Третий Рим. Образование, искусство и архитектура в Русском Царстве в XVII веке (часть III)
Третий Рим
Доброго времени суток, дорогие друзья!
Продолжаю публиковать материалы альтернативы «Третий Рим». По рекомендации коллег для восприятия XVII века в альтернативном варианте истории России подготовлена статья «Образование, искусство и архитектура в Русском Царстве в XVII веке». В третьей части: «Русская архитектура XVII века» рассмотрены направления храмовой и дворцовой архитектуры из реальной истории России, основные течения в европейской архитектуре, которые оказали влияние на развитие русского зодчества. Для иллюстрации возможного развития архитектуры при альтернативном варианте развития истории в использованы как реальные проекты из английской архитектуры XVII века, так и проекты из современности, выполненные в английском стиле позднего средневековья и классическом стиле. Статья имеет творческий характер и большой объем информации, в том числе из реальной истории.
III. Русская архитектура XVII века
Содержание:
Храмовая архитектура XVII века
Храм Святой Троицы в Никитниках
Начало XVII века ознаменовалось Смутой. Хозяйство страны пришло в упадок: крестьянские поля зарастали кустарником, в городах многие мастера вынуждены были оставить своё ремесло. Поэтому до 20-х годов XVII в. никакого строительства в Москве не было. Только в 30-е годы XVII в. русское зодчество вышло на новый путь развиия.
Важной вехой этого пути стал Храм Святой Троицы в Никитниках, поставленный на дворе богатого купца Григория Никитникова. Он невелик – купцу с семейством не требовался большой храм, – но зато наряден. На красном фоне кирпичных стен выделяются белокаменные детали: затейливые наличники, парные колонки, которые членят фасады и резные карнизы. Наверху поставлены один на другой ряды заострённых кокошников, придающие верху храма сходство с кедровой шишкой; на кокошниках стоят пять глав, причём световая, с окошками, только средняя, а боковые просто добавлены для красоты. При церкви есть два самостоятельных маленьких храма, а также галерея, крыльцо и колокольня. Таких колоколен раньше не строили: над её высоким восьмигранником (восьмериком) поставлен шатёр, а в шатре сделаны оконца. Оконца эти называются слухами. Они нужны для того, чтобы звук колоколов не затухал под сводом шатра, а выходил наружу.
Все предшествующие русские храмы выглядят возвышенно-строгими. Церковь Троицы в Никитниках, наоборот, поражает необыкновенной живостью, пестротой и кажется порождением шумной жизни торгового Китай-города Москвы. Все её части поставлены несимметрично; всё, кажется, растёт, шевелится, развивается на глазах. Внутри церковь уютна. В ней нет столбов, много света льётся из больших окон, и пространство лежит легко и спокойно. Пёстрые росписи покрывают стены сплошным ковром. Сюда ходили молиться не тому Богу, которого боялись, а тому, который помогал человеку в его земных каждодневных делах. Эта радостная архитектура не возвышает, но зато и не устрашает сердце человека.
Храм Ильи Пророка в Ярославле
К середине XVII века Россия полностью оправилась от последствий Смутного времени. Стали активно развиваться промышленность и торговля. Ярославль в то время по количеству жителей и производимым товарам находился на втором месте после Москвы. Ярославские купцы братья Скрипины нажили на торговле пушниной огромный капитал. Во время пребывания «Совета всея земли» в Ярославле купцы Скрипины пожертвовали ограмные суммы на Второе Земское ополчение. В благодарность за предоставленные ссуды царь Дмитрий Михайлович подарил братьям чудотворную реликвию – часть ризы (одежды) Христовой. Братья решили выразить свою благодарность Богу, построив большой храм. Храм Ильи Пророка в Ярославле (1647-1650) мало уступает по размерам соборам Московского Кремля. А возвели её не на площади и даже не на улице, а всего-навсего на скрипинском дворе среди жилья и кладовых, так же как московскую церковь Троицы – на дворе Никитниковых.
Храм Покрова Пресвятой Богородицыв селе Фили
В конце XVII века на окраине Москвы в селе Фили Лев Кириллович Нарышкин приказал выстроить церковь. Нарышкину не нужно было большое помещение, потому что церковь предназначалась для его семейства, но зато хотелось, чтобы постройка была высокой и представительной. Храм Покрова Пресвятой Богородицыв селе Фили – нового для России типа, пришедшего с Украины. Основание её представляет собой куб (четверик). Со всех сторон к кубу примыкают полукруглые выступы, так что план церкви выглядит как цветок с четырьмя лепестками. Сверху на куб поставлен широкий восьмигранник (восьмерик), на него ещё один поуже; с проёмами для колоколов, а сверху третий – восьмигранное основание главы Здание получилось высоким, цельным, но оно не устремлялось ввысь, как копьё, нацеленное в небо, а поднималось торжественно и плавно. Мастера не пожалели белого камня на отделку: затейливые наличники обрамляют окна, по углам тянутся колонки, а каждый ярус постройки завершается гребнями, напоминающими белокаменную пену, – «петушиными гребешками». Новый архитектурный декор стал похож на тот, который был моден в Западной Европе; это уже не былое узорочье, а предчувствие грядущих перемен. Белый камень и красный кирпич нарядно смотрятся на фоне неба в окружении зелёной листвы летом или белого снега зимой. Подобная архитектура получила у исследователей название московского, или нарышкинского, барокко.
Нарышкинские постройки обладают удивительной органичностью, цельностью и художественным совершенством. Они стали мостиком между старым и новым, между византийским и европейским, между Москвой царя Алексея Петровича и Северной Пальмирой его сына императора Петра Великого.
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря
Распространившаяся мода на «узорочье» нравилась далеко не всем представителям духовенства. Патриарх Никон запретил строить шатровые храмы и попробовал возвести на русской земле копию храма Воскресения и Гроба Господня в Иерусалиме в подмосковном Новоиерусалимском монастыре.
Это не первая попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, на территорию России. Среди памятников, в которых могло отразиться влияние палестинского «первообраза», исследователи называют храм Покрова на Рву и проект «Святая Святых» в Московском Кремле (последний, задуманный ещё Борисом Годуновым, так и не был осуществлён.
Земли, на которых предполагалось расположить новую обитель, находились во владении вотчинников, и патриарх добился от царя Алексея Петровича особого права приобретать земельные владения. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь. К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина Василия Шереметева, князя Алексея Трубецкого, стольника Романа Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова.
Окрестности будущей обители подверглись перепланировке: лес по берегу реки Истры вырублен, а холм, на котором возводился монастырь, досыпан и укреплён. Прежние наименования были изменены на новые, взятые из евангельских текстов. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере – холм Фавор. На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха (до середины XIX века назывался «отходной пустынью»), в котором были размещены две церкви – Богоявления и апостолов Петра и Павла (освящены в 1662 году). Был также основан небольшой женский монастырь – Вифания, названный по городу, упомянутому в Новом Завете. Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор (1656-1685), создан по образу и подобию Храма Гроба Господня.
Дворцовая архитектура XVII века
Теремной дворец Московского Кремля
В XVII столетии в невиданных прежде масштабах возводились дворцы, административные сооружения, жилые дома, гостиные дворы. В их архитектурном облике сказывалось не только желание зодчих следовать лучшим традициям прошлого, но и стремление создать совершенно новые типы построек, выработать новый стиль.
Теремной дворец Московского Кремля, построенный в 1635-1636 годах, своими размерами, пышным великолепием декора словно бросал вызов строительным традициям предшествующего столетия. Традиционные ярусно-ступенчатое чередование объёмов, живописная асимметрия пристроек, островерхие завершения крыш сочетаются здесь с элементами нового стиля – симметрией и регулярностью. Фасады, равномерно расчленённые пилястрами и оконными проёмами, создают чёткий ритм, наличники окон, украшенные растительным орнаментом, а также рельефные лопатки и карнизы с изразцами придают им пышность и нарядность. Архитектура Теремного дворца на несколько десятилетий опередила своё время и оказала влияние на строительство других зданий Кремля.
Возведение каменных царских палат велось мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым, Трефилом Шарутиным, Антипом Константиновым под руководством князя Львова Дмитрия Петровича. Основанием для возведения новых царских покоев были построенные Алевизом Фрязином палаты Ивана III. Три новых этажа надстроили над двумя существующими. Последний этаж, «Верхний теремок», был достроен в 1637 году. Возведение Теремного дворца стало для царя Дмитрия Михаиловича важной частью большого строительства в Кремле. Летописцы отмечали, что преображение покоев государя «зело хитро», «зело причудно». В 1637 году отделка новых каменных хором была завершена: мастер Иван Осипов расписал крышу серебром и сусальным золотом, в окна вставил цветные слюдяные окошки. Роспись комнат дворца проводилась под руководством иконописца Симона Ушакова.
Окончательный облик Теремного дворца сформировался в царствование Алексея Петровича. Около здания вдоль Боровицкого холма были устроены сады и оранжереи, ставшие дополнительным украшением Кремля.
Теремной дворец был одним из зданий Царского двора, который в XVII веке представлял собой сложный комплекс разнородных строений. На парадную сторону, к Соборной площади, выходила Грановитая палата, южнее находились Средняя Золотая и Столовая палаты. На краю холма располагались Набережные палаты, а с северной стороны находились Постельные хоромы членов царской семьи. После пожара 1696 года сгорели все деревянные постройки комплекса, что привело к постепенному упадку царского Кремлёвского дворца.
Деревянный дворец в подмосковном селе Коломенское
Уникальным творением русского зодчества XVII века был деревянный дворец в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667-1669 годах. Он состоял из многосрубных хором, поставленных на подклётах (нижних этажах, имеющих хозяйственное значение). Фасады жилых парадных помещений были богато украшены резными наличниками и разнообразными завершениями в виде шатров, бочек, кубоватых и уступчатых крыш. Живописная композиция срубов с крыльцами и яркой подкраской деталей производила праздничное впечатление. По словам иностранца Я. Рейтенфельса, дворец напоминал «только что вынутую из футляра драгоценность».
Разнообразные типы гражданских зданий включали в себя также жилые здания, гостиные дворы, кельи и трапезные монастырей, складские палаты, башни и торжественные ворота, различные административные здания – от небольших сводчатых палат до величественной Сухаревой башни (конец XVII в.). Не только в крупных городах, но и на окраинах государства русские зодчие создавали подлинные шедевры гражданской архитектуры.
Европейская архитектура в Русском Царстве в XVII веке
Существенное влияние на развитие архитектуры как в Германии и Англии оказали уроки архитектора Палладио. Ещё в 1570 году Андреа Палладио опубликовал трактат «Четыре книги об архитектуре» с приложением собственных рисунков античных сооружений и их реконструкций. Издание было обобщением теоретических и практических навыков архитектора, выводом его архитектурного опыта. С выходом в свет этой книги Палладио стал вторым наиболее признанным теоретиком архитектуры после известного теоретика XV века Леона Альберти (1404-1472).
Издание быстро было переведено на иностранные языки, в том числе на русский. Произведение часто рассматривали как учебник и широко использовали для обучения и практического использования установок Палладио в строительной отрасли протестантских стран. Неожиданно трактат архитектора-католика стал знаменем противников римского варианта барокко (так называемого «стиля иезуитов») в протестантских странах, а классическая (древнеримская) манера его архитектуры противопоставлялась произведениям итальянского барокко.
Несмотря на то, что будущие русские архитекторы обучались в Италии, в 20-е и 30-е годы XVII столетия наибольшее влияние на русское градостроительство оказала английская архитектура.
Новую традицию основал архитектор Иниго Джонс (1573-1652). Он учился в Италии, а затем работал на короля Дании. Сестра датского короля Анна Датская, став королевой Англии, сделала его придворным архитектором. Иниго Джонс оказался работящим и перенёс на английские земли наставления архитектора Палладио.
Последователем Иниго Джонса в России стал князь Львов Дмитрий Петрович (1598-1660), сподвижник царевича Петра Дмитриевича, обучавшийся в Италии и Англии в 1620-1624 годах и проявивший себя в архитектуре. Князь Львов стал создателем в 1630 году Московского дворцового архитектурного училища при Московской дворцовой палате Дворцового приказа «для дворцового строения в Москосковском Кремле». В 1635-1636 годах руководил строительством Теремной дворец Московского Кремля.
Во второй половине XVII века на иноземную архитектуру в России наибольшее влияние оказал Кристофер Рен (1632-1723), создавший английский национальный вариант классицизма, с достаточно свободным использованием ордерной системы. Классицизм Рена в то же время достаточно компромиссный, как и барочный классицизм Франции XVII века. В сооружения Рена логично вошли барочные силуэты башен (западные башни собора Святого Павла) и острые шпили приходских церквей, напоминающие готические крыши-шатры норманнов. Черты барочной масштабности, игры разновеликих объёмов, дворцовой торжественности присущи сооружению Гринвичского госпиталя.
Первым зданием, построенным в России по иноземным проектам стало здание управления «Московской кампании», возведенное по проекту Иниго Джонса в Английской слободе в 1620 году. Двухэтажное здание с мансардными помещениями из красного кирпича с высокими прямоугольными окнами (с остеклением из 8 элементов) и английскими подъемными ставнями отличалось простотой и функциональностью. Фасад здания завершается фронтоном. Торцы здания завершались белыми балюстрадами.
Следующим зданием, построенным в прагматичном английском стиле в 1624 году стал комплекс зданий Военной академии Русского Войска в Преображенской слободе. Здание возводилось под руководством главного архитектора князя Львова Дмитрия Петровича. Главный (административный и учебный) корпус академии представлял из себя двухэтажное здание с мансардными помещениями из красного кирпича с высокими прямоугольными окнами (с остеклением из 15 элементов) и английскими подъемными ставнями. Главный корпус был соединен переходами с двумя отстоящими от него под прямым углом жилыми флигелями (первого и второго курса), и здания конюшни с въездыми воротами, которые в комплексе создавали замок. Внутри замка был оборудован строевой плац.
После возвращения царевича Петра Дмитриевича из заграничного путешествия в 1625 году по его желанию царском имении в Преображенском строится Малый царский дворец, в котором прослеживаются мотивы английского замка конца XVI века в миниатюре. Тем не менее, в сравнении с русской теремной архитектурой малый дворец выглядел по-европейски необычно.
В 1632 году в Санкт-Петербурге по указанию царевича Дмитрия Петровича построен «Дом Генерал-Адмирала», который всей строгостью и пуританской простотой должен было подчеркнуть воинское служение его владельца.
Большей изысканностью, несмотря на сохраняющиеся мотивы английского замка, отличался «Английский дом» в усадьбе Царицино, построенный в 1642-1645 годах для принцессы английской и шотландской Елизаветы Стюарт.
Комплекс зданий для будущей русской царевны включал дом принцессы, флигеля для воспитателей и слуг и первый в истории российской архитектуры регулярный сад с каменной изгородью. Вся архитектура английского дома предназначалась для уютного проживания юной принцессы и ее постепенной адаптации к русским условиям.
Настоящим шедовром стал дворец, построенный в классическом (древнеримском) стиле для царицы Елизаветы Петровны в 1655-1656 годах, получивший название «Дворец принцессы английской и шотландской Елизаветы Стюарт». Фасад двухэтажного здания с ризалитом, отделанный белым мрамором, был украшен восемью пилястрами, портиком с четырьмя колоннами и венчался баллюстрадой, проходящей через все здание. От портика отходила двусторонняя полукруглая лестница, а из цоколя выступал полукругдый фонтан. Дворец окружал регулярный парк.
Таким образом, архитектура в России XVII века развивалась как в традиционной манере русского теремного зодчества, так и в своейственном протестанской Европе классическом (древнеримском) стиле.