Испытано в Японии. Истребитель Curtiss P-40E Warhawk

1

На одной из страниц сайта www.j-aircraft.com мне попались несколько небольших статей, объединенных темой эксплуатации Curtiss P-40E Warhawk в составе ВВС Императорской армии Японии и вопросом времени захвата этих машин японцами. Я постарался разместить представленный в этих статьях материал по возможности в хронологическом порядке.

Одной из самых необычных историй воздушной войны на Дальнем Востоке в ходе Второй Мировой войны было использование истребителей Curtiss P-40 Warhawk в составе ВВС Императорской армии Японии. Согласно исследованиям известного японского историка военной авиации Осаму Тагая:

“В общей сложности японцы захватили более десяти пригодных к полётам Curtiss P-40E Warhawk. В 1943 году в течение небольшого периода времени некоторые из них в составе 50-го хико сентая были применены при обороне Рангуна. Свидетельством эого являются воспоминания Ясухико Курое (64-й хико сентай), в которых было сказано, что японский “Warhawk” над Рангуном сбил дружественным огнем по крайней мере один Ki-21.”

Однако первые победы истребителей Curtiss P-40 над бомбардировщиками Mitsubishi Ki-21 (кодовое обозначение союзников “Sally”) были одержаны в небе Рангуна 25 декабря 1941 года. В этот день двадцать семь бомбардировщиков “Sally” 12-го хико сентая вылетели с аэродрома Дон Муанг (Don Muang Airfield), Бангкок, Таиланд, для нанесения ударов по Рангуну и расположенному неподалеку в Мингаладоне (Mingaladon) аэродрому. помимо самолетов 12-го хико сентая эти цели должны были атаковать тридцать шесть Ki-21 из 60-го хико сентая; прикрывали бомбардировщики двадцать пять истребителей Nakajima Ki-43 (кодовое обозначение союзников “Oscar”) из состава 64-го хико сентая.

После построения над Дон Муангом в боевой порядок японские самолеты направились к Моулмейну (Moulmein [ныне Моламьяйн (Mawlamyine)]), Бирма, оказавшись над городом японцы изменили курс и подошли к Рангуну на высоте 6000 метров. Как только Рангун оказался в поле зрения лидер соединения бомбардировщиков — Ki-21 капитана Кусакари (Capt. Kusakari), 12-й хико сентай — вдруг отклонился в сторону. В сообщении капитана Кусакари было сказано, что у его самолета какие-то технические проблемы и что позицию лидера должен занять самолет капитана Оура (Capt. Oura) из 1-го хико чутая 12-го хико сентая. Японские самолеты совершили перестроение, и когда они подошли к основной цели — электростанции Рангуна — они были атакованы защищавшими город британцами, летавшими на Brewster Buffalo, и летавшими на Curtiss P-40B американцами из 3-й истребительной эскадрильи “Ангелы ада” [3rd Pursuit Squadron (“Hell’s Angels”)] и из добровольческой группы “Летающие тигры” (American Volunteer Group, “Flying Tigers”).

Curtiss P-40B добровольческой группы “Летающие тигры” атакуют японские бомбардировщики Mitsubishi Ki-21

По крайней мере, три “Sally” 12-го хико сентая были сбиты. Первой была машина лейтенанта Сейзо Хаяси (Lt. Seizo Hayashi). Два других Ki-21 совершили вынужденные посадки.

Один Ki-21 совершил вынужденную посадку в Дон Муанге, а второй, пилотируемый лейтенантом Киочи Мияваки (Lt. Koichi Miyawaki), разбился в горах Таиланда. Майор Татео Като (Major Tateo Kato), возглавлявший истребители 64-го хико сентая, потерял двух своих пилотов: лейтенанта Хороси Окумура (Lt. Horoshi Okumura) и сержанта Сигекацу Вакаяма (Sgt. Shigekatsu Wakayama).

Тем не менее, после падения Бирмы, Малайи, голландской Ост-Индии и Филлипин японцами было захвачено много самолетов союзников самых разных типов. На Филлипинах и на Яве японцам достались несколько истребителей Curtiss P-40E Warhawk. Историк Рик Данн (Rick Dunn) так описывает это:

“Предполагалось, что 27 истребителей P-40 должны были быть сброшены с борта торгового судна “Сивитч” (SS Seawitch) в воды гавани острова Ява, но японцы, возможно, достаточно быстро сумели восстановить самолеты, которые, вряд ли сильно подверглись воздействию коррозии. Кроме того в марте 1942 года три упакованных совершенно новых P-40 были доставлены на филлипинский остров Себу на судне “Анхуи” (Anhui). Я полагаю, но это пока не подтверждено, что затем эти самолеты были перевезены на остров Минданао. Так или иначе, я не знаю их судьбы — эти машины потенциально могли быть захвачены.”

Писатель и историк Билл Барч (Bill Bartsch) подтвердил, что

“Три P-40E Warhawk были доставлены блокадопрорывателем “Анхуи”, который 22 февраля 1942 года покинул Брисберн и взял курс на Себу. Это событие отражено в моей книге “Doomed at the Start” (стр.339-340). “Warhawk”-и были повторно отправлены на остров Минданао, где были собраны американскими механиками под руководством первого лейтенанта Пита Уордина (1st Lt. Pete Warden) из авиационного корпуса Армии США. Все три были доставлены на аэродром Марамаг (Maramag), где два из них были захвачены японцами (стр.422).”

Однако австралийский историк К. “Баз” Басби (C. “Buz” BUSBY) из Уиннелли (Winnellie) утверждал, что ни один из двадцати одного Curtiss P-40D не был захвачен японцами в первые месяцы войны и что ни один британский “Kittyhawk” не стал трофеем японцев. “Баз” писал:

“Насколько я могу сказать все H-87A-2 (и все полученные из США Curtiss P-40D) были учтены. Все они с самого начала были либо на Ближнем Востоке, либо были  были отправлены туда позднее. Некоторые машины были переданы Королевским ВВС Канады для применения там, еще несколько были переданы турецким ВВС после применения в сахарской пустыне. Мои исследования склоняются к тому факту, что для Королевских ВВС  были построены 560 самолетов(согласно официальным данным), и историю этих машин я в основных чертах представлю.

Что касается самолетов, то одна из партий P-40E была доставлена в Австралию авианосцем “Лэнгли” (USS Langley) и грузовым судном “Сивитч” (оба были загружены в одно время). Самолеты, которые не помещались в “Лэнгли”, были переданы королевским ВВС Австралии. Серийные номера для этих самолетов были номерами поздних серий P-40E (серии с 41-13521 по 41-13599 и с 41-5305 по 41-5744).

Самолет, который я выделил как отправленный на Филиппины/Яву, был также в серии 41-5305 — 41-5744 (отправлен из Австралии на остров Ява в качестве источника запчастей для 5-й провинциальной эскадрильи, где был собран и облетан). Самолет, который был доставлен на Филипины перед началом Второй Мировой войны, был из серии 40-382 — 40-681. Некоторые машины из поздних партий, возможно, были доставлены позже.

По моим исследованиям на Филиппины машины P-40E-1 не поставлялись. Они, как правило, прибывали в Австралию в более поздние поставки, первая из которых была приблизительно 30 января 1942 года.

… интерес представляют самолеты, отправленные из Австралии с 51-й истребительной группой. Эти машины были из серии 41-5305 — 41-5744 (10 планеров были отправлены в Индию).”

Так или иначе много самолетов компании Curtiss были отремонтированы в расположенной в Тачикаве авиатехнической исследовательской лаборатории, в которой затем были проведены летные испытания трофейных машин. Также самолеты были протестированы на испытательном оборудовании в расположенном в Сингапуре филиале этой лаборатории.

трофейные Curtiss P-40 Warhawk с японскими опознавательными знаками на испытаниях в Тачикаве

схемы Curtiss P-40 Warhawk

Официальная причина, по которой штаб ВВС Императорской армии Японии принял решение использовать в обороне оккупированного Рангуна трофейные истребители Curtiss P-40E Warhawk, остается неизвестной. Тем не менее это необычное обстоятельство было хорошо задокументировано.

Осаму Тагая (Osamu Tagaya) перевел соответствующую информацию из изданной после смерти автора книги Ясухико Курое* (Yasuhiko Kuroe) “A-AH, HAYABUSA SENTOTAI” (Kojinsha Tokyo:1969), страницы 246-248:

“Весной 1943 года во время предпринятого в Бирме воздушного наступления 21 марта двадцатью одним тяжелым бомбардировщиком (Sally II [Ki-21]) и пятнадцатью истребителями (Oscar II [ki-43]) был нанесен удар по аэродрому Фени (Feni Airfield), после которого машины ночью возвращались на свои места базирования. Направлявшийся в Рангун боевой порядок тяжелых бомбардировщиков был обстрелян расположенными вокруг города японскими зенитными батареями, поскольку наземные средства ПВО не были должным образом предупреждены о приближении возвращающихся бомбардировщиков, которым было изменено место базирования и которые шли на посадку на свой новый аэродром.

Помимо зенитного огня на перехват бомбардировщиков с аэродрома Мингаладон (Mingaladon Airfield) были подняты истребители авиачасти, оснащенной трофейными P-40. В потемневшем небе состоялся трагический обмен ударами, которые нанесли друг по другу два подразделения японской авиации. Ко времени, когда все поняли, что произошло, несколько поврежденных дружественным огнем тяжелых бомбардировщиков совершили вынужденную посадку”.

То, что это событие действительно имело место, было отражено в других японских официальных документах. Сэм продолжает:

“В “Boeicho Kokan Senshi” (“Senshi Sosho”) (Vol. 61 Burma, N.E.I. Area 3rd Air Army Operations) на страницах 284-286 приведены более подробные сведения:

“12 самолетов 12-го сентая и 9 самолетов 98-го сентая, эскортируемые 15-ю истребителями 64-го сентая (командир капитан Курое), атаковали посадочную площадку №1 аэродрома Фени. По возвращении 98-й сентай, 1-й и 2-й чутаи 64-го сентая приземлились в Магве (Magwe). 12-й сентай и 3-й чутай 64-го сентая (под управлением Курое) направились в Тауннгу (Toungoo). Но аэродором Тонгу в это время находился под ударом вражеской авиации, и поэтому машины были перенаправлены в Хлегу (Hlegu). Курое и его Ki-43 не смогли принять радиосообщение. Они подождали окончания налета противника, почле чего приземлились Тауннгу-Северный (Toungoo North). Когда самолеты 12-го сентая приблизились к Хлегу, они внезапно были подсвечены прожекторами и атакованы истребителями. Самолет командира 3-го чутая капитана Сидео Ивахаси (Capt. Shigeo Iwahashi) с командиром авиагруппы полковником Йосии (sentai-cho Col. Yoshii) на борту был подбит и совершил вынужденную посадку в Мингаладоне. Машина ударилась в земляную насыпь, после чего фюзеляж разломился, а хвост отлетел. В авиакатастрофе погибли четыре члена экипажа, капитан Ивахаси и двое других получили ранения, а полковник Йосии не пострадал. Два других самолета подразделения Ивахаси также были сбиты и также совершили вынужденные посадки, хотя жертв среди экипажей не было. Остальные самолеты благополучно приземлились в Мингаладоне и Хлегу.

Истребители, которые атаковали подражделение Ивахаси, были из части, оснащенной трофейными P-40 и предназначенной для противовоздушной обороны Рангуна.””

До недавнего времени не было никакой информации о подразделении, к которому были приписаны совершившие столь впечатляющий полет истребители P-40. Исследователь и писатель Эдвард (“Тед”) Янг (Edward (“Ted”) Young) в своей книге (“Air Commando Fighters of World War II”, Specialty Press:2000) сделал следующее открытие:

“Несколько лет назад в расположенном в Лондоне государственном архиве я нашел упоминание о захваченных японцами P-40 Королевских ВВС. В File Air 40/2172 был перевод дневника механика, получившего назначение в 12-й сентай. В дневнике 11 марта 1943 года, когда механик был в Алор-Старе (Alor Star), Малайя, была сделана следующая запись:

“В полдень подразделение из трех P-40 пролетело и приземлилось. Эти машины поднялись в небо как часть чутая (шотая [звена]?), сформированного для ведения боевых действий над Бирмой. На себе машины несли отметки 50-го хико сентая (авиаполка).”

Я предполагаю, что механик имел в виду “летающие молнии” 50-го сентая. У сожалению нет никаких комментариев и об окраске, ни о месте вылета этих P-40.”

Ниже приводится выполненная Доном Маршем (Don Marsh) предварительная визуализация истребителя Curtiss P-40E, который, возможно, был в составе 2-го хико чутая 50-го хико сентая. Когда нибудь появится фотография одного из “Warhawk”-ов, находившихся в составе японских армейских ВВС.

выполненный Доном Маршем гипотетический вариант окраски трофейного истребителя Curtiss P-40E Warhawk

Наибольшей иронией в вышеизложенном является то, что, по крайней мере, шесть несчастных “Sally” 12-го хико сентая в двух эпизодах стали в небе Рангуна жертвами истребителей Curtiss P-40, и что во второй раз они попали под огонь “Warhawk”-ов, пули которых были выпущены японскими пилотами, сидевшими в трофейных машинах союзников!

Осаму Тагая с иронией заключает:

“Кажется, что машины Curtiss продолжали сбивать японские бомбардировщики независимо от того, кто управлял ими!”

Поражение Японии возвратило оставшиеся P-40 в руки союзников. На представленных ниже фотографиях приведен один из этих самолетов.

три американских солдата сидят на частично разукомплектованном Curtiss P-40. Этот самолет явно принадлежит модели P-40E, так как все три пулемета были удалены из левой консоли крыла. Полотняная обшивка поверхностей управления и фонарь отсутствуют. Обратите внимание на потертости фюзеляжа и опущенные закрылки. Возможно, что за P-40E припаркован Zero со сложенными законцовками крыла

ЛТХ:
Модификация   P-40E
Размах крыла, м   11.38
Длина, м   9.66
Высота, м   3.23
Площадь крыла, м²   21.92
Масса, кг  
  пустого самолета   2880
  нормальная взлетная   3756
  максимальная взлетная   3996
Тип двигателя   1 ПД Allison V-1710-39
Мощность, л.с.   1 × 1150
Максимальная скорость , км/ч   582
Крейсерская скорость , км/ч   431
Практическая дальность, км  
  с ПТБ   2253
  без ПТБ   1046
Скороподъемность, м/мин   640
Практический потолок, м   8839
Экипаж   1
Вооружение:   шесть 12.7-мм пулеметов Colt-Browning M-2 (281 патронов на пулемет)
3 × 227-кг бомбы

Источники статей со страницы сайта:

  • «Japanese Army Heavy Bomber Units,» by Dr. Yasuho IZAWA
  • «Japanese Fighter Units and Aces,» by Dr. Yasuho IZAWA
  • «Japanese Warhawk!» Yasushi Ushijima as translated by Osamu Tagaya, AAHS Journal: Summer1975, PP 89-93.
  • «Doomed At the Start.» William H. Bartsch, Texas A & M University Press: 1992.
  • Military Aircraft: September 1997, Delta Publishing Co., Ltd.
  • Koku Fan Magazine: August 1973, Bunrin-Do Co., Ltd.

* — командир 3-го хико чатая (эскадрильи) 64-го хико сентая (боевой воздушной группы) Ясухико Курое был одним из ведущих асов ВВС Императорской армии Японии. Хата и Идзава (Hata & Izawa) приписывают ему 30 побед. Генри Сакаида (Henry Sakaida) в своей книге, выпущенной издательством Osprey, приписывает Курое 51 победу, ставя его на второе место после Хиромичи Синохара (Hiromichi Shinohara). Курое утонул в ноябре 1965 года на рыбалке

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account