Возвращение перелетного сокола. Восстановление истребителя Nakajima Ki-43 Hayabusa (Oscar)
«В конце 1943 года я находился в Хэнъяне, Китай, на аэродроме 23-й истребительной авиагруппы ВВС армии США [1] и вместе в другими девятью пилотами эскадрильи был готов по сигналу боевой тревоги выбежать к нашим истребителям Curtiss P-40, которые стояли с полностью заправленными баками и загруженным боекомплектом. Внезапно зазвонил телефон, и голос офицера-диспетчера сказал мне: «Большее количество японских бомбардировщиков в сопровождении истребителей летят примерно в двадцати тысячах футов к юго-востоку от японского аэродрома в Наньчане». Несколько бомбардировщиков и «оскаров» кружили над японским аэропортом, готовясь к посадке.
Я крепко затянул ремни, убедился, что мои пулеметы были разблокированы, и перчаткой протер оптику прицела. От японских ангаров стартовали три «оскара», но после того как они были «взяты в оборот» нашими пулеметами, они рухнули на взлетно-посадочную полосу. Другие с большим углом атаки стали набирать высоту и, достигнув ее, «свалились» на нас. Мимо моей кабины прошли трассеры пуль преследовавших меня двух «оскаров». Я ушел от них резким разворотом «через спину». С воющими двигателями «хаябусы» пролетели мимо меня. Будучи в перевернутом положении, я заменил, как два других «оскара», которые «обрабатывали» одного из наших P-40. С расстояния в несколько десятков метров я выстрелил по одному из них. Из самолета противника вырвалась струйка дыма, и через некоторое время он взорвался. Однако второй «оскар» упорно держался на хвосте «сорокового» и яростно стрелял».
Этими словами польский летчик Витольд Урбанович (Witold Urbanowicz), который с сентября 1943 года примерно до середины 1944 года в составе 23-й ИАГ сражался в Китае на истребителе Curtiss P-40, вспомнил один из тяжелых боев с японским армейским истребителем Nakajima Ki-43 Hayabusa (сапсан; кодовое обозначение союзников Oscar).
Первый прототип этого легкого истребителя-моноплана совершил свой первый полет с заводского аэродрома компании 12 декабря 1938 года; после излечения детских болезней, выявленных на этапе испытаний, самолет 9 января 1941 года был официально принят на вооружение военно-воздушными силами Императорской армии. Свое боевое крещение в составе 59-го и 64-го сентаев (авиагрупп) истребители Nakajima Ki-43 приняли 8 декабря 1941 года во время японского наступления на Малазию. Затем «хаябусы» участвовали во многих сражениях на обширном азиатско-тихоокеанском театре военных действий до 14 августа 1945 года – даты капитуляции Японии. К этому времени «оскары» были уже устаревшими машинами, летные характеристики и вооружение которых были недостаточными для сражения с более мощными и скоростными истребителями союзников. Тем не менее, производство Ki-43 продолжалось на заводах компаний Nakajima и Tachikawa до августа 1945 года с общим выпуском 5919 экземпляров.
Если после капитуляции большинство японских истребителей не стали подниматься в воздух, то «хаябусы» стали первыми боевыми машинами военно-воздушных сил провозгласившей свою независимость Индонезии и авиации китайских коммунистов. Истребители Ki-43 состояли на вооружении даже в ВВС Франции: место «хаябусам» нашлось в подразделениях, действовавших на территории Французского Индокитая. На территории Китая, бывшей Нидерландской Ост-Индии и Индокитая японцами были оставлены десятки поврежденных и разукомплектованных машин, из которых можно было собрать по несколько пригодных к полетам истребителей. Однако, когда 1 мая 1946 года Национальный музей авиации и космонавтики (англ. National Air and Space Museum [NASM]; музей Смитсоновского института) получил от ВВС армии США список машин, которые военные могли передать после проведенных летных испытаний, то в нем числились только две «хаябусы»; к сожалению был известен серийный номер – 6430 – только одного трофейного Ki-43. До недавнего времени этот «хаябуса» был единственным истребителем типа Ki-43 в Соединенных Штатах. После ремонта, проведенного на территории США, самолет выставлялся на авиабазе Киркленд (Kirtland), штат Нью-Мексико, и позднее был передан в коллекцию Национального музея воздухоплавания и астронавтики, где под инвентарным номером A19600098000 в течение нескольких десятилетий «оскар» находился «на хранении» на предприятии Пола Гарбера (Paul Garber) в штате Мэриленде. Изменения произошли, по-видимому, только в 1980-х годах, когда обломки этого Ki-43-II, в 1944 году воевавшего на Новой Гвинее в составе 284-го сентая, были переданы в долгосрочную аренду расположенному в Ошкоше музею ассоциации экспериментальной авиации (Experimental Aircraft Association – EAA). В Ошкоше были загерметизированы самые большие отверстия в фюзеляже самолета и на его поверхности была нанесена антикоррозийная краска. Затем в музее EAA машина была покрыта лаком и получила эмблему 284-го сентая. С середины 1990-х по ноябрь 2008 года машиной могли полюбоваться посетители музея авиации (Museum of Flight), Сиэттл. Поскольку музей приобрел реплику Ki-43, то восстановленный «оскар» со второй половины декабря 2008 года экспонируется в расположенном у Тусоне, штат Аризона, музее авиации и космонавтики (Pima Air and Space Museum).
Однако с неудовлетворительным состоянием «оскаров» в США не смирился знаменитый коллекционер исторических самолетов Даг Чамплин (Doug Champlin). В 1990-х годах он, используя свои контакты в бывшем СССР, приобрел обломки четырех «хаябус» из состава 54-го сентая, действовавшего в конце войны на Курильских островах, и в 1992 году отправил их в Соединенные Штаты. Поскольку планеры были сильно повреждены, то реставраторам компании Texas Aircraft Factory, Форт-Уэрт, работавшим под руководством Херба и Джорджа Тишлеров (Herb and George Tischlers), для воссоздания четырех летно-пригодных «хаябус» ничего не оставалось как установить на машины двигатели Pratt and Whitney R-1830.
«Сначала у нас не было заводских чертежей, и мы определяли формы и расположение отдельных деталей с помощью тщательного измерения и изучения их фотографий и рисунков в книгах и журналах. Работы по восстановлению самолетов мы начали только после создания новых чертежей. Позднее мы получили оригинальные руководства, и Кацуси Оваки (Katsushi Owaki), который в годы войны участвовал в создании «оскаров», Джим Лонг (Jim Long) и Дэвид Эйкен (David Aiken) предоставили нам свой перевод.
Кацуси Оваки ответил на множество вопросов о конструкции «оскаров», а также сделал анализ цветов, используемых при нанесении камуфляжной окраски. Первая «хаябуса» (серийный номер 15344), на которой установлен двигатель R-1830 и которой присвоен американский номер гражданской регистрации NX43JE, принадлежит Джеку Эриксону (Jack Erikson). Джек является работником авиационного музея города Тилламук (Tillamook), штат Орегон, в который мы впервые попали в 2004 году. Интересно отметить, что двигатель R-1830 имеет немного больший диаметр, чем родной для «хаябусы» двигатель Nakajima Ha-115, и поэтому в «летающей» реплике Эриксона двигатель приводит в движение лопасти, полученные от транспортного самолета Lockheed Model 18 Lodestar, и имел обтекатель втулки винта, взятый с DC-3. Для основных стоек шасси были взяты колеса с носовых стоек шасси учебных самолетов T-33 и современные тормоза. Сами стойки шасси имеют оригинальную японскую конструкцию. В 2006 году собственник самолета на себе испытал недостатки «хаябус», связанные помимо прочего с проблемами при выполнении посадки: во время пробега из-за отклонения хвостового колеса машина выполнила несколько крутых разворотов. Поврежденная машина была перевезена в Каса-Гранде (Casa Grande), штат Аризона, на территорию компании Gosshawk Unlimited, которой было передано восстановление остальных «хаябус». Специалисты компании заменили шасси, которые в2007 году во время первых рулежек показали себя отлично. «Хаябуса» Джека Эриксона иногда летает в Тилламуке. Второй в нашей компании «оскар», имеющий серийный номер 15267 и номер гражданской регистрации NX43TX, в настоящее время являются статическим экспонатом в музее авиации Сиэттла и имеет неполный, но оригинальный двигатель Nakajima Ha-115».
– так говорит Дэн Уайлдер (Dan Wilder) – один из создателей реплики.
Но в США есть и другие «хаябусы». Два других восстановленных компанией Gosshawk Unlimited самолета куплены коллекционером Джерри Йегеном (Jerry Yeagen). Оригинальная ограниченно пригодная к полетам «хаябуса» (серийный номер 750) из-за своей уникальности летать не будет; в настоящее время этот истребитель находится в коллекции принадлежащего Полу Аллену (Paul Allen) музею Flying Heritage Collection.
Журнал «L+K» выражает большую благодарность Дэну Уайлдеру за прекрасное сотрудничество и за фотографии восстановленных «хаябус».
[1] бывшая авиагруппа американских летчиков-добровольцев (American Volunteer Group [AVG]), воевавшая на стороне Республики Китай в 1941-1942 годах
источник: ZDENĚK PROCHÁZKA «Návrat Sokola stěhovavého» «L+K» únor 2009, стр.86-87