2

С преддредноутом, кажется, разобрался, и вторая половина ветки византийских броненосцев готова. Некоторые моменты в ней могут показаться спорными (а куда ж без спорности!), а один корабль вообще на 99 процентов испанский "Трафальгар", который я уже рисовал. Но так уж вышло. Кроме того, в силу того, что просто по времени мне эти броненосцы ближе, чем предыдущие, будет написано больше текста про каждый из них. Поехали!

Вступление

Византийский Императорский флот - броненосцы, часть II (old)

Постройка первых броненосцев Византии велась быстро и качественно, но с их проектированием было связано множество затруднений. Адмиралтейство так и не удосужилось создать единцы центр по разработке проектов. В результате некое подобие конструкторского бюро "самосоздалось" — при Адмиралтействе начала собираться МКК (Морская Конструкторская Коллегия). Стратеги (лорды) Адмиралтейства вырабатывали техзадание, передавая его разным конструкторам, которые, в свою очередь, вырабатывали проекты по техзаданию в условиях МКК. Это позволяло создавать достаточно удачные проекты, но сам статус МКК висел первое время в воздухе. Более того — многие члены Коллегии не имели армейских или флотских чинов, а значит — не получали жалование, по сути являясь волонтерами.

Все изменилось в 1882 году — статус МКК был узаконен, отныне Коллегия стала второй организацией после самого Адмиралтейства, влияющей на постройку новых кораблей. В нее вошли не только собственно конструкторы, а и владельцы казенных судостроительных предприятий, концерны Пексена ("артиллерийское королевство", основные производственные мощности сосредоточены в Никомедии) и KMA (Константинопольский машиностроительный концерн, на греческом Konstantinoúpoli michanikís anisychía с производственными мощностями в Греции и Малой Азии, специализация — котлы и паровые машины). Советниками при Коллегии числились почти все "полевые" адмиралы ромеев. Таким образом, МКК превращалась в конструкторское бюро с широкими правами и очень большим потенциалом. Сама коллегия делилась на отделы, которыми заведовали те или иные показавшие себя конструкторы. Одним из таких был каперанг (капитан I ранга) Иоанн Никодим. Именно он станет автором проектов большинства кораблей ВИФ до начала XX века, среди которых — все эскадренные броненосцы-додредноуты.

Эскадренные броненосцы типа "Палеологис" — 3 единицы

Византийский Императорский флот - броненосцы, часть II (old)

«Палеологис», Имперские верфи – 1884/1887/1890

«Исаврон», Имперские верфи – 1884/1887/1890

«Комнину», Имперские верфи – 1884/1887/1890

Водоизмещение:         10750 тонн

Размерения:                   98,4х20,6х8,6м

Механизмы:                   2 вала, 2 ПМ ВТР, 12 цилиндрических котлов, 9000 л.с. = 16 узлов

Запас топлива:                до 1000 тонн угля

Броня (сталежел.):      пояс 210-410 мм, бруствер 210-350 мм, траверзы 210-310 мм, каземат 100 мм, башня 350 мм, рубка 350 мм, палуба 50 мм

Вооружение:                   2 305/35-мм, 12 155/35-мм, 18 57/50-мм орудий, 2 450-мм торпедных аппарата

Экипаж:                              573 человека

Проект "Палеологов" создавался во время непродолжительного увлечения броненосными таранами. На его рождении сказался и собственный опыт византийского флота — во время Восточной войны корабли ромеев не раз успешно таранили египетские и персидские корабли, что создало впечатление об исключительной эффективности таранной тактики. Но если главный вероятный противник — Великобритания — в увлечении таранами создал два чудовища типа "Виктория", то византийское Адмиралтейство, выдавая техзадание на проектирование, проявило куда большую скромность. Так, водоизмещение ограничивалось 11 тысячами тонн, оставили всего одну башню ГК — при этом увеличив требования по количеству 155-мм орудий. Кроме того, требовалось обеспечить кораблю достаточную защиту от миноносцев (не менее 20 57-мм орудий), высокую скорость хода без форсировки (16 узлов) и развитую защиту от осколков и снарядов мелкой артиллерии, которые в случае тарана могли доставить кораблю значительные неприятности.

В результате представленный через месяц проект почти полностью отвечал этим требованиям. Исключением были орудия — вместо старых 30-калиберных было решено устанавливать 35-калиберную 305-мм и 155-мм артиллерию. Средний калибр численно увеличился в два раза по сравнению с предшественником — на кораблях планировалось установить 12 155-мм пушек, и все они должны были иметь хорошие углы обстрела. Кроме того, устанавливалось всего 18 57-мм пушек вместо 20 — но при этом им тоже обеспечили хорошие углы обстрела, что было признано Адмиралтейством достойной компенсацией. Проект был утвержден практически без изменений.

"Палеологов" нельзя было назвать неудачными кораблями, но на фоне "артиллерийских" броненосцев их тяжело признать хорошими. Впрочем, в рамках техзадания — а по техзаданию требовался именно броненосный таран — МКК создала достаточно удачный проект, пускай и спорный. Имея достаточно хорошую фронтальную защиту, любой "Палеолог" мог надеяться осуществить таранный удар без получения критических повреждений, а в обычном эскадренном бою урезанный в два раза залп 305-мм орудий несколько компенсировался многочисленными и мощными 155-мм пушками. Кроме того, наступала эпоха скорострельной артиллерии. В середине 90-х годов артиллерия всех кораблей серии была переведена на стрельбу бездымным порохом, и за счет изменений конструкции орудий сделана скорострельной (хотя и уступающей в этом новым скорострельным пушкам). Благодаря этому в ходе войны с Британией "Палеологи" стали самыми старыми кораблями, которые византийские адмиралы решились включить в состав действующего флота.

Эскадренные броненосцы типа "Базилиса Эрини III" — 3 единицы

Византийский Императорский флот - броненосцы, часть II (old)

«Базилиса  Эрини III», Имперские верфи – 1887/1890/1893

«Базилевс Николаос I», Имперские верфи – 1887/1890/1893

«Феникс», Имперские верфи – 1887/1890/1893

Водоизмещение:         11850 тонн

Размерения:                   118,2х20,9х8,5м

Механизмы:                   2 вала, 2 ПМ ВТР, 12 цилиндрических котлов, 11000 л.с. = 17 узлов

Запас топлива:                до 1000 тонн угля

Броня (сталежел.):      пояс 280-410 мм, верхний пояс 210-280 мм, траверзы 210 мм, бруствер 210 мм, казематы 210 мм, переборки в казематах 30 мм, башни 210-380 мм, рубка 100-500 мм, палуба 30-80 мм

Вооружение:                   4 305/35-мм, 10 155/35-мм, 24 57/50-мм орудий, 2 450-мм торпедных аппарата

Экипаж:                              711 человек

Уже в ходе постройки "Палеологов" стало ясно, что следующий тип кораблей ни в коем случае не должен быть броненосным тараном. Причиной тому было возобладавшее в Адмиралтействе мнение, что дистанция боя будет постепенно увеличиваться с развитием морской артиллерии, а это, в свою очередь, значительно уменьшит вероятность нанесения противнику таранного удара. Основная ставка должны была делаться на артиллерию — а в этом "Палеологи" несколько проигрывали, имея лишь 2 тяжелых орудия в бортовом залпе вместо 4. По новому техзаданию, выданному через 1,5 года МКК, требовалось установить на новый корабль две башни главного калибра. В качестве компенсации разрешалось увеличить на тысячу тонн водоизмещение, и кроме того — уменьшить число орудий среднего калибра до 10. Среди пожеланий числилось увеличение батареи противоминного калибра, обеспечение броневой защиты каземата, размещение всех плавсредств вне углов обстрела орудий ГК.

Все эти требования МКК были выполнены, даже с учетом того, что корабль, по сути, являлся развитием "Палеологов" (точнее наоборот — "Палеолог" перерабатывался из "Императрицы Ирины III"). Внешне новый броненосец сильно напоминал будущие "Трафальгар" и "Наварин", имелись и технические сходства. Низкобортный, с толстой броневой защитой, которая, помимо прочего, имела еще и значительную площадь, с внушительной батареей среднего калибра — новый броненосец вполне мог претендовать на титул "хозяина Средиземноморья". Уже в процессе достройки на плаву были внесены изменения в конструкцию орудий, и в результате уже при вступлении в строй корабли этого типа стреляли бездымным порохом из скорострельных орудий. Несмотря на невысокий надводный борт, их мореходность признавалась вполне достаточной для местных условий. В сравнении с предшественниками, на них увеличилось значение корабельной электросети. Броненосцы типа "Императрица Ирина III" последними в Византийском Императорском флоте получили сталежелезную броню и массивный таранный форштевень, а также цилиндрические огнетрубные котлы.

В целом, броненосцы вышли очень удачными, и признавались такими не только в Византии, но и за рубежом. Во время войны с Великобританией они все еще оставались грозными противниками. 

Эскадренные броненосцы типа "Додека Апостолос" — 6 единиц

Византийский Императорский флот - броненосцы, часть II (old)

«Додека Апостолос», Имперские верфи – 1890/1893/1896

«Гидра», Имперские верфи – 1890/1893/1896

«Гестия», Имперские верфи – 1890/1893/1896

«Базилевс Константинос Мегас», Имперские верфи – 1893/1896/1898

«Платея», Имперские верфи – 1893/1896/1898

«Фемистокл», Имперские верфи – 1893/1896/1898

Водоизмещение:         13780 тонн

Размерения:                   123,4х22,8х7,9м

Механизмы:                   2 вала, 2 ПМ ВТР, 20 котлов Бельвиля, 15000 л.с. = 18 узлов

Запас топлива:                до 1200 тонн

Броня (гарвей):              главный пояс 100-330 мм, верхний пояс с траверзами 180 мм, казематы 150мм, переборки 30 мм, башни 100-330 мм, барбеты 100-280 мм, рубка 100-500 мм, щиты орудий 30 мм, палуба 50-80 мм

Вооружение:                   4 305/45-мм, 12 155/45-мм, 16 75/50-мм, 4 57/50-мм орудий, 2 450мм торпедных аппарата

Экипаж:                              651 человек

Новый тип броненосцев для византийского флота с самого начала предполагался как нечто новое, а не дальнейшее развитие старого. В списке требований (именно требований, а не пожеланий), значилось значительное увеличение углов обстрела 155-мм орудий при улучшении их защищенности, новые башни с электрическими приводами наводки, улучшение мореходности, низкий силуэт, переход на более мощный противоминный калибр, переход на новую броню, закаленную по способу Гарвея, переход на новые водотрубные котлы системы Бельвиля, упрощение конструкции форштевня, установка новых орудий, изначально разработанных как скорострельные и под бездымный порох… Список был внушительным. Не удивительным стал бы провал проекта, разработанного МКК. Но этого не случилось.

Корабли типа "Двенадцать Апостолов" вышли удачными. Их артиллерия ни в чем не уступала, а во многом превосходила орудия Великобритании, броневая защита сохранялась на внушительном уровне, при этом по площади прикрыв почти весь надводный борт, Новые котлы Бельвиля оказались простыми и надежными, хотя и тяжеловатыми. Все броненосцы серии преодолели 18-узловой рубеж скорости, имели достаточную для Средиземного моря мореходность и автономность. В сравнении с британскими современниками — "Маджестиками" и "Канопусами" — нельзя было не заметить некоторого превосходства византийских кораблей в артиллерии и бронировании. В целом, это были очень удачные корабли, послужившие хорошей основой для дальнейшего развития. Именно корабли типа "Двенадцать Апостолов" стали самыми старыми капитальными кораблями ВИФ, участвовавшими в Первой Мировой войне.

Эскадренные броненосцы типа "Катафракт" — 6 единиц

Византийский Императорский флот - броненосцы, часть II (old)

«Катафракт», Имперские верфи – 1896/1899/1901

«Аэтос», Имперские верфи – 1896/1899/1901

«Айя Андреас», Имперские верфи – 1896/1899/1901

«Айя Георгиос», Имперские верфи – 1899/1902/1903

«Айя Эустас Плацидус», Имперские верфи – 1899/1902/1903

«Саламин», Имперские верфи – 1899/1902/1904

Водоизмещение:         15150 тонн

Размерения:                   123,5х22,9х8,5м

Механизмы:                   2 вала, 2 ПМ ВТР, 20 котлов Бельвиля, 18000 л.с. = 18,7 узлов

Запас топлива:                1200 тонн

Броня (крупп):                главный пояс 80-280 мм, верхний пояс с траверзами 150 мм, казематы 100 мм, переборки 30 мм, верхняя батарея 80 мм, башни 100-330 мм, барбеты 100-24 0мм, рубка 100-410 мм, щиты орудий 20 мм, ПТП 40 мм, палуба 50-80 мм

Вооружение:                   4 305/45-мм, 16 155/45-мм, 20 75/50-мм, 8 57/50-мм орудий, 2 450-мм торпедных аппарата

Экипаж:                              815 человек

Если "Двенадцать Апостолов" стали просто удачными кораблями, ничуть не хуже современных аналогов, то "Катафракты" многими при жизни назывались самыми мощными броненосцами своего времени. И на то были свои причины.

По сути это был все тот же "Двенадцать Апостолов", только "растолстевший" за счет появившегося спардека, усиленного вооружения и перехода на крупповскую броню. Водоизмещение перемахнуло за 15 тысяч тонн, и пришлось увеличить мощность машин, дабы сохранить 18-узловую скорость. Впервые в Византии корабли получили противоторпедную переборку, которая должна была значительно повысить живучесть кораблей при торпедном попадании. Эти броненосцы оказались "очень вовремя" и "к месту" — их постройку пришлось форсировать ввиду обострения отношений с Великобританией. В результате вся шестерка вошла в строй до начала войны и составила основной костяк действующего флота уже во время конфликта. Там они доказали однозначное преимущество перед "Формидаблями" и "Дунканами", защитив Византию от очередного вторжения. "Катафракты" печатались на почтовых марках, чеканились на монетах, став после войны настоящим лицом флота, его гордостью. Их популярность в империи была столь велика, что когда после Первой мировой корабли серии начали продавать на слом, было решено оставить одного из них, бывшего флагмана флота "Катафракт", в качестве музея, где он пережил еще одну мировую войну и так и остался в статусе корабля-музея, сохранившись до наших дней (ага, губу раскатал).

Эскадренные броненосцы типа "Константинополи" — 3 единицы

Византийский Императорский флот - броненосцы, часть II (old)

Здесь "Константинополь" с пока еще 305-мм пушками в концевых башнях.

«Константинополи», Имперские верфи – 1902/1904/1906

«Офиополь», Имперские верфи – 1902/1904/1906

«Прометей», Имперские верфи – 1902/1904/1906

Водоизмещение:         17670 тонн

Размерения:                   133,5х24,8х8,6м

Механизмы:                   2 вала, 2 ПМ ВТР, 20 котлов Бельвиля, 18000 л.с. = 18 узлов

Запас топлива:                1200 тонн

Броня (крупп):                главный пояс 80-240 мм, верхний пояс с траверзами 120 мм, казематы 80 мм, переборки 30 мм, башни 100-300 мм, барбеты 100-210мм, рубка 100-350 мм, ПТП 40 мм, палуба 50-80 мм

Вооружение:                   4 305/45-мм, 8 280/45-мм, 12 155/45-мм, 8 57/50-мм орудий, 2 450-мм торпедных аппарата

Экипаж:                              957 человек

Во время постройки второй тройки "Катафрактов" было решено не начинать постройку еще 3 однотипных кораблей, пускай и очень удачных, а развивать проект дальше, используя все теоретические наработки и новые технические изобретения. Правда, тут что Адмиралтейство, что МКК зашли в тупик, так как "Катафракты" представлялись настолько идеальными броненосцами в соотношении "цена-качество", что развивать идею казалось лишенным смысла. Увеличивать дальше количество 155-мм орудий? Но тогда ради них пришлось бы значительно увеличивать и размеры корабля, а для боя на дальних дистанциях, который практиковался во флоте, число 155-мм пушек уже не играло такую роль как раньше. Увеличивать число 305-мм пушек, разместив часть в казематах? Подобное решение звучало чуть ли не еретическим, да и казематная установка столь крупных орудий вызывала множество нареканий по поводу надежности, удобства заряжания и углов наводки. На это наложилась еще и смерть Иоанна Никодима, после которой в МКК "стало на порядок меньше идей".

Инициативу на себя взял молодой конструктор Константин Кириот. Свою позицию, которая и для МКК, и для Адмиралтейства показалась смелой и не лишенной логики, он свел к четырем утверждениям:

1. При любом дальнейшем развитии броненосцев потребуется увеличение числа орудий крупнее 210-мм калибра. и значит, что надо думать об установке этих пушек на корабли уже сейчас.

2. Учитывая тенденцию к увеличению водоизмещения эскадренных миноносцев (которое в проектах уже доходило до 1000 тонн), требуется резкое и радикальное увеличение калибра противоминной артиллерии.

3. Для эффективного ведения огня становится важным не количество орудий, а наличие хороших углов обстрела для них, а лучшие углы обстрела всегда обеспечивала башня. А значит, надо устанавливать орудия крупнее 210-мм калибра в башнях.

4. Из-за увеличения дальности стрельбы и снижения вероятности тарана сам таранный форштевень можно выполнять упрощенной формы, что даст выигрыш в его стоимости и весе.

Эти утверждения, фактически, приближали Византию к постройке первого в мире дредноута. Тем не менее, консервативность дала о себе знать. Мешал и уже затянувшийся процесс проектирования — скоро освобождались стапели и требовалось загрузить их новой работой, а проект еще не был утвержден, более того — даже разработан на внятном уровне. В результате проектированию нового броненосца был дан зеленый свет, хотя он и имел значительную оппозицию. Мешала спешка — так, 100-мм орудия признавались недостаточными для нового противоминного калибра (хотя, скорее всего, имелись другие причины отказа от них), а пушек промежуточного калибра в Византии просто не существовало. В результате противоминная батарея состояла из… 155-мм орудий! Зато они были проверенной конструкции, в надежных и хорошо защищенных казематах, которые, правда, заняли довольно много места на новых кораблях. В качестве второго главного калибра были выбраны 280-мм 45-калиберные пушки, которые уже массово использовались на береговых батареях. На кораблях их установили в те же башни и с теми же механизмами, что и для 305-мм орудий — благо, конструкция позволяла сделать это без особых переделок. В результате проект был создан достаточно быстро, и Имперская верфь в Константинополе приступила к их постройке сразу после спуска на воду последних "Катафрактов".

Как оказалось, новые броненосцы не были лишены недостатков. Они вышли сильно перегруженными, опасения вызывала их остойчивость, из-за чего пришлось увеличивать площадь скуловых килей и перераспределять грузы. В конце концов, уже во время постройки первых дредноутов Византии на "Константинополях" решили заменить 305-мм пушки на 280-мм, что в результае все же сделало из них дредноуты. Тем не менее, служба на тесных перегруженных кораблях считалась тяжелой. Их считали не очень удобными, не очень живучими (для дредноутов у них была слишком слабая броня), да и орудия ГК в результате вышли пускай и незначительно, но слабее 305-мм пушек линкоров. В результате "Константинополи" без особого сожаления были отправлены на слом сразу после конца ПМВ. Повезло только "Прометею" — его перекупила молодая Югославия, переименовав в "Сербию". Таким образом, старый броненосец стал флагманом Югославского флота до самой своей гибели во время Второй мировой войны.

От автора:

В общем, с броненосцами все. Местами, уверен, спорно, а местами может и вообще фантастично, как будто попаданец на голову Византии свалился. Но уже будет как есть (в общих чертах). А дальше… А дальше, если честно, я завис. Так как на уме, в планах одновременно МНОГО тем:

— Константинопольская битва 1453 года, в двух частях;

— Битва у Офиополя времен Восточной войны;

— Первенцы подводного флота Византии в войне с Британией, в двух частях;

— Бронеавтомобили Византии в ПМВ;

— Танки Византии в ПМВ. Включая разные фантастические наработки задолго до собственно ПМВ;

— Дредноуты Византии;

— Гидроавиатранспорты ВМВ Византии;

— Легкие крейсера ПМВ Византии;

— Дредноуты РИФ в мире Phoenix Purpura (да, меня и туда понесло).

Кажется все записал. Из-за того что тем много на уме, и все они вкусные — никакой конкретики не получается, все встало на месте. Хотя, наверное, пойду по пути наименьшего сопротивления и буду разрабатывать те темы, которые проще и по которым больше сделано уже…

Подписаться
Уведомить о
guest

18 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account