Тот, кому не повезло. Истребитель 中島 キ12 (Nakajima Ki-12)
В 30-е годы Япония начала модернизацию своих военно-воздушных сил, что привело к созданию ряда интересных прототипов боевых самолетов. Многие из них не были запущены в производство и даже сегодня относятся к числу малоизвестных. Одним из этих самолетов был истребитель Nakajima Ki-12.
Историю истребителя Ki-12 нужно начать с того, что в Японии внимательно отслеживали все новинки военной авиации как в вопросах техники, таки в вопросах боевого применения. Новые военные доктрины, возникающие в Европе, быстро достигали Японии. В Европе ради скорости и мощности вооружения жертвовали маневренностью. Сторонники такого подхода нашлись и в Японии. С другой стороны большой популярностью пользовалась идея победы над противником в ходе индивидуальных боев, более традиционная и доказавшая свое право на существование в ходе войны в Китае. Борьба между «новаторами» и «консерваторами» шла как в руководстве морской, так и сухопутной авиации.
В соответствии с концепцией «новаторов» инженерами Теи Коямой и Синроку Инуэ был спроектирован опытный истребитель Nakajima Ki-11. Конструкторы, создавая Ki-11, делали ставку на увеличение максимальной скорости, и вполне преуспели в этом. Последний из четырех прототипов, собранных между апрелем и декабрем 1935 года, имел уже закрывающийся фонарь кабины и более аэродинамически чистые обтекатели стоек шасси, но, увы, это не помогло Накадзиме выиграть конкурс. В ВВС, где шла настоящая драка между сторонниками "скоростного" и "маневренного" истребителей, возобладала партия "маневристов", и контракт достался Кавасаки, представившей биплан Ki-10, пошедший в серию под названием "тип 95".
Hе смотря на неудачу с Ki-11, Hакадзима продолжила исследования в области скоростных истребителей, начав проектирование новой машины при технической помощи сотрудников фирмы Dewoitine. С французской стороны проектом руководили Роже Робер (Roger Robert) и Жан Безо (Jean Beziaud), с японской — Сигэнобу Мори. В качестве образца был взят истребитель Dewoitine D.510J, тогда как в основе проекта лежал опытный истребитель Ki-11: оставив хвостовую часть фюзеляжа, команда проектировщиков заменила радиальный двигатель Nakajima Kotobuki 3 на французский мотор с водяным охлаждением Hispano-Suiza 12Xcrs мощностью 610 л.с..
Накадзима хотела выжать максимум летных характеристик из самолета, и поэтому конструкция его отличалась использованием самых последних достижений самолетостроения, многие из которых на японских истребителях применялись впервые. На Ki-12 были применены убираемые гидравлические шасси, крыло с щелевыми закрылками и пушечное вооружение: на истребитель была установлена 20-мм пушка, стреляющая через развал винта. На испытаниях в октябре 1936 года самолет показал превосходные летные данные.
фотографии модели Ki-12
Однако руководство армейской авиации с самого начала критически относилось к проекту ф. Накадзима: победившие сторонники "маневренного" истребителя считали Ki-12 недостаточно устойчивым, маломаневренным (по японским стандартам), дорогим и сложным. Кроме того, по опыту проблем Кавасаки с лицензионным выпуском BMW-VI, были сомнения в способности японской промышленности наладить серийный выпуск Hispano-Suiza 12Xcrs.
фотографии моделей Ki-12
Все это привело к отказу военных от принятия Ki-12 на вооружение. В результате на Hакадзиме также сделали вывод о вреде бега впереди паровоза: фирма начала работу над более "простым" проектом "тип Р.Е." с неубираемым шасси и двигателем воздушного охлаждения. Развитие проекта "типа Р.Е" привело к появлению истребителя Ки-27, который и был принят на вооружение.
Модификация | Ki-12 |
Размах крыла, м | 11,00 |
Длина, м | 8,30 |
Высота, м | 3,45 |
Площадь крыла, м2 | 17,00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1400 |
нормальная взлетная | 1900 |
Тип двигателя | 1 × ПД Hispano-Suiza 12Xcrs |
Мощность, л,с, | 1 × 610 |
Максимальная скорость, км/ч | 480 |
Практическая дальность, км | 800 |
Практический потолок, м | 10500 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение | 1 × 20-мм Hispano-Suiza HS.404, 2 × 7,7-мм тип 89 |
Список источников:
- http://en.wikipedia.org/wiki/Nakajima_Ki-12,
- http://ja.wikipedia.org/wiki/キ12_(航空機),
- http://serwisy.ioh.pl/pokaz-dzial/samoloty/artykuly/nakajima-ki,
- http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/23/index.htm,
- http://www.airwar.ru/enc/fww2/ki11.html,
- http://www.airwar.ru/enc/fww2/ki27.html,
- http://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=6687.