Юрий Пашолок. Альтернативный истребитель ДОТ-ов с альтернативным вооружением

3

Юрий Пашолок. Альтернативный истребитель ДОТ-ов с альтернативным вооружением

История Т-100Y, штурмовой самоходной артиллерийской установки на базе тяжелого танка Т-100

Содержание:

В годы Первой мировой войны гусеничная самоходная артиллерия делала свои первые шаги. Первоначальной причиной ее появления стала необходимость повышения подвижности крупнокалиберных орудий. Первенцами тут стали французы, точнее, Эмиль Римальо, главный конструктор FAMH. Серия САУ Saint-Chamond стала первым удачным случаем реализации концепции «самоходного лафета». В дальнейшем схожую концепцию взяли на вооружение в Советском Союзе. На свет появилась самоходная артиллерийская установка СУ-14, ставшая первой отечественной тяжелой САУ. Правда, первый блин оказался комом, в серию СУ-14 не пошла.

Нынешнее состояние Т-100Y в Техническом центре парка "Патриот"

Нынешнее состояние Т-100Y в Техническом центре парка «Патриот»

Снова о тяжелой самоходной артиллерийской установке СУ-14 вспомнили в самом начале 1940 года. Начало советско-финляндской войны стало для Красной Армии неудачным. Спустя считанные недели после начала войны советские войска уперлись в эшелонированную линию обороны, известную как Линия Маннергейма. Взять с ходу ее не удалось, в начале января 1940 года образовался Северо-Западный фронт под командованием командарма 1-го ранга С.К. Тимошенко. Тогда же возникла идея специальной штурмовой САУ, способной поражать толстостенные финские ДОТ-ы. Вместо одной САУ появилось три, среди них оказалась и Т-100Y, созданная на базе тяжелого танка Т-100.

Попытка спасти Т-100

Появление сразу нескольких типов «истребителей ДОТ-ов» не должно удивлять. Сама по себе концепция данной машины сформировалась очень быстро. Требовалась боевая машина, способная вести огонь прямой наводкой, идеальным орудием для борьбы с ДОТ-ами, известным как «Миллионники» (так их прозвали финны за стоимость), являлась 152-мм пушка большой мощности БР-2. Бетонобойный снаряд этого орудия был способен пробить 2 метра железобетона. Другой вопрос, что БР-2 была большой и тяжелой системой, она гарантированно попадала под огонь финских солдат. Шасси носителя БР-2 также должно было получить противоснарядное бронирование, поскольку у финнов с противотанковыми пушками дела обстояли весьма неплохо.

К вопросу о том, что такое на самом деле Т-100X. Схема, которую часто обозначают как Т-100Х - это ранний проект Т-100Y. В приводимом тексте он исходно "инженерный танк". А по факту завод №185 стал проектировать "истребитель ДОТ-ов"

К вопросу о том, что такое на самом деле Т-100X. Схема, которую часто обозначают как Т-100Х — это ранний проект Т-100Y. В приводимом тексте он исходно «инженерный танк». А по факту завод №185 стал проектировать «истребитель ДОТ-ов»

Главная проблема заключалась в том, что имевшиеся шасси не находились в стадии серийного изделия. Единственным тяжелым танком, который в тот момент готовился к серии, был КВ. Но на роль носителя БР-2 он не годился, поэтому и появился более «бюджетный» вариант, известный как КВ-2. Подходящим шасси была СУ-14, но про нее уже давно забыли, так что изделие точно не планировалось серийным. А вот с третьим шасси, которое является главным героем данного повествования, всё гораздо интереснее. Более того, оно и не первое вовсе, с него-то всё и началось. Дело в том, что обсуждение «истребителей ДОТ-ов» началось еще в конце декабря 1939 года, инициатором стал Н.В. Барыков, директор опытного завода №185. Изначальная концепция, получившая обозначение Т-100X (машина X), предполагала танк с 76-мм пушкой и огнеметом, которые располагались в установках казематного типа.

Производство 130-мм пушек Б-13 на заводе "Большевик"

Производство 130-мм пушек Б-13 на заводе «Большевик»

Таким хитрым заходом Барыков пытался спасти тяжелый танк Т-100, который проигрывал не только КВ, но и СМК-1. Танк проходил войсковые испытания на Карельском перешейке, но уже было понятно, что в текущем виде он не годится. Еще в ходе первых испытаний машина показала меньшую, чем у других танков, максимальную скорость. Неудачной стала подвеска, которую предполагалось заменить на торсионную, а двигатель ГАМ-34 предполагалось заменить на МН-1, имевший мощность 1000 л.с. Именно в таком виде предполагался инженерный танк, работы по которому санкционировали постановлением Комитета Обороны №17сс от 7 января 1940 года. При этом Т-100X быстро исчез из работ. Но вместо инженерного танка завод №185 стал проектировать «истребитель ДОТ-ов», причем начал он это еще до официального старта программы.

Переработанный проект Т-100Y, таким его изготовили в металле

Переработанный проект Т-100Y, таким его изготовили в металле

Особый интерес заключается в том, что на заводе №185 отошли от генеральной линии партии и не стали проектировать установку на Т-100 орудия БР-2. Вместо этого 4 января 1940 года последовал запрос Барыкова на завод «Большевик» по поводу 130-мм универсальной корабельной пушки Б-13. Почему было решено использовать именно такую пушку, легко объясняется. Дело в том, что «Истребитель ДОТ-ов» требовалось сделать быстро, а на Т-100 просто так поставить БР-2 не получилось бы. Без перекомпоновки всей машины такая задача выглядела нереальной. Что же касается Б-13, то она была более компактной, поэтому на заводе №185 ее взяли в работу.

Рубка стала более рациональной по конструкции, хотя места всё равно маловато

Рубка стала более рациональной по конструкции, хотя места всё равно маловато

На практике преимущества Б-13 были далеко не только в компактности. Во-первых, орудие находилось в крупной серии, в то время как БР-2 только запускали в производство. Во-вторых, характеристики корабельной пушки были блики к БР-2. На дистанции 4400 метров ее полубронебойный снаряд смог пробить лист толщиной 130 мм и 40-мм железную рубашку. У БР-2 толщина пробития брони была выше, но ненамного, зато скорострельность не в пример ниже — 1 выстрел в 2 минуты. У Б-13 этот показатель составлял 7-8 выстрелов в минуту, причиной тому было наличие досылателя снарядов и их меньшая масса. Также Б-13 имела систему продувки канала ствола.

На войну Т-100Y опоздала, как и СУ-14

На войну Т-100Y опоздала, как и СУ-14

В январе-феврале 1940 года Барыков развил бурную деятельность, что вызвало неудовольствие со стороны АБТУ КА. Там быстро зарезали Т-100X, но уже 7 января 1940 года появились не только Т-100Y, но и Т-100Z (машины Y и Z соответственно). Разница заключалась в том, что Т-100Y предполагала наличие неподвижной рубки, а T-100Z — вращающейся башни. В дальнейшем Т-100Z трансформировался в штурмовой танк со 152-мм гаубицей М-10. Башню построили, но на Т-100 ставить ее запретили.

К концу 1940 года все опытные "Истребители ДОТ-ов" осели на НИБТ Полигоне

К концу 1940 года все опытные «Истребители ДОТ-ов» осели на НИБТ Полигоне

В марте 1940 года появился очередной проект — «машина 103», которую часто ошибочно именуют Объект 103. Это была реинкарнация исходного Т-100Z, то есть с вращающейся башней и 130-мм орудием Б-13. Дальше эскизного проекта и макета дело не продвинулось. Также в конце марта 1940 года появился проект «машины 104», попытке адаптации Т-100Y под 152-мм орудие БР-2. Идею также быстро забросили, поскольку машина получилась слишком громоздкой. Настолько, что рубка частично залезла на надмоторную плиту, в результате замена мотора превратилась бы в крайне «веселую» операцию.

Осенью 1941 года Т-100Y была эвакуирована в Казань

Осенью 1941 года Т-100Y была эвакуирована в Казань

В АБТУ КА (далее ГАБТУ КА) все эти действия вызывали плохо скрываемое раздражение. Там не спорили с тем, что «истребитель ДОТ-ов» на новой базе нужен, но таковой считали СМК-1. Это неоднократно указывалось в переписке. Наконец, 17 июня 1940 года было подписано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) №1288-495сс. Вместо шасси СМК и Т-100 выбрали шасси КВ, а работы пошли по линии САУ «212». Завод №185 влили в завод №174, где еще некоторое время пытались двигать тему Т-100. Но безрезультатно. Посему единственным успехом стало появление Т-100Y, которую, по крайней мере, построили.

Вернулась она оттуда в 1943 году

Вернулась она оттуда в 1943 году

Данная САУ стала дебютом И.В. Гавалова как ведущего инженера машины. Руководили работами И.С. Бушнев и Ф.А. Мостовой, которые также занимались «истребителем ДОТ-ов» на базе СУ-14. Вместе с тем, есть еще один человек, который занимался машиной. Речь идет о П.К. Ворошилове, приемном сыне «первого маршала». По косвенным данным, идея поставить на Т-100 систему Б-13 принадлежит ему. На это весной 1940 года прямо указывал Барыков в переписке с руководством АБТУ КА.

Более подвижный, но более тесный самоход

Пока руководство завода №185 продолжало фонтанировать идеями, хотя бы одна из них всё же «стрельнула». Как уже говорилось выше, постановление Комитета Обороны №17сс от 7 января 1940 года предполагало постройку инженерного танка на базе Т-100. Именно под него и предполагалось использовать шасси второго образца танка, который получал торсионную подвеску. Ее прорабатывали совместно с Кировским заводом. Но уже 10 января 1940 года на Ижорский были отправлены первые чертежи на Т-100Y. При этом первый вариант Т-100Z умер, не родившись. Простые подсчеты показывали, что масса такого «танка» достигла бы 68 тонн.

Т-100Y в Кубинке, состояние на 2009 год

Т-100Y в Кубинке, состояние на 2009 год

Первый вариант Т-100Y иногда именуется как Т-100X, что ошибочно. Под «машиной X» подразумевался танк с 76-мм орудием и огнеметом. Прожил он недолго, поскольку уже 16 января завод №185 чертежи аннулировал, предложив построить башню Т-100Z со 152-мм орудием М-10. В АБТУ КА, между тем, были уверены, что завод №185 делает инженерный танк. 21 января 1940 года на его изготовление был заключён договор №8-8-087. Но при этом 23 января Ижорский завод получил документацию на второй вариант Т-100Z, а 25 числа Барыков направил в Военный Совет Северо-Западного фронта предложение о постройке машины.

Крыша крепилась на болтах, в случае чего можно было ее снять

Крыша крепилась на болтах, в случае чего можно было ее снять

То, что происходило вокруг программы Т-100Y, вызывает как минимум удивление. В том числе и смелостью Барыкова, который творил вещи, которые за пару-тройку лет до того могли закончиться 58-й статьёй. Но результат всё же имелся. С.К. Тимошенко, командующий Северо-Западным фронтом, предложением завода №185 заинтересовался. 28 января 1940 года было подписано постановление Военного совета СЗФ №20 «О передаче заказов по изготовлению и приспособлению на заводы промышленности», в нем нашлось место и для Т-100Y. Сроком сдачи машины значилось 25 февраля 1940 года.

Вполне сносно сохранившийся интерьер отделения управления

Вполне сносно сохранившийся интерьер отделения управления

Поскольку заказ менялся несколько раз, Ижорский завод, перегруженный работами, постройку корпуса и рубки Т-100Y затянул. Сдали его 22 февраля 1940 года, при этом ОТК завода №185 отмечало наличие дефектов. Сам Ижорский завод направил в Народный комиссариат судостроительной промышленности жалобу по поводу действий завода №185. Указывалось, что потребовалась переделка орудийной установки (одно из ключевых отличий того, что именуют Т-100X). Сам же завод №185 оправдывался, что такая чехарда была связана с заданием командарма 1-го ранга Г.И.Кулика (именно он был идеологом создания башни для Т-100 со 152-мм орудием М-10, причем об этом говорилось еще 2 января 1940 года). Он же стоял за финальной версией Т-100Y.

В конце 2019 года САУ переместили в музейный сектор парка "Патриот"

В конце 2019 года САУ переместили в музейный сектор парка «Патриот»

В связи с тем, что существовало два варианта проекта, есть разночтения по его боевой массе. На самом деле боевая масса Т-100Y составляла 63 тонны (столько указывал завод №185 весной 1940 года), хотя попадаются данные и 64 тоннах. Этим, кстати говоря, объясняется, почему на свет появился второй вариант «машины 103». Согласно проекту, боевая масса машины составляла те же самые 63 тонны, но при этом «машина 103» имела вращающуюся башню, а боекомплект составлял аж 50 выстрелов. Нюанс в том, что обычно масса получалась выше заявленной, а даже Т-100Y получилась на 5 тонн тяжелее базового танка.

Слоган этот появился еще в 2012 году, чтобы выделить машину в тёмном ангаре. Так он на машине и остался. Некоторые нерадивые производители пластиковых моделей его уже внесли в список декалей. Плохо быть ими

Слоган этот появился еще в 2012 году, чтобы выделить машину в тёмном ангаре. Так он на машине и остался. Некоторые нерадивые производители пластиковых моделей его уже внесли в список декалей. Плохо быть ими

Надо сказать, что переделка проекта Т-100Y явно пошла ему на пользу. По результатам доработки рубки ее носовая часть стала изготовляться из катаных листов, а также уменьшился наклон кормы. Хотя внутри всё равно было тесновато. Такова оказалась плата за минимальную переделку шасси Т-100. Вторым нюансом стал боезапас. Он составил всего 30 выстрелов, из них часть находилась под полом боевого отделения. Рост массы сказался и на подвижности. Максимальная скорость Т-100Y снизилась до 30,8 км/ч, впрочем, СУ-14 оказалась еще тяжелее и медленнее. Кроме того, завод №185 всё еще надеялся на двигатель МН-1.

Как и СУ-14-1, машина очень немаленькая

Как и СУ-14-1, машина очень немаленькая

В переписке по заводу №185 истребитель ДОТ-ов мелькал редко. Приоритетом считалась штурмовая САУ на базе СУ-14, правда, сам завод считал иначе. В любом случае, с работами по Т-100Y завод №185 опоздал. Закончили работы по ней 14 марта 1940 года, когда боевые действия на Карельском перешейке прекратились. АБТУ КА принимать САУ не хотело, поскольку в контракте с заводом числился инженерный танк. По этому поводу Барыков писал, что АБТУ КА не могло не знать о том, что в январе 1940 года было принято решение о замене подрывных зарядов на 130-мм пушку, как более эффективно средство борьбы с ДОТ-ами и надолбами.

Смена павильона точно пошла на пользу. Тут и свтелее, и просторнее

Смена павильона точно пошла на пользу. Тут и светлее, и просторнее

Битва за приёмку шла несколько месяцев, а саму САУ ждали полигонные испытания. Вопрос по ним Барыков поднял в середине апреля 1940 года, требуя прислать заводу 30 выстрелов к системе Б-13. С данной системой произошла заминка, поскольку для Б-13 использовалось несколько типов лейнеров. Посему и с таблицами стрельб имелись свои нюансы. Так или иначе, но 15 июня 1940 года на АНИОП повели испытания стрельбой. Согласно отчету, на Т-100Y была установлена система Б-13 №257. Как и на СУ-14, САУ оснащалась перископическим прицелом ПТ-1 и панорамным прицелом ПТК.

В 2020 году проводилось несколько экскурсий внутрь

В 2020 году проводилось несколько экскурсий внутрь

В ходе испытаний провели всего 6 выстрелов. Одновременно изучалось боевое отделение, и оно не вызвало положительных эмоций. В боевом отделении находилось четверо — наводчик, командир, заряжающий и замковой. Испытатели указывали на тесноту боевого отделения, а также необходимость доработать места заряжающих. Проблемой стала и недостаточная уравновешенность орудийной системы. В ночь с 16 на 17 июня САУ отправилась на завод №174 для доработки системы (завод №185 к тому моменту уже влили в его состав). Работы по доработке Т-100Y и Т-100 возглавлял С.А. Гинзбург, что породило миф о том, что Семен Александрович — один авторов Т-100.

Отличительной особенностью Т-100Y является лючок механика-водителя с перископом

Отличительной особенностью Т-100Y является лючок механика-водителя с перископом

В июле 1940 года Т-100Y, вместе с СУ-14 и КВ-2, направили на спецзадание. Они вели огонь по польским укреплениям, которые были захвачены в ходе Освободительного похода осени 1939 года. Испытания показали, что САУ перегружена, хотя на фоне СУ-14 это было не так заметно. Далее машины вернулись на завод №174, прошли второй ремонт, прошли еще один специспытания, а осенью 1940 года прибыли на НИБТ Полигон. Т-100Y к тому моменту прошла 105 километров.

Отчасти ходовая часть Т-100Y пересекается с СМК-1. С него взяли траки ведущее колесо, подвеску

Отчасти ходовая часть Т-100Y пересекается с СМК-1. С него взяли траки ведущее колесо, подвеску

В Кубинке предполагалось провести консервацию машины. В феврале 1941 года был поднят вопрос о ремонте САУ, он обходился дешевле СУ-14: завод №174 насчитал 18,5 тысяч рублей, включая консервацию. Но эти работы не были проведены. Не отправили Т-100Y и с полигона, как планировалось в апреле 1941 года. САУ покинула Кубинку только осенью 1941 года, когда ее отправили под Казань в эвакуацию. Обратно она вернулась в 1943 году.

Внутри боевого отделения

Внутри боевого отделения

Как и многие другие боевые машины НИБТ Полигона, Т-100Y оказалась в музее при полигоне, сначала на открытой площадке, а в 1972 году оказалась в павильоне №1, вместе с СУ-14-1. За счет того, что машина находилась последней в линейке Т-35/СУ-14-1/Т-100Y, она лучше просматривалась. Благодаря этому машина пользовалась популярностью среди посетителей. В последние годы существования музея САУ получила слоган на рубку, чем подчеркивалось ее использование при обороне НИБТ Полигона. Правда, была ли эта стрельба, или машины уехали до подхода фронта к полигону, история умалчивает.

В 2019-2020 годах его привели в порядок

В 2019-2020 годах его привели в порядок

В 2019 году Т-100Y, как и СУ-14-1, переехала в Музейный сектор парка «Патриот». Решение это было правильным, поскольку теперь САУ в тепле и видно ее лучше. Сейчас, правда, подход закрыт, поскольку посетители редко читают правила нахождения в музее. Но не так давно САУ была посещаемой, для чего ее привели внутри в порядок. Автор материала, к слову, участвовал в этих днях посещения. Возможно, в будущем машина снова будет посещаемой.

Орудие снабжено досылателем снаряда

Орудие снабжено досылателем снаряда

Т-100Y стала первой, но не последней советской САУ со 130-мм орудием. В 1941 году Б-13 рассматривали как вооружение тяжелого истребителя танков на базе САУ «212», затем была ИСУ-130. По ряду причин все эти машины остались опытными, но сама по себе Б-13 была весьма интересной системой. Так уж сложилось, что ей не повезло (точнее, не повезло САУ, куда ее ставили).

Список источников

      1. РГВА
      2. РГАЭ
      3. ЦГА СПб
      4. ЦАМО РФ
      5. Архив автора

источник: https://dzen.ru/a/ZT5yRtwOgiduTVgt

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account