3

Великий князь Алексей Александрович и его флот. Часть 1.1

     В конце 19 века в России во главе флота стоял человек, деятельность которого привела флот к краху в Русско-Японской войне. Но я предположил, что во главе флота РИ стоит инициативный, амбициозный и настойчивый ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ. Да-да, тот самый Великий Князь Алексей Александрович. Отталкиваясь от того, что он не сделал, увидим, могла ли катастрофа 1905 года не случиться? Конечно, все свалить на этого человека нельзя. Ведь он «строил» флот не один. Были еще и морские министры, зачастую, вернее всегда, достойные и грамотные люди. Но вот связующего звена между ними небыло. Поэтому строительство флота в России напоминало шараханье из стороны в сторону. А именно связь времен, а заодно «золотую середину» и должен был обеспечивать Великий Князь Алексей Александрович. Правда, коллега Atenaia считает, что его «легче убить», чем заставить быть полезным. У меня другое мнение – человек становится другим на переломе событий. И как окружающие, которых человек видит своими друзьями, отреагируют на перелом – так он и изменится.

«В жизни надо все испытать» – таков был девиз великого князя Алексея.Великий Князь Алексей Александрович и его флот

     Четвертый сын императора Александра II, брат императора Александра III, великий князь Алексей Александрович родился 2 января 1850 года. По воле деда, императора Николая I, мальчик в день своего рождения был зачислен «в Гвардейский экипаж, т.е. с рождения… предназначен к морской службе».

Великий Князь Алексей Александрович и его флот

      В 7 лет он уже имел чин мичмана, а в десять лет начал плавать по морям и океанам под руководством своего воспитателя – знаменитого адмирала и мореплавателя К. Н. Посьета.

Великий Князь Алексей Александрович и его флот

Константин Николаевич Посьет (1819—1899) — русский адмирал, мореплаватель, министр путей сообщения, видный государственный деятель.

     Великого Князя, несмотря на его титул, учили крепко – вместе с остальными матросами он лазил по мачтам и реям, ставя и убирая паруса, драил палубу и выполнял прочие обязанности корабельной службы. В 17 лет он уже исполнял должность вахтенного начальника – это была уже седьмая его «кампания». Во время морской службы он проявлял решительность и немалую смелость. В 1868 году фрегат «Александр Невский», на борту которого находился Алексей, во время плавания по Северному морю попал в жесточайший шторм, налетел на риф у берегов Ютландии и потерпел крушение. Великий князь в этой ситуации вел себя в высшей степени достойно. На предложение Посьета первым покинуть корабль он ответил решительным отказом, пока не были спасены все матросы, он до последнего оставался с адмиралом на борту. Храбрости Алексею в молодые годы было не занимать. Еще раньше он спас на Онежском озере молодого человека и его сестру, которые вывалились из лодки. За этот подвиг он получил из рук отца золотую медаль «За храбрость», которой гордился всю жизнь.

Великий Князь Алексей Александрович и его флот

А.П. Боголюбов. Выход Великого Князя из катера в бурунах

     В 1870 году Алексей отметил свое 20-летие, что считалось тогда на Руси совершеннолетием. Среди старших сыновей Александра II он был самым крупным и самым красивым. В детстве его называли Сейчик. Уже в 12 лет он свободно говорил на немецком, французском и английском языках. Алексей рос веселым, правдивым, доверчивым и ласковым юношей. Шаловливый Сейчик был любимцем отца – ему разрешалось то, что не позволялось другим детям его возраста. Так, его двоюродная сестра Мари Баттенбергская писала, что семилетнему Алексею разрешалось сидеть за одним столом со взрослыми, и это вызывало в них детскую зависть. Большая часть детства и юности великого князя проходила, однако, не на море, а на суше, в летних резиденциях Крыма, в Зимнем дворце и путешествиях по Европе, по которой были раскиданы многочисленные родственники Романовых. Он был очень дружен со своим старшим братом Александром (будущим императором Александром III) и его женой Марией Федоровной, Минни, как ее называли домашние. После смерти Александра III в 1894 году, Минни всегда покровительствовала Алексею вплоть до его кончины. В день двадцатилетия Алексея в Зимнем дворце состоялась церемония принесения им присяги на верность престолу и Отечеству. В год присяги официально заканчивалось обучение, ибо с тех пор считалось, что августейшие дети познали жизнь и ее законы. Генерал Н. А. Епанчин так описывал великого князя:

«Алексей Александрович был… человек большой доброжелательности, серьезности в жизни и в работе проявлялось не мало усердия; воспитание его было поставлено на трудолюбии и долге, как в прочем и всех детей Романовых. Он страдал природной полнотой, и комплексовал по этому поводу. От чего старался ограничить себя в гурманстве».

     В свое очередное плавание Алексей Александрович уходит в 1870 году. На этот раз по северным морям. Путешествие началось переходом по Мариинской системе на паровом катере Гвардейского экипажа из Петербурга в Архангельск. После недельного знакомства с Архангельском и окрестностями, 3 июля 1870 года участники экспедиции отправились в путь по Белому морю. Отряд под командованием Посьета состоял из трех кораблей: корвета «Варяг», клипера «Жемчуг» и шхуны «Секстан». Великий князь исполнял обязанности вахтенного начальника на «Варяге». Моряки посетили Соловецкий монастырь, Кемь, Сумский Посад, устье реки Сороки, побывали на Новой Земле. Признаки цинги у нижних чинов и полученное ранее известие о начале франко-прусской войны помешали Посьету осуществить первоначальный замысел –

«подойти к сплошной массе льдов, сохраняющей почти постоянное положение между Новой Землей и Шпицбергеном».

     Корабли направились к берегам Кольского полуострова. 20 июля они бросили якорь в Екатерининской гавани. Это было знаменательным событием, поскольку впервые со времен Петра I Мурман удостоил своим посещением член царствующей фамилии. В тот же день великий князь и его свита осмотрели Колу. Население восторженно встречало одного из Романовых. Чтобы поглядеть на него, в город съехалось множество лопарей и жителей ближайших становищ. Кола произвела на князя удручающее впечатление, так как после сожжения ее английскими судами во время Крымской войны пришла в упадок. Обозрев местные достопримечательности, Алексей Александрович и губернатор Качалов побывали в доме купца Мартемьяна Базарного. Ему предложили создать в Екатерининской гавани китобойную компанию, проект ее уже был составлен во время перехода с Новой Земли. Начался сбор средств, в котором участвовали все именитые гости города, а также 45 судохозяев и мещан от Колы до Кеми. Всего собрали 4490 рублей. К сожалению, это важное начинание не получило продолжения из-за скорой смерти Базарного. После знакомства с древней столицей нашего края участники экспедиции осмотрели становище Еретики. В итоге сошлись на мнении о необходимости создания на Мурмане – в Екатерининской гавани или на Кильдине – портового города. Окончательно вопрос должны были решить в столице после всестороннего обсуждения в Морском ведомстве.

Великий Князь Алексей Александрович и его флот

http://russian-maps.livejournal.com/71346.html

     Рассмотрев отчет экспедиции, Император Александр II решил выслушать мнение Алексея Александровича по вопросу строительства порта на Мурмане. Великий Князь Алексей Александрович высказал мнение, что порт там нужен. Но без поддержки с Балтики север трудно будет удержать. Начни мы там военное строительство – и Британия начнет свою игру на этом направлении. Поэтому строительство порта и северной флотилии следует начинать со строительства Беломоро-Балтийского канала. Ибо переброска крупных боевых кораблей на север и обратно всегда будет реальной необходимостью. Кроме того, уже сейчас на северАх безнаказанно хозяйничают норвеги. По сути, грабят нашу страну. В Екатерининской Гавани нужно организовать как можно быстрее пункт базирования. Пусть там будет несколько клиперов. Пусть они будут там находиться поочередно. Но они способны урезонить пыл браконьеров. Алексей Александрович, конечно, не упомянул, что это мнение высказал в плавании Константин Николаевич Посьет. Просто он был полностью с этим мнением согласен.

     Всестороннее обсуждение данного вопроса в Морском ведомстве вызвало горячую поддержку. Против, как всегда, было только Министерство финансов. После полугодового раздумья канал начали проектировать – деньги нашлись. Был разработан проект канала, на основе проекта инженера Здзярского. По проекту, сооружения канала предполагались полностью деревянными. В отношении исходных основных заданий было принято положение, что ББК должен быть на всём протяжении доступен для морских судов. Согласно установленным техническим заданиям для этого строительства, размер шлюза был принят 312,3×25,91 м с глубиной на короле 7,92 м. В 1872 году строительство канала начато в обе стороны от Онежского озера. Сложный рельеф и тяжелые погодные условия сказались на сроках строительства. Канал длинной 227 км был построен в 1893 году. Россия «открыла» двери в свои северные пределы. В Архангельске начался новый промышленный бум. Реконструировалась Саломбальская верфь, с возможностью строительства больших броненосных кораблей. Теперь броня и оборудование доставлялась от Петербургских производителей прямо на верфь. Создана флотилия северного моря (ФСМ). Начато строительство пункта базирования ФСМ в Екатерининской гавани губы Кола. Начаты исследования северного морского прохода на Дальний Восток. Первыми выгоду от ББК осознали норвежцы – они стали использовать канал для перевозки грузов (руда и рыба) в Германию. Русские купцы так же использовали канал для перевозки товаров. Пошел процесс «грабежа» северных богатств – неконтролируемый и неиссякаемый.

     Строительство канала не обошлось без каторжников. Не обошлось оно и без жертв. Так при производстве взрывных работ произошел взрыв на складе динамита. Погибло более 30 человек. Около сотни были ранены и искалечены. Трагедия вызвала большой резонанс в печати. Для исключения подобных случаев предложила свои услуги германская фирма AG CARBONIT.

     С 1885 года в Германии существовал небольшой завод (Schlebuscher Werke Carbonit / A.-G. CARBONIT) по производству взрывчатых веществ для строительных и горных работ. Завод изготавливал недорогую взрывчатку на основе аммиачной селитры торгового названия «Всепогодные взрывчатые вещества». Широкая номенклатура которых (Agesit, Альбит, Ammoncahücit, Arit, Astralit, Baldurit, Barbarit, Bavarit, Bradit, Карбонит, Dahmenit, Detonit, Donarit, Динамит, Dynammon, Fördit, Fulmenit, Lignosit, Markanit, Monachit, Monakit, Nobelit, Permonit, Roburit, Салит, Siegrit, Sonnit, Wasagit, Westphalit и Zell) по сути заключала в себе взрывчатые вещества двух типов на основе селитры, содержащих:
1. от 65 до 82% нитрата аммония и 4% нитроглицерина или
2. от 7 до 56% нитрата аммония и от 12% до 30% нитроглицерина

Множество названий составляли запатентованные торговые наименования, отличающиеся второстепенными веществами:

Великий Князь Алексей Александрович и его флот

     Большинство «Всепогодных взрывчатых веществ» при этом содержали от 2 до 8 процентов ДНТ (динитротолуола) или TNT (тринитротолуола).

     С 1889 года в России начал работать завод, построенный немцами. Завод выпускал взрывчатку для строительных работ.

https://alternathistory.ru/cnaryady-12-rossiiskogo-flota-fabriki-waertsilae-ammukset-chast-3-1896-1904-godov

      Это событие повлияло и на Российский Императорский Флот. В 1891 году проходили испытание новые образцы артиллерийского вооружения для кораблей. Испытывалось семейство пушек с длиной ствола в 40 калибров. На испытаниях присутствовал ВК Алексей Александрович. После осмотра пробития броневых плит разразился снарядный скандал. ВК не устроило заброневое воздействие снарядов на внутрикорабельные помещения. Был построен макет из конструкционной и броневой стали, по типу забронированного отсека броненосца. Испытания повторили, но с неизменным результатом. Броню пробили, а отсек остался невредим. ВК был взбешен – до него вдруг дошло, что Россия просто безоружна перед любым противником.

     Экстренное заседание морского министерства пришло в тупик. С одной стороны ВК было объяснено, что снаряд при пробитии нагревается до состояния самовоспламенения пороха. Поэтому другую взрывчатку туда не положить. С другой стороны, всем стало ясно, что такие снаряды не эффективны. Неожиданное предложение внес чиновник, производивший надзор за строительством Беломоро-Балтийского завода, со стороны МТК. Он сообщил о наличии устойчивых к ударам взрывчаток, производимых по лицензии немецкой фирмы и используемых на строительстве канала.

      На базе Александровских казарм была сформирована спец лаборатория, где начали серию испытаний, направленных на использование тринитротолуола в военных целях. Однако кустарное производство тринитротолуола не позволяло получить достаточное количество вещества для снаряжения снарядов для морских орудий. Потребовалось вмешательство Великого Князя Алексей Александровича. Российский флот пройдет этап своей истории, когда снаряды снаряжались пироксилином и вроде всех устраивали. В лаборатории Александровских казарм будут проводиться опыты с мелинитом. Руководителем лаборатории был назначен Панпушко С.В. Но эта история еще впереди.

http://www.xliby.ru/istorija/zapretnye_strasti_velikih_knjazei/p4.php

http://www.liveinternet.ru/users/ustava51/post263697196/

От автора: Это первая глава по флоту Российской Империи. Флот без государства существовать не может. Не может он существовать и без людей. Поэтому этот пост без единого корабля. Пытаюсь определить, откуда у моего альтфлота «ноги и руки» растут. Кое-что «спер» у коллег – ссылки имеются. Здесь, как обычно в моих постах, жирным курсивом выдумляндия, остальное исторический факт. В общем каску одел – тапки уже …., ну в общем жду.

Вот собственно обновил свой старый пост. Может кому то будет интересно. Постараюсь обновить весь цикл. Не знаю админы увидят обновление или нет, надеюсь что увидят.

С уважением Bull.

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account