Тяжелые двухкорпусные летающие лодки Григоровича

0

Успех в создании удачной летающей лодки М-5  заставил в 1915-м году морское ведомство заказать Григоровичу летающую лодку более крупных размеров с двигателем в 150 л.с. для воздушной разведки на море. 

Летом 15-го года Григоровичем были созданы опытные лодки М-6, М-7 и М-8. В качестве эксперимента была создана тяжелая летающая лодка использовавшая два корпуса и элементы конструкции М-5.

 Установили параллельно два лодки (по типу катамарана) от М-5 соединив их перемычкой  из бипланной коробки крыльев, плоскости остались от М-5,  стабилизатор соединял корпуса в хвостовой части, дополнительно жёсткость конструкции придавали расчалки.

Первые опытные полеты подтвердили удачность импровизированной конструкции, возросла горизонтальная скорость и грузоподъёмность.  Из недостатков было выявлена более худущая чем  у прототипа М-5 путевая и продольная неустойчивость, для этого пришлось переделать хвостовое оперение, увеличив его площадь и сдвинув его на трубчатых тягах назад на пол метра.

Чтобы компенсировать сдвинутую назад центровку, сначала хотели переустановить двигатели на переднюю кромку крыла, но нашли лучшее решение, разместив между лодками, впереди между крыльями дополнительный  двигатель «Гном-Моносупап» мощностью 100 л.с. доведя суммарно мощность всех моторов до 300 л.с..

Тяжелые двухкорпусные летающие лодки Григоровича

  На испытаниях летающей лодки получившей название  М-5/2 «Двойка» была достигнута скорость 120 км.ч.  полезная нагрузка 500 кг. В качестве разведчика бомбардировщика М-5/2  выпушенная в количестве 20 штук оставалась долго на вооружении   отечественной морской авиации. Если из-за малой скорости и боевой нагрузки м-5 быстро перешел в разряд учебных, то более грузоподъёмный катамаран полностью удовлетворял по боевой нагрузке, позволял брать усиленное вооружение до 2-х пулеметов, и бомбы. Появление немецких  гидропланов истребителей выявило существенный недостаток невозможность установки кормовой стрелкового вооружения.

 Удачный опыт с созданием летающей лодки катамарана был применен при создании более тяжелой и мощной лодки М-9, уже в процессе создания гидросамолета был создана двухкорпусная модификация М-9/2.  При этом учли опыт разработки М-5/2, моторы два Сальмсона Р9 мощностью 150 л.с каждый расположили тандемом между корпусами лодок. Радиаторы  охлаждения моторов поместили меду моторами.  В итоге не смотря на то что тандемная установка выдавала меньшую мощность чем если бы моторы были тянущим,  за счет меньшего лобового сопротивления по сравнению с раздельной установкой толкающих моторов  и меньшей площади крыльев и отсутствия боковых малых крыльевых поплавков  получили прирост скорости до 135 км.ч. Тандемная  компоновка моторов позволила добавить дополнительно к передним турельнным пулеметным установкам в носовых оконечностях, еще две задних турели за крылом. В итоге М-9/2 мог иметь до 4-х пулемётов на турелях, обеспечив круговой обстрел, обычно оставляли по одному пулемёту в передней и задних турелях разных корпусов.

Тяжелые двухкорпусные летающие лодки Григоровича

Тяжелые двухкорпусные летающие лодки Григоровича

Меж корпусная плоскость нижнего крыла позволила применять различное бомбовую нагрузку, даже тяжелые бомбы.

Удачный опыт Британцев применения торпед с самолетов не могли не заметить в России, появившееся новая  грузоподъёмная летающая лодка Григоровича, просто просилась под установку торпедного вооружения.

 В мае 1916-го в инициативном порядке на гидросамолет М-9/2 была   450 мм торпеда 1898 года массой 430 кг, был совещен удачный сброс торпеды. 

E .tom
Подписаться
Уведомить о
guest

14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account