Viva España! Часть IV.III. Подготовка офицеров и подофицеров Испанской Королевской Армии. Глава II. Военные академии
Viva España!
Доброго времени суток, дорогие друзья!
В рамках альтернативной истории Испании с 1872 года продолжаю публикацию серии статей, посвященной системе военного образования Испанской Королевской Армии.
Так как изменения, внесенные в подготовку офицеров и подофицеров, впоследствии окажут определяющее влияние на ход и исход венных действий в Испано-американской войне 1898 года, тема имеет важнейшее значение. В данной статье будут рассмотрены Военные академии Испании. Для понимания тенденций развития системы военного образования в статье подробно рассмотрена история академий (исторические справки являются результатом длительного труда по поиску, переводу и обобщению материалов, которые, к сожалению, на русском языке в «Интернете» отсутствуют, поэтому за исключением внесенных изменений, могут использоваться для изучения реальной истории военных академий Испании). Обоснование некоторых изменений будут даны позднее в части посвященной испано-германскому военному сотрудничеству. Для визуализации рассматриваемого материалы в статье приведены картины и современные фотографии соответствующих учреждений. События, которые не происходят в связи с альтернативным ходом истории исключены из изложения событий, а внесенные изменения выделены темно-синим цветом. С нетерпением жду Ваших комментариев и рекомендаций.
Подготовка офицеров и подофицеров Испанской Королевской Армии
Военные академии
Для подготовки офицеров в Королевской Армии в конце XVIII – второй половине XIX века был создан ряд военных академий: в 1764 году – Артиллерийская академия в Сеговии (исп. Academia de Artillería de Segovia), в 1803 году – Инженерная академия в Мадриде (исп. Academia de Ingeniería de Madrid), в 1850 году – Пехотная академия в Толедо (исп. Academia de Infantería de Toledo), в 1852 году – Кавалерийская академия в Вальядолиде (исп. Academia de Caballería de Valladolid), в 1873 году – Военная академия в Авиле (исп. Academia Militar de Ávila).
Общая военная академия
Первое военное учебное заведение, предшествующее созданию Общей военной академии, было создано еще во время правления Карла III (1716-1788) в Авиле и размещалось во Дворце Полентинос (исп. Palacio de Polentinos), здании, построенном в начале XVI века. В 1875 году был открыт комплекс учебных корпусов, который существовал до открытия в 1993 году Общей военной академии в Сарагосе (исп. Academia General Militar de Zaragoza).
Королевским указом 1824 года было утверждено Положение об Общем военном училище (исп. Reglamento para el Colegio General Militar), в котором должны были проходить курсы будущие офицеры пехоты, кавалерии, артиллерии и инженеров. Общее военное училище (исп. Colegio General Militar), открыто в июне 1825 года и размещено в Алькасаре Сеговии. В 1842 году в результате указа Регентского совета подготовка будущих офицеров в Общем военном училище стала обязательной. При желании подготовку можно было продолжить в апликационных школах (исп. Escuela de Aplicación, дословно «школа применения»), в которые были преобразованы училища родов войск и корпусов. В последствии апликационные и специальные школы были преобразованы в самостоятельные академии.
Для достижения единства в обучении офицеров всех родов оружия и корпусов Королевской Армии указом Альфонсо XII от 20 февраля 1882 году на основе всех существовавших ранее военных академий создана Общая военная академия (исп. Academia General Militar), и размещена в городе Толедо на территории Алькасара (исп. Alcázar de Toledo). Первым директором Академии в то время был генерал Хосе Гальбис Абелла.
В дальнейшем, в связи с недостаточными специальными знаниями и навыками офицеров родов оружия и корпусов Королевской Армии, формируемыми в едином военном учебном заведении, а также ограниченными возможностями апликационных школ по специальной подготовке офицеров, в 1893 году было принято решение об упразднении Общей военной академии и восстановлении существовавших ранее военных академий родов войск и корпусов с двухлетним курсом обучения в Пехотной, трехлетним – в Кавалерийской и Административной и четырехлетним – в Артиллерийской и Инженерной академиях.[1] Но в 1993 году Общая военная академия, как учебное заведение для корпусов, не имевших своих учебных заведений, была открыта в Сарагосе (исп. Academia General Militar de Zaragoza), в казармах «Барон де Варсаж» (исп. Acuartelamiento del Ejército Barón de Warsage) района Калатьюд.
Артиллерийская академия
Артиллерийская академия в Сеговии (исп. Academia de Artillería de Segovia) – военное учебное заведение Королевской Армии, основанное 16 мая 1764 года как Королевское артиллерийское училище в Алькасаре Сеговии (исп. Real Colegio de Artillería en el alcázar de Segovia) во времена короля Карла III по инициативе Феликса Газзолы (исп. Félix Gazzola), его первого директора. Это старейшая военная академия в мире. Существование Артиллерийской академии является результатом длительного и ревностного процесса по совершенствованию и обновлению обучения артиллеристов, начиная с появления первых артиллерийских орудий и до наших дней.
Обширные знания, которые должны были иметь артиллеристы в своем ремесле чтобы занять место наводчика, уже в XVI веке заставляли их знать все, что написано о оружии. Капитаны каждой из рот отвечали за проверку артиллеристов, нанятых на трехмесячный испытательный срок, и в случае прохождения экзамена выдачу им лицензии «экстраординарных артиллеристов» (исп. Artilleros Extraordinarios). Если же они не сдавали экзамен, то могли продолжить свою действительную службу в качестве «обычных артиллеристов» (исп. Artilleros Ordinarios).
Школы в Бургосе (основана Филиппом II в 1542 году), Севилье, Милане, на Майорке, в Брюсселя, Кадисе и Барселоне, являлись предшественниками Королевского училища, поскольку их задача состояла в том, чтобы правильно обучать артиллерийскому делу. Позже, в 1678 году, была организована школа «Сан-Себастьян» (исп. San Sebastián) в Неаполе, в 1745 году – школа в Барселоне, в 1751 году – в Кадисе.
Хотя начало подготовки артиллеристов можно считать «эмпирическим», но по мере развития огневых средств монархи осознавали необходимость «регулировать» обучение, чтобы обучать офицеров своих королевских армий обращению с этим оружием. Сложность, связанная с обращением с пушкой и ее оружейными приборами, а также с прислугой, привела к тому, что первыми Бурбонами артиллерия была отделена от остальных родов оружия в Королевский корпус. Ранее в ходе последовательного продвижения по службе офицер мог переходить из одного рода оружия в другой. Было нормой начать карьеру в качестве капитана пехоты (исп. Capitán de Infantería), продолжить в качестве капитана кавалерии (исп. Capitán de Caballos), старшего сержанта (исп. Sargento Mayor), заместителя полевого магистра (исп. Teniente de Maestre de Campo), полевого магистра (исп. Maestre de Campo), чтобы достичь высших должностей начальника артиллерии или кавалерии (исп. Mayores Empleos de General de la Artillería o de la Caballería). Таким образом, возникла необходимость обучать в одном месте будущих офицеров «по оружию» (исп. Oficiales del Arma), с тем чтобы дать знания, которые они должны были иметь для назначения на должность «младшего лейтенанта по артиллерийскому оружию» (исп. Subteniente del Arma de Artillería). Помимо примера школ, таких как Кадис и Барселона, благодаря просвещенной политике Карла III, преподавание оружия может считаться самым важнейшим и качественным шагом.
Открытие 16 мая 1764 в Королевского училища артиллерии (исп. Colegio de Artillería de Segovia), Сеговия, под руководством графа Феликса Газзола и размещение его в Алькасаре Сеговии, явилось ответом на давно назревшую потребность в хорошо оснащенном учебном заведении высокого уровня, которое собирало и передавало знания того времени, теоретические и практические технические знания всех видов, необходимые для надлежащей подготовки будущих офицеров вновь созданного артиллерийского корпуса.
Выбранное место также подходило из-за близости к королевским владениям Ла-Гранья (исп. La Granja) и Эль-Эскориал (исп. El Escorial), а также к вилле Корте-де-Мадрид (исп. Villa y Corte de Madrid). Любая проблема, которая могла возникнуть при создании училища, могла быть решена относительно быстро, непосредственно с Королем или с его ближайшими сотрудниками. Училище не имело препятствий для найма лучших гражданских учителей или назначения наиболее подготовленных военнослужащих, а также не было неудобств для использования самых современных и эффективных средств для того, чтобы офицеры, которые обучались в училище, были прекрасно подготовлены как профессионально, так и гуманитарно, поэтому выбор того и другого так тщательно подбирался.
Первые шестьдесят поступивших (а также те, кто им предшествовал), возраст которых варьировался от 12 до 15 лет, были проинструктированы о назначении на должности младших лейтенантов, когда им исполнилось 18 лет. Для поступления они должны были подтвердить дворянское происхождение. Кадеты изучали математику, геометрию, тригонометрию, физику, химию, артиллерийское и фортификационное дело. К их услугам была лаборатория и военно-научная библиотека. «Не будет недостатка в книгах или деньгах на их покупку», – сказал граф Феликс Газола. Училище имело собственное издательство для печати учебников, переводов. Научные работы и, конечно же, прикладные эмпирические исследования, были некоторыми из предметов и видов деятельности, которые отличали училище, находящееся под покровительством Короны, и сделали его самым важным учебным центром в Испании в последней трети XVIII века, соответствующим уровню престижных научных учреждений, с которыми он был связан.
Привилегированное и элитарное учебное заведение с жесткими стандартами обучения, требовательной учебной программой и тяжелой школьной жизнью, Королевское училище создал новый тип офицера, образованного и просвещенного, который должен был придать уникальный характер артиллерийскому корпусу. Применение своих знаний на службе в войсках, при управления Королевскими оружейными фабриками, конечно же, в обучении. С тех пор артиллерийские офицеры как настоящие профессиональные инженеры участвовали в процессе проектирования, предварительном расчете и производстве пушек, лафетов, боеприпасов и пороха, холодного и огнестрельного оружия, а также в строительстве укреплений, мостов и шахт. Затем они стали основой для создания Инженерного корпуса, объединяя на практике ранее рассредоточенные научные знания и помогая продвигать необходимое технологическое обновление на производственных предприятиях.
Естественно, что в XVIII столетии было очень много испанских писателей, писавших по вопросам, связанным с артиллерией, среди которых можно отметить Висенте Гутьерреса де лос Риоса (исп. Vicente Gutiérrez de los Ríos), как разрабатавшего артиллерийскую тактику, так и проводившего гуманистические исследования, и особенно Дона Томаса де Морла-и-Пачеко (исп. Don Tomás de Morla y Pacheco), автора знаменитого Артиллерийского договора об использовании Артиллерийской академии кадетов-рыцарей 1785 года, впечатляющей и кропотливой работы, демонстрирующей высокий технический уровень, достигнутый в конце XVIII века Артиллерийским корпусом.
Среди других мероприятий, проводимых Королевским колледжем, стоит добавить естественнонаучные исследования, которые преподаются вторым лейтенантам и гражданским лицам, которые того пожелают, что материализовалось с открытием в 1792 году химической лаборатории на Пласуэла-дель-Алькасар для проведения курса химии и металлургия. Обратите внимание на направление того же самого знаменитого профессора Луи Пруста, открывшего «Закон определенных пропорций». Это была революционная концепция в научном сообществе. Противники Пруста считали, что соединения можно комбинировать в любом количестве. До тех пор, пока Джон Дальтон не представил атомную теорию, которая указывает, что все соединения состоят из атомов, утверждения Пруста получили доверие. Закон определенных пропорций Пруста вместе с законом сохранения массы его друга Антуана Лавуазье и законом множественных пропорций Джона Дальтона являются основой количественной химии.
В училище состоялся первый в истории полет в военных целях. В ноябре 1792 года серия испытаний, ранее проведенных в Сеговии, увенчалась успехом, королью Карлосу IV продемонстрировали полет воздушного шара, чтобы получить информацию об обороне территории или диспозиции для атаки на город или осажденной территории. В демонстрации участвовали капитаны Д. Педро Фуэртес, Д. Мануэль Гутьеррес и Д. Сезар Гонсалес, кадеты Д. Джезуальдо Сахахоса и Д. Паскуаль Гаянгос и группа артиллеристов, под руководством Луи Пруста. Он заложил основы того, что почти 100 лет спустя станет военной воздухоплавательной службой. Письмо графа Аранда, в то время исполнявшего обязанности военного министра, на имя командира артиллерийского управления Сеговии Хосе Педраса подтверждает это, сообщая ему об успехе, достигнутом в первом испытательном полете, проведенном в Эль-Эскориале, в присутствии короля. Тем не менее, испытания, проведенные в Королевском артиллерийском училище в Сеговии, а затем и перед королем, были первыми в мире в военном деле, и фактически они предопределили рождение военной воздухоплавательной службы (исп. Aerostación Militar) в 1884 году, ставшей 4-й ротой инженерного телеграфного батальона (исп. IV Compañía del Batallón de Telégrafos de Ingenieros).
С восстания 2 мая 1808 года, возглавленным капитанами артиллерии Луисом Даоисом и Педро Веларде, бывшими кадетами Королевского артиллерийского училища Сеговии, началась Война за независимость против имперских войск Наполеона. Учитывая близость к городу французской дивизии, городской совет по вооружению и обороне 6 июня приказал начальникам и офицерам присоединиться к Национальной армии, а курсанты остались в училище под командованием капитана Веларде, брата национального героя. Столкнувшись с превосходством французских частей, сорок кадетов, оставшихся в Алькасаре, капитулировали, а замок был занят 350 французами и пятью артиллерийскими орудиями.
Победа в битве при Байлене против имперских войск генерала Дюпона, которая привела к возвращению командиров и учителей в училище. Вторжение Наполеона в Испанию и новая угроза со стороны вражеских войск для города обусловила необходимость эвакуации Алькасара, начиная с 1 декабря 1808 года. Марш продлился более трех месяцев, а отсутствие в Сеговии – более пяти лет. Долгий путь начался с прибытия в Саламанку, где занятия не могли возобновиться из-за новой французской угрозы. С прибытием в Оренсе было решено продолжить путешествие в Севилью, так как Ла-Корунья попала в руки французов. Переход был осуществлен через Порту-Лиссабон. Последний марш был совершен в Уэльву, а оттуда в Севилью, где занятия начались в марте 1809 года. Но из-за близости врага к Севилье, училище пришлось распустить, и в марте 1810 года Совет Регентства постановил, что он будет восстановлен на Менорке, поскольку там оно было более защищено. В то время как помещения, выбранные для этой цели, были подготовлены в казармах Калакорп (исп. Cuartel de Calacorp), расположенных в Вильякарлосе (Маон), занятия были возобновлены в одной из артиллерийских казарм Кадиса с некоторыми учителями и 26 кадетами. В октябре того же года часть восстановленного училища отправились в Маон, а после остановок в Аликанте и Пальма-де-Майорке в январе 1811 года они разместились на новом месте. Но его пребывание и здесь было недолгим, так как по решению Регентского совета был организован переезд в Пальма-де-Майорка, куда в ноябре 1812 года прибыли учителя и кадеты. Материальные и экономические трудности, типичные для войны, были частично исправлены благодаря прибытию части книг из библиотеки училища в Сеговия и некоторых инструментов, спасенных из Артиллерийского музея Мадрида, куда они были переданы французами.
После войны Королевским указом училище должно было быть возвращено в город происхождения. В декабре 1814 года начались занятия в Алькасаре Аликанте. Но состояние помещений было неудовлетворительным из-за того, что это была французская тюрьма, однако через несколько месяцев восстановительные работы были выполнены. Все, казалось, указывало на то, что постоянсттво училища была достигнуто, однако его пребывание в Сеговии могло помешать еще одному событию. В результате вторжения «Сто тысяч сынов Сан-Луиса» (1823) и подхода к городу дивизии генерала Бессьера с намерением захватить Алькасар учителям и кадетам пришлось спешно предпринять пеший поход в Бадахос, где они находились до Королевского октябрьского указа того же года, который приказал вернуть кадет в их дома и закрыть училище, что и произошло в ноябре.
Королевским указом 1824 года было утверждено Положение об Общем военном училище (исп. Reglamento para el Colegio General Militar), в котором должны были проходить курсы будущие офицеры пехоты, кавалерии, артиллерии и инженеров. Алькасар в Сеговии был выбран в качестве местоположения, открытие которого состоялось в июне 1825 года. С другой стороны, Артиллерийское училище как таковое было восстановлено в зданиях Колледжо-де-Сан-Сириако и Санта-Паула-де-Алкала-де-Энарес (исп. Colegio de San Ciriaco y Santa Paula de Alcalá de Henares) вместе с Колледжио Манрикес (исп. Colegio de los Manriques) того же города. После реформ занятия начались в январе 1830 года. В этой ситуации единственное положение Королевского артиллерийского училища было одобрено как факт, в котором упоминается, что «офицеры рот кадетских рыцарей будут жить именно в пределах училища, и они не могут состоять в браке, или вдовцы с детьми», хотя такое положение уже практиковалось с первых лет существования училища. Размещение училища на этих объектах было непостоянным, учитывая угрозу, нависшую над городом со стороны карлистских сил. В 1837 году оно было переведено в «Семинарию дворян в Мадриде» (исп. Seminario de Nobles de Madrid), а затем в Алькасар в Сеговии, из которого Общим военным училищем было эвакуировано в августе 1837 года, до его капитуляции перед карлистским генералом Зариатеги. В 1842 году согласно указу Регентского совета подготовка будущих офицеров в Общем военном училище стала обязательной. При желании подготовку можно было продолжить в факультативных заведениях. Это привело к преобразование артиллерийского училища в апликационную школу (исп. Escuela de Aplicación, дословно «школа применения»), в которой младшие лейтенанты продолжали свое обучение до тех пор, пока они не достигли должности лейтенантов. Происходило прибытие новых кадет из училища в Толедо. Их обучение продолжалось в учебном заведении под названием Специальная артиллерийская школа (исп. Escuela Especial de Artillería), которая могла быть внутренней или внешней. Поскольку считалось, что обучение в школе применения будет более эффективным в Севилье, чем в Сеговии, из-за существования в первой нескольких заводов Корпуса, в 1855 году она была перенесена в андалузскую столицу. Снова учитывая неудобства, связанные с разделением, прикладную школу училища в конце 1856 года было решено вернуть в Сеговию. Артиллерийское училище продолжало свою работу до пожара Алькасара 6 марта 1862 года. Потеря символического памятника вынудила от него отказаться и немедленно переселить курсантов в ту же ночь в бывший монастырь Сан-Франциско, который с 1853 года использовался в качестве резиденции. В этом здании училище продолжало выполнять свои задачи до переименования в 1867 году в Артиллерийскую академию (исп. Academia de Artillería), с объединением артиллерийского училища и прикладной школы.
В результате реорганизации, проведенной в феврале 1873 года, Королевский Артиллерийский Корпус был разделен на Службу (исп. Plana Mayor Facultativa) и вооруженные подразделения Корпуса (исп. Secciones Armadas del Cuerpos), с соответствующими независимыми штабами. Корпус артиллерии согласился на отделение от Службы, потребовав у ее начальников и офицеров (за исключением тех, которые принадлежат к колониальной армии) абсолютную лицензию. Кадеты-прапорщики последовали тому же примеру. Академия была распущена, но по инициативе графа Виллареса курсы продолжали преподаваться профессорами в частной академии (исп. Academia Particular), которая была размещена в здании на площади Гевара (Сеговия). Понесенные расходы несли кадеты, хотя совет распущенного корпуса также предоставил средства на его содержание. Так продолжалось до сентября того же года, когда правительство республики приняло решение восстановить артиллерийский корпус так же, как это было до его роспуска. Вместе с корпусом была возрождена и академия.
Указом Альфонсо XII от 20 февраля 1882 году Артиллерийская академия вновь была упразднена, а обучение артиллерийских офицеров продолжилось в Общей военной академии (исп. Academia General Militar). В 1893 году в ходе очередной реформы военного образования Артиллерийская академия была восстановлена и размещена в специално построенном комплексе зданий. Кроме того, в академии имеется тир и артиллерийское стрельбище «Matabueyes» в Реаль Ситио-де-Сан-Ильдефонсо (исп. Real Sitio de San Ildefonso).
Артиллерийская академия (исп. Academia de Artillería) предназначена для обучения офицеров и подофицеров Королевского Корпуса Артиллерии и Главного управления артиллерии (исп. Mando de Artillería), выполнения исследовательских работ, связанных с артиллерийским оружием. Кроме того, академия несет ответственность за сохранение традиций артиллерийского оружия. Директор академии (исп. Director de la Academia) является Инспектором по оружию (исп. Inspector del Arma), участвует в Институциональной комиссии Королевкой Армии (исп. Participa en la Comisión Institucional del Real Ejército), а также созывает и возглавляет редакционную коллегию Артиллерийского мемориала (исп. Consejo de Redacción del Memorial de Artillería).
Инженерная академия
Инженерная академия в Мадриде (исп. Academia de Ingeniería de Madrid) – военное учебное заведение Королевской Армии, основана в 1803 году в Алькала-де-Энарес, располагалась в Сеговии, Мадриде, Гвадалахаре, с 1893 года – в Ойо-де-Мансанарес, Мадрид. Девиз академии «Nunc Minerva, postea Palas» означает: «Сначала мудрость, затем война».
Военные инженеры существовали в Испании с начала XV века, но Инженерный Корпус (исп. Cuerpo de Ingenieros) как учреждение был основан в 1711 году королевским указом Фелипе V, по предложению генерального инженера Хорхе Просперо де Вербума (исп. Ingeniero General Jorge Próspero de Verboom), одного из самых известных военных инженеров XVIII века. Предшественником Инженерной академии является Королевская военная академия математики и фортификации Мадрида (исп. Real Academia Militar de Matemáticas y Fortificación de Madrid), основанная королем Фелипе II, которая действовала с перерывами с 1583 по 1697 год под руководством знаменитых Хуана де Эррера (исп. Juan de Herrera) и Тибурцио Спаннокки (исп. Tiburzio Spannocchi).
Практически одновременно, с 1675 по 1706 год, существовала Брюссельская королевская военная академия (исп. Real Academia Militar de Bruselas) под руководством Себастьяна Фернандеса де Медрано (исп. Sebastián Fernández de Medrano), до тех пор, пока город не пал перед войсками «Великого союза». Впоследствии, при содействии самого Вербума, была основана Королевская математическая академия Барселоны (исп. Real Academia de Matemáticas de Barcelona), размещавшаяся в 1714-1720 годах на территории старого монастыря Сан-Агусти-Велл, заброшенного августинской общиной. Для удовлетворения потребностей, возникших в Америке, по инициативе инженера Хуана де Эрреры (исп. Juan de Herrera) в 1731 году была основана Математическая академия Картахены-де-Индиас (исп. Academia de Matemáticas de Cartagena de Indias). Эти академии, с директорами и учителями из Инженерных корпусов, первоначально обучали офицеров, знающих математику, фортификацию и другие науки, для всех родов оружия, так как техническое и военное образование офицеров всегда было проблемой. Задачи военных инженеров (исп. Ingenieros Militares), также называемых королевскими инженерами (исп. Ingenieros del Rey), заключались в основном в строительстве укреплений для наступления или обороны. Кроме того, в XVI-XVIII веков они занимались строительством и общественными работами по основания и расширению и городов, прежде всего, в испанских колониях в Америке.
Основание 16 мая 1764 года Карлосом III Королевского артиллерийского училища в Сеговии (исп. Real Colegio de Artillería de Segovia), привилегированного и элитарного учреждения, с жесткими стандартами обучения, требовательной учебной программой и тяжелой школьной жизнью, создало новый тип офицеров. Отменно подготовленные и образованные артиллерийские офицеры участвовали в процессе проектирования, предварительного расчета и производства пушек, лафетов, боеприпасов и пороха, холодного и огнестрельного оружия, а также в качестве настоящих инженеров – в строительстве укреплений, мостов и шахт. Позднее эти задачи принял на себя Инженерный корпус, объединивший ранее на практике рассредоточенные научные знания и продвигавший необходимое технологическое обновление на производственных предприятиях.
В 1803 году по предложению капитан-генерала Хосе де Уррутия (исп. Capitán General José de Urrutia) было опубликовано Королевское постановление, подписанное Мануэлем Годоем (исп. Manuel Godoy), которое определило проведение ряда важных реформ:
Инженерный корпус, преобразован в Инженерный корпус дорог, каналов и портов (исп. Cuerpo de Ingenieros de Caminos, Canales y Puertos); все строительные работы в городах теперь контролировались указанным корпусом; создается первое подразделение Корпуса – Королевский полк саперов-минеров (исп. Regimiento Real de Zapadores-Minadores), предшествующий всем инженерным подразделениям Королевской Армии; основана специальная академия, предназначенная для подготовке будущих инженеров армии. До этого времени военные инженеры обучались в вышеупомянутых академиях математики и фортификации, которые также обучали офицеров других родов войск, а также в престижном Королевском артиллерийском училище Сеговии.
Инженерная академия (исп. Academia de Ingenieros) впервые открыла свои двери 1 сентября 1803 года в Алькала-де-Энарес, городе, который также был местом дислокации недавно созданного Королевского полка саперов-минеров. Полк был тесно связан с академией с самого начала, поскольку значительную часть занятий с кадетами проводились на объектах полка. В мае 1808 года, в начале Войны за независимость, офицеры академии и Королевского полка решили защитить легитимность трона от французского узурпатора. Они покинули Алькалу с развернутым знаменем и под барабанный бой, таким образом став одним из первых подразделений, провозгласивших независимость Испании. Академия временного продолжала свою преподавательскую деятельность в Кадисе, а после окончания войны вернулась в Алькалу, пока в 1823 году она не была окончательно закрыта Фернандо VII, потому что офицеры принимали участие в защите Конституции 1812 года во время Конституционного трехлетия.
Отсутствие учебного заведения для подготовки инженеров не могло продолжаться долго. В 1825 году в Сеговии было открыто Общее военное училище (исп. Colegio General Militar) для всех родов оружия и корпусов, включая инженеров. Но вскоре военное ведомство отказалось от универсального обучения. Инженерная академия была воссоздана и в 1826-1833 годах располагалась в Мадриде, Аревало, Авиле, Талавера де ла Рейна и окончательно обосновалась в Гвадалахаре, благодаря легендарному генерал-лейтенанту Д. Луису Марии Баланзату де Орвей-и-Брионес (исп. Teniente General D. Luis María Balanzat de Orvay y Briones), который издал новые правила, улучшил музей и создал новый учебный план.
В 1882 году упразднена, восстановлена в 1893 году и размещена в замке Мансанарес Эль Реаль в Ойо-де-Мансанарес, Мадрид (исп. Castillo de Manzanares el Real, Hoyo de Manzanares, Madrid). Основной задачей Академии является подготовка будущих офицеров и подофицеров инженеров, телеграфистов и по другим техническим специальностям.
Пехотная академия
Пехотная академия в Толедо (исп. Academia de Infantería de Toledo) – военное учебное заведение Королевской Армии, основанное в 1850 году под названием Пехотное училище в Толедо (исп. Colegio de Infantería de Toledo). После временного пребывания в Мадриде 17 октября 1875 года была размещена Толедском Алькасаре (исп. Alcázar de Toledo). В 1882 году преобразована в Общую военную академию (исп. Academia General Militar). Первым директором академии стал генерал Хосе Гальбис Абелла. В 1893 году вновь преобразована в Пехотную академию, с выделением из ее состава преподавателей и кадетов других родов оружия и корпусов. В настоящее время занимает отдельно здание академии. При академии имелся тир, войсковое стрельбище, тактическое поле для проведения полевых занятий с кадетами. Пехотная академия отвечала за основную подготовку и специализацию офицеров и подофицеров пехоты Королевской Армии. По числу одновременно обучающихся кадетов являелась наибольшим военным учебным заведением в Испании. Ежегодный выпуск академии достигал 300 человек. В военное время академия обладала возможностями увеличению количества выпускников в три раза. На выпуске всегда присутствовал Его Величество король Испании.
Кавалерийская академия
Кавалерийская академия в Вальядолиде (исп. Academia de Caballería de Valladolid) – военное учебное заведение Королевской Армии, основанное в 1852 году.
История Академии восходит к 1850 году, когда по королевскому указу была создана Кавалерийская коллегия Алькала-де-Энарес (исп. Colegio de Caballería de Alcalá de Henares), разместившаяся в бывшем монастыре. После конфискации по важности церковь уступила место военным. Как следствие, многие монастыри и духовные школы были заняты под квартирования войск. Казармы устраивались и в недавно построенных зданиях.
В 1852 году коллегия была преобразована в академию и переведена в Вальядолид. Здание, в котором академия размещается в настоящее время, заменяет предыдущее, известное как «Октагон» (исп. Octógono), из-за его формы. Оно было задумано как тюрьма и построено в 1847 году на свободном месте, известном как ярмарочная площадь. Его построение было типичным для тюремной архитектуры того времени с цокольным и первым этажами и очень скромными фасадами. Для размещения академии здание было частично перестроено.
В 1882 году объединена с другими академиями в Общую военную академию (исп. Academia General Militar). В 1893 году вновь преобразована в Кавалерийскую академию, с выделением из состава Общей военной академии преподавателей и кадетов.
В целях поднятия престижа академии, кавалерии и в целом Королевской Армии, для академии в 1890-1893 годах напротив парка Кампо Гранде, на площади Соррилья в Вальядолиде было возведено монументальное здание, которое является теперь памятником архитектуры, историческим наследием и представляет большую художественную ценность. В 1916 году было решено передать Музей Академии в Мадрид, в Куартель дель Росарио, а в 1928 году в Куартель дель Конде-Дуке, также в Мадриде.
Академия располагала просторным манежем, конюшнями, загородным ипподромом. В конюшнях академии находилось 1200 лошадей, в том числе офицерских и подофицерских. Для кавалерийского ремонта академии допущены следующие пропорции: чистокровных лошадей 6/10, английских 3/10, арабских 1/10. Лошади для манежа распределялись в такой пропорции: чистокровных 2/3, англо-арабских 1/3.
Академия отвечала за базовую подготовку и специализацию офицеров и подофицеров кавалерии Королевской Армии, которые проходили углубленное изучение верховой езды, иппологии, кавалерийской тактики, кавалерийских маневров. Особое внимание при обучении обращалось на упражнения, способные развить быстроту лошадей и смелость кавалеристов, хотя при этом не были уменьшены упражнения, служащие для обучения и выездки лошадей. Офицеры и кадеты академии ежегодно принимали участие в конноспортивных состязаниях и скачках.
Интендантская академия
Интендантская академия в Авиле (исп. Academia de Intendencia de Ávila) – военное учебное заведение Королевской Армии, которое отвечало за формирование военного интендантства испанской армии. В 1873 году в Мадриде основана Академия административного корпуса Испанской Армии (исп. Academia del Cuerpo Administativo del Ejército Español). В 1875 году преобразована в Военную академию в Авиле (исп. Academia Militar de Ávila) и размещена во Дворце Полентинос (исп. Palacio de Polentinos), здании, построенном в начале XVI века в части города, находящейся внутри крепостной стены, а также в комплексе зданий, построенных рядом с ним в XIX веке. Комплекс был открыт в 1875 году и существовал до открытия в 1993 году Общей военной академии в Сарагосе (исп. Academia General Militar de Zaragoza). В Авиле уже существовало военное учебное заведение, созданное еще во время правления Карла III (1716-1788) и предшествующее созданию Общей военной академии.
С 1883 года кадеты сдавали вступительный экзамен в Общей военной академии, которая открылась годом ранее в Толедо. Учебное заведение в Авиле было переименовано в Военно-административную прикладную Академию (исп. Academia de Aplicación de Administración Militar). После реорганизации, проведенной в 1893 году, и упразднения Общей военной академии, и восстановлено самостоятельное учебное заведение. В связи с учреждением в 1895 году Интендантского корпуса (исп. Cuerpos de Intendencia), приняты новые учебные программы, а учебное заведение переименовано в Интендантскую академию в Авиле (исп. Academia de Intendencia de Ávila). В период с 1895 по 1898 год из-за начала Кубинской и Филиппинской войн число выпускников академии удвоилось.
Организация обучения в военных академиях
В соответствии с Положением о военных академиях (исп. Reglamento de Academias Militares) 1893 года каждая военная академия была разделена на параллельные классы (от одного до четырех на каждом курсе) не более 25 учеников. Кадеты размещались не как обычные солдаты в казармах, а отдельных комнатах по 5 человек в каждой, внутренний порядок отличался сравнительной свободой, чтобы приучить будущих офицеров к самостоятельной жизни. Курс академии состоял из теоретического и строевого обучения и практических занятий в поле, назначаемых в зависимости от времени года. Оставшееся по окончании теоретического обучения до экзаменов время использовалось для повторительных занятий.
В течение недели 25 часов уделялось на теоретическое обучение (т.е. 4 часа ежедневно), 10 часов – на строевое обучение (т.е. ок. 2 часов ежедневно) – всего 6 часов. При строевой подготовке главное внимание обращалось на подготовку кадет к обучению других и командованию, изучалось ротное (эскадронное, батарейное) и батальонное учение, учение при орудиях, ход обучения стрельбе. Практические занятия имели целью проверку теории практикой в поле, при этом для расширения знаний будущих офицеров посещались занятия войск, учебные плацы, стрельбища, крепости, военно-технические заведения. Теоретическое обучение в неделю по предметам обучения составляло: тактика – 7 часов, знание оружия – 5 часов, фортификация – 4 часа, топография, черчение и съемки – 6 часов, уставы и организация Королевской Армии – 2 часа, служебное делопроизводство – 1 час, итого – 25 часов в неделю. Для желающих – преподавание французского, английского или немецкого языка – по 2 часа в неделю. Строевое обучение в неделю включало: верховая езда – 3 часа, гимнастика и фехтование – 3 часа, строевые занятия и стрельба – 4 часа, итого – 10 часов в неделю.
По взглядам Военного Министерства Испании обучение в них должно было дать будущим офицерам знание общих военных наук, развить и укрепить приобретенные службой в войсках практические навыки, создать прочный фундамент для дальнейшего развития путем самостоятельных занятий при прохождении службы. Уровень подготовки в военных академиях позволял занимать воинские должности до командира полка включительно. Для назначения на должность от командира бригады и выше, а также для занятия должностей Корпуса Главного штаба требовалось продолжить обучение в Высшей военной школе.
Окончившие военные академии допускались к сдаче экзамена перед Высшей экзаменационной комиссией (исп. Comisión Superior de Exámenes), и в случае успешной сдачи последнего производились в офицеры. Кроме того, к сдаче экзамена могли быть допущены также вольноопределяющиеся первого разряда, прослушавшие курс университета или одного из высших гражданских учебных заведений не двух лет, прослужившие 6 месяцев в строю и получившие положительную аттестацию, но таковых было не более 10%. Всего же получившие офицерский экзамен после сдачи экзамена перед Высшей экзаменационной комиссией составляли 90% от общего числа произведенных офицеров.
В подготовке будущих офицеров военное ведомство Испании, как было указано ранее, стремилось достичь максимальной однородности, независимо от того, в каком учебном заведение они обучались (военная академия или военная школа), но теперь эта цель достигалась благодаря существованию единой Высшей экзаменационной комиссии, вырабатывавшей общие требования для экзаменов на кандидата в офицеры и офицерский чин. Комиссия подчинялась заместителю военного министра и генерал-инспектору военно-учебных заведений (исп. Ministro de Guerra Adjunto e Inspector General de Instituciones Educativas Militares) состояла из председателя (в генеральском чине) и двух отделений экзаменаторов, кроме того председателю высшей военно-экзаменационной комиссии были подчинены три инспектора (штаб-офицеры). Про экзамен на кандидата в офицеры (и второе отделение) выше изложено, что касается офицерского экзамена, то он проходил либо в военных академиях с участием офицеров, командированных Высшей экзаменационной комиссией, либо же в Мадриде, непосредственно в Высшей экзаменационной комиссии. Первое отделение (для приема офицерского экзамена) состояло из 5 офицеров Корпуса Главного штаба и инспекций родов войск и корпусов Королевской Армии.
Выпускникам Пехотной академии присваивался чин прапорщика (исп. Alferez), Кавалерийской, Артиллерийской и Инженерной – второй лейтенант или подпоручик (исп. Teniente Segundo o Subteniente). Выпускники Инженерной академии, защитившие диплом инженера, к чину получали приставку «инженер» (исп. Ingeniero), а выпускники Интендантской академии – «администратор», «интендант» или «аудитор» (исп. Administrador, Intendente, Auditor).
Примечание:
[1] Срок обучения в Главном кадетском корпусе в Берлине составлял от 2 до 4 лет, после окончания которого для поступления в военное училище кадет должен был прослужить в строю 6 месяцев. С 1893 года курс военного училища в Германии продолжался 35 недель (или около 9 месяцев). Таким образом, с учетом обучения в Главном кадетском корпусе и строевой службы срок обучения германского офицера составлял от 3 до 5 лет. Столь короткий срок обучения в военном училище был обусловлен высоким уровнем общего образования среди населения в Германии и значительным числом лиц, окончивших курс гражданских учебных заведений 1-го разряда (гимназий), а также престижем военной службы. Все это обеспечивало германское военное ведомство необходимым числом молодых людей, образовательный уровень которых давал возможность в течение 15 месяцев (6 месяцев службы в войсках и 9 месяцев курса военного училища) практически подготовить их к присвоению офицерского чина. Таким образом, строевую составляющую обучения, знакомство с жизнью войск, привитие командных навыков – немцы в значительной части переложили непосредственно на войска. В свою очередь краткость курса имела своим следствием то, что училище было организовано не как строевая часть, а как учебное заведение, где главное внимание было обращено на индивидуальное обучение.
Несмотря на определенное заимствование системы военного образования германской армии, невысокий уровень образования в Испании (в Германии даже среди призывников доля неграмотных составляла 0,4% против 30% в Испании), определил иной подход к подготовке офицеров. Даже после учреждения военных школ и Королевского Кадетского Корпуса, введение шести месячной строевой службы после их окончания, а также повышения требований к поступающим в военные академии срок обучения в последних составлял 2 года (в артиллерийской и инженерной академиях – 3 года) [в реальной истории при отсутствии обучения в Королевском Кадетском Корпусе – от трех до пяти лет], что являлось следствием в первую очередь именно недостаточной общеобразовательной подготовки кадетов. Чтобы не завышать сроки подготовки будущих офицеров, военное ведомство Испании все составляющие подготовки будущих офицеров сосредоточило в военных академиях, организованных по принципу строевых частей.