«Все на сборы!»: секреты средневековой логистики от Генриха V

20
«Все на сборы!»: секреты средневековой логистики от Генриха V

«Все на сборы!»: секреты средневековой логистики от Генриха V

Содержание:

Собрать армию для любого средневекового полководца — это полдела. Надо ещё доставить её на театр военных действий, а потом сделать так, чтобы она смогла эффективно воевать. Как это получалось на практике — расскажем на примере английского короля Генриха V.

За моря

За исключением Шотландии и Уэльса, до остальных мест перспективной войны британцам ещё следовало доплыть — что представлялось довольно большой проблемой. Королевский флот, то есть корабли, напрямую принадлежавшие Короне, был, мягко скажем, невелик. К тому моменту, как Генрих V в 1415 году собрался бить французов, ему принадлежало всего двенадцать кораблей, из которых лишь семь могли выйти в море.

Королевский флот уже многие годы переживал не лучшие времена. В славные дни правления Эдуарда III британский монарх обладал эскадрой в 40-50 вымпелов, но потом под гнётом Великой Чумы, поражений и огромных долгов он больше не мог содержать столько. При его наследнике Ричарде II количество кораблей упало до одного, а при отце Генриха V — Генрихе IV — колебалось от двух до шести.

Для масштабных перевозок армии вторжения монархам приходилось полагаться на найм или даже прямой захват частных судов различных судовладельцев. Понятное дело, что последние к этому относились так же радостно, как к эпидемиям. До 1380 года за военные перевозки им не предусматривалось вообще никакой платы, и лишь под давлением парламента Ричард II был вынужден установить компенсацию в три шиллинга и четыре пенса за каждую четверть тонны тоннажа (но в реальности плата редко превышала два шиллинга).

Ещё одной вечной проблемой стали деньги для моряков, которым зачастую платили не с того дня, когда их корабль принимали на службу, а только с момента выхода в море.

 Генрих V

Генрих V

Кроме того, в Англии в принципе не хватало судов для полномасштабного флота вторжения. Поэтому в марте 1415 года Генрих V отправил доверенных людей в графство Зеландия для найма судов. Выбор он сделал не случайный: Зеландия была морским регионом в устье Шельды и формально находилась в составе нейтральной Священной Римской империи — к тому же её окружали владения союзных англичанам бургундцев.

Потратив более пяти тысяч фунтов, англичане наняли несколько сотен судов (некоторые источники называют цифру до 700), которые начали собираться в портах Лондона, Сэндвича и Уинчесли.

Однако и этого было мало, поэтому решили прибегнуть к проверенным мерам. Одиннадцатого апреля 1415 года вышел королевский декрет, гласивший, что все английские и иностранные суда водоизмещением больше 20 тонн, ныне находящиеся или прибывающие в английские порты от Темзы до Ньюкасла до 1 мая немедленно арестовываются и принимаются на службу.

Это вызвало международный скандал, поскольку под арест попали и множество иностранных судов — прежде всего итальянских, но Генрих V и ухом не повёл.

По сообщениям венецианского посла, численность армады Генриха V превысила 1400 судов, на которые английский король мог погрузить свою армию из многих тысяч людей и лошадей со всеми припасами.

Тыловое обеспечение

Ни одна уважающая себя армия не может обойтись без огромного количества людей, обеспечивающих её нужды во время похода, поэтому въедливый и организованный Генрих V постарался сделать всё возможное, чтобы его армия была как следует подготовлена.

Двадцатого апреля 1415 года личный королевский изготовитель луков и отдельный королевский изготовитель стрел получили приказ нанимать по всей стране нужных специалистов и работников для будущей кампании, а также подготовить максимально возможное количество заготовок луков, тетив, а также металла, дерева, перьев, воска и шёлка для их изготовления. Лучники были одной из основ английской армии и им требовался боекомплект с запасом.

О важности (и порой сложности) добычи материалов для массового производства стрел говорит тот факт, что для следующих кампаний уже организовали общенациональный сбор гусиных перьев. В декабре 1418 года, например, их потребовалось 1 190 000. В Лондоне заказали оптом тысячу древков для кавалерийских копий — ещё один военный «расходник».

Шестнадцатого мая главный распорядитель королевских повозок и карет тоже получил самые широкие права для сбора по всей стране «достаточного количества телег и фургонов», а также «достаточного количества возничих и лошадей» вместе с мастерами для ремонта и производства новых. К сожалению, мы не знаем, сколько именно было этого «достаточного количества» и сколько в итоге поехало во Францию. Но, к примеру, купец Джон Сауфмид предоставил 62 крытых фургона с лошадьми.

(Фото: Graham Turner)

(Фото: Graham Turner)

Хлеб — всему голова

Армию требуется регулярно кормить, ведь голодные солдаты начинают добывать еду сами, мало обращая внимания на то, у кого они её отбирают, — а грабёж на собственной земле был последним, чего хотел такой сторонник «сильной, но справедливой руки», как Генрих V.

Всем нанимающимся на службу полагалось иметь с собой трёхмесячный запас провизии, но этого хватало лишь на первое время. Пока армия собиралась в Саутгемптоне, шерифам Кента, Оксфордшира, Уилтшира и Хэмпшира приказали «за разумные деньги» начать закупать по 200 голов скота каждому и обеспечить их транспортировку к побережью. Шерифу Хэмпшира дополнительно требовалось обеспечить в Саутгемптоне, Уинчестере и всех окрестных городах и деревнях бесперебойную работу пекарен и пивоварен для утоления нужд армии.

Важным уточнением в королевских приказах стал запрет брать что-либо у церквей и монастырей, а также у обычных граждан без выплаты «справедливой цены». Фуражиры были широко известны тем, что просто грабили крестьян или платили сущие гроши, а потом наживались на перепродаже казне. Нередко вместо живых денег они расплачивались дощечками с выбитыми на них суммами (эквивалент платёжного поручения), которые потом крайне редко удавалось обменять на наличность.

Но при виде важного фуражира, который размахивал королевской грамотой в компании вооружённого эскорта, мало кто из крестьян мог позволить себе качать права.

Генрих V приказал объявить во всех южных графствах, что, если кого-либо обидел любой капитан, солдат или фуражир, тот имеет право и обязанность напрямую обратиться к членам королевской свиты с жалобой, минуя все остальные инстанции, и «король лично обеспечит соблюдение справедливости».

Дела осадные

Осада стала грустной и неприятной действительностью средневековой войны, а в северной Франции, буквально утыканной замками и укреплёнными городами, без хорошего осадного парка делать было просто нечего.

Артиллерия (пусть ещё только делавшая первые шаги) уже начала занимать одно из важнейших мест в мыслях полководцев. В сентябре 1414 года Генрих V приказал значительно расширить производство новых орудий, а также запретил вывоз из Англии пороха без специального разрешения. Лучшими специалистами в области артиллерии считались немцы и голландцы, поэтому к началу кампании был нанят 21 иностранный мастер-артиллерист и пять простых артиллеристов. Их труд оплачивался крайне высоко: рядовой артиллерист получал столько же, сколько латник, а мастер получал практически столько же, сколько и рыцарь.

Всего в отряде королевских артиллеристов было 78 человек.

Не забывали и о более традиционных способах ведения осад. В Уэльсе наняли 120 «опытных землекопов» для туннельных работ, а также взяли с собой требушеты, катапульты и осадные башни. Их перевозили в разобранном виде и собирали уже на месте — на специально подготовленных площадках. Чтобы обеспечивать боеготовность всего этого добра, пришлось взять с собой много людей: 124 плотника, 25 кожевников, шестерых колесников и ещё 120 простых рабочих.

(Фото: Graham Turner)

(Фото: Graham Turner)

Для постройки и ремонта собственных укреплений для похода наняли 100 каменщиков и 120 плотников — и это не говоря уже о 40 кузнецах, наличие которых в действующей армии было жизненно необходимо.

Медицинский отряд

В важности врачей на войне король убедился на своём печальном опыте: когда принцу Генриху было 16 лет, во время битвы при Шрусбери стрела прилетела ему прямо в лицо, и для спасения жизни пришлось проводить уникальную для того времени операцию.

Так что в свою первую большую кампанию во Францию Генрих V взял внушительный медицинский отряд, состоявший из его личного врача Никола Колнета и 23 хирургов. Тут надо сделать маленькое отступление: в Средневековье врачи и хирурги были двумя разными и довольно шумно враждующими между собой племенами. Врачи имели университетские дипломы и занимались тем, что ставили диагнозы и прописывали лекарства. Хирурги учились на практике и занимались куда более приземлённой работой, которая чаще всего требовалась именно в военных походах.

Хирурги делились на два отряда, во главе каждого из которых стоял уважаемый английский доктор. Первым был Томас Морстид, личный хирург короля. Томас лично, будучи ещё младшим хирургом, присутствовал при удалении стрелы из лица будущего монарха и написал подробный отчёт об операции, разошедшийся по всей Европе. В 1410 году он стал личным хирургом Генриха IV и сохранил этот пост при его сыне.

Помимо этого его назначили таможенным инспектором в лондонском порту, и хотя, вероятно, он не тряс тюки лично, но точно получал за это приличные деньги.

Вторым стал Уильям Брэдвардин: он был старше Томаса и служил ещё Ричарду II. Брэдвардин прославился, когда в 1423 году основал первый в Англии медицинский колледж, который должен был объединить докторов и хирургов и обеспечить лучшее образование, надзор и лицензирование, а также контроль над ценами и хорошую исследовательскую работу. Колледж развалился уже через пару лет — всё из-за того же соперничества между врачебными профессиями, но созданная на его руинах в 1435 году Гильдия хирургов существует до сих пор.

К славе!

Генрих V старался не упустить ни одной детали и во всём соблюдать баланс. Будучи тонким ценителем музыки, он взял с собой в поход 18 менестрелей, в задачи которых, помимо ублажения слуха монарха, поставили передачу сигналов. Кроме того, с королём поехали 15 священников (одному из которых мы обязаны самым полным описанием кампании от первого лица) и 14 монахов.

«Все на сборы!»: секреты средневековой логистики от Генриха V

Войны Средневековья порой представляются хаотическими сшибками плохо управляемых толп рыцарей, не признающих никакого руководства. Но в реальности любой полководец, желавший добиться успеха, был вынужден держать в уме сотни мелочей — от запаса подков до количества переносных мельничных жерновов — и уметь выстраивать дисциплину и организацию как в рядах сражающихся, так и среди тыловиков.

И пример Генриха V прекрасно это показывает.

источник: https://warhead.su/2020/01/29/vse-na-sbory-sekrety-srednevekovoy-logistiki-ot-genriha-v

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account