Всё по-честному. Часть — 4. Т-35А.

18

Предыдущие части цикла

 

Всё по-честному. (Часть-4). Т-35А.

   Это будет, наверное, самая короткая глава. В РИ, после начала серийного производства нового тяжёлого танка КВ, было решено в течении 1940-го года все тяжёлые танки Т-35А постепенно вывести из боевых частей и отправить на переплавку. С этим решением очень сложно не согласиться. Хотя, я бы конечно предложил поступить с Т-35А менее жестко – отправить по максимуму этих уникальных монстров в различные музеи и даже в военные училища по примеру немцев, рассовавших свои «Гросстрактора» в виде памятников для повышения боевого духа, по танковым училищам.

  Т-35А на постаментах, выглядели бы, несомненно, намного более «монументально»!

   Но, такое «гуманное» решение не соответствует концепции АИ, о решительном (на много решительнее чем в РИ!) курсе на модернизацию устаревшей техники в соответствии с опытом войны в Испании. И вообще, понятием о том, что имеющая техника в принципе уже устарела, и чтоб продлить её жизнь (во всех смыслах!), её надо обязательно «апгрейдить», параллельно с разработкой техники нового поколения – ведь как раз с последним, можно и (не дай Бог!) не успеть!

   Итак. Получив в 1937 году чёткое понимание, что броня танка (тем более тяжёлого танка прорыва) должна быть сугубо и даже очень противоснарядной, АБТУ выдало 183-му танковому з-ду (бывш. ГХПЗ) ТТЗ на усиление бронезащиты Т-35А. В данной АИ, руководство и ХПЗ, и АБТУ ПОНИМАЮТ, что перейти на требуемый уровень бронезащиты и без того чудовищно перетяжелённому Т-35А, невозможно в принципе.

   Поэтому задание корректируется – если мы не можем получить из Т-35А адекватный изменившимся боевым условиям танк, и вообще тратиться на его содержание в РККА как танка уже совершенно бессмысленно, надо попытаться сделать из него САУ. Тем более что до сих пор НИКАКИХ тяжёлых САУ РККА не имеет, а шасси Т-35А хорошо отработано и снимать его с производства, ДО разработки и принятия на вооружение нового тяжёлого танка, никто не собирался! Т. е. какое бы решение о переделке в САУ мы не приняли, закрывать производство, пока никаких причин нет.

   Но, специальная штурмовая САУ – это долго, и при существующих объёмах выпуска, в общем-то, бессмысленно. Даже в случае полного «успеха мероприятия», считанные машины погоду точно нигде не сделают. Овчинка банально не стоит выделки. Да и некогда конструкторам ХПЗ возиться с разработкой серьёзной штурмовой САУ на шасси Т-35А – у них скоро начнётся та самая «запара» (ради которой с ХПЗ снимут задание на проектирование нового тяжёлого танка в 1938 году), итогом которой будет знаменитый Т-34.

   Так что будем делать, учитывая, что Т-35А действительно уже никуда не годится, а что-то полезное из него надо сделать срочно (буквально за несколько месяцев) и притом «дёшево и сердито»? Само собой, САУ. Но ничего ни разрабатывать специально, ни вносить в ходовую часть какие-то изменения, не будем в принципе.

   Просто берём конструкцию Т-35А и срезаем на хер с него и подбашенную коробку главной башни и 4 из пяти его башен (оставляем лишь одну малую пулемётную впереди). Полученную таким образом «пустоту» бывших боевых отделений закрываем общей бронекрышей.

   Вместо всей той роскоши, в качестве вооружения, монтируем старую добрую 107 мм корпусную пушку обр. 10/30 г. на простейшей тумбовой установке. Для защиты казённой части орудия и расчёта, используется щитовое прикрытие коробчатой формы с толщиной «противопульно-противоосколочной» брони 10 мм.

   Почему именно корпусная пушка 10/30? Потому что:

  1. Всё что её слабее – такого шасси просто не достойно.
  2. У этой пушки отличная баллистика – т. е. при сопоставимой с гаубицами дальнобойности (могло быть и больше, но тумбовая установка, высоко задирать ствол для достижения максимальной дальнобойности, не позволит), дальность прямого выстрела, как и точность, намного выше, чем у любой гаубицы.
  3. Отдача при выстреле этого орудия, к тому же дооснащённого дульным тормозом, вполне приемлема для шасси Т-35А. В крайнем случае, можно исключить стрельбу полными зарядами (в полевой корпусной пушке 10/30 этот запрет касался стрельбы полными зарядами при отсутствии/повреждении дульного тормоза).
  4. Снаряд массой от 16,4 до 18,7 кг (в зависимости от типа) не так уж фатально уступает 21-25 кг снаряду 122 мм пушки, но при этом, качалка 107 мм пушки почти ВДВОЕ легче, чем у 122 или тем более 152 мм пушки.
  5. Поставив эту, достаточно мощную и дальнобойную, но при этом относительно лёгкую пушку, в корпусе ещё останется места и для расчёта и для большого боекомплекта – вплоть до стандартного зарядного ящика этой пушки на гужевой тяге (буксировался аж шестёркой лошадей и вмещал 42 выстрела).
  6. У нас уже есть большой опыт установки качалки этой пушки на тумбах и в башнях тяжёлых бронепоездов. В состав вооружения стандартного советского тяжёлого бронепоезда, входила тяжёлая бронеплощадка (ПТ-33/35/36) со 107 мм пушкой в большой башне (с 41 года, её новая модификация ПТ-38).

   Теоретически, можно, конечно, попробовать «осчастливить» САУ башней, конструктивно подобной башне БП, но… нет. Громоздко, тяжело, долго и бессмысленно. Гарантированной противоснарядной (ради штурмовых свойств машины) башня всё равно не будет, а для «самодвижущегося орудия», башня вообще не нужна.

   В общем, берём исключительно пушку и опыт ГВ по её установке на тумбах тяжёлых БП (башенные установки появились уже после ГВ). Это хорошая, достаточно мощная и дальнобойная пушка. С шасси проблем не предвидится. С установкой – тем более. Да и для АБТВ она уже давно привычная – хоть и использовалась только на тяжёлых бронепоездах.

   Такие САУ на шасси Т-35А могут выпускаться гораздо быстрее и в большем объёме, чем уже устаревшие, но по-прежнему сложные и очень дорогие танки с их нагромождением башен и «солянкой» из вооружения. В этот же вид, не так уж сложно трансформировать часть (сколько нужно) Т-35А прежних лет выпуска.

   Теперь, что получается по годам и объёмам выпуска:

   До 1937 года, было выпущено 32 танка Т-35А. В 37-ом – ровно 10. В 38-ом и 39-ом – ещё 17 (причём уже с коническими башнями, 25 мм бортовой и 70 мм лобовой бронёй).

   Нам всякие эксперименты с бронёй ни к чему. А вот существенное улучшение работы трансмиссии и замена двигателей на форсированные по мощности – абсолютно «в цвет». Именно те 17 танков Т-35А последних двух лет выпуска имели ходовой ресурс (при регламентном ТО), БОЛЬШЕ, чем у Т-34 довоенного выпуска.

   В случае разработки в 1937 году САУ, в том же году, все заказанные танки (10 штук) выпускаются уже как САУ. В 38-ом и 39-ом, этих САУ строится по 12 машин каждый год. Чтоб получить 5 дивизионов по 9 САУ (три батареи по три самоходки в каждом) – а это в сумме 45 машин (плюс три САУ в резерв, для оснащения учебной батареи), надо ещё переделать в САУ 14 Т-35А выпущенных до 37 года (из 32). Что не так уж невыполнимо. В том же 37-ом, в производстве БТ-7 на ХПЗ был очень сильный спад – с более чем 1000 машин в год, выпуск упад до 600 из-за проблем связанных с т. н. «танковым делом». Т. е. ресурсы («внутренние резервы») для «левых» работ по переделке старых Т-35А в САУ – завод имел.

   Из оставшихся 18 Т-35А, ещё 11 танков разоружаем и частично разбронировав, переделываем в эвакуаторы/машины снабжения – по два на каждый дивизион и один в учебную батарею (поскольку других средств для буксировки вышедших из строя самоходок с такой массой у РККА нет). 7 самых старых и изношенных Т-35А, как и оба опытных Т-35-1 и Т-35-2 – в музеи, на вечную стоянку.

   Полученные таким образом 5 дивизионов по 9 САУ (плюс спецмашины – по две на дивизион), как легко догадаться, будут распределены по пяти бригадам Т-28 ЛВО (о них в предыдущей главе), которые пока своей самоходной артиллерии не имели. Бригады Т-28 с такими дивизионами САУ в усиление, могут весьма  эффективно использоваться и в Зимней войне.

   САУ конечно тяжёлые, с ограниченной проходимостью, но приятной «фишечкой» такой САУ с дальнобойной пушкой обр. 10/30 г. будет возможность поддерживать Т-28 стрельбой с достаточно больших дистанций – им вовсе нет нужды тащиться прямо за поддерживаемыми танками. Докуда дошли – там развернулись и, получив координаты, открыли огонь. Впрочем, у САУ, масса которых будет явно меньше, чем у Т-35А, и с проходимостью будет чутка получше – едва ли сильно хуже, чем у тех Т-28. Тем более экранированных. В общем, они будут друг друга стоить!

   Что ещё? Можно, даже скорее нужно, каждый эвакуатор вооружить ещё и какой-то системой ПВО (счеверёнкой Максимов или спаркой ДШК установив ЗПУ прямо на корпус – благо места там полно).

Подписаться
Уведомить о
guest

88 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account