Трёхдюймовки на мехтяге. Самые массовые советские противотанковые САУ Второй Мировой

17

Во время Великой Отечественной войны огневая поддержка советской пехоты в основном обеспечивалась 76,2-мм орудиями, установленными в полковых и дивизионных подразделениях. С переходом к позиционной войне и началом наступлений выявилась проблема: из-за нехватки тягачей артиллерия на конной тяге часто не успевала оперативно менять позиции. Перемещение орудий вручную расчетами по сложной местности было крайне затруднительно. Кроме того, артиллерийские расчеты, ведущие огонь прямой наводкой по вражеским укреплениям, несли значительные потери от огня противника. Стало очевидным, что Красной армии необходимы самоходные артиллерийские установки (САУ), способные частично заменить дивизионную артиллерию. Изначально предполагалось, что эти самоходки не будут непосредственно участвовать в штурме. Они должны были двигаться в 500-600 метрах за наступающими войсками и подавлять огневые точки противника, разрушать укрепления и уничтожать вражескую пехоту. Фактически, требовался аналог «артштурма», как это называли немцы. Это предъявляло к САУ иные требования, чем к танкам. Уровень защиты мог быть снижен, но приоритетным было увеличение калибра орудий и, соответственно, разрушительной силы снарядов.

Несмотря на то, что САУ с 76,2-мм дивизионной пушкой могла быть разработана раньше, проектные работы над такой машиной на заводе № 38 в Кирове начались только через год после начала войны, а первые экземпляры были собраны поздней осенью 1942 года.

Самоходная артиллерийская установка СУ-76 была создана на базе легкого танка Т-70 с использованием компонентов автомобильной промышленности. Она была вооружена 76-мм орудием ЗИС-3Ш (Ш – штурмовая) – модифицированным вариантом дивизионной пушки, разработанным специально для САУ. Вертикальные углы наводки составляли от -3 до +25°, а горизонтальные – 15°. Максимальный угол возвышения позволял достичь дальности стрельбы, сравнимой с дивизионной пушкой ЗИС-3 – около 13 км, а также вести огонь по верхним этажам зданий в городских условиях. Для стрельбы прямой наводкой использовался штатный прицел ЗИС-3, а для стрельбы с закрытых позиций – панорамный прицел. Боевая скорострельность не превышала 12 выстрелов в минуту. Боекомплект состоял из 60 снарядов.

Трёхдюймовки на мехтяге. Самые массовые советские противотанковые САУ Второй Мировой

Содержание:

Самоходная артиллерийская установка СУ-76

В связи с установкой крупнокалиберного орудия на танк Т-70, возникла потребность в увеличении длины корпуса, что, в свою очередь, повлекло за собой удлинение ходовой части. Самоходная установка СУ-76 была оборудована независимой торсионной подвеской, включавшей шесть опорных катков уменьшенного размера с каждой стороны. Ведущие колеса находились в передней части, а направляющие колеса конструктивно совпадали с опорными катками. В передней части бронированного корпуса размещались силовая установка, элементы трансмиссии и топливный резервуар. Движение СУ-76 обеспечивалось сдвоенной силовой установкой, состоящей из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202, суммарная мощность которых составляла 140 лошадиных сил. Топливные баки вмещали 320 литров, обеспечивая запас хода по шоссе до 250 километров. Максимальная скорость по шоссе достигала 41 км/ч, а по пересеченной местности – до 25 км/ч. Боевая масса машины составляла 11,2 тонны.

Толщина лобовой брони составляла от 26 до 35 мм, а бортовая и кормовая броня, толщиной от 10 до 15 мм, обеспечивали защиту экипажа из четырех человек от огня стрелкового оружия и осколков. Первая серийная модификация имела бронированную крышу толщиной 6 мм. Изначально предполагалось, что самоходка будет иметь открытую сверху боевую рубку, однако по личному распоряжению Сталина САУ была оснащена крышей.

СУ-76


СУ-76

Первые серийные СУ-76 в количестве 25 единиц в начале 1943 года были направлены в учебный самоходно-артиллерийский полк. В феврале два первых самоходно-артиллерийских полка (САП)\, оснащённых СУ-76, отправились на Волховский фронт и приняли участие в прорыве блокады Ленинграда. Первоначально СУ-76 направлялись в САП, в которых также имелись СУ-122, однако впоследствии для облегчения материально-технического снабжения и ремонта каждый полк комплектовался одним типом САУ.

Отправка СУ-76 на Волховский фронт, февраль 1943 года


Отправка СУ-76 на Волховский фронт, февраль 1943 года

В ходе боевых действий самоходки продемонстрировали хорошую подвижность и проходимость. Огневая мощь орудий позволяла эффективно разрушать лёгкие полевые укрепления, уничтожать скопления живой силы и бороться с бронетехникой противника.

СУ-76, вид с кормы


СУ-76, вид с кормы

Обладая хорошей проходимостью и сравнительно небольшим весом, САУ СУ-76 могла эффективно функционировать в труднодоступных местах, таких как горные, лесные или болотистые регионы, где более габаритная техника была бесполезна или малоэффективна. Благодаря большому углу вертикальной наводки, как для самоходной артиллерийской установки, она имела возможность вести огонь с укрытых позиций.

Однако, несмотря на все преимущества и востребованность, первые выпущенные СУ-76 проявили себя как недостаточно надежные в суровых полевых условиях. Войсковые подразделения столкнулись с проблемой массовых поломок двигателей и элементов трансмиссии. Причиной тому стали как ошибки в инженерных расчетах при проектировании, так и низкое качество изготовления двигателей и трансмиссии. Чтобы исправить основные недостатки, приводящие к частым поломкам, серийный выпуск был приостановлен, а на передовые ремонтные базы, занимающиеся восстановлением СУ-76, были отправлены опытные заводские специалисты.

До прекращения серийного выпуска было произведено 608 единиц СУ-76. Некоторое количество отремонтированных машин уцелело до лета 1943 года. Например, в Курской битве в составе 45-го и 193-го танковых полков сражались 11 СУ-76. Еще пять таких самоходок числились в 1440-м самоходном артиллерийском полку. В летнюю жару температура внутри бронированной рубки боевого отделения часто превышала 40° C. Из-за слабой вентиляции при стрельбе возникала высокая концентрация пороховых газов, что делало работу экипажа крайне сложной. Из-за этих условий СУ-76 получила печально известное прозвище «смерть экипажа».

Самоходная артиллерийская установка СУ-76М

После принятия достаточно жестких мер дисциплинарного характера была осуществлена модернизация СУ-76. Помимо улучшения качества серийных машин, для повышения надёжности и увеличения моторесурса вносились изменения в конструкцию моторно-трансмиссионной и ходовой части. Самоходная установка с моторно-трансмиссионной группой, заимствованной от лёгкого танка Т-70Б, получила обозначение СУ-76М. Впоследствии мощность спаренной двигательной установки довели до 170 л.с. Между двигателями и коробками передач установили две упругие муфты, а между двумя главными передачами на общем валу — фрикционную проскальзывающую муфту. Благодаря этому удалось увеличить надёжность моторно-трансмиссионной части до приемлемого уровня.

СУ-76М


СУ-76М

Толщина лобовой брони, бортов и кормы осталось таким же, как у СУ-76, но произошел отказ от бронированной крыши боевого отделения. Это позволило снизить массу с 11,2 до 10,5 т, что снизило нагрузку на двигатель и шасси. Переход к открытому сверху боевому отделению решил проблему плохой вентиляции и улучшил обзор поле боя.

Расчёт СУ-76М ведет огонь из орудия в ходе боя в населённом пункте


Расчёт СУ-76М ведет огонь из орудия в ходе боя в населённом пункте

Установка могла преодолеть окоп шириной до 2 м и подъем до 30°. Также СУ-76М была способна форсировать брод глубиной до 0,9 м. К несомненным плюсам установки можно было отнести небольшие размеры, невысокое удельное давление на грунт, которое составляло 0,545 кгс/см². Самоходка могла передвигаться по лесисто-болотистой местности. Имелась возможность сопровождать пехоту в тех местах, где не могли передвигаться средние танки. Запас хода самоходки по шоссе составлял 320 км, по грунтовой дороге — 200 км.

САУ СУ-76М поддерживают атаку пехоты


САУ СУ-76М поддерживают атаку пехоты

В походном положении для защиты от дорожной пыли и осадков боевое отделение закрывалось брезентом. Для самообороны от пехоты противника в составе вооружения появился пулемёт ДТ-29.

Трёхдюймовки на мехтяге. Самые массовые советские противотанковые САУ Второй Мировой

САУ СУ-76 и СУ-76М в годы войны были оснащены несколько десятков самоходно-артиллерийских полков. В начале 1944 года началось формирование самоходно-артиллерийских дивизионов (в каждом насчитывалось сначала 12, а позже 16 СУ-76М). Они заменили в нескольких десятках стрелковых дивизий отдельные истребительно-противотанковые дивизионы. Тогда же приступили к формированию легких самоходно-артиллерийских бригад РВГК. В этих соединениях имелось по 60 установок СУ-76М, пять танков Т-70 и три американских бронемашины М3А1 Scout Car. Всего в РККА было сформировано четыре такие бригады. До окончания Второй мировой войны в войска поступило более 11000 СУ-76М.

Трёхдюймовки на мехтяге. Самые массовые советские противотанковые САУ Второй Мировой

Первоначально многие командиры танковых и общевойсковых соединений, не имея никакого представления о тактике действий самоходной артиллерии, часто посылали легкобронированные САУ в лобовые самоубийственные атаки наряду со средними и тяжелыми танками.

Трёхдюймовки на мехтяге. Самые массовые советские противотанковые САУ Второй Мировой

Неправильное применение, а также тот факт, что поначалу экипажи самоходок комплектовались бывшими танкистами, приводили к высокому уровню потерь. Наибольшему риску из членов экипажа подвергался механик-водитель, чьё рабочее место располагалось рядом с бензиновым баком, и в случае попадания снаряда он мог сгореть заживо. В результате на первом этапе боевого применения лёгкая самоходка не пользовалась популярностью среди личного состава и заслужила множество нелестных прозвищ. Но при правильном использовании СУ-76М себя вполне оправдывала и была очень неплохой альтернативой буксируемой дивизионной пушке ЗИС-3. По мере накопления опыта результативность действий самоходок, вооруженных 76,2-мм пушкой, серьёзно возросла.

СУ-76М с дополнительным бронированием борта брёвнами, которые также использовались для самовытаскивания


СУ-76М с дополнительным бронированием борта брёвнами, которые также использовались для самовытаскивания

На момент своего появления СУ-76 могла вполне успешно бороться с немецкими танками. Однако к середине 1943 года после резкого увеличения защищённости и огневой мощи германских танков 76,2-мм орудие стало не столь эффективным. Например, наиболее массовая модификация немецкой «четвёрки» (построено более 3800 машин), средний танк Pz.KpfW.IV Ausf.H, выпуск которого начался в апреле 1943 года, имел лобовую броню корпуса толщиной 80 мм и был вооружен весьма эффективным 75-мм орудием KwK.40 L/48 с длиной ствола 48 калибров.

Средний немецкий танк Pz.IV Ausf.Н


Средний немецкий танк Pz.IV Ausf.Н

Огневая мощь и защищённость тяжелых немецких танков PzKpfw V Panther и Pz.Kpfw Tiger была ещё выше, что делало борьбу с ними весьма непростой задачей. Согласно справочным данным, тупоголовый бронебойный снаряд 53-БР-350А, входивший в боекомплект орудия ЗИС-3, на дальности 300 м по нормали мог пробить 73-мм броню, при угле встречи с бронёй 60° на той же дистанции бронепробиваемость составляла 60 мм. Таким образом, 76,2-мм орудие, установленное на СУ-76М, могло уверенно пробивать только бортовую броню «четвёрок» и «Пантер». В то же время стрельба кумулятивными снарядами, используемыми в полковых пушках, из-за ненадёжной работы взрывателей и риска разрыва в стволе при стрельбе из 76,2-мм дивизионных и танковых орудий была категорически запрещена. Информация о том, что кумулятивные снаряды появились в боекомплекте ЗИС-3 в конце 1944 года, не соответствует действительности.

Во второй половине 1943 года началось производство 76,2-мм подкалиберных снарядов 53-БР-354П. Этот снаряд массой 3,02 кг имел начальную скорость 950 м/с и на дистанции 300 м, по нормали был способен преодолеть 102-мм броню. На дальности 500 м бронепробиваемость составляла 87 мм. Таким образом, действуя из засады с минимальной дальности стрельбы при наличии в боекомплекте подкалиберных снарядов экипаж СУ-76М имел неплохие шансы поразить немецкий тяжелый танк. Другой вопрос, что подкалиберные снаряды в первую очередь направлялись в истребительно-противотанковые дивизионы. Если они и были в боекомплекте СУ-76М, то в очень ограниченном количестве, и находились на особом учёте.

Впрочем, при борьбе с вражеской бронетехникой многое зависело от технического состояния машины, уровня подготовки экипажа и тактической грамотности командира. Использование таких сильных качеств СУ-76М, как хорошая подвижность и высокая проходимость по слабым грунтам, маскировка с учётом рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому нередко позволяло добиться победы даже над тяжёлыми танками противника. Со второй половины 1944 года значение СУ-76М как противотанкового средства снизилось. К тому моменту наши войска были уже достаточно насыщены специализированными противотанковыми орудиями и ПТ САУ, а танки противника стали редкостью. В этот период СУ-76М применялись исключительно по своему прямому назначению, а также для перевозки пехоты, эвакуации раненых и как машины передовых артиллерийских наблюдателей.

Самоходная артиллерийская установка СУ-76И

Рассказывая о советских самоходных артиллерийских установках, вооруженных 76,2-мм орудием, нельзя не упомянуть САУ, построенные на базе трофейных немецких танков Pz. Kpfw III и САУ StuG III. Хотя этих машин было выпущено не так много, на определённом этапе они сыграли заметную роль в ходе боевых действий. К середине 1942 года советские войска захватили более 300 исправных или пригодных к восстановлению танков Pz. Kpfw III и САУ StuG III. Так как штатное вооружение этих машин по ряду причин не удовлетворяло советское командование, было решено использовать трофейные шасси для создания 76,2-мм самоходки.

В ходе проектирования САУ получила обозначение СУ-76 (Т-III), затем СУ-76(С-1) и наконец — СУ-76И. Установка была официально принята на вооружение 20 марта 1943 года, а в мае первые СУ-76И поступи в Московский учебный центр самоходной артиллерии. При формировании подразделений, оснащенных новыми самоходками, применялся тот же штатный порядок, что и для СУ-76, но вместо командирских Т-34 поначалу использовали трофейные Pz. Kpfw III, которые затем заменили на СУ-76И в командирском варианте. Выпуск самоходок на трофейном шасси продолжался до ноября 1943 года включительно. В общей сложности успели собрать 201 СУ-76И, из них более 20 в командирском варианте.

СУ-76И


СУ-76И

Машина, созданная на базе Pz. Kpfw III, по ряду параметров смотрелась более предпочтительно, чем СУ-76 и СУ-76М. В первую очередь СУ-76И выигрывала по защищённости и надёжности моторно-трансмиссионной группы.

Самоходная установка имела бронирование лобовой части корпуса толщиной 30-50 мм, борт корпуса — 30 мм, лоб рубки — 35 мм, борт рубки — 25 мм, корма — 25 мм, крыша — 16 мм. Рубка имела форму усеченной пирамиды с рациональными углами наклона броневых листов, что повышало бронестойкость. Такая бронезащита, обеспечивавшая неуязвимость от 20-мм и отчасти от 37-мм снарядов, смотрелась бы неплохо в июне 1941 года, но в середине 1943 года она уже не могла защитить от 50- и 75-мм немецких орудий.

Командирская СУ-76И


Командирская СУ-76И

Часть машин, предназначенных для использования в качестве командирских, была оборудована мощной радиостанцией и командирской башенкой с входным люком от Pz. Kpfw III. При создании СУ-76И конструкторы уделили особое внимание обзору из боевой машины. В этом отношении данная самоходка выигрывала у большинства советских танков и САУ выпускаемых в тот же временной период.

Первоначально СУ-76И планировали вооружить 76,2-мм пушкой ЗИС-3Ш. Но в этом случае не обеспечивалась надежная защита амбразуры орудия от пуль и осколков, так как при подъеме и повороте орудия в щите образовывались щели. В итоге конструкторы остановили свой выбор на 76,2-мм орудии С-1. Оно было создано на базе танкового Ф-34, специально для легких опытных САУ Горьковского автозавода. Углы вертикальной наводки: от -5 до 15°, по горизонту — в секторе ±10°. Практическая скорострельность орудия составляла до 6 выстр./мин. По характеристикам бронепробиваемости орудие С-1 было полностью идентично танковому Ф-34. Боекомплект составлял 98 снарядов. Для стрельбы могла использоваться вся номенклатура артиллерийских выстрелов 76,2-мм танковых и дивизионных орудий. На командирских машинах ввиду использования более мощной и громоздкой радиостанции боекомплект был уменьшен.

Документально зафиксированы случаи успешного применения СУ-76И против немецких танков Pz. Kpfw III и Pz.KpfW.IV. Но летом 1943 года, когда самоходки впервые пошли в бой, их огневой мощи для уверенной борьбы со всей имеющейся у немцев бронетехникой уже не хватало. Тем не менее, СУ-76И пользовались популярностью у экипажей, которые отмечали более высокую по сравнению с СУ-76 надёжность, лёгкость управления и обилие приборов наблюдения. К тому же по уровню подвижности на пересечённой местности самоходка практически не уступала танкам Т-34, превосходя их по скорости на хороших дорогах. Несмотря на наличие бронированной крыши, самоходчикам нравился относительный простор внутри боевого отделения. По сравнению с другими отечественными САУ командир, наводчик и заряжающий в боевой рубке были не слишком стеснены. В качестве существенного недостатка отмечалась трудность запуска двигателя при отрицательных температурах.

Трёхдюймовки на мехтяге. Самые массовые советские противотанковые САУ Второй Мировой

Самоходные установки СУ-76И воевали до лета 1944 года. После чего немногие уцелевшие машины были списаны по причине выработки ресурса ходовой части, двигателя и трансмиссии. В учебных частях отдельные самоходки служили до конца войны. В настоящее единственная сохранившаяся оригинальная СУ-76И установлена в городе Сарны Ровенской области (Украина).

СУ-76И, установленная в виде памятника в городе Сарны


СУ-76И, установленная в виде памятника в городе Сарны

В годы войны эта машина упала с моста в реку Случ и пролежала на дне почти 30 лет. Впоследствии машина была поднята, отреставрирована и стала памятником. САУ СУ-76И, установленные в Москве на Поклонной горе и в Музее УГМК в городе Верхняя Пышма Свердловской области, являются новоделами, созданными с использованием ходовой части Pz. Kpfw III.

Источник — https://topwar.ru/172030-protivotankovye-vozmozhnosti-sovetskih-762-mm-samohodnyh-artillerijskih-ustanovok.html

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account