Как известно, русско-японская война началась в ночь на 27 января 1904 г. При этом Япония сделала все для того, чтобы боеспособность ее флота к этой дате была максимальной, в то время как Российская империя оказалась к войне категорически не готова («Никогда такого не бывало, и опять то же самое!» (с)).
К концу 1903 г. японцы сумели в основном завершить свою кораблестроительную программу, и имели ядро боевого флота из 6 броненосцев 1-го класса (которые в дальнейшем будем именовать эскадренными) и 6 броненосных крейсеров, а также 15 бронепалубных крейсеров, стада контрминоносцев и миноносцев, не считая множества легких сил. При этом все эскадренные броненосцы и броненосные крейсеры в 1903 г прошли полный курс боевой подготовки в сочетании с текущим ремонтом — кто в нем нуждался. Это позволило главным силам Объединенного флота располагать к началу войны хорошо подготовленными экипажами и матчастью, находящимися на пике своей боеспособности. Конечно, молодая еще промышленность Японии не позволяла поступить так со всем флотом, да и какая бы позволила? Так что среди бронепалубных крейсеров и кораблей ниже их рангом случалось всякое. Наряду с «к походу и бою на 120% готовыми» имелись также и только что вышедшие из длительного ремонта корабли с растренированными экипажами, или такие, где хорошо подготовленные моряки вынуждены были служить на требующей срочного ремонта матчасти.
Тем не менее, Объединенный флот был на высоте. Чего никак не скажешь о российских морских силах на театре.
Наместник Е.И. Алексеев был по-своему далеко не глуп, и понимал, что проводимый им же политический курс очень запросто может привести к войне. Таковую ожидали к 1905 г., когда будут завершены основные кораблестроительные программы как Японии, так и России, но наместнику, как и многим другим, было вполне очевидно, что японцы успевают раньше. В то же время мощный флот, включающий в себя четыре новейших броненосца типа «Бородино», а также и ряд других кораблей в дополнение к имевшимся на Дальнем Востоке еще не составился, и Эскадра Тихого океана, даже с приходом «Цесаревича» оставалась ощутимо слабее неприятеля.
Наместника крайне смущал тот факт, что против 6 японских броненосцев он даже и к конце 1903 г будет располагать всего лишь четырьмя. По броненосным крейсерам как будто имелось даже превосходство, семь против шести, но проблема заключалась в том, что «Россия» и «Рюрик» не годились для эскадренного боя. Кроме того, известно было, что Объединенный флот вскоре пополнится двумя броненосными крейсерами итальянской постройки.
Алексеев много совещался со Старком, и последний указал ему, что, помимо количественного отставания грядет отставание качественное. Демобилизация, проведенная в 1903 г. привела к тому, что эскадра потеряла на ровном месте почти полторы тысячи опытных моряков, хорошо знавших свои корабли, а зимой предстояло еще встать в вооруженный резерв, по понятным причинам не способствующий боевой подготовке. Дело дошло до того, что наместник обратился по инстанции, с просьбой отменить вооруженный резерв, но не преуспел в этом. Но что было в его власти – сделал: хотя празднества по случаю его дня рождения были вполне себе пышными и длительными, все же Эскадра Тихого океана в 1903 г. завершила даже не стандартный, а усиленный курс боевой подготовки (в нашей реальности, увы, Эскадра курса боевой подготовки не завершила, а Алексеев, имея с приходом «Цесаревича» 7 броненосцев против 6 японских, всерьез планировал «второй Синоп»).
Порт-Артур
Как известно, война 1904-1905 гг. началась с внезапной атаки японских миноносцев на корабли русской Боевой эскадры, стоявших на внешнем рейде Порт-Артура. Атака эта увенчалась немалым успехом, потому как в русские корабли угодило, как тогда предположили, три самодвижущиеся мины. Одна из них попала в крейсер «Боярин», но, как ни странно, не причинила большого ущерба. Скорее всего, заряд японской торпеды детонировал не полностью, пожалуй, только этим и можно объяснить сравнительно небольшие повреждения русского корабля. Воды он, конечно, нахлебался, не без этого, но пробоина получилась сравнительно небольшой и вскоре была заделана. Крейсер вернулся в строй.
А вот эскадренный броненосец «Цесаревич» получил двойное попадание, по одной мине в нос и корму корабля. Несмотря на экстренно организованную борьбу за живучесть, флагман русской эскадры медленно погружался в воду. Подошедшие к нему портовые барказы, собиравшиеся было вести подбитый броненосец на внутренний рейд, вынуждены были приткнуть его на мель у полуострова Тигровый, где тот и затонул окончательно, всем корпусом «улегшись» на грунт.
Впоследствии, когда корабль обследовала комиссия, а водолазы осмотрели его днище, выяснилось, что «Цесаревич», хотя все еще гордо возвышался над морской гладью, фактически был уничтожен японской атакой. Во всяком случае и речи идти не могло о том, чтобы ввести его в строй до завершения войны.
Что эскадренный броненосец лежал на грунте и имел много затоплений – это только полбеды и вполне можно было исправить. Однако же вторая попавшая в него мина взорвалась в районе винтов корабля, и, что более всего вероятно, прямо в винты попала еще и третья. В результате оба вала оказались погнуты, а левый так и вовсе перебит, при этом винт от него отделился и был, впоследствии, обнаружен в сильно разрушенном виде на месте стоянки броненосца. Другой винт также был поврежден, а руль почти полностью разрушен.
Конечно, приложив к тому множество усилий, «Цесаревича» можно было бы поднять и отвести на внутренний рейд. Но повреждения оказались столь обширны, что совершенно исключали возможность ремонта броненосца в Порт-Артуре в военное время.
Утром 27 января на горизонте появился весь японский флот и атаковал русские корабли, двигаясь кильватерной колонной вдоль внешнего рейда в направлении на Ляотешань. Эскадра ответила из всех орудий, включая береговые, и натиск был отражен без особого ущерба. Сколько-то существенно пострадал только «Новик» под командованием Н.О. Эссена: храбро «наскакивавший» на японскую боевую линию крейсер получил-таки тяжелым снарядом под ватерлинию, что потребовало ремонта в доке. Впрочем, японским кораблям тоже не удалось нанести заметных повреждений, хотя на эскадре и считали, что здорово потрепали Объединенный флот.
Увы, дальнейшие действия артурского командования отличались немалой хаотичностью и еще более усугубили ситуацию. Понимая, что г. Дальний и Талиенван совершенно беззащитны, О. Старк, с разрешения наместника отправил туда 27 января «Енисей» для постановки минных заграждений. Но как это было сделано? Сперва минный транспорт пошел было в море, но получил отменительный приказ и вернулся, а затем вышел повторно в сопровождении крейсера «Яхонт» (речь идет о крейсере 2-го ранга типа «Изумруд», который ранее назывался в АИ «Топазом». Но, по рекомендации уважаемые коллеги старшего матроса, название заменено на более историчное — «Яхонт»). Оба корабля без приключений прибыли в Талиенван, но затем «Яхонт», имея инструкцию лишь довести «Енисея» до места, но не охранять его там, вернулся в Порт-Артур.
«Енисей» же принялся ставить минные заграждения в соответствии с планом, чем и занимался 28 января, но не сумел закончить. Естественно, на следующий день экипаж торопился завершить порученное ему дело, ведь в ходе постановки «Енисей» был совершенно беззащитен против любого японского корабля. Увы, но в результате ненужной спешки минный заградитель подорвался на собственной мине и быстро пошел ко дну вместе со своим командиром, не пожелавшим покинуть гибнущий корабль.
Однако в Дальнем решили, что «Енисей» стал жертвой японских миноносцев, почему запросили у Порт-Артура помощи. Немедленно в Талиенван был отправлен «Яхонт» с миноносцами, снабдив его (и то лишь по чистой случайности!) планом минных постановок, которые должен был выполнить «Енисей». Увы, по ряду объективных причин, заграждения были выставлены с отклонением от плана: в результате «Яхонт» подорвался на русских же минах, и был оставлен командой все тем же несчастливым днем 29 февраля. В дальнейшем выяснилось, что крейсер остался на плаву и вполне имел надежду уцелеть. Однако спасательная экспедиция не удалась, и «Яхонт» затонул 31 января, а его командир пошел под суд за преждевременное оставление крейсера.
Чемульпо
Здесь крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» дали героическое сражение японской эскадре, состоявшей из 6 крейсеров, включая новейший броненосный «Асама». У японцев были еще миноносцы, но они в том бою не приняли участия.
Первую потерю «Варяг» понес за 3 дня до боя – серьезнейшая лихорадка подкосила его командира, Всеволода Федоровича Руднева. Вначале дело ограничивалось общей слабостью и температурой, но болезнь прогрессировала настолько быстро, что В.Ф. Руднев впал в полубессознательное состояние, в каковом и пребывал на начало сражения: разумеется, руководить кораблем он не мог, хотя, в момент проблеска сознания категорически запретил свозить его на берег. В результате командование «Варягом» принял его старший офицер, Степанов Вениамин Васильевич, который и повел крейсер в бой…
Который, увы, не затянулся. Вскоре после получения ультиматума японского командующего С. Уриу, «Варяг» и «Кореец» подняли якоря и пошли к фарватеру, выводящему из гавани Чемульпо. Здесь «Варяг» дал не менее 14 узлов и пошел на прорыв, имея с учетом течения не менее 16-ти, а может и все 17 узлов. Крейсера Уриу, стоявшие на якоре возле о. Пхальмидо, срочно расклепали якорь-цепи и дали ход, как раз к этому времени «Варяг» вышел на чистую воду. Здесь русский крейсер угодил под сосредоточенный огонь японской эскадры и быстро пошел ко дну – выживших было не более дюжины. «Кореец», получив небольшие повреждения, вернулся на рейд Чемульпо, где был взорван, чтобы не достаться неприятелю.
Героическая гибель «Варяга», вышедшего биться против целой эскадры, стала символом боевой доблести российского флота на многие десятилетия. Но недавно появилась иная точка зрения на подвиг русского крейсера, наиболее полно она изложена в работах историка Н. Черновола.
По его мнению, у русского корабля имелись хорошие шансы нанести японцам серьезный ущерб, но для этого следовало действовать не так, как воевал В.В. Степанов. Дело в том, что, как стало известно из японских документов (приказ №30), Сотокичи Уриу был уверен в том, что «Варяг» будет прорываться прорывом Летучей рыбы. Соответственно, японский адмирал предполагал выстроить в нем целую эшелонированную оборону, распределив 6 своих крейсеров попарно едва не по всей длине пролива — расстояние между головной и оконечной парой должно было превышать 7 миль. Естественно, снявшись с якоря, японские корабли начали исполнять приказ, и должны были рассредоточиться. Однако же командир «Варяга» не дал им этого сделать, так как повел крейсер на большой скорости по фарватеру: японцы банально не успели выполнить приказ, когда «Варяг» выскочил на них из-за острова Пхальмидо.
По мнению Н. Черновола, бросившись на противника, «Варяг» допустил главную ошибку в том бою. Во-первых, фарватер был опасен для судоходства, и даже небольшая погрешность курса могла привести к тому, что русский крейсер выскочил бы на мель ввиду неприятеля. Во-вторых, двигаясь на высокой скорости, «Варяг» лишился поддержки 203-мм орудий «Корейца», который не поспевал за сравнительно быстроходным крейсером. И в-третьих, В.В. Степанов попросту не дал времени японцам рассредоточиться, в результате чего вывел свой корабль под кинжальный огонь в упор всех 6 крейсеров С. Уриу, что и предопределило его быструю гибель.
«Совершенно очевидно», — писал Н. Черновол: «что если бы старший офицер «Варяга» В.В. Степанов дал скорость не свыше 6-7 узлов, с тем чтобы «Варяг» и «Кореец» шли по фарватеру не более 9-10 узлов с учетом течения, то русские корабли получили бы множество тактических преимуществ. Во-первых, они бы дали время японцам растянуть свой строй. Тогда по «Варягу» эффективно могли стрелять только крейсера ближайшей к нему пары, а не всех шести, как это произошло в реальности. Во-вторых, «Варяг» был бы поддержан тяжелыми орудиями «Корейца», что в сложившейся ситуации могло иметь большое значение. И в-третьих, выйдя с фарватера и повернув направо вдоль острова Пхальмидо, «Варяг» мог задействовать артиллерию всего борта и маневрировать, находясь на открытой воде, что позволило бы ему продержаться какое-то время и нанести куда больше вреда японцам, чем это произошло в действительности».
По мнению Н. Черновола, В.В. Степанов не решился идти на прорыв на 7 узлах, дабы не быть обвиненным в трусости перед лицом противника, но такая храбрость привела лишь к быстрой гибели крейсера. Надо сказать, у историка много иных претензий к экипажу «Варяга»: так, например, расчет количества истраченных боеприпасов (крейсер после войны подняли) показывал, что комендоры крейсера совершенно не воспользовались возможностями, которые предоставляли им скорострельные шестидюймовые орудия системы Канэ. Вместо того, чтобы обрушить на противника град снарядов, комендоры «Варяга» стреляли размеренно, и близко не достигая паспортной скорострельности орудий. В этом Н. Чорновил усматривает недостаточную подготовку наших артиллеристов, добившихся всего лишь двух попаданий в японские крейсера, не причинивших последним заметного ущерба.
Как бы то ни было, итогом первых дней войны, стала гибель сильнейшего эскадренного броненосца России на Дальнем Востоке, двух бронепалубных крейсеров, минного заградителя и канонерской лодки. К этому пришлось прибавить еще и канлодку «Манджур», находившуюся в Шанхае и вынужденную интернироваться – хотя корабль и не погиб, но не мог, конечно, участвовать в боях.
Вне всякого сомнения, наибольшее влияние на вице-адмирала О.В. Старка и на наместника Е.И. Алексеева оказала гибель «Цесаревича». Как можно было дать теперь генеральное сражение японцам, имея всего три не самых новых броненосца против шести японских? О.В. Старк полагал, что корабли типа «Полтава» не уступают, и даже превосходят японский тип «Фудзи» во всем, кроме скорости, но остальные четыре японских броненосца, по его мнению, были и сильнее и быстрее отечественных.
Е.И. Алексеев и О.В. Старк сочли силы Боевой эскадры слишком неравными, чтобы искать счастья в генеральном сражении. Но что тогда им оставалось делать? Это еще предстояло решить, а пока основные силы эскадры увели от греха подальше на внутренний рейд.
Первая попытка заграждения входа на внутренний рейд
Вся первая декада февраля прошла в нерешительности. Не то, чтобы совсем не велось никакой боевой работы: была организована охрана внешнего рейда силами отряда подвижной береговой обороны, да иной раз отправляли пару миноносцев в дозор, с наказом до утра к рейду не подходить. Также разведывали миноносцами и крейсерами близлежащие бухты, где возможна была высадка японского десанта, а затем минировали их. Что же до «Цесаревича», то его, после того как стало ясно, что вернуть корабль в строй не удастся, решено было превратить в прибрежный бастион береговой обороны.
Пользуясь тем, что корабль сел на мель плотно, при этом будучи развернут бортом к морю, окружили его противоминными сетями, дабы избежать дальнейших подрывов – все же, хотя бы и после войны, но броненосец можно было поднять и ввести в строй. Заодно частично осушили затопленные отсеки и смогли ввести в дело часть котлов, достаточных для обеспечения артиллерии корабля энергией. В результате «Цесаревич» своими 4*305-мм и шестью 152-мм в трех бронебашнях левого, обращенного к морю борта, стал существенным дополнением береговой обороны Порт-Артура. Кроме того, находясь в непосредственной близости от прохода на внутренний рейд, броненосец мог успешно препятствовать любой попытке его заграждения. Таковую же японцы предприняли достаточно скоро, и даже быстрее, чем ожидалось. Впрочем, на сей раз к их приходу русские моряки были готовы.
Замысел японцев был прост – впереди идет отряд миноносцев, который свяжет и отвлечет на себя русские дозорные корабли. За ним второй отряд миноносцев, который должен осмотреть местность и пять судов-брандеров, которые и закупорят проход на внутренний рейд. Каждый брандер сопровождался отдельным миноносцем, который должен был снять с него экипаж. Еще один отряд миноносцев должен был держаться в отдалении у Ляотешана и быть готовыми спасать экипажи брандеров. Японские адмиралы не знали масштаба бедствия, приключившегося с «Цесаревичем», и потому рассчитывали еще раз подорвать сидевший на мели броненосец.
Результаты первой попытки заграждения Порт-Артура, предпринятой в ночь на 11 февраля 1904 г оказались весьма поучительными для обеих сторон.
5-ый отряд истребителей, который должен был отвлечь на себя русские дозоры, смог приблизиться ко входу в гавань незамеченным на дистанцию минной стрельбы. Все четыре его миноносца сумели применить свое основное вооружение, но ни один из них не добился попаданий. В то же время, несмотря на шквальный огонь русских батарей и броненосца, ни один из миноносцев не был потоплен. Затем подошли «основные силы» японцев и огонь сосредоточился на пароходах-брандерах, теперь на миноносцы внимания уже почти не обращали. Все пять брандеров были уничтожены, но миноносцы неприятеля довольно эффективно организовали спасение их экипажей. То один, то другой периодически «засвечивались» прожекторами, по ним стреляли, не достигая, увы, особого эффекта. Легкие силы русских, выделенные для охраны рейда, также попытались вступить в бой, но перестрелка с вражескими кораблями также оказалась совершенно недействительной.
Что до общего итога, то своей цели японцы не достигли, и это было хорошо. Плохо было то, что не достигли они ее лишь случайно. Береговая оборона, команда «Цесаревича», силы защиты рейда – все они не проспали, действовали решительно и энергично. Тем не менее, один из брандеров практически дошел до прохода на внутренний рейд, и только чудом не попал в него, выбросившись на камни совсем рядом с проходом. При этом неприятельские миноносцы полночи шныряли по внешнему рейду, и все русские силы, сосредоточенные для отражения такой атаки, не смогли им помешать. Участники этого боя полагали, что русские снаряды сумели-таки повредить несколько миноносцев, но не считали, что хотя бы один из них затонул.
Итого, первая попытка заграждения Порт-Артура дала два основных урока. Первый заключался в том, что попытка заградить брандерами проход на внутренний рейд чревата очень большими потерями, но все же имеет некоторые шансы на успех. Второй же заключался в том, что русская береговая оборона, увы, оказалась неспособна эффективно бороться с вражескими миноносцами на внешнем рейде в ночное время.
Второй вывод подтвердился уже на следующий день. Начался он, надо сказать, весьма суматошно. 11 февраля отряд в составе крейсеров «Новик», «Аскольд»» и «Богатырь» вместе с 4 миноносцами должны были идти на разведку восточного берега Квантунского полуострова, но вскоре обнаружили отряд из 4 японских бронепалубных крейсеров, которые, очевидно, были посланы на изучение результатов попытки ночного заграждения. В бой с ними вступать русский отряд не стал, так как за ними маячили неприятельские тяжелые корабли. Крейсера вернулись на внешний рейд, а японцы не рискнули подходить на дистанцию стрельбы береговых батарей, так что дело ограничилось короткой перестрелкой. Но вечером 11 февраля Х. Того приказал атаковать миноносцами 4-го отряда русские крейсера, оставшиеся на рейде. И в эту же ночь О.В. Старк распорядился отправить 8 миноносцев на разведку.
Результат, опять же, получился разочаровывающим. Японцев обнаружили, когда они вошли на рейд. Неприятеля обстреляли береговые батареи, а затем состоялись еще короткие перестрелки с нашими миноносцами. Увы, вражеские корабли удалось только отогнать, но не уничтожить, а кроме того, нашим же миноносцы 2-го отделения попали под дружественный огонь. К счастью, никто не пострадал, но, радость от отсутствия потерь имела отчетливый привкус горечи от низкой эффективности нашей ночной стрельбы.
В общем, имеющиеся силы и средства защиты внешнего рейда оказались малоэффективными против ночных атак вражеских миноносцев, и это разочаровывало.
До прибытия С.О. Макарова
Следующий урок русской эскадре был преподан 12 февраля. С рассветом «Новик», «Аскольд», и «Богатырь» вышли на внешний рейд с тем, чтобы встретить возвращающиеся из дозора миноносцы, но вместо них встретили подходящие в полном составе главные силы Объединенного флота. Те, разумеется, атаковали, и броненосцы и броненосные крейсеры Боевой эскадры решительно не могли ничего сделать – они находились во внутренней гавани Порт-Артура, так что начать выход могли только в два часа пополудни, с приходом «большой воды». Крейсерский отряд оказался под угрозой полного уничтожения.
К счастью, Х. Того не рискнул действовать решительно. Он опасался русских береговых батарей и маневрировал так, чтобы по возможности не попадать под их огонь. Результат не замедлил сказаться: тяжелые корабли Объединенного флота повреждений не получили, но русские крейсера не уничтожили и даже не смогли повредить их сколько-то серьезно. После недолгой перестрелки японцы удалились, в общем-то, ни с чем.
Но все же в тот день русские силы понесли очередной урон. Из 8 миноносцев, ушедших в ночь на 12 февраля обратно вернулись только 7. «Внушительный» не успел и попытался спрятаться в Голубиной бухте, но был обнаружен там летучим отрядом японских крейсеров. В результате их обстрела миноносец оказался сильно поврежден и, впоследствии, затонул, хотя мог и уцелеть, если бы их Порт-Артура вовремя прислали помощь. Однако – не прислали, ни вовремя, ни вообще.
В дальнейшем же на протяжении целых 11 дней не происходило ничего интересного. Крейсера выходили в море, ведя разведку, но никого не видели, а сведения о высадке японцев в Инчендзы, предотвращать которую ринулись и крейсерами, и полком сухопутных сил, оказались ложными. Японские миноносники регулярно шарились ночами у внешнего рейда, но на него вроде не совались, ограничиваясь дозором и разведкой. Наместник и О.В. Старк думали устроить минные заграждения, чтобы противодействовать попыткам закупорить проход на внутренний рейд Порт-Артура, но оставили это дело до прибытия нового командующего Эскадрой Тихого океана – только привели 4 парохода из Дальнего, каковые согласно планам предполагалось затопить в подходящих местах.
Ну а 24 февраля в Порт-Артур прибыл вице-адмирал Степан Осипович Макаров.
Продолжение следует!
++++++++++++++++++++++++++++
Пока вижу почти реальную историю, уважаемый коллега. 😉 Но посмотрим, что будет дальше…
А что дальше, прибыл Макаров, теперь начнется рубилово)
Пока вижу почти реальную историю, уважаемый коллега Вот здесь позволю себе не согласиться. Изменения вроде бы не столь уж велики, но имеют принципиальное значение. Как Вы, без всякого сомнения, понимаете, с тем уровнем артиллерийской подготовки, который на наших кораблях 1ТОЭ сложился к лету 1904 г, победить японцев невозможно, хоть пять Ретвизанов выдай.Соответственно, надо подтянуть, а как? Как мы знаем в РИ эскадра учения 1903 года не закончила, а наместник всерьез думал, что имеющимися силами победим и готов был отправить эскадру решительно сразиться сразу после начала войны (понятно, что без двух подбитых ЭБР он этого делать уже не хотел). Соответственно, чтобы изменить его такое мнение, я сознательно ослабил артурцев по броненосцам… но только формально, а фактически-то усилил. Потому как вместо Ретвизана, Громобоя и Баяна я им выдал три Победы, что, вообще говоря, для боя в линии куда лучше. Но я поименовал пересветы броненосными крейсерами — и не то, что у наместника, а даже у ряда форумчан сложилось мнение, что 1ТОЭ ослаблена в линейных силах:))) Будучи формально слабее, Наместник не будет витать в облаках, как в РИ. Я долго ломал голову, как бы Алексееву убедить царя не подписывать дембель старослужащим 1ТОЭ, но ничего не придумал такого, чтоб без роялей в кустах. Но… Подробнее »
Я имел в виду — почти реальную историю с точки зрения происходящего в начальный период боевых действий на море, но не с технической стороны, уважаемый коллега. Однако, как уже было сказано, посмотрим на дальнейшие события.
Так это смотря у кого есть такая мысль)).
Можно сымитировать «китайские беспорядки»))…. Именно сымитировать, если вдруг у кого появилось реальное желание задержать дембель. Коль скоро боксеры были, нехай будут дзюдоисты)))
Нет, нельзя — дзюдо, это чисто японская дисциплина:)))) Вот эмансипатки-винчунистки (вин-чун — один из стилей кунг-фу, считался больше женским, чем мужским) — это было бы красиво:)))) Повестка, опять же:)))))
Но увы, все же ройаль:)
А вариант эпидемии — карантина…
Типа фильтрующийся вирус ящура?
Народ темный — дохтура уважит….
А ушу??))
Переговоры летом 1903-го обострите чутка(там и так все …доставляюще было)… Чем не формальный повод немного задержать? А с января 1904 джапы начали вояк в Корею гнать))……
Какая гнусная клевета! :wpds_wink: Как вы можете, коллега?! Вы таки собрались пустить под откос неимоверные усилия «империалгардов»?? Это жестоко, а уж в преддверии весны — и подавно))
Мда..
Лутонинские орлы-соколики попадали из ГК в подброшенную бескозырку….
А шо не в спичечный коробок?
Ничего не понимаю. Зачем Вы утопили «без надежд на восстановление» лучше всех защищенный от минных атак Цесаревич? Зачем, детально прописав альтернативный вариант действий Варяга, не направляете его этим путем?
Ну а за непонимание принципов действия артиллерии — минус Вам, страшенный минус.
Коллега, что Вы пишете?!
вы что, не понимаете, что в паспортах скорострельность указывается для НЕПРИЦЕЛЬНОГО огня, когда наводчик не дожидается падения снаряда, чтобы определить поправку, внести ее в прицел и только после этого произвести выстрел?
Это же надо, настолько не знать матчасть… 😱
Это же надо нести такую дичь!
Коллега, увы Вам, но старший матрос абсолютно прав. Если бы Вы занимались историей РЯВ сколько-либо серьёзно, то попытки ревизионистов очернить подвиг Варяга каковые предпринимаются на моей памяти уже лет 20 не могли бы пройти мимо Вас, потому что дискуссия развернулась очень широкая. И Вы бы знали, что действия Варяга в моей АИ четко следуют канону ревизионистов — в АИ крейсер воюет ровно так, как они рекомендуют- по всем пунктам!
Зная все это, Вы могли бы оценить мой сарказм, с которым я вложил в уста ревизионистов прямо противоположные тезисы. И намек на то, что ревизионисты ищут не историческую достоверность, а повод облить грязью героев.
В продолжение разговора о мыслях и фактах и прорыве Аскольда — этот пример отлично иллюстрирует ключевую Вашу ошибку.
В этой теме, не владея фактами, Вы выстроили логически безупречную конструкцию, обвинив меня, на основании моих же слов, в незнании матчасти, русофобстве и т.д. А вот если бы владели фактами, то пришли бы к совершенно противоположным выводам.
Было такое понятие, в соответствующих кругах после РЯВ, — «варяжский крест», т.е. полученный не пойми за что, при том оптом, а некоторыми ещё и как вторую награду за один бой.
Вообще-то, сражаться с неприятелем, это долг и обязанность военнослужащих. А тут, вышли не пойми зачем, ни пойми куда, огребли по полной, вреда ни малейшего противнику не причинили, бросили, вверенную военную технику(дорогой крейсер) на самозатопление, с трупами погибших товарищей.
«Вы могли бы оценить мой сарказм» а, так это был сарказм. Нет, это была попытка в сарказм. «я вложил в уста ревизионистов прямо противоположные тезисы» то есть Вы считаете, что ваш АИшный Чорновол предлагает Варягу действовать именно так, как он действовал в РеИ? Неееет, малоуважаемый коллега, совсем нет! Сколько лет, Вы говорите, изучаете тему? 18-20? Если бы Вы изучали историю РЯВ, вместо изучения историй о РЯВ, вы бы владели фактами и знали, как страшно далек от реальности тот сценарий, который Вы устами Чорновола излагаете, считая, что это «сарказм»: Варяг с Корейцем в РеИ отнюдь не шли в бою со скоростью 7 узлов, они держали эту скорость ДО боя, а когда бой начался, Кореец увеличил свой ход до полного, и Варяг тут же от него оторвался, потому что тоже выдал все, что мог. Не владея фактами о том, как идут вообще морские бои, вы не можете понять, что держать средний ход в бою не станет даже самый упоротый дурак: ошибка прицеливания прямопропорциональна скорости цели! Поэтому, чем быстрее ты движешься, тем сложнее врагу в тебя попасть. Я-то думал, что Вы прописываете в устах «Чорновола» сценарий заведомого самопожертвования Варяга: «пусть меня расстреляют, но зато я отвлеку на себя их всех и Кореец хоть… Подробнее »
Как совершенно справедливо заметил уважаемый старший матрос
Я бы, конечно, мог дать Вам ссылку на цикл аж в 20 статей, посвященных Варягу, где я детально разбирал и конструкцию корабля, и бой, но.. Зачем? Вы три статьи про прорыв Аскольда не смогли осилить.
Я бы, конечно, мог дать Вам ссылку на цикл аж в 20 000 статей в энциклопедическом словаре, но.. Зачем? Вы ведь так и не поймете, о чем вообще речь идет.
Тем более что идея попенять за недостаточную скорострельность кораблю, погибшему в бою, подсчитав оставшийся в его трюмах боекомплект, может прийти в голову только совсем ослепленному русофобской пропагандой человеку, не понимающему, что невозможно требовать высокой средней скорострельности от орудий, чьи расчеты постепенно тают от разрывов вражеских снарядов, да и пушки одна за другой выходят из строя.
Это такой пинок псевдоисторику Черноволу, который, манипулируя фактами, утверждал, что «Варяг» прорваться вовсе не пытался, повернул назад после первого же попадания и все повреждения получил на отходе. В АИ попытка прорыва налицо, поэтому «историком» найден другой повод облить героев известной субстанцией.
Совершенно верно, только.. В нашей скучной реальности это Н. Чорновил, псевдоним — Абакус.
ааа, вон что..
+++++++
Мелькнула мысль, что капитан яхонта действует как в ри капитан боярина сарычев. Но ведь боярин уже есть, значит капитан яхонта другой человек. Может гибель яхонта была чуть иной — скажем от взрыва мины сдетонировал торп.аппарат, погибло начальство, команда запаниковала и оставила крейсер
….
Ну или крейсер стал жертвой 27 января
Сарычев был не один такой.
Например, Истомин, командир «Урала». Постоянно высказывался о том, что лучше сдаться. При Цусиме впал в панику, погубил свой корабль, подвел под гибель «Светлану» и похоронил все успехи крейсерского отряда, который до этого успешно прикрывал транспорта от японских «собачек».
Или Берлинский, командир «Лены», который тоже постоянно высказывался против крейсерских операций. Поломка машины помешала ему продолжать крейсерство, но не помешала добраться аж до Сан-Франциско.
Один из них вполне мог получить под командование полноценный крейсер.
Коллега, но ведь у нас аи, и люди могут действовать по иному.
Лена могла сесть на мель (умышленно или случайно)
Урал — что лучше отправить корабль в крейсерство, и потихому свалить
Он еще и в походе «отличился».
Собсно поэтому предложение глушить японские переговоры ничего кроме раздражения у Рожественского не вызвало.
А Сарычев… знаете, возьму на себя, ради разнообразия, роль адвоката.
Что случилось?
1) Крейсер подорвался.
2) Остановить или хотя бы замедлить поступление воды не удавалось.
Исходя из таких исходных, командир «Боярина» поступил абсолютно правильно — стал спасать экипаж.
Что же произошло дальше?
Забортная вода заполнила весь доступный ей объем, но корабль плавучесть все-таки сохранил и остался на плаву. А Сарычев, к сожалению, с вверенной ему матчастью знаком был слабо и этого так и не понял.
То есть, он отнюдь не трус. В конце концов ордена святого Георгия за просто так не давали. Но вот со своими новыми обязанностями не справился. Отчего и служил дальше на берегу.
Ну, почему бы кап два Сарычеву не получить любой другой крейсер?
Да как сказать? Коллега, своими экзерсисами и перепилами программ я явно сломал порядок назначений относительно РИ. А Яхонт я утопил лишь потому, чтобы в дальнейшем не использовать неисторический крейсер. Не думаю, что будет так уж трагично, перенести Сарычева на Яхонт, я, кстати, и Победу Эссену отдам, вместо Севастополя…
Таки никакая АИ не обходится без роялей в кустах и авторского произвола.
Кто бы что не говорил про объективность…
Уважаемый коллега, Вашу альтернативу решительно нельзя читать будучи слегка выпимши. Истинно говорю, захочется схватить автора за грудки и заорать:
-Ты за кого, гад, играешь?!! 😡
-Но поскольку я трезв аки витраж на соборе парижской богоматери, с интересом жду продолжения 😜
:))) Уважаемый коллега, этот вопрос по ходу альтернативы возникнет у Вас еще не раз. Но, конечно же, играю я за Российский императорский флот, просто стремлюсь к тому, чтобы АИ не стала игрой в одни ворота — таковых и без меня вагон и маленькая тележка написаны:)))
Вы все сделали правильно — россиянам тогда здорово везло от начала войны и до самой Цусимы…
Только не пропустите алаверды от филейных частей тетушки Фортуны в сторону япошек — они были не многим лучше по качеству подготовки….
)))
Минусеры озадачили — что, правда кто думает что русским просто не повезло?
Или это фанаты страны восходящего солнца хотят оспорить факт того что тогдашние самураи три дня как с сакуры слезли?
)))
Минусеры озадачили — что, правда кто думает что русским просто не повезло?
Или это фанаты страны восходящего солнца хотят оспорить факт того что тогдашние самураи три дня как с сакуры слезли?
Это вам ОПЫТ или люди с ОПЫТОм подсказали?))
Зацитирую))
Фактологии хочете?
Попрошу не выражаться…
факты для Вас видимо (хотелось бы ошибиться)
— это справки и выписки из архивных документов…
Ваше право…
Для меня это в первую очередь личный опыт…
Затем свидетельства очевидцев…
Ну и в последнюю очередь всяческие пересказы — попросту байки…
Любая же печатная инфориация по моему мертва как компот из сухофруктов…
Поэтому Вы можете конфликтовать или даж поругаться к примеру с Артемом но со мной не получится…
З.Ы.да держите есшо мне не жалко!
Одно ясно » Любая же печатная инфориация по моему мертва как компот из сухофруктов…» вот и всё об этом человеке….
Именно так!
Из него самого….
По вопросу везения —
Японцы были не намного но лучше вооружены и обучены….
И просто по статистике им должно было больше везти причем с самого начала…
Почему ж я считаю что они таки посильнее?
Так из опыта же — пилил и дружбой и тайгой… И штилем и хускварной…
С чеего бы мне с другой стороны сомневаться в качестве подготовки л/с японии на начало войны?
Да— у них был опыт ЯКВ ..но между войнами флот вырос в несколько раз и особенно по части кораблей линии.
Практика — критерий истины…
Смотрите сами —
С каждым новым сражением они действовали все лучше и в итоге выросли от невнятной атаки на 1ТОЭ в начале войны до Цусимского триумфа…
Именно так и формируются профессиональные навыки —
разве нет?
Хорошо ж сказано запамятовал кем…
Макаки с кое каками…
Главное чтобы коллега за джорджа мартина не играл…. (хотя?!)
То, что тяжело поврежден «Цесаревич» несколько угнетает. Разве ремонт броненосца нельзя организовать в Дальнем? Ведь там должен быть большой док. Но для этого необходимо организовать надежную оборону Талиенваня, сил и средств у вас достаточно. Плюс еще три эбра к силам подвижной береговой обороны. «Амур» есть, поставит плотные минные поля, сети на мелководье ( против минных катеров с малой осадкой). Для этого можно дополнительно использовать весь запас мин на броненосцах и броненосных крейсерах типа «Пересвет», что в будущем исключит гибель «Петропавловска», даже если будет подрыв на мине. Валы для «Цесаревича» и необходимые зап. части еще до мая можно успеть доставить в Дальний. Пусть он ремонтируется хоть до июля включительно, но это заставит моряков более плотно и усиленно оборонять Цзиньчжоу. Артиллерию «Яхонта» ( 8-120 мм оруд.) можно поднять и 6-120 мм установить на «Амур», 6-120 мм орудий «Рюрика» доставить в Артур для перевооружения канонерок или минных крейсеров получается мы будем иметь ( 8-120 мм орудий),Их старую арту пустить на береговую оборону Талиенваня. А еще вариант вооружить те 4 парохода, что пришли из Дальнего, сделав из них сторожевики на внешнем рейде. Радует, что «Ослябя» не получил повреждений в Гибралтаре и сохранилась герметичность двойного дна ( водоотливная система левого борта будет функционировать нормально), т.е.… Подробнее »
Уважаемый коллега, пожалуйста, остановитесь:))))) Если Вы придумаете способ отремонтировать Цесаревич, мне придется взрывать его детонацией боеприпасов при попадании мины — Вы же представляете, сколько людей погибнет?
Гибель Цесаревича нужна мне для того, чтобы:
1) Исключить простой эскадры в ожидании, пока починятся поврежденные броненосцы. Всем будет ясно, что ждать нечего, и надо как-то воевать тем, что есть.
2) Не забирать при этом успех у японцев — а они, хоть и нечестно, но успеха добились, подорвав Цесаревич и Ретвизан
Зачем так жестоко с «Цесарем» поступать, так сразу и взорвать с большим «бум». Ведь по факту простой эскадры был до приезда Макарова и после его гибели с «Петропавловском», подрыва «Победы» и хромого «Севастополя» ( с двумя эбрами много не навоюешь ) в реальной истории. Думаю Макаров именно этот бы вариант восстановления «Цесаря» и принял бы, с требованием до его приезда обеспечить оборону Талиенваня, как я вам предлагаю. И провести те мероприятия, о чем я написал. А наличие 5 БрКр Макарову вполне даст вести активные действия. Ведь это по факту тоже число броненосных кораблей что было у него в реале. Поэтому я не вижу причин для вашего столь категоричного хода, хотя вы автор АИ и я не смею вам указывать. Но даже если вы из «Цесаря» сделаете стационарную береговую батарею , обеспечив его надежную охрану, чтоб совсем не погиб. То причин для отказа в налаживании обороны Талиенваня я не вижу. Так как я предполагаю , что ход событий войны пойдет примерно как в реале. Да и кстати, за минными полями в Талиенване можно хорошо организовать боевые стрельбы для старичков ( 4 броненосца), хотите можно делать ротацию с «Пересветами». Т.е. если вы надеетесь на трезвую оценку ситуации наместником и Старком, то они… Подробнее »
1. Дотащить не имеющий хода броненосец до Дальнего даже не принимая в расчет японский флот, затея рискованная. А ну как на камни сядет или на мине подорвется? А «макаки» пойдут на мир. Это же придется отвечать перед Петербургом за необоснованную утрату ценного казенного имущества…
2. Перевооружать корабли сподобились уже под конец войны, по опыту нескольких крупных сражений. В начале войны это даже никому в голову не придет.
Здесь больше вооружение, чем перевооружение по кораблям. Тем более чем и как тогда оборонять Талиенавнь.
По «Цесарю», здесь по любому надо делать ремонт корпуса и собирать кессоны. А там уж и Макаров подъедет.
Барказы,- тянуть броненосец ? А буксиры, пропиты флотскими ?
Именно Алексеев проводил курс или всё же, — царь-батюшка ?
Опять, какая-то жуткая юмореска чёрного юмора. «Прорываться прорывом», — лучше и не скажешь. Бред какой-то.
Скорость прорыва, — это не 7 узлов(наполз, типа посмотреть вдруг в море выпустят супостаты) и не 14(ни в п..ду, ни в Красную армию), а максимально возможная, как у Аскольда 28 июля( для Варяга,- 22 узла на короткое время).
Чтобы уж гарантированно выскочить на камни ввиду неприятеля, или угробить ходовую (так то Варяг с трудом давал 20)
Это про эпизод, когда не компетентный, от слова совсем, Руднев, умудрился врезаться в остров. Но, там была попытка разворота на обратный курс, а вот плавный поворот, румбов на шесть, ему мог бы и удастся, тем более при отличной видимости и хорошо знакомом фарватере.
Ну да, а так, не угробленная ходовая, целиком досталась япам. А при прорыве на большой скорости, как минимум, япам достанется угробленная ходовая. Что уже плюс. Но главное, — есть шансы на прорыв, при других скоростях, 14 или там 7 узлов, шансов нет, причём совсем.
Матчасть когда будете учить ? Не за долго до боя, Варяг, давал больше, в пересчёте на нормальное водоизмещение.
Хоть психоисторическую монографию пиши: «Юра27 как жертва ревизионизма» А так, все вопросы на Ваши реплики мной были давно даны в соответствующем цикле статей. Где Вы пытались оппонировать, но совершенно безуспешно. Матчасть когда будете учить ? Не за долго до боя, Варяг, давал больше, в пересчёте на нормальное водоизмещение. Юра27, смените пластинку. Против Вас заключение комиссии корабельных механиков, против Вас сами испытания, на которые Вы ссылаетесь: Но на самом же деле было вот что – да, действительно 12-часовые испытания имели место, но дело в том, что за это время «Варяг» прошел всего только 157 миль, иными словами, его средняя скорость на этих испытаниях едва превысила 13 узлов. То есть крейсер действительно достиг 140 оборотов и, к счастью, у него ничего не сломалось, но это достижение было очень кратковременным и никак не свидетельствовало о том, что с такой скоростью крейсер мог идти продолжительное время. Что же касается испытаний 15 ноября, то здесь, как правило, сторонниками версии «быстроходного «Варяга» в Чемульпо» цитируется Р.М. Мельников: «Испытания продолжались лишь три часа, частоту оборотов довели до 130 об/мин», но при этом, почему-то, «забывают» процитировать окончание предложения «…но затем убавили до 50 – опять разогрелись подшипники»А кроме этого, нужно понимать, что подобные обороты коленвала соответствовали указанным скоростям… Подробнее »
Цитируете матчасть, только не понимаете, о чём написано. В прошлый раз обьяснял вам, объяснял, но всё без толку.
Варягу не надо было 3 часа давать полную скорость и подшипники можно было охлаждать водой. И водоизмещение можно было сделать нужным, время для этого было.
Как только перестанете писать халтуру, так сразу и сменю.
Раньше, как-то у вас лучше получалось, без всяких фантастических конфискаций броненосцев у дружественных держав, расстановки крейсеров на семимильном «прорыве» Летучей рыбы и прочих барказах, буксирующих броненосец с помощью, не иначе как «номинальной мощности».
Объясняли. И получили ответ: Ваши объяснения выеденного яйца не стоят.
Варягу нужно было давать полную скорость намного больше трех часов, что вполне очевидно и по карте акватории, и по планам Уриу. Привести к нормальному водоизмещение Варяга было невозможно по двум причинам — во-первых, требовалось повыкидывать сотни тонн грузов, что измотает экипаж перед боем и потому совершеннейшая глупость. Во-вторых, даже сделав это, пришлось бы оставить крейсер с очень малым количеством угля, которого могло не хватить для прорыва. Ну, а «гениальную» идею оперативного обустройства водяного охлаждения подшипников даже обсуждать смешно — как и большинство Ваших инженерных рекомендаций.
Нет, ну, я конечно понимаю, что консилиум инженер-механиков Артурской эскадры Юре27 в подметки не годится…
И получили ответ: Ваши объяснения выеденного яйца не стоят. Я ж говорю, вы текст читаете, а понять, что там написано, — не можете, — образование, не инженерное, не позволяет. Варягу нужно было давать полную скорость намного больше трех часов, что вполне очевидно и по карте акватории, и по планам Уриу. Нет. До темноты оставалось мало времени, темнеет в тех местах и в то время года, уже сразу после пяти вечера. А из сферы действия 8″ пушек, Варяг выходил приблизительно через 3 часа. Привести к нормальному водоизмещение Варяга было невозможно по двум причинам — во-первых, требовалось повыкидывать сотни тонн грузов, Пруф, что именно повыкидывать сотни тонн. А то, воду слить лишнюю, не требуется особых трудозатрат. Во-вторых, даже сделав это, пришлось бы оставить крейсер с очень малым количеством угля А вам сколько надо, чтоб 280 миль до Артура дойти ? Варяг расходовал на полной скорости ок. 1кг на л.с./час. Т.е., на 15000 л.с., часовой расход был 15т. Умножим на два( с запасом) и на 6 часов, получаем 90т. И на оставшиеся 200 миль, пусть ещё 150т, с двойным запасом. Итого триста тонн угля с запасом на всё про всё. повыкидывать сотни тонн грузов, что измотает экипаж перед боем и потому совершеннейшая глупость… Подробнее »
Я ж говорю, вы текст читаете, а понять, что там написано, — не можете, — образование, не инженерное, не позволяет. Ну давайте смотреть ,что не позволяет мне увидеть не инженерное образование:))) Нет. До темноты оставалось мало времени, темнеет в тех местах и в то время года, уже сразу после пяти вечера. А из сферы действия 8″ пушек, Варяг выходил приблизительно через 3 часа. Да, Юра27 мне совершенно непонятно, каким образом крейсер «Варяг», находясь в 38 кабельтовых позади уходящей от него Асамы, мог за 3 часа, следуя со скоростью пусть даже 22 узла выйти за действие 203-мм орудий. У Асамы боевая скорость в том бою составила 15 уз,но по необходимости он мог в любой момент дать куда больше.- крейсер только что прошел капитальный ремонт, после которого развил 20,5 уз. То есть сперва надо догнать-поравняться с крейсером, который почти в 4 милях от тебя, потом — обогнать его миль на пять. И только ваше «образование» может Вам подсказать, как это выполнимо для корабля, который по вашему мнению имеет превосходство на 1,5 -2 уз скорости. Пруф, что именно повыкидывать сотни тонн. Юра27, данные о водоизмещении Варяга общеизвестны и приведены у того же Мельникова — более 7400 т после принятия 1330 т угля. Нехитрый… Подробнее »
Андрей…
Если Ваши цифоы не удовлетворяют Юрия —
Будьте проще — достаточно сослаться на авторитет командного состава у японцев…
Того и его командиры прошли войну в недавнем прошлом и всяко лучше нас разбирались в вопросе того, сколько кораблей достаточно отрядить на Варяга..
Есть подозрение (имеет право быть) что японцы не были информированы о перечисленных мнимых и настоящих проблемах Варягова движка, но при этом были уверены в своем преимуществе…
Для пушек главного калибра надо было отобрать лучших наводчиков, в приказном порядке присвоить им звания кондукторов и перевести на постоянную службу (вряд ли бы кто-то отказался, кондуктор в море получал вдвое больше квалифицированного рабочего на заводе). Вот и решили бы проблемы с дембелем и частично другие проблемы тоже (кондуктора в отличие от срочников бунтовать не склонны, и бунтовщиков не поддержат). Именно так было у японцев — на главный калибр ставили лучших, которые были на профессиональной службе, а никак не наспех обученных призывников.
Коллега, мы о Российской империи говорим. В которой не нашли 70 тыс. руб на испытания новейших снарядов.
Если бы я был попаданцем с достаточными полномочиями — так бы и сделал, как Вы советуете (хотя начал бы не с наводчиков, а с офицеров -артиллеристов), но у меня тут попаданцев нема.
Уважаемый коллега Андрей,
А вот если бы Макаров на полгода раньше войны, был назначен в Порт-Артур, мрг бы он своим приказом, присвоить наводчикам присвоить звания кондукторов? Это чисто гипотетический, а не практический вопрос.
С уважением Андрей Толстой
Чисто теоритически, Главком в во время ведения боевых действий имел право даже произвести нижнего чина в обер-офицерский чин, но…
1) Последний раз этим правом воспользовались ЕМНИП еще во времена изгнания Наполеона
2) Если бы Макарова назначили ДО войны, он, скорее всего, был бы не главкомом, а начальником эскадры
3) Производство в кондукторы предусматривало ряд необходимых условий.
Выслуга (срочник в принципе не мог быть кондуктором). Сдача экзамена. Наличие вакансии.
В общем, как говорят в Одессе — вот чтобы да, таки нет!
Это всё организационные моменты, которые в принципе решаемы, если есть желание и немножко денег. Выслугу понизить, вакансии учредить, кандидатов на должности подготовить к экзаменам в ускоренном темпе. Ди и сами экзамены можно облегчить.
Сложно сказать, но, скорее нет, чем да. Вопрос чинопроизводства находился в ведении генштаба, и строевой адмирал едва ли мог его решить, по крайней мере в мирное время — не его компетенция
Почему то стало «хужей»… А знаю. нефиг флот ослаблять перед войной. 3 «Потёмкина» вместо 3 «Побед» было бы «лучшей»
И можно узнать, неуважаемый, название бронепалубного, бронепалубного я сказал, крейсера, времён РЯВ, которого вынесли в бою в «пять сек», да так что бы из экипажа никто практически не спасся? Когда рядом и берег, и корабли. В том числе и нейтральные. А это точно должно быть внезапное утопление.
Ну и вы в курсе,»что в тюрьме сейчас макароны дают»? В смысле, что у берегов Японии, в январе — начале февраля, сезон штормов и туманов? Который вы уже пролюбили. А у вас, непутёвого, 5 БКр — рейдеров прохлаждаются в базе. Люлей, не детских, получая
Потемкин — сила!
Но если после-сила то на фиг он сдался на перроне когда поезд уже ушел…
А еще — мобильноссть….
Не скорость , дальность и мореходность отдельно друг от друга,
а сочетание вместе — имея небольшое количественное поевосходство во всех этих показателях, Победа качественно на другом уровне мобильности…
Потемкин лучше но лучшее враг хорошего
А вы определитесь как и на каком ТВД вы воевать хотите? Если в Жёлтом море, ведя активную оборону, то тут и «Потёмкин» избыточен. Там, для активной обороны нужны корабли, которых должно быть много и которые должны иметь возможность уничтожить тех, кого могут догнать. И убежать от тех кто их может уничтожить. При этом они должны иметь возможность использовать мелководье и выходить из гавани П-А при любом отливе. То есть углубление не более 7 метров. Если вы хотите владеть морем и действовать районе Цусимы, или Окинавы, то «Потёмкин» будет самое то. А если вы собираетесь по принципу «рейдовать в далёком море посылает нас страна», ну в смысле основные боевые действия вести в районе Токио, прерывая торговлю, то тут уже самое то будет «Победы» неуважаемого автора. Войну надо планировать. Определяя конкретного врага, конкретный театр военных действий и сам их характер. А потом под это дело собирать наиболее подходящие по типу корабли. А не собирать мореходные океанские корабли в луже, где они каждые сутки, по 12 часов, лежат, на мели, как выброшенные на берег киты. И где толку от них чуть больше чем «нуль». Ну если только в качестве мишеней для вражеских артиллеристов Причём именно артиллеристов, а не комендоров. Надеюсь я объяснил? А… Подробнее »
Хорошо…
Давайте обсудим….
Только не ругайтесь пожалуйста если я не разделю Вашу точку зрения…
Мы здесь все ошибаемся и это неспроста…
Сдается тот случай когда уравнение без корней…
Я к примеру считаю что единственный шанс — это дать японцам возможность самим накосячить путем провокации преждевременного нападения — это в целом как стратегия ..
а тактика — пошаманить с кораблестроительными программами…
Вы хотите понастроить Синявиных?
Или Потемкиных?
«Ушаковки» уже есть. И я считаю что им есть что делать в Жёлтом море. Но именно там не дальше. А вот тут надо решить что мы собираемся делать. Вести активную оборону в этой луже и тогда нам нужны тактические аналоги шведских «Сверье». Небольшой, относительно хорошо вооружённый и защищённый быстроходный кораблик. И таких нужно 4-6 штук. Взамен «Победы» и «Громобоя» Один из вариантов уже существующий в то время это «гарибальдийцы». Но они устарели. Причём нужны эти кораблики в дополнение к тем же «полтавам» и другим нормальным броненосцам. А роль кораблей поддержки берега будут выполнять «ушаковки». Если же мы планируем завоевать море, и флот должен оперировать у берегов Японии, то в первую очередь нам нужны броненосцы первого класса. И тут я считаю оптимальным «потёмкины по-балтийский», серия «ретвизанов». И базироваться они должны будут или на пор Гамильтона или на Пескадорские острова. Соответственно нужен плавдок для них. Нужны будут транспорта снабжения и плавмастерская. Если же строить серию таких БКр как у неуважаемого, то значит вам надо их использовать по назначению. Вывести их в океан и полностью отрезать снабжение Японии от мира. Для этого так же нужны угольщики, транспорта снабжения, плавмастерская. И пункт базирования. Возможно на какой то отжатой у Японии территории. Где необходимо будет… Подробнее »
Прочел но не осознал ..да и воемя поджимает.
Я попозже еще раз перечитаю но согласитесь — много у Вас неожиданного …
и по моему спорного…
Хороших Вам выходных)
Ну что ж — зная чем закончился реал любой другой вариант явно не хуже…
Судя по реалу любая альтернатива не обойдется без подрывов на минах — широкое применение всякой бронемелочи пузатой уже в тему за ради сохранности главных сил….
И к 1904 у Вас подавляющее превосходство на ближних подступах…
Смущает Ваша уверенность в качестве нашего кораблестроения — Цесаря повторить не смогли даж близко…
— что они вместо Ретвизана слепят тот еще вопрос — скорее всего тот же Ретвизан но тяжелее на килотонну то есть хороший ЭБР но уже с посредственным запасом угля….
Но это вопрос номер два…
Вопрос номер один — сроки строительства…
Смотрите что может выйти —
В Пртуре у Вас на 1902-3 Синявины с Полтавами…
На Балтике еще не готовые Потемкины или Ретвизаны или нечто среднее…
Японцы нападают на год раньше — запрессовывают Вашу 1ТОЭ и далее по схеме реала вплоть …
Аж до подробного совпадения Ваших ЭБРов с реал-Бородинцами по части мобильности ..
На отечественных прожорливых движках при запасе в килотонну придется по тем же граблям через Цусиму…
Можете парировать начало войны в 1903?
Легко можно парировать начало войны в 1903 году, посадив на кол Витте и расстреляв «семипудового», а на генерал-адмиральство посадить Сандро. Который ещё за несколько лет до РЯВ говорил, что японцы будут готовы к войне в конце 1903 года, а не как мы, к началу 1905. Просто как бы японцы не крутились к войне они ранее 1903 года готовы не будут. В том числе и дипломатически. Заключив союзы не только с бритами, но и с Юань Шикаем. Так что нападение на год ранее невозможно. Японцы не готовы.
А по поводу кораблей того что может получиться из «Ретвизана»? «Хужей» «Иоаннов Златоустов» не будет. Хотя после эпопеи с «Перновым» я бы с попытками перенести французское судостроение на отечественную почву связываться не стал бы. Ну нафиг этих франков с их кораблестроительными закидонами. Американские корабли они попроще будут.
Да и я бы не стал выводить эскадру адмирала Чухнина в декабре 1901 года. А оставил бы до прибытия новых кораблей на месте.
Ну и как бы я тут отыгрываю свой вариант альтернативки. Которую возможно начну в этом году.
И все равно…
Нельзя отрицать возможность нападения в 1903г — главный для япошек договор с англией уже есть… Случись у России пособники-союзники — стало б только хуже для той же России…
—Ну кто против меня?
—НУ… Я!
—А Вы кто?
— ВАСЯ!
—Ну кто против меня с ВАСЕЙ?
Уважаемые коллеги. Извините за, возможно, неумный вопрос. А не кажется ли вам, что англо-японский договор был чистейшей фикцией? Ведь в 1900м принята программа развития германского флота, и Россия с Францией в Европе стали для Британии просто несказанно важнее, нежели какая-то Япония где-то на задворках.
Есть один прикольный момент…
Черногория за каким то лядом обьявила войну Японии — это жжж неспроста — чисто подстава про запас… явно на случай японского провала..
От тогда б англия как чертик из табакерки и выскочила…
Сдается подстава была проплачена заранее и повсюду но так случилось что Крымская война -2 не понадобилась….
А наработки сей аферы всплыли позже когда ПМВ уже была предрешена — Россию-победительницу в итоге отделали стократ хуже чем проигравшую Германию…
А может ну его войну с японцами? Ляодунский полуостров не занимаем и всего делов
А с кем бы они тогда принялись воевать …через несколько лет?
Америку-Европу не достать а Китай уже побили..
Кроме как с нами же— и не с кем…
А может ну его войну с японцами? Ляодунский полуостров не занимаем и всего делов …
… единственно умное решение! Но, … где ум, а где действия марионеток, работавших на интересы французского или британского капитала?
Ну то что будет война было понятно, в России, с того момента как Кровавый от японского городового по бестолковке словил. А так ладно бы это была бы первая война между нами и ними. Первая относиться к временам наполеоновских войн когда вели войну княжество Эдзо и Русско-Американская компания. Завершилась она соглашением по которому север Хоккайдо и Южно-Курильские острова перешли из под контроля России под контроль княжества Эдзо.
Вторая война случилась в 1861 году. Когда находившееся под протекторатом Кореи, через эту территорию Корея в то время торговала с миром, перешла под контроль России. Но уже через полгода, в результате нагло-японского совместно наезда Россия передала эту территорию Японии.
В 1875 году Россия вынуждена была уступить Японии оставшиеся Курилы. Аппетит приходит во время еды. Так что желание, 1941 года, получить японско-финскую границу по Оби, у Японии всё равно обламывать пришлось бы.
От…
терь и Вам молчаливых минусов кинули — небось кто нить нетрезвым пальцем по смартфону листает…
По поводу Сандро и прочих—
Резонно заметить что все это странно —
Решила команда сменитть капитана…
Сказано — сделано… Старому — бой..
И вот у штурвала капитан другой..
Он и молод [и красив и совсем не дурак..
Но ток судно с гавани — ни на шаг..
Я к тому что обьективнно мыслящий человек по любому становитсяч деталью заржавелого механизма…
Это лучше чем было но ничего не гарантирует… Но с этого , согласен, можно начать —
Вопрос когда…
Так то оно просится с самого начала девяностых типа исподволь готовиться — надо избежать рождения инвалидов детства — Сисоя и Осляби..
Два киля итить..
Ну если уж что то менять, то надо начинать с того что не допускать до генерал-адмиральства Константина Николаевича. С его идеей экономии на флоте. А так рыба гниёт с головы. Хотя вы правы, чихвостят её с хвоста. Да и проблема Сандро в том, что он так и не стал частью того механизма, его в конце концов выперли от всюду.
Кадры решают все…
Незаменимых у нас нет…
А в сухом остатке — размен Дальнего?
Пушки вместо масла?
Ну как вам сказать, по поводу кадров, вот события после 1953 года показали. Что замены Сталину нет. И не будет пожалуй. Человечество себя раньше выпилит.
И не понял с Дальним? Если главную позицию делать где оборону в 1946-1948 годах держали, то Талиенвань вообще без угрозы будет. Особенно если промежуточную позицию делать на горе Самсон и далее по перешейку. Вообще вопрос с П-А надо решать что это тыловая база. Ремонт, склады, на Ляотешане, все структуры обеспечения там же. А главный пункт базирования это Дальний.
>А главный пункт базирования это Дальний
осталось уговорить Витте
«Россия в Маньчжурии» это комбинация-конкуренция нескольких плохо скоординированных проектов разных лиц и ведомств.
Дальний — как открытый гражданский порт — ключевой элемент виттевского проекта.
Витте в отставку и на кол. Он это уже в 1897 году заслужил. Когда вместо бинарного принял только золотой стандарт рубля. Хотя вот тут интересный вопрос, одно время в России были платиновые рубли. Нельзя ли было прийти к тройному стандарту платина-золото-серебро.
Игорь, Ваша позиция автору совершенно понятна. И столь же очевидно, что она ошибочна. Вообще, чтобы разобрать всю ту дичь, которую Вы несете в комментах к моим статьям (особенно базирование эскадры в Дальнем) даже отдельной статьи не будет достаточно. А оно мне надо, очередного альтернативно-одаренного просвещать?
Посему, если я считаю нужным что-то из Вашей писанины прокомментировать, дабы Вы не вводили сообщество в заблуждение — я это делаю и буду делать дальше. А лично Вас учить уму разуму — благодарю покорно.
А можно узнать название бронепалубного, бронепалубного я сказал крейсера времен РЯВ которого бы в упор расстреливали 6 крейсеров неприятеля?
Да, потому что в РИ при командовании Алексеева и Старка именно так и случилось бы. Но, может я неправ? Расскажете о героических рейдах крейсеров ПА в домакаровский период?