Украинская Армата 90-х для Российской армии
В 80-е годы 20-го века на ХКБМ вели исследовательские работы сразу над двумя перспективными танками – Объект 490 и Объект 477 «Молот», в надежде, что хоть один из них заинтересует министерство оборону и будет дан заказ на дальнейшие работы. Но грянувшая перестройка, и последовавший за ней развал Союза, поставил крест на этих надеждах.
Однако в 90-е забрезжила надежда, вражды между новыми независимыми государствами пока ещё не было и начала восстанавливаться хоть какая производственная кооперация. Украинские моторы начали поставляться на российские вертолёты, какие то совместные работы начали происходить в области ракетостроения.
На фоне этих контактов решили наладить совместную работу и харьковчане из ХКБМ им. Морозова. Они предложили Российскому Министерству обороны продолжить работу над перспективным танком четвёртого поколения. И как не странно получили согласие.
В 90-е годы Россия находилась совсем не в том состоянии что сегодня, и естественно, каких либо серьёзных денег выделить не могла, но даже того что было выделено хватило что бы продолжить работы.
Новый опытный танк получил название Объект 477А1, что подчёркивает его преемственность с Объектом 477 80-х годов, а индекс «А1» указывает на то что машина эта всё же другая.
Технически машина является развитием, и Объекта 490, и Объекта 477. Корпус танка остался традиционной схемы, но с размещением всего экипажа под защитой бортов и крыши. Соответственно, использовалась башня с максимальной автоматизацией процессов управления и подготовки к выстрелу. Лобовая часть корпуса получила модульное бронирование общей толщиной порядка 1 м! Борта защищались комплексом из пяти различных средств. Предусматривалось применение динамической и активной защиты.
Следует отметить, что получение заявленный технических характеристик должно было привести к чрезмерному росту массы, которая должна была приблизится к предельным 50-и тоннам. И что бы удержать массу на требуемом уровне, было предложено часть стальных деталей заменить титановыми – легкими, но дорогими.
Непосредственно за лобовой преградой внутри корпуса помещались отделение управления (у левого борта) и один из топливных баков (справа). Центральный отсек корпуса отдавался под боевое отделение, вмещавшее двух членов экипажа и автоматику заряжания. Корму традиционно отдали под силовые агрегаты.
Перспективные танки семейства «477» предлагалось комплектовать двигателями мощностью 1500 л.с. При этом на этапе проектирования окончательного решения по силовым агрегатам принято не было. Так проектировался с возможностью установки на него, как дизельных, так и газотурбинных двигателей.
Рядом с двигателем помещалась трансмиссия, связанная с ведущими колесами заднего расположения.
Характерной чертой «Ноты» и ее предшественников являлось удлиненное семикатковое шасси. На каждом борту имелось по семь опорных катков с индивидуальной подвеской на торсионах и гидравлических амортизаторах. Наличие седьмой пары катков позволило компенсировать рост размеров корпуса.
Важнейшей особенностью танка «Объект 477А1» являлось полувынесенное размещение орудия. Вместо традиционной башни на погоне корпуса помещался купол уменьшенных размеров с крупным центральным агрегатом, внутри которого находились казенник пушки и автоматические средства заряжания. При этом речь не шла о прямом заимствовании всех агрегатов у базового «Объекта 477А». Изменение требований к вооружению привело к переработке систем боевого отделения.
Заказчик решил сохранить орудие 2А73 калибра 152 мм. Одновременно с этим предлагалось использовать новые выстрелы.
Для хранения и подачи боеприпасов предлагалось использовать инновационную систему состоящую из трёх барабанных магазина. В центре боевого отделения находился расходный барабан на 10 выстрелов. У бортов расположили еще два, на 12 снарядов каждый. Также имелись средства для перегрузки боеприпасов из пополняющих барабанов в расходный, а также для отправки выстрелов в камору орудия. Предложенная конструкция автомата заряжания имела определенные недостатки, но отличалась простотой, а также позволяла сделать первый выстрел всего за 4 с.
В проекте «Нота» предлагался уникальный комплекс управления вооружением, включавший множество различных приборов. Полные аналоги такой системы появились только в последние годы. Комплекс включал прицелы с разными оптическими и тепловыми каналами, развитый бортовой вычислитель, систему спутниковой навигации, средства государственного опознавания цели и т.д. Разрабатывался новый автомат сопровождения цели, изучалась возможность дополнения оптических приборов радиолокационной станцией. Наконец, в планах конструкторов ХКБМ было создание средств радиоуправления танком.
Управлять боевой машиной должен был экипаж из трех человек. В передней части корпуса располагался механик-водитель. В боевом отделении, рядом с автоматом заряжания, находились наводчик и командир. Все члены экипажа имели собственные люки в крыше корпуса и куполе башни, оснащенные смотровыми приборами.
Все танки семейства «477» отличались большими габаритами, и «Объект 477А1» не должен был стать исключением.
- Длина машины с пушкой вперед превышала 10,5 м,
- Высота – около 2,5 м.
- Ширина – 3,415 м.
Для сравнения, основные танки предыдущего поколения имели длину менее 9,5 м при высоте до 2,3 м. Масса бронемашины вплотную приблизилась к максимально допустимым 50 т.
Согласно разным источникам, в рамках проекта «Нота» было собрано около десятка макетных образцов, отличавшихся комплектацией и различными особенностями конструкции. Большая часть этих танков оставалась в Харькове, тогда как несколько были переданы России для изучения на собственных полигонах. Также в прошлом упоминался некий задел для строительства серийной техники.
Работы по танку «Объект 477А1» продолжались до начала двухтысячных годов. Затем Россия решила отказаться от этого проекта и прекратила финансирование работ. Вероятно, такое решение было связано с желанием сосредоточить все усилия на разработках собственных предприятий, таких как «Объект 195» или «Объект 640». Отказ российской стороны фактически поставил точку в истории перспективного проекта.
PS. Очень поучительная и грустная история. Если бы на Украине было адекватное руководство, хотя бы такое как в Беларуси. То скорее бы всего Россия получила танк четвёртого поколения, то есть Армату, лет на 10 раньше, а Украина бы получила рабочие места.
А так, Россия, хоть и опозданием танк получила. А ХКБМ им. Морозова, судя по всему приказал долго жить. Конечно, на ремонте старой советской технике он может ещё прожить лет 10 или 20 (хотя и с этим уже проблемы), но ни чего инновационного в Харькове не будет разработано уже ни когда. Вот такая цена незалежности.
PPS. Теперь, думаю все понятно зачем американцы затевали Майдан на Украине? Кроме всего прочего, и для того что бы Россия лишилась вот таких проектов. Вот такая вот цена дружбы с американцами, которые для того что бы доставить России мелкие неприятности готовы уничтожить, вполне, нормальную страну. Обидно что на Украине этого ни кто не понимает и страна продолжает двигаться в том же направлении.
Источники:
https://topwar.ru/138752-perspektivnyy-tank-obekt-477a1-mechty-i-realnost.html