2

 

Данный материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а.

Изучая патенты различных стран, начинаешь выделять некоторые закономерности. Рисунки в американских патентах часто подробны в деталях, но крайне схематичны в общем, французы уделяют много внимания схемам, а в России иллюстративная часть патента чаще всего нарисована плоховато и несёт минимум информации. На этом фоне особенно приятно смотреть на немецкие патенты, часто выполненные с должным порядком. О некоторых интересных танковых патентах с родины "бронированного зверинца" поговорим ниже.

Сначала хочется отметить, что задача патента — отобразить главную идею, заключённую в нём. Иные, несвязанные вещи часто схематичны и не подробны. Потому о некоторых моментах мы можем только предполагать, и не всегда догадки будут верными. Относитесь к некоторым предположениям ниже с здоровым скепсисом.

Качающаяся башня по-немецки.

Вкратце. Патенты и танки

Первый патент подан на оформление в 1957 году фирмой Rheinmetall, тема патента — новое устройство башни и размещение в ней орудия. Как известно, с 1956 года в ФРГ стартовала разработка первого немецкого послевоенного танка — будущего Leopard 1. В то время проект ещё носил простое название Panzerkampfwagen der 30t-Klasse (танк 30-тонного класса) и имел 5 опорных катков на борт. Можно предположить что это патент относится к одному из ранних этапов работы над этим танком.

Вкратце. Патенты и танки


Один из вариантов Panzerkampfwagen der 30t-Klasse.

Основная идея патента — максимальное уменьшение высоты башни танка. Сделать плоскую и низкую башню легко, но в итоге у орудия получаются ужасные углы наведения по вертикали, особенно вниз. Для решения этой проблемы в низкопрофильной башне на крыше сделан вырез,в который может подниматься казённая часть орудия. Для обеспечения должного уровня защиты экипажа и танка на казённике установлен бронированный короб, закрывающий казённую часть орудия при её выходе за пределы башни. Короб открытый, не препятствующий заряжанию орудия. Можно заметить некоторое сходство этой идеи с качающимися башнями, вот только тут качающая часть минимальна по размерам и только прикрывает орудие.

Вкратце. Патенты и танки
Конструкция башни и качающейся части более подробно.

Минусы подобной идеи хорошо видны — невозможность обеспечить герметизацию танка, неудобство заряжания орудия, его уязвимость при отрицательных углах наклона. Да и в дождик ездить в этом танке не очень бы хотелось. Как по мне эти минусы значительно перевешивают возможность использовать низкопрофильную башню, потому и неудивительно что до воплощения в металле этой идеи дело не дошло.

Что только не сделаешь ради УВН.

Вкратце. Патенты и танки

Патент подан на оформление в 1963 году фирмой Henschel-Werke. Несмотря на то, что от предыдущего патента этот отделяет промежуток почти в 6 лет, они похожи общей идеей, потому можно предположить, что они относятся примерно к одному начальному периоду проектирования будущего Leopard 1. Как и в патенте выше — основная идея — сделать силуэт танка как можно ниже, при этом успешно обойдя проблему плохих углов вертикального наведения. В этот раз низкопрофильную башню установили под углом 10 градусов к горизонту, в итоге в переднем секторе орудие, не способное опустится в башне больше чем на пару градусов, относительно танка имело отличные углы вертикального наведения вниз и похуже вверх. Поворот башни осуществлялся при помощи электромотора, были предусмотрены средства фиксации.

Почему подобный концепт не нашёл путь в реальность, тоже можно понять. Хорошие углы были только в переднем секторе, а при повороте башни только на 90 градусов, они уменьшались до неприемлемо минимальных.

источник: https://youroker.livejournal.com/27986.html

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account