Учебный «перевертыш». Учебно-тренировочный самолет П-4/П-4бис. Россия

1

Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.

Стоит отметить, что на вчерашнее число выпала еще одна дата российской авиационной истории, хотя и гораздо более скромная, чем годовщина рождения истребительной авиации. 12 марта революционного 1917 года в Петрограде впервые поднялся в воздух учебно-тренировочный самолет П-4, разработанный 25-летним конструктором Александром Пороховщиковым. Самолет этот интересен прежде всего тем, что он был спроектирован сразу в двух вариантах: с мотором спереди и с мотором сзади. При этом фюзеляжную гондолу с силовой установкой, бензобаком и двухместной кабиной для ученика и инструктора, по замыслу конструктора, можно было менять в ходе эксплуатации, легко превращая переднемоторный вариант в заднемоторный и обратно.

Переднемоторная модификация предназначалсь для обучения полетам на самолетах обычной схемы, а заднемоторная — для тех, кому предстояло пилотировать аэропланы с толкающими винтами — "Фарманы" и "Вуазены". На тот момент большинство российских корпусных и армейских авиаотрядов летало на этих машинах, поэтому "заднемоторник" считался приоритетным и первым построили именно его. К сожалению, фотографий этого аэроплана не сохранилось, есть только схема, помещенная вверху, по которой видно, что он был весьма похож на самолеты-разведчики французского авиаконструктора Анри Фармана. 

Серийному производству помешала гражданская война и вызванный ею развал авиапромышленности. Производство самолетов в России резко упало, а учебных машин в течение двух лет вообще не строили. Но в 1920 году о проекте вспомнили и сделали второй вариант, уже с передним мотором, получивший обозначение П-4бис. Самолет получился весьма удачным. Среди его достоинств отмечалась возможность быстрой разборки и сборки, а также то, что на него ставились самые разные моторы воздушного охлаждения мощностью от 50 до 120 л.с. Со слабым движком аппарат годился для начального обучения, а с более сильным — для отработки сложных приемов пилотажа. 

К тому времени аэропланы заднемоторной схемы уже считались морально устаревшими, в ВВС РККА их почти не осталось, поэтому к варианту П-4 с задним расположением двигателя решили не возвращаться, а в серию запустили только переднемоторную модификацию. Всего построили порядка 40 таких самолетов, которые использовались в советских летных школах до конца 1920-х годов.

Учебный "перевертыш". Учебно-тренировочный самолет П-4/П-4бис. Россия

схемы учебного самолета П-4 с задним расположением двигателя

Далее — несколько фотоснимков П-4бис с передним расположением двигателя

Учебный "перевертыш". Учебно-тренировочный самолет П-4/П-4бис. Россия

Учебный "перевертыш". Учебно-тренировочный самолет П-4/П-4бис. Россия

Учебный "перевертыш". Учебно-тренировочный самолет П-4/П-4бис. Россия

Учебный "перевертыш". Учебно-тренировочный самолет П-4/П-4бис. Россия

Неудачная встреча на аэродроме П-4бис с военным "Де-Хэвиллендом". 

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Модификация   П-IV
Размах крыла, м  
  верхнего   10.20
  нижнего   8.80
Длина, м   7.30
Высота, м  
Площадь крыла, м²   33.10
Масса, кг  
  пустого самолета   398
  нормальная взлетная   660
Тип двигателя   1 ПД Rhone
Мощность, л.с.   1 × 80
Максимальная скорость , км/ч   112
Крейсерская скорость , км/ч   85
Продолжительность полета, ч   4.6
Скороподъемность, м/мин   105
Практический потолок, м   3000
Экипаж, чел   2

источники: 

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account