Другие истребители Me 109, захваченные в Северной Африке и в Тунисе
На основе доступных данных, а также фото и киноматериалов можно сделать вывод, что несколько «фридрихов» и «густавов» были захвачены в Северной Африке и использовались в качестве учебных и связных в составе 80-й эскадрильи Королевских ВВС (RAF) (бортовой номер EY●), 195-й эскадрильи RAF (бортовой номер GL●), 2-й эскадрильи южноафриканских ВВС (SAAF) (бывший «черная 12» из состава эскадрильи 8./JG 53) и 4-й эскадрильей SAAF (бортовой номер KJ●?). К сожалению, их более поздняя судьба неизвестна, равно как неизвестна судьба, по крайней мере, двух «эмилей» с нанесенными на их планеры кокардами RAF.
Me 109 F-4 (зав.ном. неизв.) был захвачен 4-й эскадрильей SAAF.. Разоруженная и лишенная прицела машина использовалась персоналом эскадрильи в качестве учебного самолета и самолета связи. Немецкие опознавательные знаки на фюзеляже и крыле были закрашены сине-желто-синими полосами. Перекрашивание капота двигателя и руля направления по-видимому, было выполнено южноафриканцами
неопознанный «эмиль», использовавшийся частями войск Содружества в Северной Африке. Самолет был обнаружен на свалке фюзеляжей «мессеров» (снимок вверху), собранных у аэродрома Гамбут (Gambut), и затем восстановлен. Фюзеляж данной машины является пятым на снимке. Обратите внимание, что у третьего фюзеляжа (за «желтой 12») рядом с крестами небрежно были нанесены кокарды RAF
Me 109 F-4 (зав.ном. неизв.) из состава эскадрильи 8./JG 53 был захвачен персоналом 2-й эскадрильи SAAF. Изменение «униформы» было сделано довольно быстро. Качество нанесенных опознавательных знаков было очень плохим – большие кокарды, которыми были закрашены немецкие кресты, лишь с большого расстояния напоминали скоординированные круги. Свастики на киле, а также обтекатель втулки винта и законцовки крыла были закрашены красной краской
Me 109 F-4 (зав.ном. неизв.) использовался в качестве скоростного связного самолета 185-й эскадрильей RAF. Нижние поверхности крыла сохранили немецкую окраску с закрашиванием опознавательных знаков и элементов быстрой идентификации (законцовки нижней поверхности крыла и нижняя часть капота двигателя). Верхние и боковые поверхности самолета были окрашены в средне-темный цвет (приблизительно в темно-земляной [Dark Earth] или похожий на него более темный цвет). Анализ фотографий предполагает, что нанесенные на фюзеляж лента и код эскадрильи имели одинаковый цвет, который был очень схож с цветом внешнего круга британского опознавательного знака, т.е. это был вероятнее всего желтый цвет. Обратите внимание на отсутствие вооружения, прицела и бронеспинки кабины пилота
Me 109 F-4 (зав.ном. неизв.) использовался пилотами 80-й эскадрильи RAF в Северной Африке. Самолет сохранил пулеметы, но прицела был лишен; предположительно это был самолет-разведчик. Верхние и боковые поверхности самолета были окрашены в темный цвет (предположительно черный). На нижних поверхностях самолета был оставлен немецкий небесно-голубой цвет (Himmelblau RLM 78) с, естественно, закрашиванием крестов. Шестая и седьмая секции фюзеляжа были окрашены желтой краской и на эту полосу был нанесен рисунок – человек с шаром на цепи (заключенный или раб). Обтекатель втулки винта, законцовки крыла и верхняя часть капота двигателя были выкрашены в красный цвет
Me 109 F-4 (зав.ном. неизв.) из состава эскадрильи 5./JG 27 был захвачен британцами на аэродроме Бенина (Benina) во время операции «Крестоносец» (Crusader)
еще одним «фридрихом», захваченным британцами в ходе операции «Крестоносец», была «белая 5» из состава эскадрильи 1./JG 27, обнаруженная 22 декабря 1941 года на аэродроме Эль-Адем (El Adem). Самолет был в состоянии «после посадки на фюзеляж». На самолет, имевший европейский камуфляж (краски RLM 74/RLM 75) была нанесена тонким слоем песчано-желтая краска (Sandgelb RLM 79). На нижних поверхностях остался первоначальный небесно-голубой цвет (Himmelblau RLM 78)
Me 109 F-4 (зав.ном. неизв.) из состава эскадрильи 9./JG 27. На данной машине тактические обозначения предыдущей немецкой эскадрильи (предположительно эскадрилья из II группы – вертикальный узкий прямоугольник между крестом и белой фюзеляжной полосой) были закрашены
два из множества «стодевятых», захваченных войсками Содружества в Северной Африке, были осмотрены военной разведкой. Me 109 G-2 с удаленными панелями капота был персональным самолетом адьютанта командира группы II/JG 27
Me 109 F-4 из состава эскадрильи 2./JG 53 был захвачен SAAF на одном из бывших немецких аэродромов в Тунисе
еще один аварийный «фридрих», захваченный британскими войсками в Северной Африке. Это был разведывательный вариант из состава эскадрильи 2.(H)/14. Обратите внимание на частично перекрашенные тактически обозначения
Me 109 F-4 (зав.ном. 7348), на котором летал командир эскадрильи 7./JG 53 обер-лейтенант (старший лейтенант авиации) Гейнц Альтендорф (Oblt. Heinz Altendorf). 16 декабря 1941 года самолет Альтендорфа был сбит и совершил посадку на территории, контролируемой войсками союзников. Гейнц Альтендорф был взят в плен британцам
аварийный Me 109 F-4 (зав.ном. 12564) из состава эскадрильи 9./JG 53 был захвачен британскими войсками в Северной Африке
Me 109 F-4 (зав.ном. неизв.) из состава эскадрильи 8./JG 53 был захвачен персоналом 2-й эскадрильи SAAF в Мартубе (Martuba) в конце 1942 года
Me 109 F-4 (зав.ном. 8438) из состава эскадрильи 4./JG 27 был захвачен британцами в Эль-Газале (El Gazala) в декабре 1941 года
Me 109 F-4 (зав.ном. 8477) обер-фельдфебеля Альберта Эспенлауба (Ofw. Albert Espenlaub) из состава эскадрильи 1./JG 27 был сбит недалеко от Эль-Адема 13 декабря 1941 года. Эспенлауб совершил вынужденную посадку на контролируемой британцами территории и был взят в плен. Его самолет был взят инженерно-техническим персоналом разведки. На руле направления четырнадцать отметок о победах (abschußbalken), но полотно с руля было срезано на сувениры солдатами, которые первыми обнаружили самолет. Обратите внимание, что верхние панели капота двигателя были свежевыкрашенны в песчано-желтый цвет (Sandgelb)
сбитые, разбившиеся и оставленные истребители Me 109 в Северной Африке – остатки истребительного командования «Африка» (Jagdfliegerfuhrer Afrika)
источник: JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»