Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT 28 октября 2021 года.
Содержание:
11 декабря 1941 года японская атака на атолл Уэйк была отбита. Ценой гибели пяти человек и двух самолётов гарнизон острова нанёс противнику тяжёлые потери: было потоплено два японских эсминца, сбито два бомбардировщика, ещё несколько кораблей оказались повреждены, погибло около 400 человек. Однако и на Уэйке, и в Пёрл-Харборе прекрасно понимали, что японцы не оставят остров в покое.
После боя
Сразу же после боя руководивший обороной Уэйка коммандер Уинфилд С. Каннингэм запросил у своего непосредственного начальника коменданта 14-го военно-морского округа в Пёрл-Харборе срочной присылки боеприпасов и необходимого артиллерийского оборудования: прицелов, запчастей, приборов управления огнём, а также радара.
Американская пресса, получив информацию о сражении, преподнесла её публике в самых радужных тонах. Журналисты писали, что на вопрос о том, что нужно острову, руководство гарнизона ответило: «Пришлите нам ещё больше япошек!» Однако командующий Тихоокеанским флотом адмирал Хазбэнд Э. Киммель пребывал в растерянности. В его штабе всё ещё не могли установить место нахождения японских ударных сил, и в первую очередь — авианосцев противника. Киммель должен был заниматься обеспечением обороны Филиппин и одновременно готовиться к отражению следующего японского удара — либо по Гавайям, либо на юг, в направлении Голландской Ост-Индии. В этих условиях Уэйк вполне мог оказаться просто приманкой для американского флота. Поэтому было решено одновременно с помощью Уэйку готовиться к его эвакуации.
Ещё до начала боевых действий 29 ноября 1941 года из Пёрл-Харбора на Уэйк вышел войсковой транспорт AP-6 «Уильям Уорд Берроуз» с 1819 т груза и баржей PAB-7 на буксире. В момент атаки Пёрл-Харбора он находился в 425 милях от Уэйка. Однако в условиях плохой погоды и с баржей на буксире транспорт давал не более 5 узлов, то есть путь до Уэйка у него занял бы почти пять суток. Опасаясь японских атак, штаб Киммеля приказал транспорту повернуть назад, а 13 декабря перенаправил его вместе с баржей на атолл Джонстон.
Для новой попытки доставить на Уэйк подкрепления был выбран быстроходный гидроавиатранспорт AV-8 «Танжер». На него предполагалось погрузить затребованное Каннингэмом оборудование, а также другие предметы снабжения, включая мины и колючую проволоку. Для переброски на Уэйк был подготовлен 4-й батальон морской пехоты.
Штаб Киммеля подсчитал, что с Уэйка требуется снять 650 строительных рабочих, а также других гражданских лиц и раненых. Разгрузка «Танжера» заняла бы сутки, погрузка — ещё сутки. В случае эвакуации с острова всех людей требовалось принять 1500 человек, что не сильно перегрузило бы транспорт. В этом случае разгрузка не потребовалась бы, а погрузку можно было уложить в те же сутки.
«Танжер» должен был выйти к Уэйку в сопровождении 14-го оперативного соединения (ОС) авианосца «Саратога». Одновременно «Леди Сара» должна была доставить на Уэйк 14 истребителей Брюстер F2A «Буффало» 221-й эскадрильи морской пехоты (VMF-221). Командовал 14-м ОС адмирал Фрэнк Флетчер, кроме авианосца в его состав входили тяжёлые крейсера «Астория», «Миннеаполис» и «Сан-Франциско», а также эскадренный танкер AO-05 «Нечес».
Для прикрытия операции и отвлечения внимания противника предполагалось использовать два других ОС: 11-е и 8-е. Первое из них под командованием адмирала Уилсона Брауна в этот момент заправлялось в Пёрл-Харборе, в него входили авианосец «Лексингтон», тяжёлые крейсера «Чикаго», «Портленд», «Индианаполис», девять эсминцев и танкер AO-23 «Неошо». Соединение Брауна должно было атаковать атолл Джалуит в принадлежавшей Японии группе Маршалловых островов в 800 милях к югу от Уэйка. Для поддержки этой операции к западу от Гавайских островов разворачивалось 8-е ОС адмирала Хэлси во главе с авианосцем «Энтерпрайз», ранее уже доставлявшее самолёты на Уэйк.
Не пришедшее подкрепление
Операция помощи Уэйку разрабатывалась уже с 9 декабря. Однако в этот момент «Саратога» ещё принимала самолёты в Сан-Диего, а с «Танжера» требовалось слить авиационное топливо и подготовить судно для погрузки людей и снаряжения. Авиатранспорт мог принять порядка тысячи солдат с вооружением, но в штабе Киммеля сразу имели в виду возможность эвакуации Уэйка, поэтому велись расчёты для приёма на «Танжер» до 1500 человек — всего гарнизона и гражданских лиц.
Погрузочные работы на «Танжере» начались только 12 декабря — на Уэйке было уже 13-е. На авиатранспорт погрузили 4-й крепостной батальон морской пехоты вместе с подразделениями обеспечения, а также два 127-мм орудия и четыре 76-мм зенитки, три полных комплекта систем управления огнём для уже имевшихся на острове зенитных батарей, инструменты и запасные части для орудий, 9 тысяч 127-мм и 12 тысяч 76-мм снарядов, 3 миллиона 12,7-мм патронов и большое количество боеприпасов для миномётов и стрелкового оружия. Здесь же находились радары воздушного поиска SCR-270 и управления огнём SCR-268 для 3-дюймовых орудий.
В полдень 14 декабря 11-е ОС вышло в море для отвлекающего набега на атолл Джалуит, который считался центром японских операций на Маршалловых островах. Предполагалось, что оно нанесёт удар за сутки до подхода соединения Флетчера к Уэйку. 15 декабря «Саратога» прибыла в Пёрл-Харбор. В 13:30 Киммель сообщил начальнику военно-морских операций адмиралу Гарольду Р. Старку о начале экспедиции по доставке подкреплений на Уэйк, а в 17:30 «Танжер» в сопровождении четырёх эсминцев и танкера вышел в море.
Утром 16 декабря Старк одобрил операцию. В этот день вдогонку за «Танжером» из Пёрл-Харбора вышла и «Саратога». 17 декабря 14-е ОС собралось вместе, но выяснилось, что оно двигается слишком медленно. Старый танкер «Нечес» при табличной скорости в 14 узлов мог давать не более 12. Кроме того, движение сильно замедлялось из-за плохой погоды и необходимости идти противолодочным зигзагом. К полудню 19 декабря до Уэйка оставалась ещё тысяча миль. К этому времени в Пёрл-Харборе окончило дозаправку 11-е ОС адмирала Уилсона Брауна во главе с авианосцем «Лексингтон», готовое выйти для атаки Маршалловых островов.
Однако в Пёрл-Харборе всё ещё не знали местоположения вражеских авианосцев. Ещё 16 декабря американская радиоразведка отметила оживлённый радиообмен между японскими силами в районе Маршалловых островов. Вечером 21 декабря, когда корабли Флетчера находились в 630 милях к востоку от Уэйка, командование в Пёрл-Харборе получило от воздушной разведки информацию о том, что на аэродромах Маршалловых островов наблюдается скопление вражеских самолётов. Кроме того, в этот день разведывательные «Каталины» наконец-то обнаружили к западу от Уэйка два японских авианосца в сопровождении двух линкоров (на самом деле это были тяжёлые крейсера).
Японцы собирают силы
Поражение 11 декабря побудило командующего 4-м японским флотом адмирала Иноуэ Сигеёси кардинально усилить Соединение вторжения Уэйк. В качестве транспортов его командующий контр-адмирал Кадзиока Садамити получил гидроавиатранспорт «Киёкава-мару», ранее использовавшийся при высадке на Гуам, а также вспомогательный минный заградитель «Теньо-мару» (ранее высаживавший войска на Макине). Одновременно минный заградитель «Цугару» доставил с острова Сайпан ещё 550 морских пехотинцев. Кроме того, для прикрытия операции было выделено мощное корабельное соединение, собранное из нескольких разных групп. В него вошли:
- только что вернувшаяся на Трук после атаки Пёрл-Харбора 2-я дивизия авианосцев («Хирю» и «Сорю») с прикрытием из 8-й дивизии крейсеров контр-адмирала Абэ Хироаки (недавно вступившие в строй «Тоне» и «Тикума») и двух эсминцев («Таникадзе» и «Уракадзе» из 17-го дивизиона);
- 6-я дивизия крейсеров контр-адмирала Гото Аритомо из Соединения вторжения Гуам — старые «Како», «Фурутака», «Аоба» и «Кинугаса» вместе с новым эсминцем «Оборо», теперь обозначенные как Соединение поддержки «К»;
- 29-й дивизион эсминцев (новые «Асанаги» и «Юнаги»).
Воздушные налёты на Уэйк 12-22 декабря
Пока новые силы вторжения собирались возле острова Рой-Намюр, Уэйк был вновь атакован с воздуха. 12 декабря в 05:00 две больших летающих лодки Каваниси H6K («Мэвис») из кокутая (авиагруппы) «Йокогама» бомбили аэродром и остров Пиль, при этом одна из них была перехвачена и сбита «Уайлдкэтом» капитана Фарина. Днём группа бомбардировщиков Мицубиси G3M2 («Нэлл») из 26-го кокутая «Титосе» вновь атаковала склады в западной части Уэйка. Американские истребители сбили один бомбардировщик, погибло восемь летчиков. Ближе к вечеру (около 16 часов) вылетевший в дозор лейтенант Кливер обнаружил в 25 милях юго-западнее Уэйка вражескую подводную лодку, сбросил на неё две 100-фунтовых бомбы и обстрелял из пулемётов.
13 декабря налётов не было, и гарнизон острова мог спокойно укреплять оборону. Техникам удалось даже восстановить один из повреждённых «Уайлдкэтов» — число самолётов на острове увеличилось до трёх. Самолёт капитана Элрода, накануне севший на брюхо на берегу, подтащили к аэродрому и установили среди других разбитых машин в качестве ложной цели.
Зато в воскресенье 14 декабря ещё до рассвета (в 04:37) три гидросамолёта «Мэвис» снова атаковали аэродром Уэйка, а в 11:00 остров бомбили около 30 бомбардировщиков «Нэлл» из кокутая «Титосе». Потери оказались невелики — погибло два морских пехотинца. Однако на аэродроме был выведен из строя один из трёх уцелевших истребителей, а японцы на этот раз ушли невредимыми.
В этот день на острове проявились другие проблемы: большинство гражданских строителей, опасаясь бомбардировок, отказывалось выходить на работы по достройке аэродрома. Командир эскадрильи Патнэм требовал заставить их работать силой, но Каннингэм стремился остаться в рамках законности, предпочитая уговоры — он понимал, что несколько десятков сознательных рабочих принесут больше пользы, чем толпа, саботирующая любые распоряжения.
К утру 15 декабря авиатехникам удалось отремонтировать повреждённый накануне самолёт — но вечером при взлёте на патрулирование капитан Фрейлер разбил другую машину. Число боеготовых истребителей осталось прежним. Около 18 часов остров вновь атаковала летающая лодка «Мэвис». Она бомбила рабочий лагерь №1, который японцы принимали за казармы гарнизона, погиб один гражданский строитель.
16 декабря японцы изменили расписание: налёт бомбардировщиков состоялся в 13:15. В нём участвовало 23 машины G3M2, их целью были постройки на северном острове Пиль — японцы не знали, что там нет военных объектов. Большинство бомб упало в лагуну. Два заранее поднятых в воздух истребителя дали зенитчикам целеуказание, но сами атаковали не слишком активно, поскольку на одной из машин вышли из строя сразу три пулемёта. Зато зенитный огонь был сочтён весьма эффективным: пилоты Кинни и Кливер сообщили, что один из бомбардировщиков подбит и упал в воду, ещё четыре повреждены. В действительности японские самолёты потерь не имели. В 17:45 остров Пиль бомбила ещё одна летающая лодка, и вновь без какого-либо успеха.
17 декабря картина повторилась: утром Уэйк бомбили сухопутные бомбардировщики, во второй половине дня — одномоторные гидросамолёты с авиатранспорта «Титосе». В этот раз были повреждены склады на острове Уилкс, но японцы потеряли один самолёт от зенитного огня. 18 декабря налётов не было, но 19-го в 11:35 сразу 27 японских бомбардировщиков вновь нанесли удар по острову Пиль и рабочему лагерю №1 по другую сторону пролива Пиль. Зенитчики снова отчитались об одном сбитом самолёте, однако японские бомбардировщики получили только осколочные повреждения.
20 декабря шёл дождь, и налётов не было, однако в 15:30 в лагуне села «Каталина», доставившая полный список загруженного на «Танжер» оборудования и инструкции по его выгрузке. Следующим утром она улетела на Мидуэй, забрав официальный отчёт Каннингэма, письма гарнизона, а также единственного пассажира — майора Уолтера Л. Дж. Байлера.
Вскоре после отбытия «Каталины» утром 21 декабря над Уэйком появился новый противник — палубные самолёты с «Хирю» и «Сорю». Авианосцы маневрировали отдельно от остальных японских сил в 200 милях на северо-северо-запале от Уэйка. В 7 часов утра они повернули на северо-восток, под ветер, и начали запускать самолёты. В 08:50 Уэйк атаковали 29 пикирующих бомбардировщиков Аити D3A («Вэл») под прикрытием 18 истребителей «Зеро». Прошедшие Пёрл-Харбор японские лётчики отметили очень слабый зенитный огонь. Вдобавок налёт застал защитников острова врасплох: под пулемётным обстрелом «Зеро» часть зенитчиков не успела занять свои места, а пилоты истребителей не смогли добраться до своих «Уайлдкэтов» и поднять их в воздух. Только в 10:20, после ухода противника, майор Патнэм сумел взлететь, чтобы в одиночку отправиться на поиск вражеских кораблей. Тем временем Каннингэм по радио сообщил в Пёрл-Харбор, что авианосцы противника где-то совсем близко.
В 12:20 налёт повторился, но теперь это были 33 сухопутных бомбардировщика «Нэлл». На этот раз они сбрасывали бомбы с большой высоты (5500 м) — но смогли добиться серьёзного успеха, уничтожив единственный директор управления зенитным огнём на батарее «D» на острове Пиль. Здесь погиб командир орудия, и было ранено ещё трое солдат. Два из четырёх орудий батареи оказались выведены из строя. Японцы вновь потерь не понесли, хотя американские зенитчики были уверены, что сбили один самолёт.
Утром 22 декабря Уэйк опять атаковала группа из 39 палубных пикировщиков в сопровождении 6 «Зеро». Навстречу им поднялись два последних «Уайлдкэта». Капитана Фрейлер сумел сбить два бомбардировщика, однако его самолёт был сильно повреждён и разбился при вынужденной посадке. Лейтенант Дэвидсон тоже атаковал бомбардировщики, но был сбит.
Пользуясь неточностью зенитного огня, японские самолёты бомбили артиллерийские позиции. Серьёзного ущерба не было, но теперь на Уэйке больше не осталось истребителей. Все лётчики были сведены в пехотное подразделение, приготовившееся к отражению высадки противника.
Флетчер поворачивает назад*
Сообщение о появлении над Уэйком 21 декабря японских палубных бомбардировщиков весьма обеспокоило нового командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Уильяма С. Пая. Он был назначен временно исполняющим эту должность 17 декабря, после снятия Киммеля, и, памятуя о судьбе предшественника, стремился проявить максимальную осторожность.
В этот же день (на Гавайях было ещё 20-е) адмирал Пай предупредил Флетчера, чтобы тот не приближался к атоллу ближе 200 миль. Одновременно он приказал 11-му ОС Брауна двигаться на север для соединения с 14-м ОС. Вечером он проинформировал о своём решении начальника морских операций, а следующим утром связался с Уэйком и запросил Каннингэма о состоянии взлётной полосы.
21 декабря Флетчер начал заправку своих кораблей в море с танкера «Нечес», но из-за шторма она затянулась дольше расчётного. До вечера удалось заправить только четыре эсминца. Без танкера боевым кораблям могло не хватить топлива, особенно с учётом возможного боя. С танкером же 14-е оперативное соединение Флетчера могло достигнуть Уэйка только утром 24 декабря по Пёрл-Харбору — то есть 25-го по местному времени.
В штабе Тихоокеанского флота мучительно размышляли: стоит ли помощь Уэйку риска, и каким должен быть этот риск? Позднее вице-адмирал Пай говорил: «Ситуация на Уэйке срочно требовала усиления гарнизона, даже ценой риска потерять „Танжер” — а, возможно, и некоторые другие корабли 14-го оперативного соединения». В конце концов, рано утром 22 декабря он отдал Флетчеру приказ: отделить «Танжер» от эскадры и в сопровождении двух эсминцев отправить вперёд к Уэйку.
Флетчер протестовал, заявив, что отправка ценного транспорта с войсками и снаряжением без прикрытия будет слишком рискованной. Он собирался дозаправиться, когда шторм немного утихнет, и на следующий день, 23 декабря, продолжить движение к Уэйку полным составом. Однако 22 декабря в 08:11 по Гавайскому времени адмирал Пай приказал 14-му ОС поворачивать на север, уходя дальше от Уэйка. К этому моменту японские морские пехотинцы уже высадились на атолле.
Литература
- [Пол] Стивен Далл. Боевой путь императорского японского флота. Екатеринбург: Сфера, 2007
- Robert J. Cressman. A Magnificent Fight: Marines in the Battle for Wake Island. Washington, Marine Corps Historical Center, 1992
- Major Charles D. Melson. Condition Red: Marine Defense Battalions in World War II. Washington, Marine Corps Historical Center, 1996
- R.D. Heinl. The Defense of Wake. USMC Historical Monograph. Historical Section, Division of Public Information Headquarters, U.S. Marine Corps, 1947
- Frank O. Hough, Verle E. Ludwig, Henry I. Shaw-jr. Pearl Harbor to Guadalcanal. History of U.S. Marine Corps Operations in World War II. Volume I. Historical Branch, G-3 Division, Headquarters, U.S. Marine Corps
- Jim Moran Dennis. Wake Island 1941: a battle to make the gods weep. Oxford: Osprey Publidhers, 2011 (Osprey Campaign 144)
- Chet Cunningham. Hell Wouldn’t Stop: An Oral History of the Battle of Wake Island. Carroll & Graf, 2002
- Greg R. Cunningham, «The Life of Rear Admiral Winfield Scott Cunningham» (https://www.chuckhawks.com/admiral_cunningham.htm)
- Chronicling Wake Island — A Brief History (https://www.panam.org/pan-am-stories/775-chronicling-wake-island)
- http://www.combinedfleet.com