Танк-жираф: немецкая смекалка против советской техники
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Что общего между вертолётом, противотанковым ракетным комплексом, краном и жирафом? Любой нормальный человек скажет, что ничего. Но в ФРГ не только объединили все эти вещи в одном проекте, но и всерьёз хотели отбиваться от советской угрозы с помощью бронированных «жирафов».
Занять высоту
«Высоко сижу, далеко гляжу», — думаю, никто не будет сомневаться в верности этой пословицы. Во все времена военные строили дозорные и наблюдательные вышки или просто лезли повыше, чтобы раньше заметить врага и понять, что же он делает. Потом появились воздушные шары, дирижабли и, наконец, современная авиация, которая стала господствовать в сфере разведки, — но не без вопросов. Самолёт ведь не может висеть над одной точкой вечно, рано или поздно ему придётся вернуться на базу для заправки. Неудивительно, что быстро родилась идея о создании специальных высотных наблюдательных пунктов.
Проект подвижного наблюдательного пункта с раздвигающейся вышкой
К тому времени инженеры были хорошо знакомы с кранами, поэтому идея казалась очень простой в реализации. Вместо строителя или ремонтника посадить в люльке разведчика с телефоном или даже рацией, а потом поднять его повыше. Оттуда он сможет наблюдать за противником и наводить артиллерию. А если враг будет не очень доволен и попробует уничтожить разведчика, кран можно поставить на машину — и постоянно двигаться.
Несмотря на всю привлекательность концепции, нормально её так никто и не реализовал до сих пор. Лишь израильтяне соорудили мобильную бронированную дозорную вышку для контроля границы с Палестиной и Сектором Газа.
Израильская мобильная бронированная вышка «Акраб» («Скорпион») на шасси танка М60
Логичным развитием идеи было вместо разведчика разместить на кране что-то стреляющее — например, пулемёт. Тогда можно вести огонь из-за укрытия и сверху вниз, что очень удобно. Противнику придётся пытаться поразить небольшой по размеру оружейный модуль, а сама боевая машина будет надёжно укрыта.
Первую половину двадцатого века изобретатели всех стран активно работали над такими проектами: танки с поднимающимися башнями, лёгкие машины с пулемётами и многие другие безумные идеи. Но все они были слишком сложными, да и не очень нужными военным.
Английская танкетка «Мантис» («Богомол») с возможностью поднимать корпус для стрельбы из-за укрытий
Вертолёт для бедных
В 50-х годах нишу так и не появившихся «кранов» заняли винтокрылые машины. Сначала они выполняли роль разведчиков — ведь вертолёт мог долго висеть на одном месте, точно так же наблюдая за противником и корректируя союзников. С появлением ПТУР (противотанковых управляемых ракет) они же стали отличными охотниками за танками — выскочив из-за укрытия (например, леса), ударный вертолёт быстро отстреливал несколько ракет и снова прятался.
Это прекрасно, если ты — богатая страна, у которой есть много денег на вертолёты. Но если всё не так радужно?
В пятидесятых в США разработали танк «Фэлкон» («Сокол») с летающей башней. Он совмещал плюсы вертолёта и танка с поднимаемой башней
ФРГ была страной, конечно, не бедной, но до СССР, и тем более США, она никак не дотягивала. А вот с танковой угрозой у неё наоборот всё было очень хорошо. Именно западные немцы должны были принять на себя весь удар советских бронированных орд, ещё никем не потрёпанных. Потому внимание противотанковой обороне ими уделялось серьёзное.
Не могли немцы пройти и мимо вертолётов с ПТУР. К концу 70-х годов их достаточно удачный лёгкий вертолёт Во-105 оснастили ракетами — получился узкоспециальный летающий охотник за танками, дешевле «Кобры» и Ми-24. Но и того оказалось мало — бундесвер мог закупить чуть больше двух сотен вертолётов, а советских танков были тысячи.
Требовался ещё более дешёвый вариант.
Одна из безумных идей — джип-квадрокоптер с ПТУР SS-11. Мог ненадолго подниматься над укрытиями для ведения огня по танкам противника
И тут немцы вспомнили об идее с размещением оружия на поднимаемом модуле. Если говорить проще — решили поставить ПТУР на кран. Такая машина может как вертолёт выглянуть из-за препятствия и отстреляться по противнику, оставаясь практически неуязвимой. К звериным названиям военной техники у немцев была историческая тяга, поэтому всю концепцию логично назвали «Жираф». В 1979 году несколько немецких фирм начали работу над проектами подобных самоходных противотанковых комплексов. В качестве шасси рассматривались уже устаревшие танки «Леопард-1», БМП «Мардер-1» и другие легкобронированные, но подвижные машины.
Сам проект получил название, достойное своей задачи, — «Пантера». Ощущалось продолжение традиций борьбы с советскими танками
Кроме охоты на танки для «жирафов» быстро появилась вторая задача — борьба с советскими вертолётами. Обычные ЗСУ и ЗРК, конечно, неплохо справлялись со своими задачами, но зачастую требовали прямой линии видимости. А вот «Жираф» мог отстреливать стаи советских Ми-24 из-за лесов, домов и других препятствий.
Изначально рассматривался вариант, что «Жираф» будет или менять пусковые перед развёртыванием, или иметь один блок ПТУР и один — зенитных ракет. Но потом выбор сделали в пользу разработки универсальной ракеты, которая сможет и танки жечь, и вертолёты сбивать.
Одним из вариантов было использование швейцарско-американской универсальной ракеты ADATS (Air Defense Anti Tank System, «система противовоздушной и противотанковой обороны»)
«Пантера» была скорее самоходным ПТРК (противотанковым ракетным комплексом), чем танком. Немецкой идеей вскоре заинтересовались соседи — Англия и Франция.
Во второй половине восьмидесятых дали старт проекту «Пантера-2» — это уже был полноценный ракетный «танк-жираф». На базе одного из современных европейских ОБТ (основных боевых танков) предлагалось установить поднимаемый бронированный модуль с ПТУР. В основном «Пантера-2» действовала бы из засады, как обычный противотанковый комплекс, но при этом могла и принять участие в прямом танковом бою.
Вариант «Пантеры-2» на шасси английского танка «Челленджер-1». Кроме ракет на модули установили и автопушку для борьбы с пехотой и вертолётами
К 1988 году победителем в программе «Пантера» признали фирму «Вегман», предложившую самый дешёвый вариант установки с ракетой НОТ-3. Их конкуренты из «Евромиссайл Дайнемикс», поставившие на разработку универсальной противотанково-зенитной ракеты TRIGAT (Third Generation Anti Tank — «истребитель танков третьего поколения»), остались не у дел, но работу не прекратили, переключив внимание на «Пантеру-2». Кроме того, они предложили использовать в качестве базы не только бронированное шасси, но и грузовик MAN KAT1 8×8 — для удешевления производства. Это ещё больше усилило сходство системы с самым обычным краном.
Обе программы имели высокий приоритет — немцы делали на них ставку даже большую, чем на ударные вертолёты, уязвимые для зениток противника.
Самоходный ПТРК с поднимаемым модулем на базе грузовика
Не только ракеты
Постепенно «жирафы» начали проникать и в другие сферы военной деятельности. Так, для разведывательной машины неплохо было бы разработать штангу с камерами, тепловизорами и другими полезными для наблюдения приспособлениями, да и автопушку для самообороны поставить туда же. Другой интересной идеей было вместо ПТУР установить лазерную установку, чтобы с её помощью сбивать вертолёты и слепить танки противника.
Под шумок возродилась идея танка с поднимающейся башней. Западная бронетехника вообще очень часто была заточена на ведение огня из-за холмов, когда противник видит только бронированную башню, — тут и хорошие углы вертикальной наводки помогали, да и попасть по башне сложнее, чем по всему танку. А если танку добавить поднимаемую башню, то простор применения подобной тактики серьёзно возрастёт.
В рамках работ над танком нового поколения активно исследовался вопрос создания полноценного бронированного «жирафа» — не с ракетами, а с обычным орудием. Но из-за проблем с отдачей, которая могла сломать систему подъёма башни, эти работы так и остались на бумаге.
Танк с поднимаемой башней, проект в рамках программы «Панцеркампфваген-2000»
К 1991 году «Пантера» закончила проходить испытания и была готова к серийному производству, но советская танковая угроза уже исчезла. Бундесвер успокоился и перешёл в режим жёсткой экономии — деньги уходили на интеграцию Восточной Германии.
Финансирование различных проектов «жирафов» свернули. Фирма «Евромиссайл Дайнемикс» некоторое время продолжала работы, надеясь на закупки из Восточной Европы и Ближнего Востока, но клиентов не нашла и закрыла все подобные проекты.
Позже, уже в нулевых годах, в рамках работы над БМП «Пума» рассматривался вариант создания ПТРК с поднимаемым модулем на её базе, но дальше чертежей эта идея не прошла.
Польский самоходный ПТРК с поднимаемым модулем
Велись работы над подобными машинами и в других странах. Большой интерес к ним проявляли некоторые государства Восточной Европы. Например, очень активно над «жирафами» работали в Польше, рассматривая их как защиту от танковой угрозы со стороны России. Были схожие проекты у чехов и сербов. Но найти на них денег не удалось. Прорабатывался ПТРК с поднимаемым модулем и в Китае, но и там до серийного выпуска дело не дошло.
Китайский стенд для испытания ракет боевых вертолётов. На его базе прорабатывался вариант самоходного ПТРК, но реализован не был
Современные противотанковые ракеты зачастую уже сами могут огибать препятствия — достаточно лишь поднять систему наведения повыше. Потому нужда в «жирафах» сейчас совсем отпала. Да и их высокая сложность при малой универсальности отпугивает военных.
Возможно, в будущем мы увидим новый вариант этой старой идеи, но что это будет — сказать пока сложно
источник: https://warhead.su/2018/11/09/tankzhiraf-nemetskaya-smekalka-protiv-sovetskoy-tehniki