Увлечение Джона Марлина. Создание реплики истребителя Martin Baker M.B.5

16

Увлечение Джона Марлина. Создание реплики истребителя Martin Baker M.B.5

Статья более чем двадцатилетней давности из журнала «Flugzeug Classic» (выпуск на июнь 2002 года), которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.

Предисловие редакции: Martin Baker M.B.5 мог стать одним из лучших поршневых истребителей всех времен, но этому самолету так и не предоставилась возможность показать миру свои истинные качества. О создании реплики истребителя Martin Baker M.B.5 рассказывает Фрэнк Б. Мормилло (Frank B. Mormillo).

Благодаря двигателю Rolls Royce Griffin мощностью 1926 л.с. (1417 кВт), который вращал трехлопастные соосные винты противоположного вращения, опытный истребитель Martin Baker M.B.5 должен был развивать максимальную скорость 740 км/ч (460 миль в час), обладать превосходными летными характеристиками и вести по врагу огонь из четырех 20-мм пушек.

К сожалению, M.B.5 появился не в то время. Первый полет состоялся 23 мая 1944 года, а испытания истребителя пришлись как раз на то время, когда в строй вступало первое поколение реактивных самолетов. Начало эры реактивной авиации в сочетании с окончанием Второй Мировой войны, привело к снижению интереса к этому превосходному истребителю, и был изготовлен только один прототип. После завершения летных испытаний в 1947 году единственный истребитель Martin Baker M.B.5 был окончательно списан.

весной 1944 года опытный истребитель Martin Baker M.B.5 впервые поднялся в воздух и в ходе испытаний показал отличные характеристики. Однако M.B.5 появился слишком поздно и не был запущен в серийное производство. Единственный прототип был списан в 1947 году

весной 1944 года опытный истребитель Martin Baker M.B.5 впервые поднялся в воздух и в ходе испытаний показал отличные характеристики. Однако M.B.5 появился слишком поздно и не был запущен в серийное производство. Единственный прототип был списан в 1947 году

Однако бывший сотрудник компании North American Rockwell Джон Марлин (John Marlin) не мог избавиться от своего увлечения британскими истребителями и решил стать владельцем одного из них – M.B.5. Однако после списания от машины компании Martin Baker не осталось ни одной детали, пригодной для реставрации, и Джон Марлин просто решил изготовить полномасштабную реплику истребителя M.B.5. В 1988 году работы начались на аэродроме Чино, штат Калифорния, и затем, когда Джон Марлин сменил место жительства, работы были перенесены в Стед Филд (Stead Field) недалеко от Рино, штат Невада.

До начала создания реплики M.B.5 Джон Марлин уже в течение 16 лет владел истребителем North American P-51D Mustang и совершал полеты на нём, и поэтому прекрасно понимал, во что он ввязывался. К тому времени он уже налетал несколько тысяч часов, в том числе 400 часов на «Мустанге» – истребителе, который даже внешне имеет некоторое сходство с M.B.5.

Используя схемы и чертежи M.B.5 из различных источников, Джон Марлин с нуля изготовил фюзеляж своей реплики. Однако по практическим и экономическим соображениям реплика не будет точной копией оригинального M.B.5. Крыло реплики представляет собой адаптированное этого проекта крыло истребителя P-51D Mustang с укороченными закрылками и элеронами (у P-51D размах крыла составлял 11,28 метров по сравнению с 10,77 метрами у M.B.5). Хвостовое оперение также является заимствованным у «Мустанга», а руль направления взят от гоночного самолета Red Baron RB-51 Mustang, который был оснащен двигателем Griffon и который в 1979 году разбился в Рино. Джон Марлин приобрел этот руль направления у Ричарда Рансфоера (Richard Ransfoer) и изготовил совершенно новую нижнюю часть, чтобы более точно соответствовать форме оригинального руля направления прототипа M.B.5.

на данном снимке показана трубчатая стальная конструкция фюзеляжа реплики истребителя Martin Baker M.B.5

на данном снимке показана трубчатая стальная конструкция фюзеляжа реплики истребителя Martin Baker M.B.5

шасси и крыло реплики истребителя Martin Baker M.B.5 были взяты от истребителя North American P-51D Mustang и были соответствующим образом модифицированы

шасси и крыло реплики истребителя Martin Baker M.B.5 были взяты от истребителя North American P-51D Mustang и были соответствующим образом модифицированы

Реплика Джона Марлина также будет на 457 мм (18 дюймов) короче оригинала, длина которого составляла чуть более 11,28 метров. Во время своего первого полета прототип M.B.5 имел относительно небольшую площадь вертикального оперения, и вскоре стало очевидно, что его недостаточно для хорошей курсовой устойчивости. Затем в компании Martin Baker быстро увеличили его площадь, что решило проблему. Однако, по словам Джона Марлина, M.B.5 также проявлял определенную склонность к избыточному отклонению управляющих поверхностей, и он пришел к выводу, что несколько укороченный фюзеляж улучшит управляемость.

Реплика также будет иметь основные стойки шасси от истребителя P-51 Mustang. Тормоза, колеса и шины основных стоек шасси – от истребителя Bell P-63 Kingcobra. Система управления рулем направления была взята от учебного самолета North American AT-6 Texan, и, кроме того, реплика получила обычную ручку управления вместо типичной для британских истребителей времен Второй Мировой войны ручки управления с кольцевой штурвальной рукояткой. В кабине своей реплики под специально изогнутой крышей Джон Марлин установил второе сиденье. Заднее сиденье оснащено ручкой управления и педалями управления рулем направления, так что пассажир может самостоятельно пилотировать самолет в случае, если у Джона Марлина во время полета возникнут проблемы.

реплика истребителя Martin Baker M.B.5 оснащена складным сиденьем за сиденьем пилота. Второе сиденье оснащено базовыми органами управления самолетом

реплика истребителя Martin Baker M.B.5 оснащена складным сиденьем за сиденьем пилота. Второе сиденье оснащено базовыми органами управления самолетом

Двигатель Rolls Royce Griffon и воздушные винты для реплики были взяты с четырехмоторного морского патрульного самолета Avro Shackleton. В настоящее время Джон Марлин находится в процессе сборки поршней, клапанов и цилиндров, чтобы в скором времени двигатель можно было впервые запустить в эксплуатацию.

вид снизу на двигатель Rolls Royce Griffon реплики истребителя Martin Baker M.B.5 с карбюратором и воздухозаборником для системы охлаждения

вид снизу на двигатель Rolls Royce Griffon реплики истребителя Martin Baker M.B.5 с карбюратором и воздухозаборником для системы охлаждения

снимок крупным планом воздухозаборника карбюратора и моторной рамы двигателя реплики истребителя Martin Baker M.B.5

снимок крупным планом воздухозаборника карбюратора и моторной рамы двигателя реплики истребителя Martin Baker M.B.5

Хотя проект Стед Филд вызывает большой интерес, и Марлин уже давно заявлял, что его истребитель полетит

«в следующем году»,

сегодня он твердо уверен, что еще год или около того, прежде чем его мечта наконец осуществится. В 1987 году Джон Марлин продал свой «Мустанг» чтобы профинансировать проект создания реплики M.B.5, и он горит желанием вновь стать обладателем летающего истребителя. И хотя Стед Филд сегодня является мировым центром воздушных гонок, и реплика M.B.5 может принимать участие в гонках по замкнутому контуру, Джон Марлин заявляет, что у него нет планов участвовать в гонках на своей реплике. Но будучи загнанным в угол, он признался, что думал о возможности когда-нибудь участвовать в гонках на реплике M.B.5, но, разумеется, не раньше, чем машина будет тщательно протестирована и все возможные «детские болезни» будут устранены.

изготавливаемая Джоном Марлином реплика опытного истребителя Martin Baker M.B.5 на площадке для обслуживания самолётов в Стед Филде к северу от Рино, штат Невада

изготавливаемая Джоном Марлином реплика опытного истребителя Martin Baker M.B.5 на площадке для обслуживания самолётов в Стед Филде к северу от Рино, штат Невада

Джон Марлин не может сказать сколько человеко-часов было вложено в его проект реплики M.B.5, но он знает, сколько людей поддерживало его на протяжении последних нескольких лет. Он особенно благодарен своему брату Полу Марлину и друзьям Пэту Марсу (Pat Mars), Нилу Дресбеку (Neil Dresback) и Ллойду Миллеру (Lloyd Miller). Когда они пожнут плоды своих совместных усилий, сообщество любителей боевых самолетов сможет восхититься уникальным истребителем, на появление которого никто не мог бы представить без энтузиазма Джона Марлина.

источник: Frank B. Mormillo «Neubau Martin Baker M.B.5» «Flugzeug Classic» 2002-06, Seiten 20-23

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-uvlechenie-dzhona-marlina-sozdanie-repliki-istrebitelya-mb5

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account