1

Содержание:

Клиперы и шлюпы

        В Императорском флоте России, клиперы были довольно многочисленным классом кораблей. Последняя серия клиперов типа «Крейсер», построенная еще при Константин Николаевиче, постепенно устаревала. После 1892 года их ценность для флота была весьма спорной и по новой классификации их всех перевели в шлюпы. То есть, эти корабли стали патрульными судами. В мирное время несли гидрографическую службу,  осуществляли защиту рыболовства и охрану биоресурсов. А во время войны использовались как патрульно-посыльные суда и в качестве брандвахты. Часть шлюпов использовалось в качестве учебных судов.

Великий князь Алексей Александрович и его флот.  Часть 9.3.1

        Клиперы типа «Крейсер» (8 единиц: «Крейсер», «Джигит», «Наездник», «Вестник», «Опричник», «Пластун», «Разбойник» и «Стрелок»). Построены с 1873 по 1879 годы. Строились на Галерном острове, Новом Адмиралтействе, Невском и Балтийском заводах. Имели некоторые различия, но по основным параметрам были почти идентичны. Длина 63,2 м. Ширина 10,1 м. Осадка 4,4 м. Водоизмещение по проекту 1334 т. Машина проектной мощности 260/1500 (номинальных/индикаторных) л. с. 1 винт. Скорость 12 уз. Запас угля 200-220 т. Дальность плавания 1600 миль. В кормовой части клипера имелась шахта для подъема гребного винта (при длительном движении под парусом). Вес подымаемого агрегата (винт, рама и т.д.) составлял 6,39 т. Парусное вооружение по типу брига. Площадь парусов 1230 кв. м. Скорость хода под парусами до 12 уз.

Орудия устанавливались на поворотных платформах и частично могли переводиться с борта на борт, так что вся артиллерия клипера могла участвовать в бортовом залпе. Вооружение:

Первоначальное: 3×1-6″ обр. 1867 г., 4×1-4-фн обр. 1867 г., 1×1-25-мм Гатлинга.

На 1885 г.: 3×1-6″ обр. 1867 г., 4×1-4-фн обр. 1867 г., 4×1-5/37-мм Р37, 1×1-2,5″ Барановского.

После 1889 г.: 2×1-152/35, 4×1-107/35, 4×1-47-мм, 4×1-5/37-мм Р37, 1×1-2,5″ Барановского, 1 381-мм носовой торпедный аппарат.

       1 февраля 1892 г. Все клиперы типа «Крейсер» были переклассифицированы в шлюпы. При этом «Вестник» и «Опричник» стали учебными судами, без смены имени. «Крейсер» переведен в Мурманский пункт базирования, так же без смены имени. А «Джигит», «Наездник», «Пластун», «Разбойник» и «Стрелок» были приписаны к Тихоокеанской эскадре и при этом переименованы. Генерал-адмирал негативно относился к практике переименования кораблей, считая что смена имени переводит корабль в «несчастливые». Что сложно понять современному человеку, но моряк XIX века вполне мог считать это правильным решением. Но вот с переименованием шлюпов он согласился. Негоже ведь, иметь тихоходные патрульные суда с разбойничьими именами. Шлюпы получили «цветочные» имена и продолжили службу, охраняя биоресурсы. Впрочем, они этим занимались и раньше, будучи клиперами. В 1901-1903 годах, все они прошли ремонт и модернизацию в судоремонтном заводе Порт-Артура. Корабли получили скорострельные патронные 122 и 87-мм пушки, мощный генератор, радиостанцию и по шесть прожекторов Манжена. Парусное вооружение было упразднено, исчезла также шахта подъема гребного винта. В носу продлили полубак, а в корме нарастили полуют. Высота этих образований была низковата – 1,9 метра, так как выполнялась на высоту фальшборта. 122-мм пушки установили на полубаке и полуюте.  Для 87 мм пушек в бортах прорезали порты, которые закрывались щитами в плохую погоду. Орудия в таком случае разворачивались вдоль борта и помещались внутри от фальшборта. Такое решение позволило сохранить хорошую мореходность, но вот стрелять вдоль борта 87 мм пушки по носу и по корме не могли. Впрочем это не столь большой недостаток для патрульного судна, главной задачей которого была охрана минных позиций. В таком виде шлюпы стали настоящими патрульными судами и были включен в отряд подвижной береговой обороны крепости Порт-Артур. Командующим этого отряда был назначен контр-адмирал М.Ф. Лощинский. Отряд создавался по инициативе и под непосредственным руководством Лощинского. Модернизация шлюпов была выполнена так же по инициативе Михаила Федоровича. Инициатива была подана Генерал-адмиралу в 1901 году, когда Лощинский был назначен младшим флагманом Балтийского флота. После чего был срочно командирован в Порт-Артур.

Шлюп «Гиацинт» 1901 год

Шлюп «Гиацинт» 1901 год

    «Гиацинт» (бывший «Джигит»), «Эдельвейс» («Наездник»), «Флокс» («Пластун»), «Ирис» («Разбойник») и «Нарцисс» («Стрелок»). Переоборудованы из клиперов типа «Крейсер».

       Водоизмещение – 1334 т. Длина по ВЛ – 63,2 м, максимальная – 69,2 м, ширина – 10,1 м, осадка – 4,4 м. Машина проектной мощности 260/1500 (номинальных/индикаторных) л. с. 1 винт. Скорость – 12 уз. Запас угля – 200-220 т. Дальность плавания 1600 миль. Автономность – 7 суток.

       Вооружение: 2×1-122/45, 4×1-87/50, 2×1-7,62-мм пулемет М95, шесть 90-см прожекторов, 16 мин заграждения (сброс по рельсам системы Угрюмова). М.Ф. Лощинский, будучи командиром броненосца «Двенадцать Апостлов», наблюдал эту систему при испытании на этом корабле. На шлюпах сброс осуществлялся через бортовой порт в корме. Откидная, наклонная аппарель осуществляла сброс на дистанцию примерно в 3 метрах от борта. В спокойную погоду этого было достаточно, а вот при волнении нет. Вдобавок ко всему, моряки предохранитель заменяли тонкой пластинкой соли, растворяющуюся за 1-2 минуты. Так как постановку осуществляли «затыкая» проход в минной банке, оставленный для своих кораблей. Мины ставили, когда противник уже шел по проходу и ждать 20 минут на взведение предохранителя, было бессмысленно. Но при ударе об воду, пластинка выпадала, ставя мину на боевой взвод уже при падении. Именно так погиб «Эдельвейс», подорвавшись на своей последней мине. Но проход закрыл, и японцы прекратили попытку прорыва в Дальний. На шлюпе погибло девять матросов, два кондуктора и мичман минной команды. Более полутора десятка было ранено и обожжено, но команда благополучно спаслась. И эвакуировала раненых.

        Шлюпы этого типа очень кстати пришлись в осажденном Порт-Артуре. Но не всем им довелось дожить до конца войны: «Эдельвейс» подорвался на собственной мине во время постановки заграждения и затонул. «Флокс» и «Гиацинт» погибли при отражении, попытки японским флотом, прорыва минного заграждения.

 Покупные крейсеры

        Приобретение Российским Императорским флотом трех судов – «Азия», «Африка» и «Европа», представляет собой детективную историю. Во время противостояния с Англией в марте 1878 г. русское правительство закупило в США четыре судна для крейсерства в Атлантике. С этой целью в Америку была организована секретная экспедиция. 1 апреля 1878 г. из Ораниенбаума вышел зафрахтованный Россией германский пароход «Цимбрия», на борту которого находилось 66 русских морских офицеров и 606 нижних чинов под командованием капитан-лейтенанта К.К. Граппенберга.

         Первым был куплен за 400 тыс. долларов недостроенный пароход «Штат Калифорния», который получил название «Европа», вторым – пароход «Колумбия» за 275 тыс. долларов, который был переименован в «Азию», а третьим – пароход «Саратога» за 335 тыс. долларов, переименованный в «Африку».

         21 декабря 1878 г. «Европа» и «Азия» с русской командой вышли в океан. В трех милях от берега они спустили американский и подняли русский Андреевский флаг. Через пять дней то же проделала и «Африка». Поскольку к этому времени кризис миновал, все три крейсера под Новый год пришли в Копенгаген, где и перезимовали, ожидая освобождения Кронштадтского рейда ото льда.

         Орудия для русских крейсеров были заказаны фирме Круппа. «Европа» получила одну 8,26-дюймовую (210-мм) гаубицу, три 5,9-дюймовые (149,3-мм) пушки и четыре 9-фунтовые (107-мм) пушки; «Азия» — три 5,9-дюймовые и четыре 9-фунтовые пушки; «Африка» — пять 5,9-дюймовых и четыре 9-фунтовые пушки. Первоначальный замысел предусматривал вооружение «Европы», «Азии» и «Африки» в море с нейтральных пароходов, доставивших пушки из Германии. И лишь после окончания Берлинского конгресса было решено пушки ставить в Кронштадте. Следует заметить, что с классификацией этих судов в Морском Ведомстве вышла заминка, поначалу их называли вспомогательными крейсерами. В 1882 году всех перевели в клиперы. А с 1885 года были переданы Доброфлоту в качестве транспортов. В 1891-1893 годах, все суда вернули и причислили к Балтийской Практической эскадре в качестве учебных судов. При этом их продолжали классифицировать как вспомогательные крейсера.

Клипер «Европа» 1878 год

Клипер «Европа» 1878 год

     Клипер «Европа», заложен в 1878 г. на верфи Крампа в Филадельфии, спущен 3 мая 1878 г. 14 июля 1885 г. передан Добровольному флоту. В 1893 г. прошел капитальный ремонт. 31 июля 1895 г. зачислен в состав Балтийского флота в качестве транспорта. С 13 сентября 1900 г. по 16 октября 1909 года – учебное судно. С 28 декабря 1916 г. блокшив № 10. 12 апреля 1918 г. захвачен финнами в Гельсингфорсе. 4 июня 1918 г. затонул в гавани Хельсинки (Гельсингфорса) из-за фильтрации корпуса, был поднят, но ввиду нецелесообразности восстановления продан на слом.

      Первоначальное вооружение: 1×1-21-см (8,26-дм) мортира, 3×1-15-см пушки, 4×1-10,7-см пушек, 4 пушки Пальмкранца, 3×381-мм торпедных аппарата. В 1901-1913 гг.:4×1-76/48-мм пушки, два пулемета М95.

http://www.etoretro.ru/pic55007.htm?position=610&sort=DESC&sort_field=image_date

Клипер «Азия» 1878 год

Клипер «Азия» 1878 год

     Клипер «Азия». Длина 86,4 м. Ширина 10,7 м. Осадка 4,5 м. Водоизмещение 2449 т. Одна машина двойного расширения мощ­ностью 1200 л. с. 1 винт. Скорость 15,6 уз. Запас угля 750 т. Дальность плавания 1500 миль. Парусное вооружение трехмачтового клипера. Заложен в 1874 г. на верфи Крампа в Филадельфии, спущен в 1874 г. С 11 марта 1892 г. учебное судно. 16 августа 1911 г сдан порту. 21 мая 1915 г. расконсервирован и обращен в транспорт. С 20 мая 1916 г. учебное судно. Вторично сдан Кронштадтскому порту в мае 1918 г. 15 августа 1922 г. продан совместному русско-германскому акционерному обществу «Деруметалл» на слом и осенью 1922 г. отбуксирован в Германию. 26 сентября 1923 г. исключен из списков судов флота.

     Первоначальное вооружение: 3×1-15-см, 5×1-10,7-см, 4×1-25,4-мм пушки Пальмкранца. К 1901 г.: 2×1-152/35, 7×1-107/35, 4×1-37-мм пушки Р37, 5×381-мм торпедных аппаратов. В 1902-1909 гг.: 6×1-107/35., 4×1-37-мм пушки Р37, 5×381-мм торпедных аппаратов.   На 1914 г.: 4×1-76/48-мм пушки, 2 пулемета М10.

http://riflot.ru/forum/topic/2192-«таинственная-экспедиция»-в-америку/

Клипер «Африка» 1878 год

Клипер «Африка» 1878 год

       Клипер «Африка». Длина 82,6 м. Ширина 11, 6 м. Осадка 4,6 м. Водоизмещение 960 т. Одна машина двойного расширения мощностью 1417 л. с. 1 винт. Скорость 12,7 уз. Дальность плавания 6400 миль при 9 уз. Парусное вооружение трехмачтового клипера. Построен в 1877-1878 гг. в Честере (США). С 24 марта 1892 г. учебное судно. В 1920-1922 г. использовался как транспорт, посыльное судно, плавучий склад. 15 августа 1922 г. продан совместному русско-германскому акционерному обществу «Деруметалл» на слом и осенью 1922 г. отбуксирован в Германию. 29 сентября 1923 г. исключен из списков судов флота.

    Первоначальное вооружение: 5×1-15-см, 5×1-10,7-см, 4×1-25,4-мм пушки Пальмкранца. В 1892 г. добавлено 5×381-мм торпедных аппаратов, а все пять 15-см орудий находились в порту, хотя и числись на судне. К 1900 г.: 4×1-107/35, 2×1-87/35. К 1914 г.: 4×1-76/48.

http://keu-ocr.narod.ru/America/

Клипер «Забияка» 1879 год

Клипер «Забияка» 1879 год

        Клипер «Забияка». Длина по ВЛ – 67,4 м, длина по палубе – 71,0 м, ширина – 9,1 м, осадка  форштевнем – 3,84 метра, ахтерштевнем – 4,45 метра. Водоизмещение 1236 т. Мощность вертикальной паровой машины компаунд при 96 об/мин – 1400 л. с. (восемь топок). Скорость 14,5 узла. Запас угля – 320 т. Дальность плавания – 6000 миль при 10 уз. Заложен 1 июля 1878 г. на верфи Крампа в Филадельфии, спущен 9 сентября 1878 г., вступил в строй в 1879 г. С 28 мая по 5 августа 1879 г. перешел из Филадельфии в Кронштадт. С 1 февраля 1892 г. крейсер 3-го ранга. 19 декабря 1893 г. перечислен в состав Сибирской флотилии. В 1902 году прошел модернизацию в Порт-Артурском СРЗ, переклассифицирован в шлюпы и введен в отряд подвижной береговой обороны крепости Порт-Артур, под именем «Цикламен». Погиб во время боя по отражению японского десанта в бухте Десяти кораблей.

      Вооружение в 1880-1891 гг.: 2×1-152/22., 4×1-107/25, 1×1-76/21. В середине 1880-х гг. добавлена 1×1-2,5-дм Барановского и 6×1-37-мм пушки Р37. С 1891 г.: 4×1-107/35, 6×1-47/43, 6×1-37-мм пушек Р37, 1×1-2,5-дм Барановского.

Шлюп «Цикламен» 1902 год

Шлюп «Цикламен» 1902 год

      Водоизмещение 1236 т. Длина по ВЛ – 67,4 м, длина по палубе – 71,0 м, ширина – 9,1 м, осадка  форштевнем – 3,84 метра, ахтерштевнем – 4,45 метра. Мощность вертикальной паровой машины компаунд при 96 об/мин – 1400 л. с.. Запас угля – 120 т. Дальность плавания – 1700 миль на 10 уз. Вооружение: 2×1-122/45, , 4×1-87/50, 2×1-7,62-мм пулемета М95, шесть 90 см прожектора.

  Переоборудование велось по программе «цветочных» шлюпов. Вооружение и оборудование аналогично шлюпам «Геоцинт», правда мин заграждения ему не досталось. Сказалась индивидуальная компоновка корабля. Кроме того, 122-мм орудия, для обеспечения максимальных углов обстрела, расположили на тумбах-барабанах. Носовой барабан был выше кормового. А так как перед орудиями оказались мачты (остались на прежних точках крепления, для достижения удовлетворительной длины антенны радиостанции), то носовой и кормовой секторы имели ограничения по обстрелу. Вдобавок к этому, на баке и юте разместили по одному прожектору, что тоже сказалось на возможности ведения огня в нос и корму. 87-мм пушки разместили в прежних местах – где стояли 9-фунтовки. Подвесной ходовой мостик также, остался на прежнем месте, но получил ходовую рубку.

Первая серия клиперов

   В 1862 году, высочайшим повелением, упразднялись Архангельский военный порт и Соломбальская верфь. Но уже в 1883, начинается строительство верфи в Архангельске под названием «Новое Архангельское Адмиралтейство» и Соломбальская верфь была открыта вновь. Уже в 1887 году на Соломбальской судоверфи были выстроены, малый крытый каменный эллинг №1. Строился большой эллинг №1 – в нем планировалось строительство коммерческих пароходов и транспортов, так же малый крытый эллинг №2. В непосредственной близости от верфи строились мастерские Управления работ по улучшению Архангельского торгового порта. Позднее на их месте был учрежден Государственный судоремонтный завод. В 1887 году, после длительного перерыва, в Архангельске закладывается новая серия клиперов. Всего построено 10 кораблей: «Атаман», «Стрелец», «Гайдук», «Самурай», «Ковбой», «Хунхуз», «Боец», «Бандит», «Клефт» и «Пират». Все клиперы строились на одном и том же стапеле. После спуска на воду одного, закладывался следующий.

     Корабли строились по традиционной технологии, для этого класса кораблей и конструктивно были похожи на клиперы серии «Крейсер»: на железный каркас накладывалась двухрядная деревянная обшивка, подводная часть обшивалась мунц-металлом (свинцовая латунь). Основой корпуса служил плоский киль из железных листов шириной 60,96 см и толщиной 1,7 см, скрепленный с дубовым килем болтами. Фальшкиль выполнялся из лиственницы. Штевни и рулевая рама выполнялись из литой стали. Деревянная обшивка, ставившаяся поверх железной, состояла из двух слоев, причем внутренний состоял из вертикальных чаков, сплошь набранных между стрингерами. Сама деревянная обшивка, выполнялась по типу клипера «Стрелок»: внутренняя обшивалась тиком (толщина досок 89 мм), а с внешней стороны (толщина досок 76 мм), в подводной части – лиственницей, в надводной –  тиком. Для исключения гниения лиственницу пропитывали специальным клеем Хейса, что позволило кораблям оставаться в строю почти по 40 лет. На всех клиперах настил нижней и верхней палуб, а также полубака (закрытого типа) набирался из отборных сосновых досок толщиной 102,54 мм и 51 мм. На фальшборт шла лиственница. Планширь – из тика. Ватервейсы дубовые. Кнехты, трапы, комингсы, люки – тик или красное дерево. Деревянные части крепились болтами из мунц-металла. Из стали делались флоры, угольники, ширстречный пояс, стрингеры верхней и нижней палуб, бимсы и стрингеры полубака и полуюта, коридор гребного вала и люк торпедного аппарата.

     Компоновка новых клиперов так же была традиционной: развитое парусное вооружение, одна паровая машина, один винт, два 6 дюймовых орудия и четыре 9 фунтовых. Вся артиллерия устанавливалась второго поколения с длиной ствола в 35 калибров. Корабли имели развитый полубак и полуют. Шестидюймовая артиллерия устанавливалась на барабанах – специальных надстройках, высотой 1,5 метра. А 107-мм пушки на батарейной палубе, в специальных нишах балкончиках. Противоминный калибр включал шесть револьверных пушек Р37. Кроме того корабли вооружили одним носовым, надводным торпедным аппаратом. Такое расположение артиллерии главного калибра позволяло вести стрельбу при волнении – орудия водой не заливались. Однако появились проблемы с подачей боеприпасов, что сочли несущественным.

Крейсер 3 ранга «Атаман»

Крейсер 3 ранга «Атаман»

     Водоизмещение 1421-1434 т. Длина по ВЛ – 69,9 м, длина по палубе – 76,2 м, ширина – 9,1 м, осадка  – 4,6 метра. Мощность вертикальной паровой машины – 2588 л. с., максимальная скорость – 17,8 узла. Запас угля – 250 т. Дальность плавания – 3000 миль на 10 уз. Вооружение: 2×1-152/35,  4×1-107/35, 8×1-47-мм одноствольных пушки, 2×1-37-мм револьверных пушек Р37, один надводный 381-мм торпедный аппарат.

   Крейсера типа «Атаман» имеют интересную особенность использования во флоте. Все они проектировались в МТК, строились в Архангельске, заказывались и финансировались в постройке Министерством Финансов, числились во флоте, экипаж состоял в штате Императорского флота, использовались в интересах Финансового ведомства и соответственно оснащались, ремонтировались и содержались на деньги этого ведомства. Долгое время удел этих небольших кораблей был в виде охраны биоресурсов и борьба с браконьерами и контрабандистами. Моряки очень любили эти корабли – ведь они всегда были в море, вдали от начальства и при исполнении настоящей службы. Романтика на флоте никогда не исчезнет, а романтика и клиперы вещи взаимосвязанные. Кроме того пресловутый ценз на этих судах «выхаживался» очень быстро. «Атаманы» бороздили воды Северного Ледовитого и Тихого океанов. Два крейсера служили на Балтике. Во время войны 1904 года четыре крейсера типа «Атаман» были направлены в рейдерские группы. А остальные остались в своих водах, для защиты биоресурсов. Что было большой неожиданностью для норвежцев и американцев, рванувших «почистить» русский север, пока хозяин занят войной. Балтийские крейсера «Стрелец» и «Самурай» так же оказались в гуще событий – усилившаяся контрабанда в связи с «экспортом революции» в Россию была во многом ослаблена именно этими кораблями.

   Следующей серией крейсеров 3 ранга были клиперы типа «Викинг». Два корабля заказало министерство Финансов, а два Морское ведомство. Построено три корабля – «Викинг», «Лучник» и «Казак». Строительство четвертого корабля было прекращено на стадии подготовки – вместо него был заложен крейсер нового типа «Разбойник II». Крейсера типа «Викинг» во многом были противоречивыми кораблями. Имея ранг клипера, они имели экономичную маломощную машину, а скорость едва перевалила за 13 узлов. Над современным стальным корпусом красовался архаичный рангоут. Артиллерия была расположена по старинке – побортно, только баковое орудие устанавливалось в диаметральной плоскости корпуса. «Викинги» были специализированными кораблями – их корпус был выполнен из стали по типу норвежской шхуны «Фрам», которая в свою очередь была изготовлена по типу поморского ледового коча. Финансовому ведомству эти корабли потребовались для контроля островов в высоких широтах. Там где лед держится практически постоянно. Постоянно там держались и иностранные браконьеры. А вот зачем такой корабль потребовался Морскому ведомству? Ответ для общественности появился очень быстро – в первую же свою компанию «Казак» отправился за Таймыр. Правда в этой высокоширотной экспедиции, «Казак» был крейсером 3 ранга только на бумаге – все его орудия и боеприпасы хранились в порту. А их место заняли всевозможные припасы. Всего клипер «Казак» совершил пять полярных экспедиций. В научных кругах есть мнение, что экспедиция 1898 года завершилась не в устье реки Лена – как гласит отчет руководителя этой экспедиции контр-адмирала Рожественского, а в устье реки Анадрь. Экипаж крейсера выстроил деревянные зимовья в районе поста Ново-Мариинск, который организовал в 1889 году, выполняя указ Императора России, русский военный врач и полярный исследователь Л. Ф. Гриневский. Этот поселок позднее был назван Анадырь. По сути «Казак» совершил переход через северные моря за одну навигацию. Есть сведения о посещении Зиновием Петровичем начальника Петропавловского уезда А. П. Сильницкого зимой 1899 года. Который помог организовать снабжение продовольствием, обмундированием и топливом как само зимовье, так и крейсер «Казак» на обратный путь в Архангельск.  В августе 1899 года «Казак» вернулся в Архангельск, как бы из устья реки Лена. А Рожественский приступил к исполнению своих обязанностей командира Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота. То есть крейсер «Казак» повторил свой подвиг и вернулся по северному пути опять же за одну навигацию. Генерал-адмирал засекретил результаты экспедиции. Отчет Рожественского так же имеется в очень урезанном виде. При этом «Викинги» не были ледоколами, скорее всего они были судами ледового класса. По существу и клиперами, а заодно и крейсерами 3 ранга их назвать можно с очень большой натяжкой. Это были обычные исследовательские корабли. Почему Морское ведомство строило их как крейсера 3 ранга сказать очень трудно. Видимо на то были свои соображения. Скорее всего, мы видим результат, излюбленной у генерал-адмирала, тактики секретности.

Крейсер 3 ранга «Казак» на момент вступления в строй

Крейсер 3 ранга «Казак» на момент вступления в строй

    Водоизмещение 2059 т., длина по ВЛ – 64,9 м, длина по палубе – 69,8 м, ширина – 12,1 м, осадка  – 5,4 метра. Мощность вертикальной паровой машины – 1263 л. с., максимальная скорость – 13,4 узла. Запас угля – 650 т. Дальность плавания – 8000 миль на 8 уз. Вооружение: 7×1-107/50, 2×1-37-мм револьверных пушек Р37.

Новая волна крейсеров 3 ранга

     По классификации 1891 года, клиперы стали крейсерами 3 ранга. Собственно из-за чего во флот вернулось звание «капитан 3 ранга», больше оно в русском флоте не упразднялось. Но у Великого Князя Алексея Александровича, как всегда на все имелось свое личное виденье. Так классификацию 1891 года он видел в следующей транскрипции: «Если эскадренный броненосец – это лев, то броненосный крейсер – тигр. И особо уступать льву он не должен. Тогда броненосец береговой обороны – медведь. Пусть не особо быстрый, но и не слабый корабль. Крейсер 1 ранга – леопард, ну или пантера. Быстрый, сильный и неплохо защищенный. Крейсер 2 ранга – это гепард. Пусть  слабо вооруженный и слабо защищенный, но быстрый – это его главное оружие. А кто тогда крейсер 3 ранга? Крейсер 3 ранга – это русская борзая. Должен иметь скорость, что бы оторваться от пантеры, порвать всяких зайцев, косуль и волков. А сворой и гепарду наподдавать, до полного уничтожения. Концепция конечно хороша, но вот прорывной технологии, для быстроходного крейсера 3 ранга нет. Если большая паровая машина – то совсем уже корвет получается. А если маленькая – то быстрый крейсер не получить. Ситуацию помог изменить случай.

Продолжение следует.

Вот выложил свои маленькие крейсера, пока не забыл о них. Следующими будут корветы, нумерация слегка перепутается — но думаю будет не сложно восстановить.

Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account