В продолжение темы поднятой в статье — Вестготы: гибель короля и королевства, предлагаю вашему вниманию довольно таки подробный рассказ-обзор посвящённый этому исчезнувшему государству.
«Особый путь» Испании, отличающийся от модели, по которой развивалось европейское Средневековье, во многом определялся тем обстоятельством, что на Пиренейском полуострове существовало государство вестготов. Вестготы не просто усвоили блага цивилизации, которые увидели и заимствовали у римлян – они переняли у них саму идею империи.
Оставаться вестготом
«Вестготская империя» по вполне объективным причинам не могла разрастись до масштабов вселенской, как мыслился Рим, владыка мира – на это у нее попросту не хватало ресурсов. Максимум, вестготы могли претендовать еще на Септиманию. Так называлась историческая область в современной Франции, расположенная между Средиземным морем, Пиренеями, рекой Гаронной, южными Севеннами и рекой Роной. Свое название эта местность получила в память о ветеранах римского седьмого легиона, которые некогда получили здесь землю. Вестготы пытались закрепиться там на протяжении VI-VII веков, однако в середине VIII века эта земля окончательно отошла к франкам, которые и прежде оспаривали Септиманию у вестготов.
Во времена Алариха именно вестготы (везеготы) – те самые, которые в 401 году осадили, взяли и разграбили Рим – были, как ни странно это прозвучит, наиболее «романизированными» из всех варваров, известных Империи. Вестготы к тому моменту уже приняли христианство и, как писали хронисты, во время грабежа «не тронули христианские храмы» (зато сожгли знаменитое святилище Деметры, чем весьма способствовали уничтожению нечестивого языческого культа).
Народ Алариха принял христианство в той форме, в какой исповедовали эту религию римские императоры, которые в ту пору были арианами, то есть, с точки зрения ортодоксальных христиан (будем называть их для простоты «католиками», хотя это не вполне корректно), – злостными еретиками. Позднее, когда римляне уже окончательно утвердились в ортодоксии, вестготы все еще держались старого арианского исповедания.
В V-VI веках соседние с вестготами варварские народы также принимали крещение. Многие из них сразу становились католиками, как учили их римские миссионеры. У свевов был «арианский период», связанный с тем, что их землю захватили вестготы, но они довольно быстро вернулись к ортодоксии. А вестготы упорно оставались арианами. Постепенно у них сложилось представление о том, что ортодоксия – это византийская вера, а арианство – национальная готская вера. Быть вестготом означает быть арианином.
Стремление вестготских королей консолидировать испанское общество, состоящее из очень разнородных элементов, было связано поначалу именно с попыткой сделать арианство официальной, единой для всех конфессией. Попытка эта, предпринятая в 580 году королем Леовигильдом, провалилась, поскольку встретила ожесточенное сопротивление испано-романской знати. Зато следующий шаг такого рода, на сей раз на ортодоксальной «почве», вызвал понимание и «международную поддержку». Мятежи несогласных не смогли помешать переходу большей части Испании в ортодоксальную веру.
Вопрос религии, таким образом, тесно смыкался для вестготов с вопросом национального самосознания и национальной государственности, отсюда и суровое отношение их к единственной этнической группе, проживающей на территории полуострова, которая продолжала придерживаться иной веры и иных обычаев – к евреям.
В VI веке по всей Европе евреев начали притеснять в правах, гражданских и имущественных, но если затем повсеместно началось некоторое смягчение антииудейских законов, то в Испании они, напротив, постоянно ужесточались, пока существование иудеев на полуострове не сделалось, наконец, невыносимым. Если уж рассуждать об арабском завоевании Испании как о «долгожданном избавлении от вестготского ига», то справедливо это будет именно по отношению к евреям.
Что до остальных, – включая и римлян, – то перемена одних завоевателей на других вряд ли может считаться «освобождением», к тому же с вестготами римляне разделяли одну веру и заключали браки, а вот с новыми хозяевами полуострова пришлось выстраивать совершенно иные отношения.
Для гордого потомка вестготов кровной необходимостью стало сохранить в себе «вестготскость». И поныне в Латинской Америке человека, в чьих жилах нет ни капли индейской или негритянской крови, чистокровного испанца, называют Il Godo – «готом».
Расширение границ
Идеалом «готской империи» на Пиренейском полуострове являлся захват вестготами всей территории полуострова. Собственно, во имя воплощения этого идеала и сражались готские короли Атанагильд и его преемник Леовигильд (правильнее – «Леувихильд», но традиционно пишут «Леовигильд»).
Атанагильд стал королем вестготов в 554 году с помощью византийцев. В решающий момент, сражаясь со своим соперником за власть, Атанагильд обратился к императору Восточной Римской империи Юстиниану, и тот отправил в Испанию сильную армию. Естественно, поддержка могущественного соседа обошлась Атанагильду недешево: византийцы овладели важнейшими укрепленными пунктами восточного и южного побережья Испании, и когда Атанагильд взошел на трон, он вынужден был примириться с их присутствием.
Отныне часть Бетики и Картахена принадлежали Византии, причем испано-римское население приветствовало это обстоятельство. Тогда же византийцы вздумали расширить успех. Нарушив договор с Атанагильдом, они начали присваивать новые земли, пытаясь занять долину Гвадалквивира. Атанагильд тотчас вступил с ними в затяжную войну, которая длилась тринадцать лет.
Некоторые историки считают, что именно Атанагильд перенес столицу своего государства в Толедо (другие приписывают этот акт Леовигильду).
Так или иначе, Атанагильд умер в 567 году в Толедо. Почти год после его смерти в стране царила анархия, после чего королем был избран Лиува, брат Атанагильда, а его соправителем – другой брат, Леовигильд, правитель Толедо. Лиува взял на себя управление Септиманией, а Леовигильд – теми землями, которыми вестготы владели на полуострове.
Лиува и Леовигильд, средневековая миниатюра
Перед Леовигильдом стояла сложная задача. На севере вестготскому королевству угрожали свевы и баски. У свевов имелось собственное, небольшое, но достаточно агрессивное королевство, а баски обладали удивительным свойством не покоряться никому и никогда. Этот загадочный народ не изменил себе и спустя несколько столетий. Тем не менее, вестготы пытались хоть как-то держать басков «в узде», то и дело предпринимая походы в их страну, порой удачные, но никогда не окончательные.
Византийцы, по-прежнему владевшие Бетикой и Картахеной, оставались для Леовигильда бельмом на глазу. Тем не менее, он проявил себя «политиком» и выразил покорность римскому императору. Сейчас ему в первую очередь требовалось сдержать натиск свевов, которые активно старались расширить свои границы. Отбив у них несколько крепостей, Леовигильд остановился на достигнутом: время окончательного покорения свевского королевства еще не пришло.
В 570 году вестготский правитель неожиданно начал военные действия против византийцев, которые считали его своим другом. Действительно, Леовигильд оставался послушным и вежливым – до тех пор, пока на константинопольском престоле сидел энергичный Юстиниан I. Когда же его сменил Юстин II, отнюдь не блиставший талантами своего дяди, Леовигильд тотчас обратил взоры на Бетику и Картахену.
Византийцы в то время втянулись в неудачную для себя войну с персами, а в Италии появились воинственные лангобарды. У Юстина просто не оставалось ресурсов, чтобы оказывать какую-либо помощь еще и своим испанским владениям.
Леовигильд перешел Гвадалквивир (старое название – «Бетис»), разорил местность и захватил укрепленный город Асидона (Медина-Сидония) – важный торговый пункт и сильнейшую крепость, входящую в систему пограничных укреплений.
В 572 году Леовигильд занял Кордову – некогда в этом важнейшем городе произошло восстание против владычества вестготов, и Кордова стала считаться «независимой» (хотя, вероятно, на самом деле тесно связанной с византийцами). Анатагильду в свое время не удалось отбить ее, а вот Леовигильд преуспел.
Вестготы неуклонно приближались к Картахене. Из самого города можно было уже видеть вестготские земли. Но у Леовигильда не было флота, и это помешало ему завершить завоевание. Впрочем, византийцам тоже пришлось несладко. Помощи из Константинополя они не получали, и в том же 572 году они вынуждены были заключить мир. Византийцам оставлена была лишь прибрежная полоса.
Подражание Константинополю
Лиува умер в 573 году, и Леовигильд сделался королем всех земель, принадлежащих вестготам. Предполагается, что именно тогда он назначил своими соправителями сыновей Герменегильда (в Нарбонне) и Реккареда (в Толедо).
Оставалось окончательно навести порядок в своих владениях на полуострове. Помимо византийских владений, в Испании имелись еще небольшие независимые территории, управляемые знатными людьми (в основном из числа испано-римской знати). Следовало покончить с этой «вольницей», и на протяжении нескольких лет Леовигильд подчинял себе одно маленькое «княжество» за другим.
Исидор Севильский и Григорий Турский в один голос говорят, что Леовигильд расправился со всеми, кто мог представлять угрозу его правлению – людьми, «выдающимися знатностью и могуществом». Естественно, имущество этих мятежников, действительных или потенциальных, пополняло казну. Постепенно Леовигильд подбирался все ближе к королевству свевов, которые были разбиты им в 576 году.
Исидор Севильский так характеризует военные и политические итоги правления Леовигильда, умершего в 586 году: «Он распространил свою власть на большую часть Испании. Ранее народ вестготов занимал лишь маленькую территорию».
Но Леовигильд был не просто королем-завоевателем, который с мечом в руках расширяет границы своих владений. Он сумел привнести в сознание вестготского народа элемент имперского духа, взяв за образец Византию. Леовигильд стремился создать государство имперского типа, возглавляемое сильным владыкой, а не каким-то племенным аристократом старого «образца», недалеким и своевольным.
Это подчеркивалось и чисто внешними признаками. Из вестготских королей Леовигильд первым начал надевать специальную королевскую одежду и носить корону. Ранее вестготские короли мало чем отличались от своего окружения – если вообще чем-либо отличались. Исидор Севильский писал, что Леовигильд «первым сел на трон в королевских одеяниях; ибо прежде правители носили те же одежды и сидели на тех же сидениях, что и остальной народ».
Как уже говорилось, некоторые историки считают, что именно Леовигильд сделал Толедо столицей Испании. Раньше постоянной столицы у вестготских королей не было: ее роль играли то Барселона, то Нарбонна, то Севилья. Исходя из возникающих обстоятельств, короли перемещались из города в город. Леовигильд же постарался уподобить Толедо Константинополю.
В Толедо не имелось прочных римских традиций: этот город не считался настолько уж значительным, хотя существовал давно. Поэтому Леовигильду было проще насадить здесь собственные традиции. Теперь в Толедо постоянно находился королевский двор – возможно, был построен и дворец.
Но и это еще не все. В 578 году король лично основал город, который назвал в честь своего сына Реккареда Рекополисом, причем для жителей нового города были установлены некоторые привилегии. Рекополис должен был стать самым большим городом Испании. Хорошо укрепленный, он располагался на высоком холме, на самой вершине которого были выстроены дворец и базилика в византийском стиле. В честь события король выпустил специальную монету.
Второй город, основанный Леовигильдом, назывался Викториак – в честь победы над басками. Его возвели в покоренной вестготами области, и он больше походил на крепость. В названии легко угадывается латинское слово «виктория», и это тоже была претензия если не на соперничество с Римской империей, то на подражание ей. Рекополис и Викториак стали первыми городами, которые «варвары» (т.е., неримляне) построили на территории бывшей Западной Римской империи.
Монета Леовигильда
Леовигильд первым из вестготских королей начал чеканить золотые монеты со своим именем и изображением – ранее на золотых ставилось имя и изображение тогдашнего императора. При этом он использовал эпитеты римских императоров: «Благочестивый», «Счастливый», «Справедливый», «Победоносный». При этом Леовигильд установил единый вес для всех золотых монет – полтора грамма, по византийскому образцу.
Эти монеты имели в основном «престижное» значение, поскольку были золотыми и вряд ли использовались при бытовых расчетах. Вернее всего, ими выплачивали налоги или жалованье солдатам. Называют эти монеты «триенсы», то есть треть солида, при этом сами солиды тогда вообще не чеканились и считались лишь счетной единицей.
Известно также, что Леовигильд, – возможно, подражая Юстиниану, – пересмотрел свод готских законов.
Вообще же в вестготской Испании V-VII веков, помимо «двух религий», существовали еще и две законодательные системы. Вестготы пользовались сводом, который был составлен галло-римским юристом из Нарбонны Львом на основе «готской правды». Этот свод включал в себя нормы вестготского обычного права и законодательные акты королей V века. Среди испано-римлян действовали римские кодексы, которые в 506 году были переработаны и объединены в краткий кодекс Lex Romanum Visigothorum. Сферы применения готского и римского законов на территории Испании были различны.
Знаменитая вестготская фибула (Национальный археологический музей Испании)
Как пишет историк Хервиг Вольфрам, «При Леовигильде завершился процесс, в ходе которого вестготское Regnum (королевство) стало своего рода испанской Империей. Возникло самое совершенное государство-наследник Римской империи, совершенное в своей силе и слабости…»
Имперский дух и характерная «двойственность» перешли по наследству преемнику Леовигильда, его сыну Реккареду, которому предстояло наконец решить проблему разобщенности испанского общества.
Важнейшей задачей вестготских королей, утвердившихся на Пиренейском полуострове, стало обеспечение единства разнородного и разрозненного испанского общества. Пограничные конфликты, мятежи внутри страны, отсутствие преемственности королевской власти – всё это создавало бесконечную череду проблем, с которой боролись, но так до конца и не справились вестготские короли. Между тем, Европе практически не было дела до того, что творится за Пиренеями.
Благочестивый мятежник
Как помним, в 573 году король вестготов Леовигильд назначил соправителями своих сыновей Герменегильда и Реккареда. Стремясь укрепить границу с франками, наседавшими на Септиманию – владения вестготов за Пиренеями на территории современной Франции, – Леовигильд женил старшего сына на дочери франкского короля Ингунде (Ингузе). Этот брак был заключён в 579 году и быстро привёл к жестокой распре внутри вестготского королевства.
Дело в том, что Ингунда была ревностной католичкой, в то время как вся королевская вестготская семья исповедовала старую «готскую веру» – арианство. Наибольшее религиозное рвение проявляла жена Леовигильда, королева Гоисвинта (Гозвинта, Гозвинда).
Гоисвинту Леовигильд «унаследовал» от своего предшественника вместе с королевским троном. Сыновьям-соправителям, Герменегильду и Реккареду, эта дама приходилась мачехой: Леовигильд был женат на ней вторым браком. Имя его первой жены неизвестно, а сообщение о том, что её звали Феодосия и что она была византийского происхождения, видимо, следует считать легендарным.
Итак, в королевской семье начались раздоры. Гоисвинта требовала, чтобы Ингунда обратилась в арианство. Злая свекровь даже «схватила девушку за волосы, бросила её на землю и до тех пор её била башмаками, пока у неё не выступила кровь, затем она приказала снять с неё одежду и окунуть в пруд» (видимо, пытаясь насильственно «перекрестить» в арианство), как сообщает епископ Григорий Турский. Однако Ингунда стойко держалась католической веры.
В конце концов, Леовигильд отправил старшего сына с женой в Севилью в качестве правителя области Бетика, удалив его тем самым от своего двора.
Испания при вестготах
В Севилье, вдали от отцовского присмотра, Герменегильд уступил просьбам жены и перешёл в католичество. Тотчас поднялось восстание: города, где преобладали католики, объявили Герменегильда своим государем, а еретика Леовигильда признавать королём отказались. Леовигильд отправил к сыну послов, убеждая того прекратить бунт. Герменегильд же развязал полномасштабную войну против отца и одновременно повёл тайные переговоры с византийцами.
Чтобы лишить мятежного сына возможности получать помощь от сторонников, Леовигильд начал последовательно преследовать всех влиятельных католиков в больших городах. «Многие были обречены на изгнание, лишены имущества, истощены голодом, посажены в тюрьму, подвергнуты избиению и погибли от различных наказаний. Зачинщицей же этого злодеяния была Гоисвинта», – сетует Григорий Турский и тут же мстительно прибавляет, что королеву постигла кара свыше: бельмо затянуло один её глаз.
В 582 году Леовигильд наконец отправил против Герменегильда войска. К тому времени на стороне восставших находились такие значительные города, как Мерида и Касерес. Дважды правительственные войска терпели поражение от мятежников, причём Герменегильд, засевший в Севилье, даже отчеканил монеты, на которых запечатлел свои победы.
Тогда Леовигильд выступил против непокорного сына лично и с большим трудом овладел Касересом, а затем Меридой. Дипломатической победой короля стало полученное от византийцев обещание отказаться от помощи Герменегильду. Утверждают, что ради этого Леовигильд раскошелился на страшную сумму в 30 000 солидов.
В 583 году Леовигильд осадил столицу Герменегильда Севилью – однако взять город штурмом сумел только спустя два года. Во время штурма Герменегильда в Севилье не было – он объезжал Бетику, собирая подкрепление, и временно остановился в Кордове. Когда же к Кордове приблизились королевские войска, Герменегильд вынужден был сдаться отцу. Григорий Турский изображает этот эпизод так:
«Герменегильд, лишённый помощи, увидел, что никак не сможет одолеть отца. Он устремился к расположенной поблизости церкви, при этом говоря: «Да не пойдёт отец мой против меня, ибо противоестественно, чтобы сын убивал отца или отец сына». Услышав эти слова, Леовигильд послал к нему его брата (Реккареда), который, после того как дал ему клятву в том, что Герменегильд не будет подвергнут никакому унижению, сказал: «Подойди сам к нашему отцу и пади перед ним ниц, и он всё тебе простит». Герменегильд бросился к ногам отца. Подняв его и поцеловав, отец успокоил его льстивыми речами и привёл в лагерь. Пренебрегая клятвой, он подал знак своим, приказав схватить его, снять с него одежду и надеть на него рубище. Вернувшись в город Толедо, он отнял у него слуг и отправил его в изгнание лишь с одним слугой».
Сперва Герменегильд был сослан в Валенсию; оттуда пленника перевели в Таррагону, где он и был тайно умерщвлён – неизвестно, по инициативе ли местных ариан или же по секретному распоряжению самого Леовигильда. Так закончилась шестилетняя гражданская война в Вестготском королевстве. Впоследствии Герменегильд был объявлен пострадавшим за истинную веру и канонизирован как святой, а младший брат мученика Реккаред лично расправился с его убийцами.
Смерть Герменегильда (картина Алонсо Васкеса, 1602 год)
Что касается его жены Ингунды, то она, как сообщает в «Истории лангобардов» хронист Павел Диакон, с маленьким сыном бежала в Галлию, но на границе была задержана. Её увезли в Сицилию, где она и умерла, а сына отправили в Константинополь к императору Маврикию.
«Равноапостольный» король
В 586 году Леовигильд умер, а на престоле его сменил Реккаред. Новый король решил покончить с религиозной рознью. В 589 году он созвал в Толедо III Поместный собор. На этом соборе сам король Реккаред и виднейшие представители готской знати и арианского духовенства подписали ортодоксальный символ веры. Отныне официальной религией в Испании становилось католичество.
Вдовствующая королева Гоисвинта пыталась организовать арианский заговор и даже поддержала восстание знати, которая оставалась верной традиционной «вестготской религии». Этим раздором воспользовались католики-франки, которые тотчас вторглись в Септиманию, однако Реккаред разгромил франков, а зачинщиков мятежа предал смерти или изгнанию. Впрочем, арианская «партия» так и не сдалась до самого конца вестготского королевства.
По мысли Реккареда, установление конфессионального единства должно было создать предпосылки для слияния основных этнических групп, населявших Испанию. В стране теперь оставалась единственная группа, которая сохраняла собственную религию, – евреи. Они жили в Испании со времён императора Адриана, и до некоторых пор их положение было вполне удовлетворительным: они могли занимать общественные должности и вступать в брак с христианами.
Притеснения начались при Леовигильде. Реккаред и его преемники вынуждали евреев принимать христианство под страхом конфискации имущества и изгнания. В дальнейшем антииудейские законы ужесточались всё больше.
Ещё одно важное значение III Толедского собора заключалось в том, что король был вознесён на сакральный уровень и объявлен «священнейшим правителем, исполненным божественного духа… ибо он исполнил апостольский долг». Иными словами, вестготский король, подобно византийскому императору, объявлялся «равноапостольным».
В дальнейшем взаимопроникновение церковной и светской областей государственной жизни будет только усугубляться. На Толедских соборах будут обсуждаться светские законы, и каждый новый вестготский король, даже захвативший власть путём переворота, получит от «своей» церкви одобрение и освящение.
Нельзя сказать, чтобы внутренние враги были усмирены раз и навсегда. Об одном из выступлений «оппозиции» сообщает в своей «Хронике» епископ Иоанн Бикларский:
«Когда Реккаред правил, наслаждаясь ортодоксальным миром, ему были ниспосланы домашние интриги. Ведь некто из его спальни, а также герцог провинции по имени Аргимунд, стремясь захватить власть, составили заговор против короля Реккареда, намереваясь, если удастся, лишить его и королевства, и жизни. Но коварство этого нечестивого заговора было раскрыто, (Аргимунд) схвачен и ввергнут в железные оковы; после допроса сообщники его сознались в нечестивом коварстве и были казнены, понеся заслуженную кару».
Реккаред укрепил границы королевства, подавил внутренние мятежи и сделал всё для того, чтобы вестготской власти был подчинён весь полуостров. Он умер в 601 году, оставив королевство почти единым и почти процветающим. Именно с этого момента начинается своеобразная изоляция готской Испании. Европе до неё как будто нет никакого дела.
Развалины Реккополиса – города, названного в честь Реккареда и одной из столиц вестготов
Франки в тот момент не были способны на какие-либо серьёзные действия и перестали представлять интерес как в качестве союзников, так и противников. Септимания на время утвердилась за вестготами. С королевством лангобардов в Италии у наследников Реккареда практически не имелось точек соприкосновения. Византию занимала борьба с Персией, а с 632 года – с арабами, и ей также определённо было не до того, что происходит за Пиренеями.
Вестготское королевство казалось «потерянным» для европейской политики. Да и вестготы практически не уделяли внимания тому, что происходило за пределами их страны. А между тем, к Испании приближалась новая угроза, о всей серьёзности которой вестготы пока не догадывались.
Время раздоров
Первого вестготского властителя, который столкнулся с мусульманскими завоевателями, звали Вамба. Этого короля избрали на трон в день смерти его предшественника, и произошло это в 672 году.
Вамба был родовитым вестготом. Кстати, само его имя может быть не собственно именем, а прозвищем – оно означает «толстяка», «человека с большим брюхом».
Уже немолодой король, тем не менее, энергично взялся за дело. Сначала он воевал с мятежным графом Нима Хильдерихом, не признававшим власти нового короля. Однако лично покончить с этой проблемой Вамба не успел – в очередной раз восстали баски. На сей раз они добрались до Сарагосы, и Вамба поневоле переключился на них как на более серьёзную угрозу. Против Хильдериха, по приказанию Вамбы, выступил герцог Септимании по имени Павел. Тот, разгромив Хильдериха, в свою очередь провозгласил королём лично себя и короновался в Нарбонне.
Теперь Вамбе пришлось сражаться уже против Павла. Не встречая серьёзного сопротивления, король перешёл Пиренеи и захватил опорные пункты восставших. В «Истории короля Вамбы» епископ Юлиан Толедский подробно излагает эти события:
«После того как Нарбонн была захвачен и подчинён, наше войско бросилось в погоню за Павлом, который обосновался в Ниме и собирался держать там оборону. Следом сдались города Биттеры и Агаф… Наши отправились прямо на Ним, чтобы завоевать его. Впереди было приказано идти авангарду во главе с четырьмя полководцами. Из него был выделен отряд молодых воинов, который шёл примерно в тридцати милях впереди.
Это войско славно обрушилось на Ним, где Павел готовился к сражению, вместе с отрядами галлов и собравшимися там франками. Упредив засады, расставленные мятежниками, и совершив быстрый марш, проделанный в течение одной ночи, наши боевые порядки… показались, как только забрезжил рассвет.
[Враги]… заподозрив хитрость и засаду, посчитали лучшим вести сражение изнутри города, со стен, нежели за его пределами встретиться с неожиданной опасностью… Когда над землёй взошло солнце, наши вступили в сражение. Сначала все увидели тучу камней… Они смяли поставленных на стены (для обороны) воинов всеми возможными метательными снарядами, копьями и стрелами; хотя, впрочем, и враги, сопротивляясь, поразили многих наших брошенными дротиками. Ну что я могу сказать ещё? Жестоко с обеих сторон велась битва…»
Последний оплот Павла – римский амфитеатр Нима – пал, и мятежный герцог был вынужден сдаться. В стране как будто воцарился мир.
Толедо (гравюра XIX века)
Новая угроза пришла извне – первые признаки той бури, которая через 40 лет окончательно сокрушит вестготское королевство в Испании. Северное побережье Африки было захвачено воинственными арабами. Не желая останавливаться на достигнутом, арабы направили к восточному берегу Пиренейского полуострова флотилию. Вамба отбил вторжение и нанёс захватчикам урон в живой силе и кораблях.
Все эти неурядицы заставили Вамбу обратить большее внимание на армию. К этому времени среди вестготов появилось обыкновение уклоняться от воинской службы. Наверное, если бы о таком рассказать Алариху, тот просто не поверил бы собственным ушам. Вамба же вынужден был издавать законы, согласно которым все обитатели полуострова под страхом различных наказаний обязывались участвовать в войне – в частности, гражданин, не выполняющий воинский долг, терял личную свободу.
Витица и его сыновья
Король Вамба пал жертвой интриги. 14 октября 680 года на пиру Эрвиг, родственник предшественника Вамбы, короля Хиндасвинта, поднёс Вамбе в напитке яд. Вамба потерял сознание – все были уверены, что он умирает. Согласно обычаю, на короля надели монашескую одежду, дабы он предстал перед Господом в одеянии святости.
Согласно одной версии, король тогда не умер. Когда через несколько часов он очнулся, то узнал, что успел перейти в духовное звание и тем самым лишился возможности управлять страной. После этого отрекшийся от престола Вамба прожил ещё 12 лет в монастыре. Другая версия событий сводится к тому, что Вамба скончался вскоре после того, как был отравлен, 30 сентября или 14 октября 680 года. Так или иначе, престол он потерял.
Власть перешла к Эрвигу, который умер 15 ноября 687 года, назначив преемником своего зятя Эгику. Эгика, племянник по материнской линии Вамбы, занимался преследованием его врагов, а епископ Толедский Сисберт, в свою очередь, организовал заговор против Эгики, и одно время «королём» в Толедо считался некий Сунифред (о котором ничего не известно, кроме того, что он дерзко чеканил свою монету).
В 694 году население Испании выкосила страшная эпидемия чумы. О масштабах бедствия говорит хотя бы тот факт, что вестготское правительство временно приостановило жёсткие антииудейские законы и разрешило христианам пользоваться услугами иудеев.
С 698 года соправителем Эгики уже считался его сын Витица (Витик, Витиза). Таким способом Эгика пытался обеспечить за сыном королевскую власть. В конце 702 года Эгика скончался.
Правление Витицы счастливым определённо не было. Между 707 и 709 годами в Испании лютовал голод, к которому присоединилась чума. Хроники говорят о том, что король вёл распутный образ жизни, и даже, в силу своей развращённости, принуждал клириков брать себе жён. Согласно одной из версий, такое решение было продиктовано тем обстоятельством, что Испания после эпидемий обезлюдела, и король пытался увеличить численность населения любой ценой.
Витица также попытался обеспечить трон своим сыновьям, насчёт количества и имён которых существуют разные мнения. Одни историки называют трёх сыновей Витицы – Аламунда, Ромулуса и Ардабаста. Другие склонны считать сыном Витицы короля Агилу II (Ахилу II). Дитрих Клауде считает, что Агила был не сыном, а только лишь сторонником Витицы.
Сын (сыновья) Витицы скоро станут знаменем оппозиции, и через несколько лет это послужит одной из причин гибели всего королевства. А пока события развивались привычным образом. В 709 или 710 году Витица умер в Толедо. Знать, не желая признавать права Агилы или других сыновей Витицы на престол и сломив сопротивление сторонников Витицы, избрала новым королём герцога Бетики Родериха.
Это и был тот самый «Родриго», которому будет суждено стать последним вестготским королём. Именно при нём вестготское королевство станет поистине «потерянным» – оно будет захвачено арабами и исчезнет с карты мира навсегда, перейдя в предания и песни.
Источники:
http://warspot.ru/4376-imperator-vestgotov
http://warspot.ru/4441-vestgoty-poteryannoe-korolevstvo