Великий князь Алексей Александрович и его флот. Часть 9.3.2. Крейсера 3 ранга Российского флота

1

Новая волна крейсеров 3 ранга

По классификации 1891 года клиперы стали крейсерами 3 ранга. Собственно из-за чего во флот вернулось звание «капитан 3 ранга», больше оно в русском флоте не упразднялось. Но у Великого Князя Алексея Александровича, как всегда, на все имелось свое личное виденье. Так, классификацию 1891 года он видел в следующей транскрипции: «Если эскадренный броненосец – это лев, то броненосный крейсер – тигр. И особо уступать льву он не должен. Тогда броненосец береговой обороны – медведь. Пусть не особо быстрый, но и не слабый корабль. Крейсер 1 ранга – леопард, ну или пантера. Быстрый, сильный и неплохо защищенный. Крейсер 2 ранга – это гепард. Пусть  слабо вооруженный и слабо защищенный, но быстрый – это его главное оружие. А кто тогда крейсер 3 ранга? Крейсер 3 ранга – это русская борзая. Должен иметь скорость, чтобы оторваться от пантеры, порвать всяких зайцев, косуль и волков. А сворой и гепарду наподдавать, до полного уничтожения». Концепция, конечно, хороша, но вот прорывной технологии для быстроходного крейсера 3 ранга нет. Если большая паровая машина – то совсем уже корвет получается. А если маленькая – то быстрый крейсер не получить. Ситуацию помог изменить случай.

Предыдущая часть тут: https://alternathistory.ru/velikii-knyaz-aleksei-aleksandrovich-i-ego-flot-chast-931

В январе 1895 г. в МТК поступил странный проект силовой установки. Собственно говоря, ничего особенно странного в нем не было. Обычная паровая машина была объединена с турбиной Парсонса – комбинированная турбо-поршневая машина (так обозначалось в проекте).

В МТК предложенный проект был признан как курьез, родившийся в голове неопытного инженера. Однако в МТК очень кстати заглянул ВК Алексей Александрович, который не только посмеялся над забавным курьезом, но и внимательно присмотрелся к проекту. Генерал-адмирал знал, что этот мир держится на энтузиастах, и решил лично познакомиться с конструктором интересной энергетической установки.

Под проектом стояла подпись И.И. Иванов. Этот 32-летний инженер, служащий завода Лесснера, был вызван в МТК. Главное, на что напирал Илья Игоревич Иванов (как оказалось, это не псевдоним, а реальные имя и фамилия инженера), это на резкое увеличение удельной мощности паросиловой установки. Однако генерал-адмирала интересовала возможность размещения силовой установки на крейсерах – ведь именно им нужна легкая и мощная машина для достижения большой скорости. Илья Игоревич на заводе Лесснера занимался турбинами. Лицензию на турбину Парсонса Лесснер приобрел в 1893 году – кстати, по наущению генерал-адмирала. И наладил производство небольших турбин для привода электрических генераторов (впрочем, продажа турбогенераторов шла весьма сложно и покупал их в основном только флот). Именно такую турбину Иванов приспособил для привода гребного винта. Высокооборотистая турбина вращала винт вместе с паровой машиной и питалась после третьей ступени машины – то есть отработанным паром. А так как турбина и паровая машина имели различные скорости вращения, Иванов предложил их вращающие моменты сопрягать посредством редуктора. В комбинированной силовой установке необычной была и сама турбина. Во-первых, она была объединена с холодильником-конденсатором. Во-вторых – турбина была реверсивной. Для чего на переходе из турбины в холодильник имелся двухсторонний клапан. Пар в турбину также можно было подать с двух сторон. При прямом ходе был открыт передний клапан подачи пара и задний клапан в холодильник. При обратном ходе открывался задний клапан подачи пара (передний, естественно, закрывался) и передний клапан в холодильник. Клапана перехода были связаны друг с другом механической тягой и управлялись одним приводом. При перемене подачи и сброса пара – турбина меняла направление вращения.

Схема турбины Парсонса-Иванова (конструкции И. И. Иванова)

Схема турбины Парсонса-Иванова (конструкции И. И. Иванова)

Идея выглядела заманчивой, ведь использовался пар, который уже свою работу сделал. Однако ВК не хотел рисковать – ведь необычная силовая установка могла оказаться неудачной. Поэтому Илье Игоревичу было предложено проработать проект для установки на миноносец. Однако первые же прикидки показали, что миноносец мал для предложенной установки и потребует перерасчетов для уменьшения габаритов. Наиболее удовлетворительно установка «ложилась» в крейсер 3 ранга. ВК принял решение реализовать установку в малом крейсере. В помощники к молодому инженеру добровольно вызвался опытный кораблестроитель Н.Т. Герасимов, некогда участвовавший в строительстве полуброненосного крейсера (фрегата) «Владимир Мономах». Одновременно на заводе Лесснера были начаты работы по изготовлению и испытаниям предложенной установки. ВК подгонял проектировщиков и испытателей как мог и рублем и угрозами. Своим внутренним чутьем он уже был уверен в правильности выбранного пути, уже видел эту установку и на крейсерах и на броненосцах. Но нужен был опыт постройки и эксплуатации. На помощь проектировщикам были направлены специалисты МТК. И через 5,5 месяцев проект был готов. Испытания установки на берегу дали весьма неплохие результаты. Турбина добавляла мощность от 16 до 24 процентов – в зависимости от режима работы машины. Однако в столице свободного стапеля не оказалось, и проект передали на Соломбальскую верфь в Архангельск. Следует добавить, что на проект сразу же был наложен гриф «Совершенно секретно». И Архангельск как нельзя лучше подходил для такого режима секретности. Постройка крейсера 3 ранга «Разбойник II» заняла 8 месяцев – такой скорости постройки Архангельск не видел никогда. ВК спешил, запах новой войны на Дальнем Востоке уже висел в воздухе.

В июне 1896 года «Разбойник II» перевели на Балтику. Испытания крейсера выявили некоторые недостатки новой установки – главным из которых была муфта, подключающая турбину к редуктору. На изменение конструкции и замену муфты ушло 4 месяца. Кроме того, пришлось ввести новый режим работы установки – режим, при котором турбина не использовалась. При этом клапан подачи пара переднего хода оставался открытым, а на сброс в конденсатор открывался клапан заднего хода. В результате пар проходил сквозь турбину, не вращая её. Смонтировали разобщающую муфту и на паровую машину – для работы турбины без использования поршневой машины. В конце февраля начались новые прогоны, завершившиеся принятием корабля в казну.

С 1898 года все быстроходные корабли в Российском Императорском флоте проектировались с комбинированной силовой установкой. Не было её только на кораблях иностранной постройки – за исключением «Боярина», который свои турбины получил уже в Кронштадте. Появление комбинированной установки заставило расширять завод Лесснера. ВК сразу же вложил свои «сбережения» в этот проект. Лесснер, правда тоже в накладе не остался. К 1898 году завод имел отдельное турбинное производство.


Крейсер 3 ранга «Разбойник II»

Крейсер 3 ранга «Разбойник II»

Водоизмещение 2103 т, длина по ВЛ – 91,7 м, ширина – 10,4 м, осадка – 4,6 метра. Мощность паровой комбинированной машины – 10 572 л. с., максимальная скорость – 25,94 узла. Запас угля – 389 т. Дальность плавания – 3420 миль на 10 уз. Вооружение: 2×1-152/45, 2×1-87/50, 4×1-25-мм револьверных пушек Р25, 2×1-381-мм палубных ТА (6 торпед), до 50 якорных мин заграждения (система сброса лейтенанта Угрюмова). Бронирование: гласис над КО и МО, горизонтальная палуба – 25 мм, скосы и траверзы – 37 мм, щиты орудий – 25 мм, боевая рубка – 37 мм.


Всего было построено шесть крейсеров 3 ранга типа «Разбойник II»: «Разбойник II» и «Джигит» в Архангельске, «Наездник» и «Пластун» в Николаеве (покинули акваторию Черного моря невооруженными), «Охотник» и «Стрелок» в Николаевске-на-Амуре. Все корабли этой серии участвовали в войне с Японией в 1904 году: «Джигит» и «Пластун» в Порт-Артуре, а «Разбойник», «Наездник», «Стрелок» и «Охотник» во Владивостоке. Благодаря быстроходности и возможности выполнения минных постановок, использовались очень интенсивно. Эти корабли эффективно выполняли активные минные постановки у берегов противника. Самым достоверным свидетельством их эффективности остаются комментарии адмирала Катаоки, сделанные уже после войны. По словам японского адмирала: «Разбойники – это был настоящий кошмар. Действуя группой по три-четыре корабля, они появлялись как призраки. Никогда не знаешь, где они побывали за прошедшую ночь и где оставили свои подарки. Кроме того – это были настоящие разбойники, все встреченные ими суда топились без разбору. Они не гнушались рыбацкими шхунами и даже лодками. Каждый рейд этой своры ознаменовывался страхом и террором. Да – это был настоящий террор. Хорошо хоть людей снимали с обреченных на уничтожение судов. Этих рыбаков и моряков с транспортных судов они высаживали на пустынные берега Японии, где им еще предстояло найти своих соотечественников. Не все смогли выжить после такого. Суда же, оказавшие сопротивление, топились без спасения людей. Морское командование неоднократно пыталось пресечь их деятельность. Но все было безрезультатно – свора уходила, едва появлялся боевой корабль. И догнать их никто не мог, только миноносцы. Но с миноносцами «Разбойники» разделывались как с котятами».

«Дестроер»

Во время испытаний крейсера 3 ранга «Разбойник», Илья Игоревич настоял на проверке хода корабля без применения паровой машины. Паропроводы были выполнены с учетом сброса лишнего пара через турбину. Сама паровая машина тоже была оснащена кулачковой муфтой, позволяющей рассоединить её с валом винта. Используя эту конструкцию, и провели такие испытания. Оказалось, что турбина обеспечивает ход корабля до 14,3 узла. Кроме того, корабль мог двигаться на турбине, когда давление пара было недостаточным для работы паровой машины. Да к тому же экономность хода турбины была выше, чем ход на машине. И при этом скорость значительно больше. Через три года Иванов вспомнил эти испытания, и у инженера появилась новая идея – заменить паровую машину турбиной полного хода. Новая заявка в МТК нашла положительный отклик и работа закипела. Пришлось отработать новый редуктор – ведь турбина полного хода также была высокооборотистой. Для упрощения конструкции редуктора, турбины ставились с двух сторон скоростного вала – турбина экономического хода с кормовой стороны, а турбина полного хода с противоположной. На полном ходу использовались обе турбины. Установку решили испытать на маленьком крейсере. В закладке на Саломбальской верфи был крейсер 3 ранга «Забияка II» – его и переделали в первый чисто турбинный корабль Российского Императорского флота. В апреле 1903 года «Забияка» проходил ходовые испытания на Балтике. Силовая установка состояла из двух турбин полного хода и двух турбин экономического хода. Суммарная мощность турбин была чудовищной для столь малого корабля – 21 707 л.с.. При полном ходе в работе были все четыре турбины. На мерной миле корабль разогнался до 34,05 узла. Силовая установка работала ровно, без перегревов и поломок. Испытания выявили одну особенность – наиболее подходящий экономический ход у корабля был равным 14 узлам. На общепринятом 10-узловом ходе силовая установка потребляла угля больше, чем на 14 узлах.

Испытания турбинного крейсера перевернули все планы – уже заложенные к постройке броненосцы типа «Андрей Первозванный», с комбинированной силовой установкой, срочно перепроектировались под турбины. Общество Путиловских заводов заложило турбинный цех – мощностей завода Лесснера уже не хватало. Турбины нужны были уже значительно более мощные и больших габаритов. Началось проектирование новых боевых кораблей: миноносцев, минных крейсеров, крейсеров и броненосцев с новой силовой установкой. Следует указать, что благодаря комбинированной силовой установке Россия пошла по пути строительства турбинных силовых установок с редукторной передачей крутящего момента на винты. При переходе на чисто турбинную СУ редуктор оставили по инерции – сказалась косность мышления МТК. Вследствие чего РИФ получил передовую технология турбозубчатых агрегатов, задолго до появления ГТЗА в других флотах. Строившийся в это же время британский броненосец «Дредноут» имел малооборотистые турбины, работающие прямо на вал винта. Британское кораблестроение имело огромный авторитет в мире, и на русский опыт никто не обратил внимание. Однако к концу Первой Мировой войны в мире было огромное количество кораблей русской постройки. В Великобритании оказался греческий крейсер-скаут «Геракл» постройки Николаевского завода. Британские инженеры осмотрели установку и, оценив её, предложили приобрести лицензию на её производство. В течении следующих пяти лет лицензию на ГТЗА приобрели все мировые судостроители.


Крейсер 3 ранга «Забияка II»

Крейсер 3 ранга «Забияка II»

Водоизмещение 2107 т, длина по ВЛ – 91,7 м, ширина – 10,4 м, осадка – 4,6 метра. Мощность двух ГТЗА – 21 707 л. с., максимальная скорость – 34,05 узла. Запас угля – 392 т. Дальность плавания – 4120 миль на 14 уз. Вооружение: 4×1-122/45, 4×1-25-мм автоматических пушек АК25, 2×1-381-мм палубных ТА, до 50 якорных мин заграждения. Бронирование: гласис над КО и МО, горизонтальная палуба – 25 мм, скосы и траверзы – 37 мм, щиты орудий – 25 мм, боевая рубка – 37 мм.


Всего построено два корабля: «Забияка» и «Зверобой». В боевых действиях с Японией участвовал только «Забияка». Крейсер 3 ранга «Забияка» прибыл во Владивосток в составе эскадры адмирала Вирениуса. Из Владивостока вышел также в составе этой эскадры, но в силу обстоятельств в Порт-Артур прибыл самостоятельно. В Порт-Артуре «Забияка» получил прозвище «дестроер», благодаря своей выдающейся скорости став эффективным средством борьбы с миноносцами противника. Вместе с крейсерами «Пластун» и «Джигит» участвовал в минных постановках и крейсерских операциях вдоль берегов Кореи.

* * *

От автора: Коллеги, пришлось немного изменить схему повествования (если это так можно назвать). Просто дальнейшая проработка заставляет упомянуть этот мой «авторский произвол». Все «придуманное» мной цепляется друг за друга и без этого не обойтись. А так хотелось самое вкусненькое (в смысле за что будете меня пинать особенно больно) оставить на потом. Не срослось – выложил сейчас.

Особое спасибо коллеге Андрей Толстой – тут в основе рисовалки его крейсер «Улисс», ну и сюжет немного от него.

Подписаться
Уведомить о
guest

93 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account