Учебно-тренировочный самолет ОКБ Авиации общего назначения Т-14 (Украина)
О перспективах. Новые проекты – это хорошо забытое старое. Мы вернулись к проекту учебно-тренировочного самолета Т-14, который в ОКБ АОН разрабатывался с турбовинтовым двигателем ТВ3-117СБ. Проект был доведен до технического предложения, обсуждался в ВВС в начале 90-х годов. Поскольку военные всегда хотели иметь самолеты на уровне Су-27 и выше, переговоры с ними тогда ничем не закончились. Последние же события показывают, что летчики не летают, их можно сколько угодно обучать теории, но практиковаться пилотам военной авиации фактически не на чем.
Машина, которую мы предлагаем, представляет собой самолет с двумя двигателями АИ-450 с толкающими соосными винтами, которые дают абсолютную симметрию для такой машины. И по рабочему месту пилота обеспечивается подобие самолетам-истребителям 4–5 поколения. Т-14 позволит как готовить летчиков в училищах, так и использовать его в качестве самолета для поддержания летного мастерства в авиаполках. Весь мир, все летчики НАТО в период обучения летают в основном на турбовинтовых учебных "Пилатусах" и "Тукано". Сегодня фирма "Пилатус" получила задание на разработку учебно-боевого самолета, чтобы все задания можно было решать в реальных условиях.
Мы готовы с появлением двигателя АИ-450 сделать машину такого же класса, но лучше по функциональному назначению. Сегодня это проект Д-14. Схема с двумя двигателями делает его исключительно надежным. А то, что сегодня запорожцы обещают довести мощность АИ-450 до 800 л.с., может ввести эту машину в класс современных "Тукано" и "Пилатусов", которые оснащаются двигателем Pratt & Whitney мощностью 1600 л.с.
Мы просчитали эту программу в украинских условиях. Получается конкурентоспособна.
На базе той же силовой установки в ОКБ АОН просматривается возможность создания малого регионального самолета на 10–12 мест. Это самолет, класс которого несколько ниже по сравнению с King Air, он ближе к PC-12. Пассажирский салон будет длиной 3,5–3,8 м: три кресла в ряд, широкофюзеляжная машина. Конвертируемый вариант — c отбрасываемыми к стенке сиденьями, который мы проектируем для перевозки почты и т.д. Легкий региональный межобластной самолет с возможностью долететь от Киева до Крыма и вернуться без дозаправки назад будет востребован в ближайшем будущем. Д-12 проектируется под ту же силовую установку, что и Д-14: два двигателя АИ-450.
Сегодня немного запорожцы дрогнули. Они рекламировали расход 240 г/л. с./ч, а на стенде появилась цифра 297 г/л. с./ч. Для машины весом 3–3,5 тонны расход топлива составит около 150 кг топлива в час. Сам же самолет должен быть не дороже 1 миллиона долларов.
Пока работы финансирует несколько авиакомпаний, наших партнеров, энтузиастов авиации. С их помощью проведены поисковые работы, разработаны бизнес-планы, прорабатываются компоновки и готовятся аэродинамические модели для продувок. Но мы, конечно, ищем финансирование следующих этапов проектов.