После того как в России были заложены десантные корабли-доки и по совместительству вертолётоносцы, Севастополь и Владивосток, стала активно муссироваться тема авиагруппы этих кораблей. Понятно, что пока планируется их оснастить традиционными для нашего флота вертолётами Ка-27. Кроме них на борту российского вертолётоносца, или даже вместо них, будут новейшие вертолёты Ка-52, которые пока ещё в нашем флоте не используются. Кроме этого в составе авиагруппы кораблей должны оказаться ещё и разномастные БПЛА, разработка которых сейчас активно идёт в нашей стране.
Однако и этим аппетиты наших адмиралов не ограничиваются, по аналогии с аналогичными американскими кораблями есть планы оснастить их ещё СВВП (самолёт вертикального взлёта и посадки). Но тут есть серьёзная загвоздка, в отличие от США, у нас такого самолёта нет. Никто же не будет в серьёз рассматривать вооружение будущих вертолётоносцев старыми добрыми Як-38, производство которых прекратилось ещё в конце 80-х. Конечно был ещё проект Як-141, но, во-первых, эти самолёты так и остались на уровне проекта, а во-вторых, разработанные в 80-е годы их так же новыми не назовёшь.
Однако в последнее время стала муссироваться тема вооружения наших строящихся УДК абсолютно новыми СВВП, разработка которых ведётся прямо сейчас.
В сети появился какой-то никому неизвестный проект самолёта с нетрадиционным для нашей страны названием Е-58 К. Кроме этого так же муссируется информация о том, что уже полным ходом ведутся работы по доведению до опытного, а потом и серийного образца, проекта СВВП 90-х годов, самолёта Як-201. Что же из себя представляет эта малоизвестная машина?
После развала СССР ОКБ Яковлева не прекратило работы по теме СВВП. В 1996 — 1997 годах российским военным был показан эскизный проект перспективного самолёта Як-201. Однако, по понятным причинам он их не заинтересовал. Утверждается, что ни опытного образца, ни даже макета самолёта не строилось. Хотя фото какого-то макета мне удалось найти. Судя по всему, построен он на много позже, после возобновления работ над проектом.
Кроме этого существует ещё и чертёж самолёта, а также его ориентировочные ТТХ.
Чертёж Як-201:
Лётно-технические характеристики:
- Экипаж: 1 человек,
- Грузоподъёмность: 364 кг
- Длина: 18,3 м
- Размах крыла: 10,1 м
- Высота: 5,0 м
- Площадь крыла: 63,4 м²
- Масса пустого: 9680 кг
- Нормальная взлётная масса: 13600 кг
- Максимальная взлётная масса: 14600 кг
- Силовая установка: 1 двигатель
Лётные характеристики;
- Максимальная скорость: 1800 км/ч
- Крейсерская скорость: 1200 км/ч
- Боевой радиус: 690 км
- Практический потолок: 15000 м
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: Два пушечных контейнера УПК 23/250, калибром 23 мм, с боекомплектом в 250 патронов, Встроенная 30 мм, ГШ-301 (боезапас 120 снарядов)
- Точки подвески: внутреннее размещение 4-х позиций
- Управляемые ракеты: Р-77(РВВ-АЕ), Р-27, Р-73, Р-60, Х-25, Х-31А, Х-35
- Неуправляемые ракеты: пусковые блоки НАР калибром от 80 до 240 мм, до шести бомб калибром 500 кг.
На что тут стоит обратить внимание. Прежде всего на скорость. Наш последний СВВП Як-38 был дозвуковым самолётом с максимальной скоростью всего 900 км/час. Як-201 это полноценный сверхзвуковой самолёт, который на сверхзвуке будет летать даже на крейсерской скорости, не говоря уже про форсаж.
Второй важной характеристикой машины является диапазон её действия. Одной из причин по которым отказались от Як-38 стал очень низкий этот показатель. Имея диапазон действия всего 200 км с нагрузкой в 1 тонну и всего 80 км при полной нагрузке Як-38 был ни на что не годен. После взлёта самолёту практически сразу нужно было садится. Какие боевые задачи он за это время мог выполнить?
Так вот планируется что диапазон действия перспективного СВВП будет составлять вполне приличные 690 км. Естественно с такими показателями уже можно выполнять какие-то серьёзные задачи.
PS. Собственно, это всё что известно о проекте самолёта с вертикальным взлётом Я-201. Остаётся только узнать мнение почтенной публики нужна ли такая машина на наших будущих Мистралях. Я лично в этом совсем не уверен.
Источники: