Воспоминание о золотом веке. Гоночный самолет Percival Mew Gull. Великобритания

12
Воспоминание о золотом веке. Гоночный самолет Percival Mew Gull. Великобритания

Воспоминание о золотом веке. Гоночный самолет Percival Mew Gull. Великобритания

Среди исторических самолетов, которые в наши годы могут летать, большинство занимают типы, которые изготавливались тысячными сериями. Но есть и машины с совершенно иной историей. В это число, несомненно, входит и высокоскоростной самолет Percival Mew Gull (номер гражданской регистрации G-AEXF), связанный с именем знаменитого британского авиагонщика и летчика-испытателя Александра «Алекса» Хеншоу (Alexandr «Alexe» Henshaw).

Появление самолета Mew Gull тесно связано с популярными авиационными гонками, такими как регулярные гонки легких самолетов на кубок короля Георга. Для подобных соревнований Эдгар Викнер Персиваль (Edgar Wikner Percival) еще в первой половине тридцатых годов построил ряд специализированных самолетов. Первый самолет этой серии, получивший обозначение E.20 и номер гражданской регистрации G-ACND, совершил свой первый полет в марте 1934 года. В качестве силовой установки самолета использовался двигатель Napier Javelin. В октябре следующего года в ходе гонок на кубок компании Michelin во французском городе Ангулем эта машина была уничтожена. Второй гоночный самолет Mew Gull, получивший обозначение E.20A и оснащенный двигателем de Havilland Gipsy Six, позже летал с тем же номером гражданской регистрации. Такой же двигатель получил и третий экземпляр, имевший обозначение E.21 и получивший номер гражданской регистрации G-AEKL. В 1936 году Эдгар Персиваль лично пилотировал этот самолет в гонках на кубок короля Георга и в гонках на приз Фолкстоуна (Folkstone Trophy Race). Позже этот самолет был перестроен, получил новый двигатель de Havilland Gipsy Six Series II и должен был участвовать в гонке Шлезингера по маршруту Портсмут – Йоханнесбург. Однако 19 сентября 1936 года в аэропорту Спик недалеко от Ливерпуля E.21 столкнулся с бомбардировщиком Королевских ВВС. В катастрофе погиб знаменитый пилот и победитель гонок из Лондона в Мельбурн (см. «Из Англии в Австралию: дальше уже некуда. Большие воздушные гонки 1934 года») Том Кэмпбелл Блэк. Однако в 1937 году самолет Mew Gull (G-AEKL) был отремонтирован и с новым владельцем выиграл гонки в Ньюкасле. К сожалению, в июне 1940 года он стал жертвой немецкой бомбардировки.

Четвертый изготовленный гоночный самолет Mew Gull имел обозначение E.22. В 1936 году самолет был продан южноафриканцу А. М. Миллеру, который хотел на этой машине принять участие в уже упомянутой гонке Шлезингера. Самолет, получивший номер гражданской регистрации ZS-AHM и собственное наименование The Golden City, был оснащен двигателем de Havilland Gipsy Six. Однако во время полета в Южную Африку А. М. Миллеру пришлось совершить вынужденную посадку недалеко от Белграда из-за нехватки топлива. Самолет не стал продолжать участие в гонке и возвратился в Великобританию. Позже он был перестроен для использования более слабого двигателя Gipsy Six и в таком виде был куплен Биллом Хамблом. В мае 1937 года Mew Gull E.22 получил британский номер гражданской регистрации G-AEXF. Однако новому владельцу машина не очень понравилась, и Билл Хамбл практически сразу продал ее молодому пилоту Алексу Хеншоу. В 1937 году Хеншоу на G-AXEF победил в гонках на приз Фолкстоуна со средней скоростью 280 км/ч. В следующем году гоночный самолет Mew Gull G-AEXF был переоборудован компанией Essex Aero из Грейвзенда (Gravesend), графство Кент. Самолет получил мощный двигатель Gipsy Six R с французским воздушным винтом изменяемого шага компании Ratier, и конструкция планера машины была должным образом усилена. После этих изменений Алекс Хеншоу выиграл гонки на кубок короля Георга со средней скоростью 380,21 км/ч.

Самые известные моменты с участием гоночного самолета Mew Gull G-AXEF и Алекса Хеншоу произошли в феврале 1939 года. Перед этим машина была перестроена и была оснащена двигателем de Havilland Gipsy Six Series II. Алекс Фленшоу и его Mew Gull G-AXEF приняли участие в гонке до Кейптауна; 5 февраля 1939 года самолет Фленшоу вылетел из Грейвзенда. После остановки и дозаправки в Оране, Алжире, Бельгийском Конго и Анголе Mew Gull G-AXEF Алекса Хеншоу приземлился в аэропорту Вингфилд (Wingfield), расположенном недалеко от Кейптауна. Он преодолел расстояние в 10263 километров за 39 часов 23 минуты со средней скоростью 244,88 км/ч. Через 27 часов 20 минут после прибытия Хеншоу отправился в обратный путь. Перелет в Великобританию он проделал за 39 часов 36 минут. В 1939 году самолет был приобретен французом Виктором Верморалом (Victor Vermoral), но последний пролетал на Mew Gull малое количество летных часов. Вскоре после продажи разразилась Вторая Мировая война, которая не способствовала полетам спортивных самолетов. Гоночный самолет Mew Gull хранился в Лионе, где машину удалось спрятать от немецких оккупантов. В свою очередь Алекс Хеншоу стал заводским пилотом компании Vickers и с июля 1940 года был главным летчиком-испытателем компании Castle Bromwich, которая занималась производством истребителей Spitfire. Одним из его коллег, которого Алекс Хеншоу очень уважал, был чешский летчик Вацлав Йича (Václav Jícha). Хранившийся в Лионе самолет Mew Gull пережил войну и в июне 1950 года был приобретен Хью Скрейпом (Hugh Scrape), который увез его обратно в Великобританию. После ремонта самолет был восстановлен до пригодного для полетов состояния, но уже в августе 1951 года получил повреждения при посадке. В ходе последующего ремонта была перестроена кабина, получившая остекление большего размера. Следующим владельцем рекордной машины стал Дж. Сомерс. В 1954 году кабина была снова увеличена. В середине пятидесятых годов прошлого века машина принадлежала Фреду Данкерли и П. С. Клиффорду. Самолет по-прежнему участвовал в воздушных гонках и побеждал. В 1955 году победил в гонках на кубок короля Георга и в гонках на приз Общества британских авиаконструкторов (SBAC Cup). Два года спустя машина победила в гонках Нортона Гриффитса (Norton Griffits Trophy), а в 1958 году – в гонках на переходящий приз авиационной лиги (Air League Challenge Trophy). Последней гонкой, в которой выступал G-AXEF, было мэнское авиационное дерби (Manx Air Derby), состоявшееся 29 мая 1965 года. В 1975 году самолет был приобретен Десмоном Пенроузом. За три года Пенроуз восстановил самолет до образца 1936 года. Однако чуть позже машина разбилась и получила серьезные повреждения. После ремонта самолет был перестроен и стал соответствовать варианту 1939 года, в котором был совершен рекордный полет в Южную Африку. С 1996 года Mew Gull G-AXEF находится в ведении известного музея авиации и автомобилестроения «Коллекция Шаттлуорта» (Schuttleworth Collecion). Последнее изменение в разнообразной истории ветерана произошло в июле 2002 года, когда владельцем самолета стал Роберт Флеминг (Robert Fleming). В настоящее время самолет эксплуатируется компанией Real Aeroplane из Брайтона, графство Северный Йоркшир. Алекс Хеншоу умер 24 февраля 2007 года в солидном возрасте 94 года. Однако его самолет Percival Mew Gull все еще летает, напоминая о легендарном золотом веке спортивной авиации.

источник: Jan Máče «Pripominka zlatých časů» «L+K» duben 2012, str.52-53

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account