«Царица Тамара» и «Царица Русудан» квазикрейсера грузинского королевского флота
[Большое спасибо Коллеге Wasa, за написание нового варианта]
"Вырезка" из журнала "Моделист-Конструктор" № 22 за 1980 г.
Появление этих кораблей в составе грузинского флота было посути полумерой.
Согласно первой редакции программы строительства флота от 1892 года планировали построить целых 4 крейсера, но поскольку бюджет пришлось урезать, от крейсерской бригады пришлось отказаться. Флот и так сжирал больше половины военных расходов, кроме того первым в списке был достаточно сильный и дорогой для Грузии крейсер «Петрэ I Багратиони», но его откровенно было мало для разведки, сопровождения конвоев и борьбы с легкими силами, но как уже говорилось денег катастрофически не хватало. Выход был найден достаточно простой, если не получается построить полноценный крейсер, то можно построить что то более дешевое, но достаточно эффективное. Выбор пал на торпедные канонерские лодки, эти корабли были практически во всех флотах мира, кроме того во флоте заклятого друга Турции был один экземпляр такого типа «Пеленги-Дерья».
В общем, для разведывательного дивизиона решили строить торпедные канонерки. Вполне предсказуемо был объявлен конкурс на проектирование этих кораблей. В конкурсе победила Штетинская фирма «Вулкан» и в 1905-06 г.г. в Николаеве были заложены «крейсера» «Царица Тамара» и «Царица Русудан». Стоит отметить что закладка этих кораблей имела очень интересные последствия.
Во-первых Турция решила обзавестись подобными кораблями и уже в феврале на том же Вулкане были заложены канлодки типа «Пейк-и-Шевкет».
Во – вторых грузинское командование после получения информации по действиям Турции решило переработать проект. Не последнюю роль в этом с играли Николаевские инженеры. В первую очередь решили усилить вооружение поскольку турецкие лодки имели 2— 105 мм/40 и 6 — 57 мм орудия, на грузинских «крейсерах» поставили 2-152 мм., 4-75 мм., 2-57 мм. При том это потребовало увеличение водоизмещения это потянуло за собой увеличения мощности силовой установки для сохранения скорости и размеров. В результате «царицы» выросли до 1700 т.
В результате корабли представляли из себя следующее сочетание характеристик:
Длина 86,2 м., водоизмещение стандартное 1700 т, полное 1850 т. 2 паровые машины развивали мощность 9200 л.с. и должны были разогнать корабли до 23 узлов. Палуба и борт в районе машин и котлов были бронированы 20 мм. броней. Корабль вооружался 2-152 мм., 4-75 мм., 2-57 мм., 6-ю пулеметами, и 2 поворотными торпедными аппаратами.
Оба корабля вступили в строй в 1908 г.
«Ц.Тамара» на испытаниях показала максимальную скорость 23,4 узла, а «Ц.Русудан» разогналась до 23,7 узлов. В целом корабли оценивались как неплохое, бюджетное решения нехватки крейсеров в условиях Черноморского ТВД. Обладая достаточной дальностью, имея отличные скоростные показатели, и будучи неплохо вооружены, оба «малых» крейсера отлично вписывались в крейсерский отряд, как сопровождение бронепалубного крейсера «Петрэ I Багратиони»
«Тамар Мепе»(Царица Тамара) очень полюбилась грузинскому королю, и все мирное время службы она формально выполняла функцию королевской яхты (при наличии официальной яхты «Багратионта»). В 1909 г. между Османской империей и Грузинским королевством был подписан договор о тн «мирном сосуществовании», одним из пунктов которого была возможность прохода грузинских военных кораблей, водоизмещением не более 2500 т. через Черноморские проливы, при условии опломбирования крюйт –камер и замков орудий. Таким образом обе «Царицы» могли покинуть Черное море. В 1911 «Царица Тамара» отправилась в Англию для участия в торжествах в Спитхеде в честь коронации короля Георга V. В 1912 г. грузинский король Иван I посетил с официальным визитом Санкт-Петербург, на борту «Тамар Мепе»