1

В продолжении тем, поднятых коллегой Бякиным о тяжелом истребителе Ki-45, и серии  "Семейство неудачников"— первая статья, посвященная армейским тяжелым истребителям Японии второй половины войны.

Длительная разработка тяжелого истребителя Кавасаки Ki-45, затянувшаяся на три года, привела к тому, что к моменту его появления на фронте, «Торю» — «Убийца драконов» — был неплохим, но вполне ординарным самолетом, стремительное устаревание которого было очевидным.

Необходимо отметить, что длительная доработка прототипов Ki-45 велась с оглядкой на разрабатываемый параллельно скоростной разведчик Ki-46 фирмы Мицубиси. Конечно, доподлинно неизвестно, насколько плотно сотрудничали разработчики, в общем, конкурирующих фирм — Томио Кубо с Мицубиси и Такео Дои с Кавасаки, но разработанные машины в части технических решений дают основания полагать, что некий обмен опытом все же имел место. Обе машины имели очень близкий профиль поперечного сечения, также в обоих проектах конструктора практически одновременно отказались от заложенных изначально в Ki-46 и Ki-45 двигателей, соответственно Мицубиси Ha-26 и Hакадзима Hа-20b. На обеих машинах были применены практически одинаковые мотоустановки с новейшим двигателем фирмы Мицубиси. Этот авиамотор – 14-цилиндровая двухрядная звезда, разработанная моторостроительным отделением Мицубиси как На-31, являлся одним из самых компактных двигателей в мире в классе 1000 л.с. Он выпускался как для флотской авиации под обозначением MK2  «Zuisei», так и для армейской как На-102.

Тяжелый истребитель Kawasaki Ki-96. Япония

Тяжелый истребитель Kawasaki Ki-96. Япония

Ki-96-первый прототип, переделанный из двухместного Ki-45-II

Естественно, оба самолета имели каждый свою специфику, но дальнейшее их развитие было тесно связано. В начале 1942 года в обеих компаниях пришли к выводу о необходимости модернизации обеих машин, динамические параметры которых перестали соответствовать быстро меняющимся реалиям военного времени. Естественно самым простым решением была установка более мощного двигателя. Технический отдел штаба армейской авиации, выдавший задание на модернизацию Ki-45 и Ki-46, предложил использовать новый, 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-33, собственно являвшейся форсированной версией На-31. Этот двигатель, выпускавшийся для флота как MK8 «Kinsei» и для армии как На-112 при очень незначительно увеличившихся габаритах и массе, развивал почти в полтора раза большую мощность.

Установка нового двигателя На-112-II на разведчике Мицубиси Ki-46-III позволила этому самолету оставаться современным до самого конца войны, а вот истребителю Кавасаки повезло не так сильно. Первоначальный проект истребителя Ki-45-II предполагал лишь замену двигателей. Концепция машины как истребителя сопровождения оставалась неизменной по отношению к предвоенному проекту. Исходя из данных задач, и вооружение оставалось неизменным из 20-мм пушки Но-3, пары  12.7-мм пулеметов Но-103 и 7.92-мм пулемета Тип 98 в задней оборонительной установке.

Тяжелый истребитель Kawasaki Ki-96. ЯпонияТяжелый истребитель Kawasaki Ki-96. ЯпонияТяжелый истребитель Kawasaki Ki-96. ЯпонияТяжелый истребитель Kawasaki Ki-96. Япония

Во второй половине 1942 года технический отдел штаба армейской авиации Koku Hombu пришел к выводу, что для роли истребителя сопровождения необходимо создание принципиально другой машины, с большей дальностью, скоростью и более мощным вооружением. Работу над такой машиной, Ki-83, вел вышеупомянутый Томио Кубо в компании Мицубиси. Проект Ki-45-II было решено перенацелить на функции борьбы с вражескими тяжелыми бомбардировщиками, оснастив его новой 37-мм автоматической пушкой Но-203. Первые 65 самолетов модели Ki-45 Kai-Koh были оснащены этим орудием прямо в полевых условиях осенью 1942 года. Пушка располагалась в носовой части машины на месте демонтированных пулеметов Но-103 и несколько выступала за габариты машины. Опыт оказался удачным, и проект автоматически перенесли в новую версию Ki-45-II. Носовая часть машины была удлинена, в результате, ствол пушки уже не выступал за габариты планера. Характерно, что одновременно такой же носовой обтекатель появился и на серийных машинах версии Ki-45 Kai, став стандартным исполнением в поздних «Торю».

Вероятно на этой же стадии решено было усилить наступательное вооружение новой модификации Ki-45-II путем замены расположенной под фюзеляжем не слишком эффективной 20-мм пушки Но-3 на две более скорострельные новейшие пушки Но-5 того же калибра. Задний оборонительный пулемет Тип 98 предполагалось заменить на спаренный Тип 100 калибра 7.92 мм. Ввиду того, что на Ki-45-II планировались в полтора раза более мощные двигатели Ha-112-II, мотоустановки которых были полностью заимствованы из проекта разведчика Ki-46-III, для компенсации возросшего момента пришлось полностью перепроектировать оперение самолета, увеличив его площадь, также увеличилась площадь крыла и его размах. В результате на Кавасаки получился практически новый самолет.

Новое вооружение и переработанный планер добавили к исходной конструкции «Торю» лишнюю тонну массы, ввиду чего полуторакратное увеличение мощности по расчетам приносило лишь незначительный прирост скорости – порядка 20 – 30 км/ч.

К моменту начала изготовления прототипа Ki-45-II в конце декабря 1942 года в Rikugun Kōkū Hombu пришли к выводу, что ожидаемая скорость новой машины уже не может соответствовать требованиям, предъявляемым перехватчику. Но ввиду того, что альтернативы все равно не было, проект Мицубиси Ki-83, который теоретически мог бы выполнять функции перехватчика, застрял на стадии разработки, работу было решено продолжить. Чтобы как-то поднять скоростные данные машины было предложено отказаться от места заднего стрелка, тем более, что практика показала, что наличие заднего пулемета имело лишь психологический эффект, реальной защиты он не обеспечивал. Характерно, что к тому же выводу пришли и на Мицубиси, отказавшись от оборонительного вооружения в разведчике Ki-46-III.

Тяжелый истребитель Kawasaki Ki-96. Япония

Проект одноместного варианта истребителя Кавасаки был утвержден Rikugun Kōkū Hombu в марте 1943 года, с присвоением ему обозначения Ki-96. К тому моменту первый прототип Ki-45-II был почти готов и чтобы не терять время, необходимые доработки провели прямо на нем. Место стрелка было удалено, а задняя часть кабины была заменена обтекаемым гаргротом. Первый прототип был готов к сентябрю 1943 года, за ним последовали еще два Ki-96, которые планировались как эталоны для серии. В них была применена новая кабина пилота с каплевидным фонарем кругового обзора и установлено вооружение из 37-мм пушки Но-203 с увеличенным боекомплектом в кольцевой обойме емкостью 25 патронов и две 20-мм пушки Но-5 под фюзеляжем с боекомплектом по 200 патронов на ствол.

Результаты испытаний проходивших осенью 1943 года, были, в целом, удовлетвоpительными: Кi-96 показал хоpошую упpавляемость и достиг pасчетных летных данных.

Однако,  самолету явно не везло. Штаб армейской авиации Rikugun Kōkū Hombu с подачи Мицубиси рассчитывал к началу 1944 года уже завершить цикл испытания истребителя Ki-83, летные данные которого ожидались значительно лучшими, чем у Ki-96. Функционально Ki-83 был бы способен выполнять функции как истребителя сопровождения, так и перехватчика, таким образом, необходимость в Ki-96 вроде бы отпадала.

Но, как это часто бывает, реалии сильно отличались от желания и вносили свои суровые коррективы. Не смотря на все обещания главного конструктора Мицубиси Томио Кубо, сроки готовности Ki-83 были сорваны. Первый прототип новой машины взлетел лишь через год от ожидаемого, а до серийного выпуска так и не дошел.

Впрочем, работа Такео Дои по проекту Ki-96 не пропала даром. Штаб армейской авиации Rikugun Kōkū Hombu, приказав остановить работы по Ki-96, все же решил подстраховаться на случай неудачи с проектом Ki-83. Еще в апреле 1943 года было разработано техзадание на двухмоторный противокорабельный штурмовик. К концу года Kōkū Hombu внес дополнительные требования в задание, которые предусматривали возможность путем несложной модернизации использовать штурмовик в качестве высотного перехватчика. Задел, заложенный Дои в проекте Ki-96, позволил путем небольшой доработки получить требуемую боевую машину, к концу 1944 года поступившую на вооружение под обозначением Ki-102. Планер Ki-96 был сохранен практически без изменений, а второе место стрелка, предусмотренное еще в проекте Ki-45-II было возвращено.

Судьба трех построенных прототипов Ki-96 неясна. В японских документах упоминание о них теряются весной 1944 года. Остается лишь посочувствовать пилотам японской армейской авиации, ставших жертвой нерешительности технических служб. Ki-96 уже в конце 1943 года вполне мог бы стать переходной моделью тяжелого перехватчика между старым Ki-45 и ожидаемым Ki-83. В период 1944-45 гг. ой как пригодился бы новый перехватчик Кавасаки для отражения воздушного наступления армад В-29 на Японию. Какими бы скромными ни были его данные, они все же были значительно выше, чем у старичка Ki-45, которые составляли основу ПВО Японской Империи в завершающей период войны.

Тяжелый истребитель Kawasaki Ki-96. ЯпонияТяжелый истребитель Kawasaki Ki-96. ЯпонияТяжелый истребитель Kawasaki Ki-96. ЯпонияТяжелый истребитель Kawasaki Ki-96. Япония

 ЛТХ:

 

 

Модификация

  Ki-96

Размах крыла, м

  15.57

Длина, м

  11.45

Высота, м

  3.7

Площадь крыла, м2

  34.0

Масса, кг

 

  пустого самолета

  4550

  нормальная взлетная

  6000

Тип двигателя

  2 ПД Mitsubishi На-112-II

Мощность взлетная, л.с.

 2 х 1500

Мощность, л.с. / на высоте, м

2 х 1250 / 5800

Максимальная скорость , км/ч

  600

Крейсерская скорость , км/ч

 

Практическая дальность, км

  1600

Максимальная скороподъемность, м/мин

  1000

Практический потолок, м

  11500

Экипаж, чел

 1

Вооружение:

 одна 37-мм пушка Но-203 (25 патронов)
  и две 20-мм пушки Но-5 (200 патронов на ствол)
 

Евгений Аранов
Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account