18

В 1928 году, на верфях компании «Ансальдо», состоялась торжественная закладка первых крейсеров-скаутов итальянского флота типа «Кондотьери», главным предназначением которых, было уничтожение французских контрминоносцев. Как и следовало ожидать, первый блин оказался довольно-таки комом.

По конструкции корпусов, это были скорее эсминцы-переростки. Что, в общем-то, понятно – за основу для разработки теоретического чертежа корпуса был использован проект большого эсминца-скаута или, как говорили в Италии, «эксплораторе» типа «Навигатори».

Именно эти самые, сверхоблегчённые и сверхужатые корпуса и оказались самым слабым местом первых «кондотьеров». Как следствие, для корабля класса крейсер, мореходность оказалась недостаточной даже для Средиземки, а бытовые условия для команды – спартанскими (по итальянским меркам, естественно). Да и вспомогательная артиллерия из-за всё той же сверхужатости, размещалась не идеально. Впрочем, возможно, сравнение первых «кондотьер» с «нормальными» крейсерами, не совсем корректно, ведь итальянцы проектировали вовсе не классический крейсер, а именно крейсер-скаут (к нормальным крейсерам, «кондотьеры» подтягивались от серии к серии). Более того. До того момента, когда в конце 20-х морское мировое сообщество решило вообще отменить класс скаутов, и эти самые «Кондотьери» и большие эсминцы типа «Навигатори» входили в один, тот самый класс скаутов «эксплораторе».

Ну, да бог с ней, с классификацией.

В общем, когда к концу 30-х, кораблики малость поистрепались и настал черёд капремонта, под влиянием примера англичан, возникла идея их переделки в крейсера ПВО. Этому так же способствовало серьёзное падение мощности изношенных машин и, соответственно, скорости. Если на сдаточных испытаниях, эти красавцы умудрялись разгоняться до 40 узлов (справедливости ради, надо заметить, что это была чистая пропаганда – скорость крейсеров измеряли почти в стандартном водоизмещении, буквально насилуя машины перефорсажем), то теперь, едва выжимали по 30.

Впрочем, средств на переделку фактически уже никудышных  первых «кондотьер» в крейсера ПВО у Италии так и не нашлось. Она предпочла вкладывать денежки в форсированное строительство аж 12 новеньких крейсеров типа «Капитани Романи», а ремонт «кондотьер», ограничился подкреплением набора (дабы исключить повторные деформации корпусов в штормовых условиях, что имело место быть в процессе их эксплуатации) и переборку машин. Тем не менее, чтоб не рисковать здоровьем корпусов и машин, скорость кораблей ограничили 32 узлами.

Понятно, что такие «суперские» крейсера итальянскому флоту, всегда делавшему ставку, прежде всего на скорость, были не очень-то нужны. Точнее, совсем не нужны. Один из крейсеров («Банде Нере») передали Учебному командованию, «опустив» до статуса учебного. Ещё один, «Альберико Барбиано» попытались «втюхать» «по остаточной стоимости» Швеции. Но, шведы покупали корабль лишь с условием серьёзного укрепления пресловутого корпуса для возможности эксплуатации в более суровых условиях Балтики и севера. Прикинув стоимость работ по укреплению корпуса и то, как это самое укрепление отразиться на его скорости и перегрузке, итальянцы с сожалением пришли к печальному выводу, что «овчинка выделки не стоит».

А потом, началась война, заставившая итальянцев заморозить строительство как минимум половины «Капитани Романи», и активно использовать старенькие «Кондотьери А». «Бартоломео Коллеони» и «Банде Нере» в качестве минзагов и конвойных шлюпов, а «Альберико Барбиано» и «Альберто Джуссано» сперва, в качестве живого щита при старых линкорах Первой эскадры, а когда те встали на прикол из-а нехватки топлива, не только в качестве минзагов и сторожевиков, как систершипы, но и как быстроходные транспорты. Как показали дальнейшие события, совершенно напрасно. Все четыре недокрейсера погибли довольно быстро и бесславно.

Зато уже после их гибели, в 1942 году, итальянское правительство, осознав какую опасность представляет авиация союзников для флота, решительно реквизировало два недостроенных для Таиланда «малых крейсера» (стандартное водоизмещение почти как у тех же «Кондотьери» серии А). Их-то и достроили в форсированном темпе в качестве крейсеров ПВО, назвав соответственно «Етна» и «Везувий»…

Теперь, посмотрим в каком положении был флот СССР к тому самому рубежу 39 г. когда итальянцы изъявили желание отделаться от недокрейсеров «Кондотьери А» в пользу учебных крейсеров, кораблей ПВО и шведов.

А было всё, ну совсем не радужно. Крейсера типа «Киров» (пр.26) достраивались мучительно долго. В состав Черноморского флота на 1939 год, не вступил ни один («Ворошилов» до сих пор достраивался на плаву у стенки, хотя на воду был спущен ещё в середине 37-го). Второй, «Молотов», проекта 26 бис., находился в затяжной достройке (завершится только летом 41-го). Так же муторно строилась балтийская пара. Боеготовым был только первенец – «Киров». Головной крейсер пр. 26 бис «Максим Горький» вступит в строй только к концу 40-го года. На дальневосточных «близнецов» «Калинина» и «Кагановича», вообще надежды были сильно растянутые в плане перспективы. В течение того же 39-го, состоялась закладка пяти лёгких крейсеров пр. 68 без малейшей надежды успеть построить их до войны – ведь война в Европе уже началась… В общем, всё хреново. Особенно, учитывая, что на тот самый, 39-й год, ни ТОФ, ни СФ крейсеров вообще не имели.

В целом, помимо «через пень-колоду» строящихся новых крейсеров (не считая балтийской «Авроры»), на Чёрном море, службу несли четыре старых коры… крейсера с весьма ограниченными боевыми возможностями («Коминтерн», «Красный Крым», «Червона Украина» и «Красный Кавказ»).

Зато, там же имелся дюже могутный линкор «Парижская Коммуна» с достаточно мощной артиллерией, чтоб и всё крейсероподобное расстреливать практически безнаказанно и по берегу при необходимости работать вполне эффективно.

Не очень хорошими у линкора были только скорость и ПВО. Впрочем, хорошей ПВО не мог похвастаться ни один перворанговый корабль ЧФ того времени. Но ведь использовать линкор в качестве вполне серьёзного пугала-шухернаводителя, хотелось гораздо больше, чем наблюдать за его бессмысленным старением в качестве баржи с пушками на Севастопольском рейде. А то, что ПВО кораблей того времени (и не только наших) никудышная, «блокадная» возня вокруг Испании показала во всей красе. Вот и возникла идея, провести такую хитрую рокировку: прикупить у Италии «по остаточной стоимости» два небольших подержанных «недокрейсера» «Кондотьери А», перевооружить их в крейсера ПВО, придав в качестве эскорта старым линкору и крейсерам, а оба новейших крейсера (и «Ворошилова» и «Молотова») перевести на Северный флот, усиление которого хоть и шло в форсированном темпе, тем не менее вовсе не делало его реально боеспособным, прежде всего именно за отсутствием адекватного громкому имени флот, корабельного состава.

И в самом деле, если поразмыслить, для набеговых операций против причерноморских стран, вполне было достаточно и старых крейсеров, с придаваемым им для «устойчивости» того самого линкора «Парижская коммуна» с серьёзным ПВО/ПЛО эскортом. Что и должны были обеспечить два соответствующе модифицированных кондотьера.

Итак, предположим, СССР, ввиду начавшейся войны в Европе, принимает программу «Экстренного усиления ВМФ». Постройка перворанговых кораблей, имеющих готовность менее 50%, замораживается на неопределённое время. Закладка новых отменяется вовсе. Все ресурсы теперь вкладываются в форсированную достройку и капремонт всех прочих. С Германией заключается сделка по ТКР «Лютцов», а с Италией по двум «Кондотьери А».

Переговоры с итальянцами, шли трудно. В основном из-за аппетитов советской стороны. РККФ мечтал заполучить не только два вполне боеспособных крейсера (с обязательным учётом шведских требований по укреплению корпусов), но так же документацию по модернизации этих кораблей в крейсера ПВО и даже это самое вооружение ПВО, в виде новейших итальянских спаренных 138 мм универсальных башенных установок и 90 мм зенитных орудий (согласно итальянскому проекту, каждый крейсер ПВО должен был получить по две двухорудийные универсальные 138 мм башенные установки, по 12 одноствольных 90 мм зенитных орудий и до 20 МЗА). Не хило, верно?

Естественно, что итальянцы о таких преференциях для покупателей их старых недокрейсеров и слышать не хотели (тем более, что и 138 мм установки, и 90 мм зенитки в РИ были качественно доведены до боеспособного состояния лишь к 1941 году).

Более того, не очень-то доверяя обещаниям Советов, переделать «кондотьер» в «безобидные» корабли ПВО, итальянцы соглашались продать крейсера только вообще без артиллерии ГК, рассчитывая использовать её в качестве запчастей для ремонта аналогичных артсистем двух других своих крейсеров того же «подвида» (шестидюймовки обр. 26 г. стояли только на четырёх крейсерах серии А). В довесок, они представили советской стороне расчёты по укреплению корпуса, которые они проводили для окончившихся безрезультатно переговоров со шведами, доказывая, что, в самом деле, «овчинка выделки не стоит». Продажу же своих проектов крейсера ПВО и новейших вооружений, они вообще обсуждать не пожелали.

Тем не менее, сделка состоялась. СССР получал два свои «Кондотьери А» без башен ГК и самолётов, но в полной прочей комплектации. Из дополнительной документации, к крейсерам прилагались «шведские» схемы и чертежи укрепления корпусов. И одним из главных аргументов «за» сделку, стала наша договорённость с немцами о продаже СССР в начале 40-го года, ТКР «Лютцов» с полным комплексом оборудования и вооружения, а так же о поставке в СССР документации на лицензионное производство, плюс готовых комплектов 105 мм спаренных зениток SKC/33, на стабилизированных установках LC/31 (новые, установки LC/37 немцы тоже готовы были продать, но позже, когда будут выполнены срочные заказы для кораблей Кригсмарине, поэтому, наши представители предпочли получить уже готовые установки со склада) и тоже стабилизированных, систем управления огнём для них SL-8. Не дожидаясь окончания переговоров с итальянцами, в Германии немедленно были заказаны полные комплекты для вооружения советских «кондотьер». Количество необходимых установок при этом, рассчитывалось при помощи импровизированных эскизов, утверждённых «наверху» и предшествовавших детальному проекту модернизации кораблей.

Вспомогательное вооружение использовалось советское: новые одноствольные 37 мм зенитные автоматы 70К и 12.7 мм ККП ДШК.

Поскольку все башни ГК, итальянцы с крейсеров поснимали, получился огромный модернизационный резерв по весу, часть которого тут же пошла на усиление корпусов. Учитывая вес башен ГК «Кондотьери А» — 85 тонн каждая (85х4=340т.), плюс три устаревшие зенитные двухствольные, установки Минизини (14.5х3=43.5т.), плюс 15 тонн прочего демонтируемого вооружения (4х2/20 или 37 мм ЗА «Бреда», 2х2/533мм ТА), в сумме получается около 400 тонн!

Вместо них, корабли получат шесть немецких 105 мм спарок дальней ПВО (27х6=162т.), восемь автоматов 70К и десять ККП ДШК (вместе не более 15 т.) Таким образом, общий вес нового вооружения всего 177 тонн.

Из прежнего итальянского вооружения, остаются только два кормовых пневматических противолодочных бомбомёта, что вкупе с не плохой итальянской же гидроакустической станцией, помогут эффективно бороться с субмаринами.

Поскольку 100-миллиметровые зенитки в установках Минизини состояли на вооружении нашего флота, причём как раз на старых черноморских крейсерах, то демонтированные с «кондотьер» аналогичные установки пойдут на них же, в качестве усиления ПВО.

37, 20 и 13.2-мм спаренные зенитные установки «Бреда», ввиду отсутствия боеприпасов к ним (а закупки для столь ничтожного количества стволов не предполагались), решено было передать для изучения в соответствующие учреждения.

Помимо перевооружения, на крейсерах были демонтированы КДП главного калибра. Причём над боевой рубкой установили в качестве резервного, третий итальянский КДП зенитной артиллерии (два других остались на своих штатных местах по бокам от фок-мачты). На месте же главного КДП на фок-мачте и на кормовой надстройке, смонтировали два немецких «качающихся горшка» – стабилизированных поста управления огнём 105 мм зениток.

Таким образом, шестью 105 мм спарками, непосредственно управляли два стабилизированных немецких КДП SL-8, а для восьми 37 мм автоматов, данные стрельбы выдавали три итальянских зенитных директора (один из которых запасной). Для руководства огнём крупнокалиберных пулемётов, имелись два полутораметровых переносных дальномера. Так же по одному такому же дальномеру, полагалось иметь в качестве резерва на каждую пару (взвод-плутонг) ЗА 70К.

Централизованной наводки артиллерии на крейсере не имелось, а общее руководство артиллерийской стрельбой осуществлялось с двух постов ПУАЗО: один в ходовой рубке, имеющей отличный обзор, а второй на кормовой надстройке. В целом, система управления огнём была весьма живучей, гибкой и позволяла вести одновременно огонь в нескольких секторах по нескольким целям.

К началу 1941 года, когда годичная модернизация крейсеров была закончена, выяснилось, что замена вооружения, позволила не только сэкономить тоннаж на некоторое укрепление конструкции корпуса, оно так же заметно снизило верхний вес, что благоприятно сказалось на остойчивости, позволило увеличить максимальную скорость кораблей и теперь, теоретически, они могли сопровождать в походах даже новейшие советские крейсера типа «Киров» (если те не слишком гнали).

К числу не решённых проблем, относились: оставшееся чрезвычайно слабым бронирование, малый калибр артиллерии ГК, не позволявший вести бой не только с крейсерами, но и с новейшими эсминцами (но, тут уж, как говорится «чего заказывали!», хотя, я лично, в артиллерийском бою против даже пары эсминцев, скорее поставил бы на крейсер ПВО, ибо пушек дюже много, они весьма скорострельны и точны, а платформа – крейсер, гораздо устойчивее любого эсминца с его 4-6 стволами, «гуляющими по всем азимутам» на даже не шибко крутой волне).

Ещё одной нерешённой проблемой было авиаоснащение. Итальянцы продали нам крейсера без самолётов и их ангары и катапульты пустовали. Предполагалось, в следующий ремонт, если к тому времени самолёты не будут поставлены на корабль, катапульты демонтировать, а ангары переоборудовать под дополнительные бытовые помещения.

В перспективе, планировалось заменить одноствольные 37 мм зенитные автоматы 70К на двуствольные 66К. Одноствольные зенитные пулемёты тоже на двуствольные. Итальянские же КДП ПВО поменять на новейшие отечественные стабилизированные СПН-300.

ТТХ крейсеров:

ТТХ

«Банде Нере»

«Альберико Барбиано»

«Ушаков»

«Нахимов»

водоизмещение

5600/8000

5300/7900

5250/7750

размерения

169/15.5/5.9

169/15.5/5.4

169/15.5/5.4

СУ

2 ТЗА/6 ПК

2 ТЗА/6 ПК

2 ТЗА/6 ПК

Мощность СУ

95 тыс. л.с.

95 тыс. л.с.

95 тыс. л.с.

Скорость (нач./факт.)

36.5 уз./30

36.5 уз./32

34 уз.

Запас топлива

1290 т.

1290 т.

1290 т.

Дальность (на скор.)

5700 (13)

5700 (13)

5000 (13)

Бронирование:

Пояс

Траверзы

Палуба

Башни

Рубка

24+18

20

20

23

40

24+18

20

20

23

40

24+18

20

20

40

Вооружение:

ГК

ДЗА

МЗА

ЗП

ТА

Мины/ГБ

Самолёты/катап.

8 (4х2) 152/53

6 (3х2) 100/47

8 (4х2) 37/54

или 20/65

8 (4х2) 13.2

4 (2х2) 533

138/16+24

2/1

8 (4х2) 152/53

6 (3х2) 100/47

8 (4х2) 37/54

или 20/65

8 (4х2) 13.2

4 (2х2) 533

138/16+24

2/1

12 (6х2) 105/65

8 (8х1) 37/67

10 (10х1) 12.7

100/24

В заключение, о том, могла ли вообще состояться такая сделка. Сразу скажу – да, но только в рамках жёстко заданного временного отрезка между концом 1939 года (после провала переговоров со шведами) и разгромом Франции в мае 1940-го.

Аргументирую: «Кондотьери А», совершенно не соответствовали той задаче, для решения которой они создавались – борьбе с французскими эсминцами всех типов – по банальной причине недостаточной скорости. Для решения этой задачи (помимо прочих), в форсированном темпе строились современные и суперскоростные небольшие крейсера типа «Капитани Романи» в количестве сразу дюжины, и для их достройки, Италии просто не хватало средств – отсюда и попытка заработать, продав одного «Кондотьери А» шведам. Были бы желающие, подозреваю, итальянцы продали бы их все. «Озолотиться» на выручке со сразу двух старых корыт – да ещё и продав их без арты ГК – заманчивое решение!

Но, всё моментально становится с ног на голову, едва вермахт разнесёт в пух и прах Францию, к разгрому которой в спешном порядке присоединится Муссолини, вступив тем самым в войну. Франции, как главного противника итальянского флота на Средиземном море больше нет, а по сравнению с новым основным противником – британским флотом, «Капитани Романи» с их ГК в виде 138 мм орудий, явно «не пляшут». Да и денег в обрез… Поэтому, строительство половины «Капитани Романи» замораживают, а другую половину крейсеров, достраивают по мере наличия средств – по большей части в затяжном долгострое. Зато, все «Кондотьери А» спешно «поставлены под ружьё», поскольку их шестидюймовки, теоретически, могут вести бой с артой английских лёгких крейсеров. Но, именно теоретически, так как близко расположенные в общей люльке стволы орудий ГК давали большое рассеивание снарядов и в артиллерийские дуэли с англичанами, им вступать, было категорически противопоказано. Более того. Печальная практика показала, что «Кондотьери А» своим ГК даже эсминцы уничтожать оказались не в состоянии.

Таким образом, пока Дуче уверен, что «странную войну» с Францией, Германия будет вести неизвестно сколь долго (а силу французской армии тогда оценивали чрезвычайно высоко), он будет строить «Капитани Романи» чтоб противостоять именно французскому флоту, и, наблюдая за торговой политикой Германии, без тени сомнений продающей СССР все свои новейшие вооружения (танки, самолёты, артиллерию и даже ТКР «Лютцов»), пренепременно попытается провернуть несколько аналогичных, выгодных Италии сделок. Тем более, что повторюсь, флоту Италии, крейсера «Кондотьери А» были не нужны ни концептуально (поскольку не встраивались в принятую доктрину), ни физически (из-за износа и связанного с ним падения и без того далеко не блестящих ТТХ). Если кто-то сомневается, напомню – после бесславной гибели всех «Кондотьери А», подтвердившей их и прежде очевидную никчёмность, флот счёл за благо сперва перевести в разряд учебных крейсеров, а потом и вовсе в быстроходные транспорты и единственный уцелевший к тому времени «Кондотьери В» – представлявших собой теже А, с частично устранёнными их главными косяками. Но, шибко лучше они от того не стали. В отличие от уже вполне приличных «Кондотьери С» и последующих «D» и «E».

Таким образом, в целом, как мне кажется, никаких принципиальных препятствий нет.

Ну и, конечно о том, а так ли нужны нам эти плохие во всех отношениях недокрейсера? В качестве крейсеров – безусловно, совершенно не нужны. Або сие хлам. А вот в качестве кораблей ПВО, которые будут прикрывать флот от ударов с воздуха, к тому же благодаря резкому снижению веса вооружения, с улучшением всех эксплуатационных характеристик – очень даже нужны. Надеюсь, все помнят не шибко круто вооружённую, но оказавшуюся чертовски полезной плавбатарею ПВО ЧФ «Не тронь меня»?

Настоящая заноза в заднице у люфтваффе! «Не приведи господь», «Квадрат смерти» – так её, ЕМНИП называли немцы. А у каждого из наших крейсерочков ПВО, эта самая ПВО будет практически на уровне «Адмирала Хиппера»! А это Вам не ёжик чихнул!

В конце-концов, какие боевые эпизоды, больше всего запомнились с той войны нашим морякам-черноморцам (и не только черноморцам)? А вот какие:

Подписаться
Уведомить о
guest

53 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account