Тема обновления ВКС на данный момент представляет особую актуальность, поскольку новые многофункциональные самолёты необходимы в большом количестве, особенно в свете противостояния со всеми силами НАТО в Европе. Видимо, именно по этой причине в нашей стране было принято решение вернуться к такому самолёту, как МиГ-35, о чём постараюсь более подробно рассказать в этой статье.
Из ОАК поступают очень интересные и, можно сказать, неожиданные новости — в компании объявили о грядущей новой партии самолетов МиГ-35, что вызвало удивление у многих авиационных энтузиастов. К сожалению, без подробностей, однако сам факт уже породил множество обсуждений. Проблема заключается в том, что на эту машину фактически был поставлен крест, ограничившись лишь шестью экземплярами для пилотажных групп в 2019 году. Причин этому довольно много, и главная из них — желание избавиться от условной «разношёрстности» в рядах ВКС. Во-первых, это делает содержание авиапарка дороже, поскольку между семейством «Су» и «МиГ» нет унификации. А во-вторых, это усложняет работу силам МТО, а также логистику и многие другие задачи. У нас и так мало самолётов, особенно по сравнению с НАТО, поэтому не стоит ставить дополнительные препятствия. Некоторые эксперты справедливо считают, что таким образом можно сохранить конкурентоспособность и, в конечном итоге, создать продукт, близкий к идеалу. Однако в современной экономической ситуации лучше сосредоточиться на чем-то одном. И, судя по всему, в Министерстве обороны думали так же, сохраняя машину для пилотажных групп и все потенциальные возможности, заложенные ещё в 70-х годах, но предпочитая более безкомпромиссные истребители.
Несмотря на то, что МиГ-35 возвращается, нельзя не учесть его положительные стороны. Он имеет ряд преимуществ, начиная от модернизированного планера до инновационной электроники с открытой архитектурой. Это решение позволяет быстро адаптировать любое новое вооружение, способное применяться истребителем. Но самой важной характеристикой часто называется обновленная РЛС «Жук-А» с активной фазированной решеткой, которая стала ключевым направлением в авиации. Хотя данная рлс не имеет выдающихся технических характеристик, ее возможности сопоставимы со станцией американского F-16, особенно в отношении дальности действия до 200 километров. Кроме того, МиГ-35 обладает целым рядом изменений, которые можно многочисленно описывать.
- Его длина и высота: 17,32 х 4,44 метра.
- Максимальная скорость (на высоте): 2410 км/ч.
- Максимальная скорость (на земле): 1450 км/ч.
- Его максимальная высота полёта: 16000 — 17500 метров.
- Масса пустого самолёта (без топлива и вооружения): 11 тонн.
- Дальность полёта без дозаправки: 2000 — 2100 км.
- Экипаж: 1/2 человека.
- Всего выпущено: 4 МиГ-35С и 2 МиГ-35УБ в тестовой эксплуатации по состоянию на 2024 год.
Однако, вернемся к ключевому отличию этой машины легкого класса, которая должна иметь ряд уникальных особенностей по сравнению с существующим вооружением. Эти особенности включают в себя цену, легкость обслуживания и массовое производство. Многие специалисты утверждают, что в современных вооруженных силах треть составляют тяжёлые машины, а две трети — лёгкие, чтобы достичь максимальной эффективности. Очевидно, что сейчас эти пункты играют особую роль.
В мире авиации всегда появляются новые истребители, способные составить конкуренцию уже существующим моделям. Вот и сейчас на сцене появляется Су-75, известный также как ЛТС. Этот многофункциональный истребитель обладает множеством преимуществ, которых даже у «тридцать пятого» меньше. Например, Су-75 имеет однодвигательную схему, которая значительно упрощает обслуживание и снижает стоимость. Конечно, такой подход может повлечь падение надежности, но при правильном обслуживании все работает безупречно.
Су-75 также выполнен по технологии «Стелс», что делает его практически незаметным для устаревших радаров противника. Более того, в случае использования в Воздушно-космических силах, его главным преимуществом может стать ракетная система «Белка» с уникальными характеристиками. Если «Жук-А» может обнаружить цель размером 5 квадратных метров с расстояния 200 километров, то «Белка» способна обнаружить в пять раз меньший объект с расстояния вплоть до 400 километров. Такие возможности уже доказаны в реальных воздушных боях, где Су-57 применял ракеты Р-37М на максимальном расстоянии 400 километров. Даже если у Су-75 придется сократить возможности в два раза из-за габаритов и других особенностей, он все равно будет превосходить «Жука».
ВЫВОД:
В заключении к вышесказанному, хочется сказать, что следующим важным пунктом является унификация с уже существующим авиапарком, что сказывается на множестве аспектов, включая стоимость. Конечно, несмотря на перспективность и потенциал массового производства Су-75, у МиГа есть ключевое преимущество — модель уже находится в серийном производстве и освоена промышленностью. Но по ЛТС пока сложно вынести окончательный вердикт, так как ни один из прототипов ещё не поднялся в воздух. Однако эта ситуация может быстро измениться — уже в этом году запланирован первый полёт, а серийные машины ожидаются к 2026 году. Более того, благодаря унификации с «старшими братьями», у нас есть все шансы выйти на крупное серийное производство к 2027-2028 году. Но, как говорится, только время покажет, какая модель станет настоящей звездой в воздушных боях.