В июле 2021 года на одном из селекторных совещаний в Минобороны России глава ведомства Сергей Шойгу заявил, что для обновления парка учебно-тренировочных самолётов первоначальной подготовки лётчиков боевой авиации будут проведены на конкурсной основе комплексные испытания двух перспективных моделей – Як-152 и УТС-800.
О проекте, который разрабатывает Уральский завод гражданской авиации информации немного. Известно, что первый лётный экземпляр УТС-800 будет собран в декабре 2021 года на УЗГА, т.е., сравнение двух машин минобороны может провести не ранее второй половины 2022 года — уральская машина должна для начала подняться в небо и пройти хотя бы программу заводских доводочных испытаний. При этом надо учитывать, что машины принципиально отличаются силовой установкой: на Як-152 установлен поршневой импортный двигатель, на УТС-800 — турбовинтовой ВК-800ПС производства «ОДК-Климов».
Об особенностях нового самолёта и программе его производства в интервью журналу «Крылья Родины» рассказал главный конструктор УТС-800 Дмитрий Тиняков.
По его словам, самолёт разрабатывается в соответствии с действующими авиационными правилами и имеющимися техническими требованиями, полученными от эксплуатантов. УТС-800 позволяет обучать технике пилотирования на простой и сложный пилотаж в диапазоне высот от 1000 до 8000 м. Самолёт сможет базироваться на ВПП с искусственным покрытием и с грунтовых ВПП.
«УТС-800 имеет два варианта заправки топливом: для выполнения фигур высшего пилотажа и многоцелевой. Варьируя объём заправленного топлива, можно получить либо пилотажный самолёт для обучения фигурам высшего пилотажа, либо значительную продолжительность полёта, например, полёты по маршрутам или патрулирование», — рассказал Дмитрий Тиняков.
Силовая установка самолёта состоит из одного турбовинтового двигателя ВК-800СП и четырёхлопастного винта АВ-410П. Мощность на валу на взлётном режиме составляет 806 л.с. Отсек силовой установки оборудован системой пожаротушения, кроме того, система пожарной сигнализации позволяет своевременно получить информацию о возгорании в других отсеках самолёта.
На УТС-800 применена механическая система управления прямого действия. Предусмотрено необходимое резервирование всех основных систем: топливной, электроснабжения, пилотажно-навигационного оборудования и т.д. Аэродинамическая компоновка самолёта и профилировка крыла выбиралась с целью обеспечения предсказуемых реакций УТС-800 на грубые ошибки пилотирования. При приближении к критическим углам атаки обеспечивается предупредительная тряска. Особое внимание уделяется поведению самолёта в штопоре, обеспечиваются безопасные вход и выход из штопора при выполнении учебных полётов.
Передняя опора шасси оснащена управляемым колесом, что упрощает руление и делает маневрирование по аэродрому простым и безопасным. Реализованное в конструкции тормозной системы раздельное торможение колёс основных опор шасси также направлено на решение данной задачи.
Для экипажа созданы максимально комфортные условия – хороший обзор из кабины, современная система кондиционирования и вентиляции, противоперегрузочный костюм, кислородное оборудование для выполнения полётов на больших высотах, эффективное светотехническое оборудование. В рамках обеспечения безопасности курсанта и инструктора, самолёт оснащён птицестойким козырьком фонаря кабины и оборудован комплексом средств аварийного покидания, позволяющим покинуть машину во всем диапазоне высот и скоростей, в том числе на земле.
Конструкция планера самолёта преимущественно выполнена из отечественных полимерных композиционных материалов, обеспечивающих весовую и экономическую эффективность, высокую технологичность, большой ресурс и срок службы конструкции.
«УЗГА в рамках проекта УТС-800 ведёт разработку комплексного решения, обеспечивающего подготовку лётного и технического состава в небе и на земле, а также эффективную эксплуатацию и техническое обслуживание самолёта. – говорит Дмитрий Тиняков. — В составе учебно-тренировочного комплекса УТС-800 предусмотрено создание не только самого самолёта, но также технических средств обучения в составе тренажёра и учебного класса для лётного и технического состава, средств наземного обслуживания и средств объективного контроля», — отметил он.
УТК УТС-800 может использоваться в государственных лётных учебных заведениях, в аэроклубах ДОСААФ, а также в других учебных центрах для своевременного отбора на этапах первоначальной и базовой подготовки будущих профессиональных лётчиков с экономией десятков миллионов рублей на повышенную лётную подготовку каждого из них.
Далее предлагаю вашему вниманию фотоотчёт об этом самолёте снятый на выставке «Армии-2020»:
Как следует из названия, УТС – учебно-тренировочный самолёт. Его основная задача – безопасно, с умеренными расходами обеспечивать выполнение учебной программы как в части первоначальной подготовки, так и по отработке полётов по приборам, сложного пилотажа, действий в условиях отказов систем и так далее.
При максимальном запасе топлива машина может летать далеко и выполнять задачи патрулирования, мониторинга и так далее. А вот если топлива залить мало, можно и покрутить пилотаж – благо конструкция рассчитана на перегрузки до +7 / -4 G. Ну и, кстати, летать на ней можно и с бетонных, и с грунтовых полос.
Во всех интернетах написали, что УТС-800 – это тот же австрийский ДАРТ-450, только в профиль. А вот и нет. Визуально отличить УТС можно по козырьку (передняя часть) фонаря, он выполнен птицестойким. А завершается фонарь эдаким гаргротом, у «Дарта» фонарь переходит в фюзеляж без наплывов. Это всё сделано потому, что у «Дарта» кабина маленькая, а у УТС – большая настолько, что в неё помещается «взрослое» катапультное кресло, позволяющее спасать лётчика на высоте «0» и скорости «0». А ещё у УТСа второе кресло установлено ощутимо выше, что позволяет улучшить обзор из второй кабины.
Спереди заметно, что по-другому выполнен воздухозаборник: он вынесен ниже, чтобы «сливать» пограничный слой. Только не спрашивайте, зачем это нужно. Но специалист, когда про это говорил, был явно доволен тем, что у УТС это есть, а у иностранцев – нет.
Хвостовое оперение крупным планом. Тут моё внимание обратили на то, что роговой компенсатор имеет другую форму и полностью «накрывает» киль.
Двигатель будет использоваться ВК-800 собственной разработки УЗГА. Мотор 800 – сильный.
Будет применяться винт АВ-410П разработки «Аэросила», он будет иметь четыре лопасти.
С этого ракурса видно, что закрылки имеют четыре узла навески, а у ДАРТа их шесть.
Если говорить о системах, то тут всё отечественное. Просто, надёжно и в большинстве случаев уже выпускается серийно, либо, как минимум, прошло все испытания.
Например, бортовое радиоэлектронное оборудование разработано нашими ключевыми приборными фирмами, а вот программное обеспечение – своё, от УЗГА.
За этими лючками скрываются приборный отсек (передний) и гидросистема.
Антенна радиостанции «Прима».
Приёмник полного воздушного давления совмещён с датчиком угла атаки.
Посадочная фара. Российского производства, светодиодная.
Бортовые аэронавигационные огни – тоже светодиодные, отечественного производства.
Для тех, кому важны цифры, вот характеристики.
Посмотрела на фонарь – вроде без ужасных искажений, в полёте через него что-то можно будет снять. Так что ждём, когда самолёт сделают. Обещают, что первый полёт будет в этом году в декабре, а в 2024 году машина пойдёт в серию.
Вот такая красота.
Олег Пантелеев, Марина Лысцева, специально для блога. (Источник — https://bmpd.livejournal.com/4383611.html)