В предыдущем материале автор рассказал о броненосных кораблях и бронепалубных крейсерах, которые удалось сосредоточить на Дальнем Востоке к концу 1904 г. Теперь кратко пройдемся по кораблям остальных классов, находившихся в составе отечественной тихоокеанской эскадры к началу РЯВ.
Содержание:
Миноносцы (до 150 т)
В них нет ничего интересного. Всего к началу русско-японской войны Эскадра Тихого океана располагала 10 суденышками четырех разных типов, наиболее современными из которых были 4 миноносца типа «Пернов», сданные флоту в 1899-1900 гг.
Все же боевое значение этих корабликов было весьма ограниченным, в основном по причине вооружения их довольно уже старыми 381-мм минными аппаратами. Посему их в состав Боевой эскадры, базирующейся в Порт-Артуре не включали, а законопатили от греха и японцев подальше во Владивосток, где они и служили, по большей части исполняя функции сторожевых и посыльных судов. В общем, все как в РИ.
Минные крейсера
Можно сказать, что этот класс боевых кораблей появился на основании совершенно правильных предпосылок, но оказался крайне неудачным, отчего век его был недолог во всех флотах мира. В двух словах дело обстояло так. После появления минного оружия, военные флоты бросились строить их носители, каковыми стали так называемые миноносцы – небольшие, относительно быстроходные кораблики, вооруженные обычно парой-тройкой минных аппаратов и одной или двумя пушчонками малого калибра.
У берега эти «москитные флоты» представляли собой известную опасность, но были маломореходны, и от этого у многих адмиралов возникло желание получить миноносцы более крупных размеров, способные действовать совместно с крейсерами и броненосцами в открытом море. А кроме того, поскольку обычные миноносцы слишком уж расплодились, нужны были корабли, способные с ними бороться. Обычные крейсера для этого не то, чтобы не годились, но казались великоватыми для такой задачи и сами при случае могли стать для миноносцев «дичью».
Собственно, так и появились минные крейсеры.
Безусловно, этот класс кораблей был вполне обоснован тактически, но проблема заключалась в том, что промышленность на тот момент не могла дать приемлемого решения. Флоты мира строили самые разные корабли, называемые также по-разному — минные крейсера, торпедные канонерские лодки и т.д. Все они могли крайне различаться характеристиками – у кого водоизмещение в 300 т, а у кого и больше тысячи, скорость случалась и 13 и 22 узла, вооружение – где 4-6 совсем маленьких скорострелок 37-47-мм калибра, а где и куда более серьезные 100-120-мм пушки и так далее. Но всех их объединяло одно – служить мореходным миноносцем при эскадре и, в то же время, эффективно бороться с вражескими миноносцами не умел никто. Получившиеся корабли были для этого или тихоходны, или слишком слабо вооружены, или же чрезмерно велики, а иногда и то и другое вместе. Потому-то этот класс кораблей быстро сошел на нет – его заменили контрминоносцы.
Классическими представителями класса минных крейсеров в Российском императорском флоте стала серия из 6 кораблей типа «Казарский».
Водоизмещением чуть более 400 т, вооруженные 6*47-мм, 2*37-мм пушчонками, 2*381-мм минными аппаратами они в лучшие свои времена способны были развить скорость до 21-22,5 узлов. Два таких кораблика, построенных в 1894 г, «Гайдамак» и «Всадник», на начало войны пребывали в составе Эскадры Тихого океана. Так вот заметим, что как раз в том же году Россия приступила к строительству миноносцев типа «Сокол» нормальным водоизмещением в 220 т, которые куда лучше подходили для решения задач минных крейсеров чем сами минные крейсера. Потому-то следовало ожидать, что «Казарские», вступавшие в строй в 1890-1894 гг. станут последними представителями класса минных крейсеров в Российском императорском флоте. Однако же все вышло совсем не так, и в 1895 г. верфи «Крейтон и К» в Або были заказаны 4 минных крейсера типа «Абрек» (в нашей скучной реальности – только один).
Данные корабли были крупнее «Казарских», имея нормальное водоизмещение 535 т, были сильнее вооружены (2*75-мм, 4*47-мм и 2*381-мм минных аппарата) но скорость их была весьма умеренной – 21-21,5 уз. К началу русско-японской войны три из четырех «Абреков» находились в Порт-Артуре (в РИ – ни одного).
Почему такое получилось? Ответ очень прост. Хотя минные крейсера Российской империи не состоялись в качестве «убийц миноносцев» и миноносцев при эскадре, так как для этого у них маловата была скорость хода, они были очень успешны в качестве… скажем так, легкого корабля флота.
Имея приличную, подобающую крейсеру скорость, и значительно превосходя и малые миноносцы, и корабли типа «Сокол» в мореходности, минные крейсера были совершенно незаменимы в роли посыльных и сторожевых кораблей, выполняя всякие, хотя бы и мелкие, но необходимые на любом флоте поручения. В таких кораблях нуждалась, конечно, и Эскадра Тихого океана.
Таким образом, к началу войны на Дальнем Востоке у России имелось 5 минных крейсеров. Остается только добавить, что к началу боев «Казарские» прошли небольшую модернизацию. Поскольку было ясно, что от 37-мм и 47-мм артиллерии толку не слишком-то и много, 2*37-мм и 1*47-мм пушки были заменены на одну 75-мм.
Истребители (миноносцы свыше 150 т)
История этих кораблей началась с того, что в 1894 г. фирма «Ярроу» предложила Морскому министерству проект истребителя миноносцев водоизмещением в 220 т и скоростью 29 уз. Разумеется, устоять против столь заманчивого предложения было решительно невозможно и корабль был заказан. Надо сказать, что «Ярроу» рассчитывало на заказ большой серии, а наши адмиралы до срока не торопились разочаровывать представителей фирмы. Но в скучной нашей текущей реальности Морское министерство в дальнейшем решило и рыбку съесть, и косточкой не подавиться, так что, купив у «Ярроу» один миноносец, в дальнейшем клонировало его на отечественных верфях. Получилось откровенно не очень, во-первых, потому что не было опыта строительства «контрминоносцев», а во-вторых, потому что добавили разные нововведения, наподобие подачи нефти в котлы, а работало это все так себе. В силу этого миноносцы типа «Сокол» отечественной постройки получили не слишком надежные механизмы, проигрывающие таковым у родоначальника серии. Кроме того, в родном Отечестве немножко проспали появление еще более крупных истребителей, отчего из десяти 350-тонных истребителей типа «Буйный» отечественной постройки на Дальний Восток к началу войны успело только два.
Ну а в нашей реальности все будет немного по-иному. С «Ярроу» был подписан контракт на строительство 4 миноносцев, и на организацию их производства на Невском заводе. «Ярроу», разумеется, со взятыми на себя обязательствами справился, и помог организовать производство. Тонкость заключалась в том, что 12 «Соколов» собирались отправить в Порт-Артур в разобранном виде и собирать уже там – участие англичан в этом проекте позволило добиться того, что собранные артурские миноносцы никогда не имели претензий по качеству материальной части. В итоге «Соколы» показали себя весьма надежными кораблями, но следует указать, что из-за всякого рода проволочек с организацией производства в Порт-Артуре на начало войны в составе Эскадры числилось только 9 этих кораблей, а остальные 3 были достроены в начале войны.
Пожалуй, единственным недостатком «Соколов» отечественной постройки стала меньшая скорость хода – 26,5 уз против 29 уз. прототипа. Многие позднейшие исследователи усматривают в этом недостатки отечественной школы кораблестроения, неспособной даже с британской помощью в точности воссоздать корабли английской постройки. Но на самом деле это не совсем так. Конечно, возможности Невского завода, не имевшего опыта строительства истребителей миноносцев, были не вровень с британскими верфями, уже основательно набившими на них руки. Но основная причина все же заключалась в том, что для достижения рекордной скорости, англичане чрезмерно облегчили корпус – настолько, что палуба, например, могла прогибаться при ходьбе по ней. Нашими же моряками такая плата за скорость была признана чрезмерной, отчего корпус получил существенное усиление, а значит – и утяжеление, что и повлекло за собой известную потерю ходовых качеств.
«Ярроу» в целом устраивало сотрудничество с российским Морским министерством, и фирме желалось «продолжения банкета», однако же к концу 1896 г. нужда в ее услугах быстро сходила на нет. Понимая это, представители фирмы аккуратно «намекнули» нашим адмиралам, что в Японии заказаны более крупные, нежели «Соколы», миноносцы типа «Икадзути», имевшие нормальное водоизмещение от 310 т скорость в 30 уз. и вооружение из 1*75, 5*57 орудий и 2*450 минных аппаратов. А заодно – предложили составить проект аналогичного корабля для Российского императорского флота.
В итоге МТК и «Яррроу» ударили по рукам, и в 1898 г Невский завод приступил к строительству восьми 350-тонных истребителей типа «Буйный», имевших артиллерийское вооружение, сходное с таковым у минных крейсеров типа «Абрек» (на чем особо настаивали представители флота) из 2*75-мм и 4*47-мм орудий, а также 3 минных аппаратов калибром 381-мм, два из которых были однотрубными поворотными, а один – жестко укрепленным носовым. Скорость хода устанавливалась в 26 узлов, но все корабли серии ее превзошли, имея от 26.25 до 27,5 уз. При этом «Ярроу» были заказано строительство 2 истребителя этого типа на своих верфях, причем контракт предусматривал, как и в случае с «Соколами», консультационную и иную помощь отечественными корабелам. Потому и получилось так, что все 10 миноносцев этого типа к началу русско-японской войны находились в Порт-Артуре.
Однако же сотрудничество с «Ярроу» вовсе не означало, что Морское министерство отказывается работать с иными производителями «минных сил» — таким образом, Эскадра Тихого океана получила пополнение из 4 истребителей типа «Кит» германской постройки, и 5 истребителей типа «Форель» — французской. Все они имели схожие ТТХ с «Буйными», однако же несли на один минный аппарат меньше, и развивали скорость 27-28 уз.
Еще одним приятным дополнением миноносного флота Эскадры Тихого океана стал «Лейтенант Бураков», в девичестве – китайский миноносец «Чихуа-хуа», ой, простите, «Хай-Хуа» захваченный в деле при Таку. После смены вооружения кораблик получил 1*75-мм и 4*47-мм орудия и один 381-мм минный аппарат, скорость же составила аж целых 33 узла, благодаря чему он и стал лучшим ходоком эскадры.
Таким образом, к началу войны русские миноносные силы на Дальнем Востоке включали в себя 19 истребителей «350-тонного» типа, один «китайский трофей», 9 «220-тонных» истребителей типа «Сокол» в строю и еще 3 – в достройке, а всего – 31 контрминоносец, к коим, как уже было сказано ранее, прилагалось 5 минных крейсеров и 10 малых миноносцев.
Канонерские лодки
К началу войны в Порт-Артуре имелось 6 канонерских лодок старых типов, построенных до 1890-го года. Две из них, «Манджур» и «Кореец» имели на вооружении 2*203-мм и 1*152-мм орудия в качестве главного калибра, остальные – по одной 229-мм и одной 152-мм пушке, не считая мелкой артиллерии и минных аппаратов. Все они развивали скорость 13-13,5 уз., а водоизмещение их колебалось от 950 до 1 700 т.
В общем, это были крепкие и вполне достойные представители своего класса, но имелся у них один общий недостаток – старая артиллерия. Это не мешало канлодкам выполнять свойственные им задачи, так-то: обстреливать береговые цели, или же демонстрировать флаг Российской империи там, где это было необходимо. Но вот вести морской бой, хотя бы и с легкими силами, становилось весьма затруднительно – орудиям не хватало ни дальности, ни скорострельности.
Ситуация стала улучшаться, когда в 1895 г. для нужд Дальнего Востока заложили канонерку «Гиляк», получившую на вооружение вполне современные 1*120-мм, 5*75-мм пушки. Кроме того, вооружение «Гиляка» включало в себя 4*47-мм, 2*37-мм «орудия», 2 пулемета новомодной системы «Максим», десантную пушку Барановского и один 381-мм минный аппарат.
Столь скромный состав вооружения, в сравнении ранними канлодками, объяснялся специфическими условиями, в которых предстояло воевать «Гиляку» — он строился как канонерская лодка класса «река-море». Иными словами, «Гиляк» должен был иметь возможность входить в устья впадающих в моря рек, и подниматься по ним вверх по течению, что требовало уменьшенной осадки. Интересно, что странная для тех времен мачта с боевым марсом и наблюдательной рубкой на высоте как раз и обосновывалась необходимостью ориентироваться на реке, где иной раз наблюдению за сушей могут мешать прибрежные холмы.
Однако же после начала постройки «Гиляка», кого-то осенила догадка, что одиночного корабля этого типа на все реки Дальнего Востока может и не хватить (чего, увы, в РИ не случилось). А потому заложили еще 2 канонерских лодки усовершенствованного проекта, в котором осадку довели до 2,13 м., состав вооружения изменился также, и включал в себя 2*120-мм орудия, 4*75-мм и три пулемета. Водоизмещение при этом составило 990 т, а скорость – 12,5 уз.
Прочие корабли и суда Эскадры Тихого океана достаточно известны и без того, чтобы подробно перечислять их в сем скромном труде. Но для удобства уважаемого читателя ниже публикуется полный корабельный состав морских сил России на Дальнем Востоке с некоторыми комментариями и дополнениями
Состав морских сил Российской империи на Дальнем Востоке
Эскадренные броненосцы – 4 ед. (Порт-Артур)
Тип «Цесаревич» — 1 ед. «Цесаревич». Единственный быстроходный ЭБР на Дальнем Востоке. Пришел в Порт-Артур перед самой войной, экипаж не успел как следует освоить матчасть. ТТХ — как в РИ
Тип «Полтава» — 3 ед. «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» (Порт-Артур) — первая серия больших кораблей с котлами Бельвилля, «убитыми» недостаточно обученными командами. В результате эскадренная скорость этих броненосцев на начало русско-японской войны не превышала 13 уз. Прочие ТТХ — как в РИ.
Броненосцы береговой обороны
Тип «Адмирал Апраксин» (бывш «Диньюань») – 1 ед. 4*305-мм, 6*152-мм, 10*75-мм.
Броненосные крейсеры – 7 ед.
Тип «Пересвет» — 5 ед. «Пересвет» за счет улучшенных обводов и облегчения бронирования (ГБП 203 мм, Гарвей) на испытаниях показал скорость 16,8 уз (при водоизмещении 13 810 т, т.е. с учетом строительной перегрузки) на естественной тяге во время 12-часового пробега. С учетом наличия более-менее обученной машинной команды (благодаря раннему переходу на котлы Бельвилля), к началу войны устойчиво давал 16 уз. (в реальности на 36-часовом пробеге Нагасаки-Порт-Артур в 1902 г показал среднюю скорость 15,7 уз в 1902 г). «Ослябя»., хоть и моложе, был сильнее перегружен, и потому, несмотря на более новые машины также не выдавал больше 16 уз. длительно.
«Победа», «Громобой», «Баян» сохраняли вооружение «Пересвета» с переходом на более мощные 254-мм орудия, броня Круппа, бронепояс — 195 мм. «Баян» дополнительно имел бронирование оконечностей 60 мм по ватерлинии. К началу войны уверенно держали до 17 уз. на естественной тяге и 18,5 – на искусственной.
Тип «Россия» — 1 ед. «Россия» ТТХ как в РИ
Тип «Рюрик – 1 ед. «Рюрик» ТТХ как в РИ (плюс дюймовые переборки между орудиями и котлы — частично Бельвилль)
Бронепалубные крейсеры 1-го ранга – 5 ед.
Тип «Диана» — 2 ед. «Диана» Основное вооружение составили 10*152-мм орудий за щитами.
Разнотипные «Богатырь», «Аскольд» и «Варяг», ТТХ как в РИ. «Варяг» длительно мог идти не более 17, а 20 давал только по большим праздникам и ненадолго – сказалось переоблегчение КМУ и котлы Никлосса.
Бронепалубные крейсеры 2-го ранга – 3 ед.
«Топаз» с 8*120-мм орудиями и 24 уз хода, «Новик» — 6*120-мм и 25 уз., «Боярин» — 6*120-мм и 22,5 уз. ТТх как в РИ, при этом «Топаз» аналогичен «Жемчугу» и «Изумруду».
Клиперы – 3 ед. «Забияка», «Разбойник», «Джигит». Устаревшие корабли, боевой ценности не имели.
Вспомогательные крейсера – 2 ед. «Ангара», «Лена». ТТХ как в РИ
Мореходные канонерские лодки – 6 ед.
Тип «Кореец» — 2 ед., тип «Сивуч» — 2 ед., тип «Грозящий» — 2 ед. ТТХ как в РИ
Канонерские лодки типа «река-море» — 3 ед.
Тип «Гиляк» — 1 ед. (ТТХ как в РИ), тип «Усовершенствованный Гиляк» (990 т, 12,5 уз., 2*120-мм орудия, 4*75-мм и три пулемета) — 2 ед.
Минные крейсера – 5 ед.
Тип «Абрек» — 3 ед, тип «Казарский» — 2 ед. ТТХ кораблей типа «Абрек» как в РИ, вооружение «Казарских» на начало войны составляло 1*75-мм, 5*47-мм и 2*381-мм минных аппарата, прочее — как в РИ
Контрминоносцы «350-тонного типа» – 22 ед.
Тип «Буйный» — 12 ед., ТТХ почти как в РИ, но вооружение составляло 2*75-мм 4*47-мм орудий, 3*381-мм минных аппаратов
Тип «Нихуа…»… виноват! «Лейтенант Бураков» — 1 ед. Вооружение 1*75-мм и 4*47-мм орудия и один 381-мм минный аппарат
Тип «Форель» — 5 ед. ТТХ как в РИ, но вооружение 2*75-мм 4*47-мм орудий, 2*381-мм минных аппарата
Тип «Кит» — 4 ед. ТТХ как в РИ, но вооружение 2*75-мм 4*47-мм орудий, 2*381-мм минных аппарата
Контрминоносцы «220-тонного типа» — 9+3 ед.
Тип «Сокол» — 9 ед. в строю и 3 ед. в достройке. ТТХ как в РИ
Миноносцы
Тип «Пернов» — 4 ед., тип «Ревель» — 2 ед., тип «Янчихэ» — 2 ед. ТТХ как в РИ
Минные транспорты – 2 ед. «Амур» и «Енисей». ТТХ как в РИ.
Организационная структура русских морских сил на Дальнем Востоке
Включала в себя следующие соединения:
Боевая эскадра (Порт-Артур) – 4 эскадренных броненосца, 5 броненосных крейсеров, 3 бронепалубных крейсера 1-го ранга («Варяг», «Богатырь» и «Аскольд») 3 бронепалубных крейсера 2-го ранга, 28 контрминоносцев в строю и 3 в достройке и 2 минных транспорта. Все корабли, за исключением «Варяга» находились в Порт-Артуре, «Варяг» — в Чемульпо.
Владивостокский отряд крейсеров – включал в себя броненосные крейсера «Россия» и «Рюрик», бронепалубные крейсера 1-го ранга «Диана» и «Паллада», вспомогательные крейсера «Ангара» и «Лена». Тут надо сказать, что к имеющейся паре броненосных крейсеров очень хотели присовокупить быстроходный крейсер, но, по зрелому размышлению, от этой идеи отказались.
Основной задачей ВОК-а было оттягивание на себя как можно большего отряда японских броненосных крейсеров. Сформировав отряд из двух броненосных и двух больших бронепалубных крейсеров при двух вспомогательных, можно было надеяться на отвлечение четырех таких японских кораблей. И тут «Паллада» и «Диана» выглядели очень даже оптимально – по скорости они вполне соответствовали «Рюрику» и «России» и не стесняли бы их, при этом все новейшие и более быстроходные крейсера оставались бы в Порт-Артуре. Оставался только вопрос, что делать с «Варягом», КМУ которого чинили с момента прихода крейсера на Дальний Восток, но не добились никакого успеха: но тут нужно понимать, что корабль с ненадежными котлами и машинами – это последнее, что нужно отряду в длительных рейдах, так что к ВОК-у его было присовокупить никак нельзя. В общем, «Варяг» и приткнули пока в качестве стационера в корейское Чемульпо.
Сибирская военная флотилия – довольно странная структура, числившая в своем составе до войны 3 клипера, 9 канонерских лодок, 5 минных крейсеров и 10 миноносцев, то есть все корабли вышеперечисленных классов на Дальнем Востоке. Однако с началом войны по различным причинам в составе Сибирской военной флотилии осталось только 10 миноносцев, базировавшихся во Владивостоке. Остальные корабли были переданы Боевой эскадре или погибли (интернированы) в первые дни войны. Ибо в самом ее начале 3 канонерских лодки находились на различных краях географии: «Кореец» в Чемульпо вместе с крейсером 1-го ранга «Варяг», однотипный ему «Манджур» — в Шанхае, «Сивуч» — в Инкоу.
Отряд подвижной береговой обороны – образован из кораблей Сибирской военной флотилии, которые к началу русско-японской войны находились в Порт-Артуре. Включал в себя 1 броненосец береговой обороны, 3 клипера, 6 канонерских лодок и 5 минных крейсеров.
Лоро, ностро, баланец… Вот, извольте фитанец!
Небольшое лирическое отступление и подведение итогов. Вполне очевидно, что перевод отечественного флота на котлы Бельвилля чуть ранее, чем в РИ и более качественные снаряды – дело затратное и трудное, и обойдется, с учетом модернизации производств, во многие и многие миллионы рублей, только вот точную сумму выдать будет очень затруднительно. Что удалось сэкономить?
Из реальных штатов РИ мною было вычеркнуто строительство одного броненосца береговой обороны «Адмирал Апраксин» (3,5 млн. руб.), бронепалубных «Авроры» (6,4 млн. руб.) всех трех крейсеров типа «Богатырь» (19,8 млн. руб.), а также броненосца «Ретвизан» (12,2 млн. руб.), что дало профит в размере 41,9 млн. руб. Модернизация броненосных крейсеров типа «Победа» едва ли повлекла за собой значимый прирост их стоимости – более мощная но и более легкая машина едва ли стала бы стоить много дороже с учетом замены трехвальной установки на двухвальную. Но были и растраты – Громобой строился по проекту усовершенствованной «Победы», что дает перерасход в 1-1,5 млн. руб. «Баян» — по проекту еще более усовершенствованной «Победы» — с учетом того, что «Баян» в РИ стоил что-то около 7,6 млн. руб., а в АИ вытянет на все 12 млн. перерасход тут будет 4,4 млн. руб. Кроме этого, я ввел четыре крейсера второго ранга по типу «Изумруд» — это 12,4 млн. руб. Четыре минных крейсера и две речных канонерки в совокупности потребуют еще где-то 2,2 млн руб. перерасхода (по 450 тыс. руб. за минный крейсер и половину этой суммы за канонерку). Модернизация и содержание трофейного «Диньюаня» стоит немного, и легко компенсируется из сумм на текущее содержание непостроенных кораблей (уголь и вот это вот все). Остальные же корабли, как, например, те же «Буйные», которых я щедрой рукой отсыпал Эскадре Тихого океана не 2 а все 10, фактически были и оплачены и построены – суть альтернативы в том, что они, благодаря тем или иным обстоятельствам («Ослябю», например, передали флоту быстрее, потому что заводу, который его строил, не пришлось распылять усилия на «Аврору») сумели к началу войны оказаться в Порт-Артуре.
Итого перерасход составил 20,5 млн. руб. соответственно, и профит уменьшается до 21,4 млн. руб. Как по мне – на перестройку казенных заводов, удорожание боекомплекта, более раннее «обельвиллевание» кораблей РИФ, проведение испытаний качества снарядов и ублажение «Ярроу» вышло маловато. Потому я отказался от постройки «Славы», заложенной в 1902 г., и перенес закладку «Князя Потемкина-Таврического» на полтора года. От этого, понятное дело, броненосец дешевле стоить не стал, но затраты на его строительство сместились вправо, отчего до РЯВ высвободилось также несколько миллионов рублей. Все это позволяет мне думать, что общая сумма экономии вплотную приблизится к 26-28 млн. руб. и вот это на все указанные выше потребности ощущается разумной цифрой.
Буду рад любым конструктивным возражениям.
Ах, да, продолжение следует!