У Испании свой путь — эскадренные миноносцы 1890-х годов (Gran España)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Продолжаю публиковать свои наработки по испанским эсминцам, и сегодня настало время рассмотреть именно эсминцы – ибо в прошлый раз речь шла о минных крейсерах. Будут рассмотрены сразу несколько серий эскадренных миноносцев, вкратце будет описана судьба кораблей всех серий и дана общая оценка испанских эсминцев конца XIX века. Среди прочего можно упомянуть о небольшом презенте для Российского Императорского флота под названиями «Разумный» и «Верный».
Вступление
Увлечение эсминцами для меня вообще достаточно нетипично – я больше фанат кораблей от крейсера и больше. Но тут что-то меня переклинило! Развивать свою линейку эскадренных миноносцев для Испании оказалось делом интересным, хоть и сложным. Проблемы возникали практически со всем – в том числе и потому, что раньше эсминцами я толком не занимался, а тут еще и, оказывается, куча противоречивой информации накапливается, когда пытаешься определить ориентир в виде реального корабля. Есть вот, к примеру, реальный эсминец водоизмещением 350 тонн. Указано, что при мощности машин в 6 килопони он выдавал 30 узлов. Казалось бы – ничего такого, все четко и понятно. Но тут же следующий эсминец при 6 килопони и водоизмещении в 450 тонн дает 31 узел! Это как вообще? Кому верить? Что делать, и кто виноват? А как определить экономичность – это вообще отдельная песня…. В общем, ТТХ получились достаточно спорные, как по мне, пускай и вроде бы достаточно скромные.
Особой проблемой было создание уникального внешнего вида для испанских кораблей. Вот бывает, ткнешь пальцем в один эсминец – этот британец, сто пудов! Ибо гладкопалубник с характерными чертами. Вон тот – француз, ибо только французы додумались до навесных палуб. А эти не могут не быть германцами, с их полубаком…. А что с испанцами? У них в реальности ничего такого не было! И пришлось чудить. Попыток было много, большинство стали провальными, пока я наконец не сделал это – нечто, похожее на гибрид «Деструктора» и «Хэвока». Как по мне, получилось очень даже ничего, хотя кое-какие стремные моменты все равно остались.
За сим затыкаюсь, и перехожу к основной части.
По стопам Великобритании, или эсминцы типа «Рапидо»
Эскадренный миноносец (деструктор) в парадной окраске испанского типа. Вообще, желтый цвет – один из национальных испанских (наряду с красным), потому в окрасах XIX – начала XX столетия испанцы его использовали на своих кораблях по максимуму.
После постройки «Деструктора» и пятерки «Девастадоров» развитие истребителей миноносцев на время застыло. На то имелись несколько причин, как объективных, так и сугубо личностных – в частности, Вильямил увлекся развитием легких бронепалубных крейсеров, а без него сторонников новых кораблей неожиданно оказалось слишком мало. Между тем Картахенские верфи продолжили массово строить миноносцы «35-метрового» и «45-метрового» типов, насыщая прибрежный флот метрополии. Поступали заказы на миноносцы также и от членов Иберо-Американского союза – Колумбии и Перу. Практически все забыли про деструкторы.
Но тут настал 1894 год, когда в состав Великобритании вступил корабль, который имел много общего в плане предполагаемых задач с испанским «Деструктором» – «Хэвок». При этом «Хэвок» был намного современнее, быстрее и мощнее, а самое главное – помимо эффективного уничтожения вражеских миноносцев, он обладал мощным торпедным вооружением на поворотных установках, благодаря которому мог делать то, что фактически не могли делать «Деструктор» и «Девастадор» – атаковать торпедами вражеские корабли на высокой скорости и в открытом море. Результаты испытаний произвели впечатление на всю Европу, а в Испании газетчики невольно разожгли настоящий скандал – ведь они первыми построили «Деструктор», а теперь забыли про него, пока англичане продолжают развивать испанскую концепцию [1]! Министерство отреагировало молниеносно, приступив к разработке ТТЗ для новой серии эсминцев. Отреагировал и автор «Хэвока», Альфред Ярроу, тут же предложивший Армаде свои услуги. Свою роль сыграло и то, что после постройки «Хэвока» у Ярроу совсем разладились отношения с британским Адмиралтейством – построив прототип для десятков и сотен новых кораблей, он внезапно оказался выброшен на мороз с минимумом военных заказов, а эсминцы принялись строить другие конторы, так что фирма Альфреда Ярроу остро нуждалась в иностранных заказах. Стоит заметить, что Испания постоянно делала упор на отечественную промышленность, и заказы за границей были достаточно редким явлением, из-за чего получить их считалось большой удачей. Потому Ярроу всячески старался «выбить» выгодный заказ, не забывая и про другие флоты мира – в частности, заказ на постройку «истребителя» ему удалось получить из России, определенный интерес к его кораблям выказали Италия и Австро-Венгрия. Испанцы также некоторое время рассматривали возможность работы совместно с Ярроу, однако переговоры проходили чрезвычайно тяжело – Армада желала строить корабли на своих верфях, а Ярроу не желал просто так продавать чертежи корабля. Узнав об этом, Кадисская верфь «Vea-Murgia Hermanos» предложила собственный проект, который базировался на основе «Девастадора», но министерство практически сразу же отвергло его из-за несоответствия ТТЗ. В конце концов, был заключен компромиссный договор с англичанами – корабли строились в Испании, на Картахенском арсенале, но котлы, машины и часть вспомогательных механизмов производились на заводе фирмы «Ярроу». Кроме того, на верфи «Ярроу» Морское министерство заказало несколько быстроходных военных транспортов (больше в качестве моральной компенсации, чем из-за занятости отечетсвенных заводов).
Однако после продажи проекта «Хэвока» испанцам оказалось, что тот ни в коей мере не удовлетворяет требования Армады. Корабль был быстрым, с мощными машинами, однако комиссия Морского Технического секретариата признала корпус эсминца слишком слабым, а заявленную дальность хода на 20 узлах «чрезмерно оптимистичной». Слабоватым признали и артиллерийское вооружение – несмотря на необходимость наносить торпедные удары, испанские моряки все же уделяли больше внимания именно артиллерии. В результате проект было решено кардинально переработать. Был значительно усилен корпус, артиллерия заменена на новейшие испанские образцы – 75-мм и 57-мм пушки «Онториа» (последняя практически полностью повторяла 57-мм пушку Норденфельдта), разработанные под бездымный порох после неудачи с 90-мм и 65-мм орудиями и представлявшие собой в целом хорошие пушки. Состав энергетической установки также был пересмотрен, хотя ее все еще заказывали в Великобритании. Требования к скорости понизили – вместо изначально предлагаемых Ярроу 27 узлов при форсировании максимальная планка была установлена на отметке в 25 узлов – правда, без форсирования при нормальном водоизмещении.
Отдельные споры вызвала высокая стоимость кораблей нового типа. Если "Деструктор" в свое время стоил чуть менее миллиона песет, то новые корабли превзошли ее более чем в два раза, достигнув цены в 2,3 миллиона песет! Было заявлено, что подобный резкий скачок цены неприемлем, и что требуется снизить стоимость корабля. Тем не менее, путем различных ухищрений удалось "скинуть" лишь около 140 тысяч песет — мощная машинерия и повышенные требования к качеству постройки корпуса требовали огромных затрат. В результате деньги на новые корабли было решено все же выделить, хотя делалось это явно неохотно, и сразу же поставило под вопрос постройку кораблей крупной серией.
Испанская артиллерия эскадренных миноносцев после перехода на бездымный порох и с нормальной разработкой с нуля. 57-мм орудие практически повторяет аналогичное орудие Норденфельдта, 75-мм – орудие Канэ, но имеет собственные особенности.
К постройке приступили в конце 1894 года, и продолжалась она высокими темпами. Фирма «Ярроу» все еще пыталась получить дополнительные заказы из Испании и предлагала построить следующую серию кораблей на собственных верфях дешевле, чем эти эсминцы стоили бы на испанских верфях, но морское министерство заняло достаточно жесткую позицию. Довольно напряженные отношения с англичанами привели к задержке поставок машинерии, хотя штраф было решено не накладывать из-за хорошего качества постройки этих машин. Тем не менее, к помощи при постройке эсминцев англичан больше не привлекали. Испанская же часть работы была выполнена в срок и с достаточно высоким качеством – через 25 месяцев головной корабль серии, «Рапидо», вышел на испытания, развив при нормальном водоизмещении скорость в 25,14 узлов без форсирования, а при форсировании – 27,26 узлов. Схожие результаты показали и остальные эсминцы.
Эсминцы типа «Рапидо» оказались единственными в Испании ярко выраженными «англичанами», так как еще до их спуска на воду было решено не развивать английскую концепцию этого типа, и вернуться к идеям, реализованным в «Деструкторе». После вступления в строй они длительное время находились в метрополии, в 1897 году совершили кратковременный визит на Кубу, после чего вернулись в метрополию. Там же они и провели всю испано-американскую войну, уступив место в первой линии более современным кораблям. Причиной подобного решения стали не какие-то технические или конструктивные проблемы этих кораблей, а считавшаяся недостаточной для заморских плаваний мореходность – все последующие серии эсминцев превосходили «Рапидо» за счет наличия полубака и более удачных обводов корпуса. Самыми «боевыми» эпизодами службы этих эсминцев стали действия против контрабандистов в Марокко. Кроме того, часто эти корабли использовались в качестве курьерских или представительских, что обусловило высокую степень износа их машин. В результате всего они были сданы на слом раньше положенного 20-летнего срока – в 1911–1913 годах, отслужив всего по 15–17 лет.
«Rapido», Astilleros del Cartagena, Картахена – 1894/1895/1896
«Guardian», Astilleros del Cartagena, Картахена – 1894/1895/1896
«Activo», Astilleros del Cartagena, Картахена – 1894/1895/1896
«Prominente», Astilleros del Cartagena, Картахена – 1894/1895/1896
Средняя стоимость: 2,160,250 песет
Водоизмещение: нормальное 320 тонн, полное 380 тонн
Размерения: 61,85х6,1х1,85м
Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 6 котлов Ярроу, 3800 л.с. = 25 узлов
Запас топлива: 40/75 тонн угля
Дальность хода: 1600/3125 миль (10 узлов)
Вооружение: 2 75/50-мм, 2 57/50-мм орудия, 2 450-мм торпедных аппарата
Экипаж: 56 человек
«Ардиендо» – инициативный проект становится основным
"Ардиендо" в испанском варианте викторианской окраски. Все, что в РИФ красилось бы белым, испанцы красили желтым, делая исключение только для шлюпок и шлюпбалок. Впрочем, единой системы в реале не было, так что это не более чем "вариация на тему".
Пока Картахенский арсенал занимался строительством четырех эсминцев типа «Рапидо», в Кадисе развивалась своя история. Отвергнутый проект верфи «Vea-Murgia Hermanos» уже собирались отложить в долгий ящик, но совершенно неожиданно интерес к нему выказал контр-адмирал Фернандо Вильямил. Он внимательно отслеживал ход событий 1894 года и заинтересовался проектом соотечественников, хотя и имел к нему ряд замечаний. В результате дальнейшие работы над эсминцем VMH начали вестись в инициативном порядке инженером фирмы Мигелем Речеа, который поддерживал постоянный контакт с Вильямилом. Главным стремлением Речеа стала реализация сильных сторон «Деструктора» в новом облике – т.е. прежде всего высокой мореходности и мощного вооружения, благодаря чему эсминец получил полубак и сильную артиллерию в виде 2 75-мм и 4 57-мм орудий. Для облегчения конструкции пришлось отказаться от деревянного покрытия главной палубы, которая получила заметную погибь к бортам (карапас) и наклон в сторону кормы. В качестве энергетической установки первоначально рассматривались огнетрубные локомотивные котлы, но после консультации Вильямила с представителями Maquinista Terrestre y Maritima (МТМ) было решено установить водотрубные котлы конструкции этой фирмы, которые представляли собой несколько доработанный водотрубный котел Нормана (МТМ в это время как раз занимались рядом совместных проектом с Норманом, в том числе и созданием легких и мощных корабельных ЭУ для быстроходных лайнеров). Новые котлы должны были обеспечить достаточно высокую мощность машин, причем компания МТМ даже бралась построить на территории завода VMH отдельный цех по изготовлению главных корабельных механизмов высокой мощности для новых кораблей при случае, если морское министерство гарантирует наличие дальнейших заказов на эсминцы конкретно этому предприятию.
К этому времени министерство как раз «созрело» для нового проекта эсминцев, и объявило конкурс на проектирование согласно новым требованиям, среди которых была как можно меньшая стоимость проекта. Само собой, требования практически слово в слово соответствовали требованиям Вильямила, и потому проект Речеа, который изначально разрабатывался по ним, оказался самым подходящим из 14 представленных вариантов. За счет рационализации конструкции корабля и определенным ухищрениям, стоимость проекта в сравнении с "Рапидо" возрасла незначительно, что в целом устраивало министерство. Понравилось морскому министерству и предложение МТМ, и перспектива использовать VMH в качестве главной верфи по строительству эсминцев со всем необходимым оборудованием. Более того – верфи VMH соседствовали с Ла Карракой, что позволяло быстро решать многие вопросы по оснащению и испытаниям новых кораблей. Собственно, исход конкурса был предопределен, и еще до его окончания на «Веа-Мурхия Эрманос» началась подготовка к строительству новых кораблей.
Закладка первых трех кораблей, головной из которых назвали «Ардиендо» («Разящий»), прошла в один день на заводе VMH в 1895 году и шла одновременно с постройкой цеха по сборке машин и котлов. Четвертый корабль был заложен чуть позднее Картахенским арсеналом. Из-за желания морского министерства получить высококачественные машины и котлы заказы на механизмы для картахенских эсминцев с этого момента постоянно выполнял барселонский завод МТМ, а собственные котельные мастерские арсенала занялись изготовлением механизмов с меньшими требованиями по качеству. После спуска на воду корпусов были заложены еще 4 корпуса, и это повторялось еще дважды – таким образом, всего эсминцев типа «Ардиендо» построили 16 единиц. Подобное решение, еще до испытаний первых кораблей, некоторые считали опрометчивым, но Речеа был уверен в успехе проекта и убедил в этом Вильямила, который, в свою очередь, обеспечил поддержку морского министра. Более того – в свете начала восстания на Кубе и начала серьезного обострения отношений с США было решено ускорить постройку этих эсминцев, в результате чего 12 последних эсминцев вступали в строй менее чем через 2 года после закладки – результат, достойный лучших в мире верфей. В конце концов, благодаря оборонному заказу братья Веа-Мурхия смогли расширить производство, в результате чего последние четыре корабля строились уже исключительно их силами, а усилия Картахенского арсенала сосредоточили на других нуждах. С этого момента частное предприятие в Кадисе начало быстро развиваться и расширяться, вскоре став одной из самых совершенных судостроительных верфей Европы. На испытаниях все эсминцы показали хорошие результаты и оправдали возложенные на них надежды. Простые, надежные, быстрые и хорошо вооруженные, а главное – впечатляюще выглядящие, они быстро превратились в любимцев общественности не только в Испании, но и в странах Иберо-Американского союза, что, в свою очередь, обеспечило их постройку по иностранным заказам – по 3 единицы для Аргентины и Мексики. Из-за загруженности верфей VMH, заказы на эти корабли пришлось выполнять барселонской Navantia и Севильскому арсеналу [2].
К началу испано-американской войны в строй успели вступить 9 единиц, остальные 7 были введены в строй уже непосредственно в ходе конфликта. Из этих 9 лишь 1 остался в метрополии, а остальные находились на Кубе, где и стали «силами быстрого реагирования» адмирала Вильямила, который был назначен командующим Кубинским флотом незадолго до начала конфликта. Активное использование наложило свой отпечаток на их судьбу – за войну погибли 5 эсминцев из 16, остальные получили повреждения той или иной степени. Тем не менее, они целиком выполнили свои функции и доказали превосходство над американскими кораблями. После войны оставшиеся в строю корабли еще долго служили в составе Армады, были модернизированы по образцу «Агиля» в 1900–1902 годах и дожили до Первой мировой войны, приняв участие в сражениях, пускай и на вторых ролях. В боях погибли еще 2 корабля этого типа, а остальные по мере вступления в строй эсминцев новых типов выводились в резерв и были проданы на слом в 1918–1919 годах.
«Ardiendo», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1895/1896/1897
«Agresivo», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1895/1896/1897
«Pobre», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1895/1896/1897
«Impecable», Astilleros del Cartagena, Картахена – 1895/1896/1897
«Noble», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1896/1897/1897
«Galante», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1896/1897/1897
«Desenfrenado», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1896/1897/1897
«Tempestuoso», Astilleros del Cartagena, Картахена – 1896/1897/1897
«Imperioso», Astilleros del Cartagena, Картахена – 1896/1897/1898
«Abrupto», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1897/1898/1898
«Perturbado», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1897/1898/1898
«Volitivo», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1897/1898/1898
«Robusto», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1898/1899/1899
«Tormenta», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1898/1899/1899
«Amenazante», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1898/1899/1899
«Ruidoso», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1898/1899/1899
Средняя стоимость: 2,236,100 песеты
Водоизмещение: нормальное 390 тонн, полное 450 тонн
Размерения: 64,65х7х1,8м
Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 6 котлов МТМ, 6000 л.с. = 28 узлов
Запас топлива: 80/105 тонн угля
Дальность хода: 1700/3200 миль (10 узлов)
Вооружение: 2 75/50-мм, 4 57/50-мм орудия, 2 450-мм торпедных аппарата
Экипаж: 56 человек
Дальнейшее развитие (эсминцы типа «Агиль»)
"Агиль" в монотонной (боевой) светло-серой окраске. Внешне от "Ардиендо" ушел недалеко, по огневой мощи превзошел своих предшественников основательно.
Уже первые бои с американскими кораблями показали, что эсминцы типа «Ардиендо» обладают превосходным артиллерийским вооружением. Более легкие и быстрые американские эсминцы первое время старались навязывать бой испанским кораблям, но мощная артиллерия быстро отгоняла «назойливых янки», наносила им повреждения, а то и вовсе отправляла на дно. Но и этого оказалось мало для горячих испанских парней, которые еще со времен дерева и паруса предпочитали сходиться вплотную и расстреливать врага из тяжелой артиллерии [3]! И потому Вильямил, как общеизвестный сторонник развития эсминцев, а на тот момент – командующий Карибским флотом, стал получать отзывы от капитанов эсминцев с просьбами усилить их вооружение, которые адмирал переправил в морское министерство, а оттуда – на верфь братьев Веа-Мурхия. На тот момент верфь уже не могла внести изменения в строящиеся корабли, но как только в 1899 году освободились стапели для новых кораблей, закладка была совершена по измененному проекту, головной корабль которого получил название «Агиль» («Расторопный»). По сути это был тот же «Ардиендо», только с немного увеличенным корпусом, более мощными машинами и заменой кормовой пары 57-мм орудий на одно 75-мм, поставленное в диаметральной плоскости сразу за третьей трубой.
Всего было построено 8 эсминцев этого типа, хотя официально заложены были 10 единиц. Судьба девятого и десятого весьма любопытна – эсминцы строились на Картахенском арсенале, и незадолго перед спуском в 1901 году их судьбой заинтересовалась Россия, которая экстренно усиливала свой флот на Дальнем Востоке. Так как она формально была союзницей Испании, а кроме того в противостоянии с Японией Испании было гораздо выгоднее поддерживать именно русских, было решено продать эти два корабля практически за ту же стоимость, по которой они строились для Испании — 2,5 миллиона песет (860 тысяч рублей), что, впрочем, по меркам РИФ было огромной стоимостью [4]. При этом их достройка несколько задержалась из-за необходимости ожидания вооружения из России. Стоит отметить любопытный факт – если в плане артиллерии вооружение практически не поменялось (лишь 57-мм пушки были заменены на 47-мм), то с торпедными аппаратами сложилась интересная ситуация: в Российском Императорском флоте использовались 381-мм торпедные аппараты, в то время как Испания давно перешла на более тяжелые 450-мм. Соответственно под более тяжелые установки были устроены и подкрепления под ТА. По предложению испанской стороны, вместо одиночных 381-мм торпедных аппаратах на русских кораблях были оборудованы двухтрубные, в результате чего те получили целых четыре ТА – рекорд для эсминцев РИФ! Помимо этого, «Разумный» и «Верный» (так назвали эсминцы испанской постройки в России) на момент вступления в строй также стали крупнейшими эсминцами России, и неофициально именовались «минными крейсерами». И хотя им не удалось сколь-либо повлиять на ход русско-японской войны, но русские моряки положительно оценили эти корабли [5].
В Испании же «Агили» занимались мирной рутиной и боевой подготовкой вплоть до Первой мировой войны, к началу которой уже считались морально устаревшими. Используемые в основном для конвойной службы, они все же понесли потери – один эсминец был потоплен, второй тяжело поврежден и был вынужден интернироваться в Чили, а третий получил такие повреждения во время схватки с австро-венгерскими кораблями, что его было решено не восстанавливать. Оставшиеся в строю эсминцы типа «Агиль» выводились в резерв по мере износа механизмов, и окончательно пошли на слом в 1918–1919 годах.
«Agil», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1899/1900/1901
«Atronador», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1899/1900/1901
«Caliente», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1899/1900/1901
«Vivo», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1899/1900/1901
«Tenaz», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1899/1900/1901
«Atesorado», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1900/1901/1902
«Perfecto», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1900/1901/1902
«Bonito», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1900/1901/1902
Средняя стоимость: 2,410,000 песет
Водоизмещение: нормальное 420 тонн, полное 480 тонн
Размерения: 65,35х7,05х1,8м
Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 6 котлов МТМ, 6400 л.с. = 28 узлов
Запас топлива: 90/130 тонн угля
Дальность хода: 1800/3000 миль (10 узлов)
Вооружение: 3 75/50-мм, 2 57/50-мм орудия, 2 450-мм торпедных аппарата
Экипаж: 52 человека
Общая оценка испанских эсминцев конца XIX века
USS "Farragut" – один из самых крупных миноносцев США в годы испано-американской войны. Как это ни странно, но из больших флотов мира американцы приступили к постройке эсминцев одними из последних, уже после войны с Испанией, в 1899 году. В альтернативе я планирую усилить ВМС США перед испано-американской войной "большими Фаррагутами", но все равно по эсминцам американцы будут уступать испанцам (по крайней мере, на начало войны).
После эксперимента с «Рапидо» испанцы вернулись к развитию своей собственной концепции эскадренных миноносцев, которая заключалась в большем упоре на мореходность и артиллерийское вооружение в ущерб торпедам и скорости. Кроме того, их эсминцы обычно имели большее водоизмещение, чем у современников. Особыми чертами испанских деструкторов стали полубак, внешне роднивший их с германскими одноклассниками, и три дымовые трубы, что формировало достаточно легко узнаваемый силуэт. Испанцы быстро отказались от таранных форштевней на своих кораблях, предпочтя практически прямой клиперский, что обеспечивало лучшие скоростные свойства корпусов. В целом их корабли оказались весьма удачными и ценными боевыми единицами, доказав свою эффективность в испано-американской и русско-японской войнах, однако все это удалось получить лишь благодаря достаточно высокой стоимости постройки – «Ардиендо» и «Агили» были заметно дороже своих сверстников. Не отличались они также и высокими скоростными характеристиками, уступая американским, британским и французским одноклассникам, которые уже во времена вступления в строй «Рапидо» развивали скорость хода до 30 узлов и более (правда, только на испытаниях).
Важным достижением Испании являлось создание мощной промышленной базы для дальнейшей постройки эсминцев. Картахенский арсенал и VMH получили огромный опыт и расширили свои возможности для постройки подобных кораблей. Испытывались новые системы и создавался задел для будущих успехов – так, вместо паровых электрогенераторов на последних 6 эсминцах типа «Агиль» (включая два русских) использовались турбогенераторы производства фирмы «Mondragon», расширялась сеть корабельных электроприборов, готовилась почва для внедрения торпедных аппаратов с несколькими пусковыми трубами, совершенствовались системы борьбы за живучесть. Конструкция водотрубных корабельных котлов системы МТМ также постоянно улучшалась, в результате чего в начале XX века удалось быстро перейти к их использованию не только на легких кораблях и крейсерах, но и на броненосцах [6]. В этом случае стоит отметить особую заслугу испанской системы военно-морского образования, которая позволила своевременно переучить на новые котлы большое количество корабельных инженеров.
И хотя после окончания испано-американской войны дальнейшая постройка эсминцев на время была остановлена, и VMH пришлось выполнять иностранные заказы (которых, впрочем, хватало), полученный опыт не был забыт, и тема эсминцев продолжала тревожить умы испанских адмиралов. Лишь подробный анализ и совершенствование некоторых необходимых технологий задержали дальнейшую постройку деструкторов для нужд Армады, и когда в 1906 году была заложена следующая серия кораблей – то это были корабли уже совершенно нового поколения, с куда бóльшими возможностями и боевым потенциалом. В дальнейшем испанцам удастся сохранить высокие стандарты постройки своих эсминцев до конца Второй мировой войны и далее, хотя это будут уже совершенно другие времена, корабли и люди….
Примечания
- В нашей с вами реальности испанцы считают, что их «Деструктор» послужил прообразом всех будущих эсминцев, став основой при проектировании «Хэвока». Надо заметить, что доля правды в этих утверждениях есть, но именно что доля – «Деструктор» еще не был классическим эсминцем, но при некотором логическом развитии мог легко им стать.
- Вообще, Испания в альтернативе будет достаточно активно строить корабли на экспорт, хотя конкретно экспортные корабли я пока рассматривать не планирую. Среди главных клиентов Испании в плане военного судостроения будут, само собой, союзные державы – Мексика, Колумбия, Перу, а с конца XIX века – Аргентина и Россия. Насколько близкие в этих делах буду отношения у Испании с Россией, я пока не решил. Пока что это два эсминца, но к ним могут подключиться крейсера-скауты а-ля «Новик», «шеститысячники» или даже цельный броненосец. Гулять так гулять!
- Кстати, вполне реальный факт – у испанских моряков в Новое время существовала склонность лезть в ближку и унижать врагов из тяжелых пушек в любой ситуации, даже когда это было невыгодно. Пока что прикидываю, как это реализовать в альтернативе.
- Знаменитые "Невки" обходились казне примерно в 500 тысяч рублей.
- Хоть трагедию в три акта пиши, про гибель русско-испанского эсминца. Нет, пока я ничего писать не думаю на эту тему, но кто его знает, что будет завтра….
- Пока еще не решил, что будет с котлами на броненосцах. Вариант номер раз – долго будут использоваться старые огнетрубные котлы. Вариант номер два – с года эдак 1890, и до перехода на котлы МТМ испанцы будут использовать для крупных кораблей котлы Бельвиля. Третий вариант – «Бельвиль навсегда», т.е. переход на новые мощные тонкотрубные котлы произойдет только при постройке дредноутов. Третий вариант самый скучный, первый – нехарактерен для складывающегося у меня флота Испании. Думаю, что самое то будет второй вариант.