторы/машины снабжения – по два на каждый дивизион и один в учебную батарею (поскольку других средств для буксировки вышедших из строя самоходок с такой массой у РККА нет). 7 самых старых и изношенных Т-35А, как и оба опытных Т-35-1 и Т-35-2 – в музеи, на вечную стоянку.
Полученные таким образом 5 дивизионов по 9 САУ (плюс спецмашины – по две на дивизион), как легко догадаться, будут распределены по пяти бригадам Т-28 ЛВО (о них в предыдущей главе), которые пока своей самоходной артиллерии не имели. Бригады Т-28 с такими дивизионами САУ в усиление, могут весьма эффективно использоваться и в Зимней войне.
САУ конечно тяжёлые, с ограниченной проходимостью, но приятной «фишечкой» такой САУ с дальнобойной пушкой обр. 10/30 г. будет возможность поддерживать Т-28 стрельбой с достаточно больших дистанций – им вовсе нет нужды тащиться прямо за поддерживаемыми танками. Докуда дошли – там развернулись и, получив координаты, открыли огонь. Впрочем, у САУ, масса которых будет явно меньше, чем у Т-35А, и с проходимостью будет чутка получше – едва ли сильно хуже, чем у тех Т-28. Тем более экранированных. В общем, они будут друг друга стоить!
Что ещё? Можно, даже скорее нужно, каждый эвакуатор вооружить ещё и какой-то системой ПВО (счеверёнкой Максимов или спаркой ДШК установив ЗПУ прямо на корпус – благо места там полно).
уважаемый коллега как всегда
уважаемый коллега как всегда респект!
Очень хорошая
Очень хорошая историко-патриотическая книжка есть, о Мамаевом побоище.
В.С. Возовиков, "Поле Куликово".
Если кому интересно, здесь можно найти: http://flibusta.net/b/122622
Кстати, вот еще бонус от
Кстати, вот еще бонус от того, что русское войско разгромило Мамаеву орду: русских (Московскую Русь) стали считать серьезным противником.
В 1395 г. Тамерлан (после разгрома Тохтамыша) решил, видимо, установить свою власть над русскими улусами. Перспективы противостоять сильнейшей на тот момент армии, возглавляемой отличным полководцем, были весьма пессиместичными, но, тем не менее, князь Московский Василий собрал войско и выступил навстречу Железному Хромцу. Тамерлан боя не принял и ушел в Крым.
Большинство историков склоняются к мнению, что Тамерлан посчитал, что даже в случае разгрома московских и союзных дружин, успеха не будет, так как уровень потерь мог быть запредельным (тем более, что в его державе было довольно неспокойно, бунтовали черкесы, осетины и татары).
Мифическая версия: Тамерлану
Мифическая версия: Тамерлану приснились ангелы и приказали увести свои войска прочь.
Так вроде, церковники объесняли уход Тамерлана.
Если быть точным:
Узнав про
Если быть точным:
Узнав про поход Тамерлана и взятие оным Ельца князь Василий стал готовится к походу, причем, по многочисленным свидетельствам современников, готовились русские к тому, что один хрен всем биполярный лис прийдет, но и ворогу небо с овчинку покажется.
Для обеспечения поддержки Высших Сфер в Москву торжественно перенесли икону Владимирской Богоматери.
Войско Василия выступило в Коломну и остановилось там, ожидая подхода врага.
Тамерлан в схватку ввязываться не стал, предпочел свалить в Крым. В письменных источниках, написанных в те времена есть утверждение, что Тамерлану во сне привидилась Богородица (чего она ему сказала и какими словами — история умалчивает), после чего он вышел из шатра сильно взволнованный, со страхом на лице. Далее — см. выше.
В 1395 г. Тамерлан (после
власть не над русскими улусами, а над улусом тохтамыша. и где пишется, что василий куда-то выступал навстречу тимуру?
Если быть точным,
Если быть точным, подвассальные Орде русские территории входили в состав улуса Джучи. Но я имел в виду именно русские земли, подвассальные монголам.
Здесь:
http://liceum.secna.ru/bl/projects/barnaul2007/karinsky/history/1300-1400/13.html
и здесь:
http://oldru.com/vernadsky/ver03/28_03.htm
Можно в Гугле набрать поход Тамерлана на Москву, ссылок много выходит.
Здесь:
http://liceum.secna.ru
эээ. детализирую: в каком источнике того времени говориться о том, что князь василий куда-то выступал? а коломна — это довольно традиционный центр сбора войск владимирского великого княжества против наступления из степи. а насчет мотивов тамерлана, то есть точка зрения, что тимур повернул в крым, преследуя одного из ордынских мурз, который как раз в крым и убег.
А нафуа было Елец раззорять?
А нафуа было Елец раззорять? Не, ладно Елец раззорять, нафуа было торчать там?
ну я ж не летописец, чтобы
ну я ж не летописец, чтобы домыслами заниматься. версий может бть немеряно, а точек отталкивания практически нет