2

Корабельная артиллерия второго поколения

           В марте 1882 года начаты проектные работы по созданию второго поколения корабельной артиллерии (и первого при Великом Князе Алексее Александровиче). В семейство вошли пушки в 2,5, 3,42, 4,2, 6, 8, 9, 11 и 12 дюймов. Прорабатывались орудия в 10 и 14 дюймов, но дальше проектирования и расчетов дело не пошло. Все работы по орудиям от 6 дюймов и выше проводились на Обуховском заводе, под руководством Антона Францевича Бринка. На территории Обуховского завода был создана отдел проектирования корабельных артиллерийских систем — ОПКАС. А.Н. Бринка назначили проектным руководителем отдела. В ОПКАС были сведены специалисты по металловедению, конструкторы стволов и станков для орудий, технологи, чертежники и мастеровые опытного производства. ОПКАСу выделены мастерские опытного производства Обуховского завода и лаборатория на артиллерийском полигоне. Организационно ОПКАС входил в состав артиллерийского комитета. Что, позволяло использовать специалистов АК, да и специалистов ГАУ, в своих интересах.

     10 октября 1885 года артиллерийские системы  6”/35, 8”/35, 9”/35, 12”/35 поступили на полигон, для отстрела стволов и доводки. 31 ноября 1886 года орудия 6/35К-II, 8/35К-II, 9/35К-II (именно такие индексы получили новые системы) были приняты на вооружение кораблей Российского Императорского флота. Орудие 12/35К-II было доведено до полной готовности только 30 апреля 1887 года. В тот же день оно было принято на вооружение. Орудие 11/35К-II не нашло применение в корабельной артиллерии и все изготовленные стволы передали на вооружение береговых батарей. Все новые системы имели длину ствола в 35 калибров и замок поршневого типа.

       Кроме Обуховского завода, артсистемами второго поколения занимался Александровский завод в лице братьев Барановских и Тульский оружейный. Александровский завод спроектировал пушки 2,5/35К-II, 3,42/35К-II, 4,2/35К-II. А Тульский завод наладил выпуск 37-мм (индекс Р-37) и 47-мм (индекс Р-47) револьверных пушек Гочкиса. Все эти системы имели унитарное, патронное снаряжение снарядов. Пушки Александровского завода оснащались поршневыми замками системы Барановского, что значительно повысило их скорострельность. Ко второму поколению корабельной артиллерии относятся и первые пулеметы. Их производство организовали на Ковровском оружейном заводе морского ведомства. Следует добавить, что Барановский  предлагал пушку 4,8/35К-II с поршневым замком. Но Артиллерийский Комитет и МТК отказались даже рассматривать орудие, сославшись на ненадобность такого калибра во флоте.

Таблица ТТХ пушек поколения «II»

* — длина ствола орудия, включающая в себя канал ствола + зарядная камора.

** — л/т – легкий снаряд / тяжелый снаряд.

*** — на треножном десантном станке.

Пулемет М87

     В 1887 году Ковровский оружейный завод начинает выпуск 4,2 линейных пулеметов Максима для нужд флота. Пулеметы выпускались под патрон 10,67х58R «Бердан» (Berdаn). Пулеметы выпуска 1887 года (12 штук) были установлены на бронекатера Амурской флотилии. Первые пулеметы производились на опытном производстве, но уже в 1889 году работал специализированный пулеметный цех. Пулеметы получили индекс «М87» — пулемет системы Максима образца 1887 года. В общей сложности Ковровский завод выпустил для нужд флота 162 пулемета. К 1902 году на всех кораблях и частях морской пехоты они были заменены более совершенными пулеметами М95, и были сданы на склады для хранения. С началом РЯВ 1904 года пулеметы М87 были переданы в пехотные части в качестве ротного пулемета – по одному на стрелковую роту. В пехотных частях пулеметы устанавливались на треножном десантном станке. Во время боевых действий, поначалу, использовался запас патронов с дымным порохом. Но клубы дыма, появляющиеся при стрельбе очередями, демаскировали пулемет. Отчего было налажено производство патронов для этих пулеметов с бездымным порохом.

Пулемет М87 на десантном станке

37 и 47 миллиметровые револьверные пушки

    До 1886 года пушки Р37 и Р47 изготавливались на заво­дах Гочкиса, у которого и было куплено свыше 150 орудий (по цене около 6000 рублей за штуку). Но Морское ведомство ре­шило наладить их выпуск на отечественных заводах. Фирма за 200 тыс. франков согласилась помочь организовать производ­ство пушек-револьверов в Туле.

    В 1886 году в Туле развернули производство пушек Р37. Первые экземпляры орудий Р47 изготовили здесь же к осени 1888-го. Стволы для последних делал Обуховский завод. В 1896 году выпуск пушек-револьверов прекратили в связи с перехо­дом на одноствольные пушки Гочкиса. За это время на Туль­ском заводе произвели 290 пушек Р37 и 40 Р47.

     Пушки имели унитарное (патронное) заряжание. Длина унитарного 37-мм патрона 167-169 мм, вес 625-675 г. Длина гильзы 95 мм, вес 85 грамм. Длина 47-мм патрона 232-235 мм, вес 1,5-1,6 кг. Длина гильзы 131 мм, вес 245 грамм.

Револьверные пушки Гочкиса на тумбовых станках

        Пушки Р37 и Р47 использовались для защиты от миноносцев, но к началу ХХ века утратили свою эффективность. Их потеснили автоматические системы, созданные на основе пулемета Максима. Для увеличения скорострельности эти пушки модернизировали – их оснастили электроприводом, а ручной привод оставили как резервный. Модернизация проводилась в 1898-1903 годах на судоремонтных заводах, во время проведения ремонтов самих кораблей. В 1912-19015 годах эти орудия претерпели еще одну модернизацию – станки переделали для возможности ведения зенитной стрельбы. Соответственно и боеприпасы для них стали изготовлять соответствующие этой боевой задаче. Таким образом, пушки Р37 и Р47 появились на флоте как противоминные, а закончили свой боевой путь как противоаэропланные артиллерийские системы.

Источник: http://wunderwafe.ru/Magazine/MK/1997_02/index.htm

     Пушки Александровского завода   

      В 1884-86 гг. Александровский завод предложил для нужд флота орудия калибром в 2,5, 3,42 и 4,2 дюйма. Все системы и их станки имели схожую конструкцию. Пушки имели длину стволов в 35 калибров, поршневые замки и унитарное заряжание. Станки были выполнены на центральном штыре и имели высоту цапф в 1270 мм, то есть были очень высокими. При этом угол возвышения ствола составлял 27 градусов. Орудия имели откат по оси ствола, гидравлический компрессор и пру­жинный накатник, винтовые подъемный и поворотный меха­низмы. Все три пушки были приняты для вооружения кораблей Императорского флота.

Корабельные пушки второго поколения, производства Александровского завода

63,5-мм пушка 2,5/35К-II имела унитарный патрон длиной 712-720 мм, вес патрона – 5,23-5,87 кг, длина гильзы – 601 мм. Пушки устанавливались на черноморских миноносцах.

Четырехфунтовая (87-мм) пушка 3,42/35К-II имела унитарный патрон длиной 862 мм, вес патрона – 9,37-10,15 кг, длина гильзы – 725 мм. Пушки были установлены на крейсере "Ярославль".

Девятифунтовая (107-мм) пушка 4,2/35К-II имела унитарный патрон длиной 887 мм, вес патрона – 15,68-18,08 кг, длина гильзы – 788 мм. Пушки устанавливались на канонерских лодках "Манчжур", "Кореец", «Уралец», «Кубанец», «Донец», «Запорожец» и «Черноморец».

152/35 корабельная пушка

        Гамму крупнокалиберных орудий разрабатывал ОПКАС под руководством А.Н. Бринка. Во время проработки конструкции орудий остановились на замках поршневого типа. Такой замок получался боле легким, но более сложным в производстве. Однако наличие поршневых замков на старых системах убедили конструкторов, что это возможно. Традиционно первым отработали орудие в 6 дюймов. Для увеличения скорострельности Барановский предложил для 6 дюймовки патронное заряжание. Отработка процесса заряжания с готовым весогабаритным муляжом показал бесперспективность патронов для данного калибра – патрон был слишком тяжелым и длинным. Вес патрона со снарядом в 56 кг – 94 кг, длина – 1601 мм. Поэтому выбрали раздельно-гильзовое заряжание, которое, в купе с поршневым замком, обеспечило скорострельность нового орудия три-четыре выстрела в минуту. Длина гильзы – 1096 мм, вес пустой гильзы – 15,2 кг, вес снаряженной гильзы – 38,1 кг.

6-дюймовая корабельная пушка 6/35К-II на станке с бортовым штырем

      После 1896 года, когда началась массовая модернизация старых кораблей, очень много пушек 6/35К-II попало на переделку в цеха Алексеевского завода.

152-мм пушка 6/35К-II на морском гаубичном станке образца 1898 года.

          6-дюймовая пушка береговой обороны на морском гаубичном станке: орудие — 6/35К-II, калибр – 152,4 мм, длина ствола – 5319 мм (34,9 калибров), вес системы в боевом положении (со щитом) – 11882 кг, углы вертикальной наводки: -5+47 градусов, угол горизонтальной наводки – 360 градусов, вес снаряда – 41,5-56 кг, максимальная начальная скорость снаряда – 715-637 м/с, максимальная дальность стрельбы – 14175 метров. Боеприпасы – фугасный снаряд, сегментный, картечь, бронебойный, полубронебойный. В частях береговой обороны таких орудий имелось 36 штук – 6 батарей. По армейской терминологии – это типичная «алексеевка».

 203/35 корабельная пушка     

     8 дюймовые орудия так же пытались сделать с раздельно-гильзовым заряжанием, но не получилось. Собственно не получилась сама гильза – она постоянно лопалась с продувом газов в замок. Эту проблему удалось решить только на следующем поколении морских пушек.

    8" пушка 8/35К-II, сконструированная Бринком, состояла из внутренней трубы, ствола и трех рядов скрепляющих колец. Замок поршневой с ручным приводом. Длина ствола око­ло 7051 мм. Число нарезов 48. Вес замка 227,7 кг. Вес орудия с замком 14 520 кг.

     Снаряды для пушки 8/35К-II, как, впрочем, и для всех орудий этого поколения,  были стандартизированы, выпус­кались партиями по единым чертежам и сущес­твенно не отличались длиной и весом. Имелись легкие весом 91 кг и тяжелые весом 133 кг. Осколочные снаряды изготавли­вались из обычного чугуна. Легкие снаряжались 3,86 — 4,14 кг черного пороха, а тяжелые – примерно 6,5 кг. На бронебой­ные снаряды шла сталь, тяжелый стальной снаряд содержал 2,66 кг черного пороха.

   Циркуляром АО МТК от 10 марта 1888 года для пушки был введен заряд 51,6 кг ПП пл.1,75 выделки Охтинского завода и практический заряд 20 кг.

    В 1892 году, для пушки 8/35К-II, составили таблицы стрельбы с зарядом 39 кг бездымного шлиссельбургского пороха, эквива­лентного заряду 51,6 кг бурого охтинского пороха выделки 1890 года.

   Легкие снаряды имели Vo = 684 м/с и дальность 9289 м при +15°. Тяжелые снаряды весом 133 кг имели Vo = 638 м/с и дальность – 10193 м.

    Первую 8"/35 пушку, изготовленную на ОСЗ вместе с ба­шенным станком Вавассера, 31 ноября 1886 года доставили для испытаний на Охтинскую морскую батарею. К 1887 году ОСЗ заказали 29 таких пушек.

    Пушки 8/35К-II установили на БКр «Адмирал Нахимов» (8), КрI «Па­мять Азова» (2), «Па­мять Меркурия» (2), «Адмирал Корнилов» (2), по 2 орудия на КЛ «Кореец», «Манджур», «Уралец», «Кубанец», «Донец», «Запорожец» и «Черноморец».

Пушки 8/35К-II на станке с центральным штырем

В 1900 году 8"/35 орудия оставались только на канонерских лодках, а в 1914 году их на кораблях уже не было. Все они так же были переложены на новые станки и отправлены в береговые батареи.

Пушки 8/35К-II на береговом гаубичном станке

    8-дюймовая пушка береговой обороны на морском гаубичном станке: орудие — 8/35К-II, калибр – 203,2 мм, длина ствола – 7051 мм (34,7 калибров), вес системы в боевом положении – 22233 кг, углы вертикальной наводки: -5+47 градусов, угол горизонтальной наводки – 360 градусов, вес снаряда – 91-133 кг, максимальная начальная скорость снаряда – 684-638 м/с, максимальная дальность стрельбы – 16312 метров. Боеприпасы – фугасный снаряд, сегментный, картечь, бронебойный, полубронебойный. В частях береговой обороны Владивостока на 1 января 1904 года, таких орудий имелось 12 штук – 3 батареи. Кроме того 4 орудия были установлены на вспомогательные крейсера  «Фрегат»(2) и «Пингвин»(2).

Пушка 229/35

     В 1889 году ОСЗ изготовил четыре орудия 9/35К-II. Они были установлены на крейсере-броненосце «Гангут». Число нарезов 52. Замок поршневой с ручным приводом, весом 273 кг. Длина ствола око­ло 7932 мм. Вес орудия с замком 23 361 кг. В б/к пушки входили легкие снаряды весом 126,1 кг и длиной 2,8 клб: обыкновенного чугуна, вес ВВ 5,6-6 кг черного пороха; закаленного чугуна и стальные, а также тяжелые сталь­ные снаряды весом 188,4 кг. Первоначальный заряд для лег­ких снарядов был 72-74 кг бурого охтинского пороха. Позже ввели заряд бездымного пороха с сохранением баллистики старого заряда. При заряде 74,2 кг или эквивалент­ном заряде бездымного пороха имел Vo = 729 м/с и дальность 11 326 м при угле +18°. Для тяжелых снарядов был принят заряд 69,6 кг бурого пороха с V0 = 618 м/с и дальность стрельбы 11 380 м.

   На Кр-ЭБР «Гангут» 9"/35 пушки устанавливались на централь­ном штыре системы Креля. Принципиальное отличие его от станка Дуброва — наличие горизонтальной платформы и пружинных накатников. Компрессор гидравлический, такой же, как у станков Вавассера. Накатывание происходило под действием силы пружин, угол наклона платформы 0°. Угол ВН -5°…+18°. Угол ГН 360°, но размеры портов «Гангута» до­пускали только 110°. Длина отката максимальная 914 мм. Вес станка 9173 кг. В 1889 году МЗ было заказано четыре стан­ка для «Гангута». В конце 1891 года их испытали на полигоне, а в 1892 году — на корабле. В 1900 году, после замены артиллерии на «Гангуте» пушки 9/35К-II установили на вспомогательные крейсера «Пеликан» и «Альбатрос» — по две штуки. Угол вертикальной наводки станков увеличили до 25 градусов, увеличив дальность стрельбы до 13 547 метров.

Пушка 9/35К-II броненосца «Гангут»

Двенадцатидюймовые пушки

     В 1888 году Обуховский завод изготовил двадцать пушек  12/35К-II.  Пушки установили на броненосцах «Император Павел I»(4), «Синоп»(8) и «Георгий Победоносец»(8). Число нарезов 68. Замок поршневой с ручным приводом, весом 861 кг. Время открытия затвора – 23 секунды. Длина ствола 10 700 мм (35,1 калибров). Вес орудия с замком 55 792 кг. В б/к 12"/35 пушек входили легкие снаряды весом 331,7 кг и длиной 2,6-2,8 клб и тяжелые весом 455 кг и длиной 4,2 клб. Легкие и тяжелые бронебойные снаряды изготавливались из стали, а фугасные — из обыкновенного чугуна. Для тяжелых снарядов был принят заряд 147,4 кг бурого пороха с V0 = 621 м/с; для легких 153-155 кг бурого пороха (в зависимости от сорта) с V0 = 657 м/с. Дальность стрельбы при угле +15° 11 593 м.  Орудия устанавливались попарно в барбетную установку типа МК-IА. Угол ВН -4°…+15°, угол ГН носовой башни — 243°, кормо­вой — 214°, бортовой — 194°. Скорость ГН носовой и бортовой башен — 4,6 град/с, кормовой — 3,5 град/с. Дли­на отката 991 мм. Диаметр платформы установки 8992 мм. Тол­щина верхнего прикрытия 38 мм. Вес установки без брони 146,16 т, с броней — 160 т. Скорострельность 1 вы­стрел за 2 минуты. 5 июня 1893 года провели первое испытание пироколлоидного (бездымного) пороха из 12"/35 пушки. Вес заряда 102,4 кг, V0 = 786 м/с, давление в канале ствола 2535 атм. В 1894 году к  пушке 12/35К-II приняли заряд бездымною по­роха весом 68,8 кг, баллистические данные при этом остались прежними.

Кормовая барбетная установка МК- IА броненосца «Георгий Победоносец»

По материалам: http://wunderwafe.ru/Magazine/MK/1997_02/index.htm

Подписаться
Уведомить о
guest

19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account